Артур Леер: "Списки товаров для параллельного импорта меняли уже трижды"
Новый проспект
Мнения

Артур Леер: "Списки товаров для параллельного импорта меняли уже трижды"

Прочитано: 421

Вице-президент российской Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ), управляющий партнер ЮК «Лекс Альянс» Артур Леер объяснил, с какими проблемами сталкивается продавец, привозящий продукцию параллельного импорта в нашу страну, как он зарабатывает на таких перевозках и почему импортерам стоит задуматься о создании сервисных центров.

Легальный импорт или контрафакт?

Сегодня параллельным импортом часто ошибочно считают любую продукцию: и легально ввезенную в РФ, и нелегально, и даже контрафактную.

Параллельный импорт — это инструмент, введенный постановлением правительства РФ и приказом Минпромторга, где утвержден перечень товаров, которые можно ввозить. Легально. По закону на территорию России могут быть ввезены исключительно эти товары — из списка. Все остальные считаются нелегальными: ввезенными не параллельным импортом, а черным.

При этом надо иметь в виду, что такая продукция не всегда является контрафактной. Контрафактной считается подделка под бренд — продукция, изготовленная не ее производителем. С ней бренды чаще всего борются, и за контрафакт предусмотрена и административная, и уголовная ответственность.

А вот на ту продукцию, что изготовлена настоящим производителем и каким-то образом ввезена на территорию страны, несмотря на отсутствие в утвержденном перечне товаров, некоторые бренды не обращают внимания, считая, что она всё же подлинная и завод-изготовитель так или иначе на какой-то из цепочек поставок свои деньги за нее получил.

Однако с этим можно бороться в судебном порядке. Судебная практика уже появилась, и суды подтверждают, что если товар не внесен в список приказа Минпромторга, но при этом кем-то завезен в страну, то это нарушение прав правообладателя, за которое продавец привлекается к ответственности.

Важно отметить, что этот приказ Минпромторга видоизменяется, и списки товаров менялись уже трижды. Чаще всего они сокращаются, потому что изначально производители заявили, что они не готовы поставлять свои товары в Россию (и их занесли в список), а потом, понимая, какие финансовые потери будут понесены в результате, оказались готовы, и товары из списков убрали.


Дороги, которые выбирает продавец

Если товар ввозится легально, то процедура ввоза в целом несложная (при условии, конечно, наличия всех документов: о закупке, таможенных и прочих).

Единственным камнем преткновения в настоящий момент является сертификация, потому что раньше ее давали дистрибьюторы и производители, а сейчас продавцу ввозимую линейку товаров нужно сертифицировать самому, что, соответственно, влечет за собой довольно серьезные финансовые вложения: товар становится дороже.

Иногда бывает, что продавец завозит товар, который внесен в список параллельного импорта, но таможня неправильно трактует приказ Минпромторга и арестовывает этот товар. В данном случае в работу с таможней включаются юристы предприятия.

В целом же сложностей с ввозом нет, скорее бывают сложности с закупкой. Ведь одно дело, когда производитель знает, куда пойдет его товар, и не против этого, и другое, когда он не хочет, чтобы его товар шел в Россию.

Если производитель не против, то любой продавец, зарегистрированный не в российской, а в другой юрисдикции (в той же Киргизии, к примеру), делает закупку и впоследствии просто поставляет этот товар. Киргизия, Эмираты, Турция и Армения — вот основные хабы, через которые сейчас завозят товары в Россию.

Модель поведения схожа: турецкая, предположим, компания звонит производителю, объясняет, что ей этот товар нужен для потребления в Турции, получает требуемое и поставляет в Россию. Второй вопрос — как оплатить эти товары. Транзакции из России имеют свои сложности, которые решаются также с помощью какой-то из юрисдикций, но при этом возникает вопрос конвертации валют, и это вновь выливается в финансовую нагрузку на конечного потребителя: товар становится еще дороже.

Если производитель поддерживает поставку в Россию, то всё в порядке. А если не поддерживает, то он может отследить свой товар, и мы уже неоднократно сталкивались на практике с тем, что, когда товар выявляется на территории России, производитель прекращает взаимодействовать с компанией, производившей его закупку.

Тогда закупщики, конечно, также прекращают работать через данный логистический хаб, но тут же начинают работать через другой, продолжая поставлять данный товар: Россия на самом деле очень гибкая и сразу же находит новые решения.


Новая ниша

Одной из проблем параллельного импорта является гарантийное техническое обслуживание товара. И это проблема продавца, как он будет его осуществлять.

Если раньше ему приносили некачественный товар, и он отправлял его производителю, который либо делал перерасчет, либо поставлял новую продукцию, то теперь это так легко не решается. И это крайне актуальная проблема!

Потому что иногда проще данный товар списать в убытки, чем идти обратно той же цепочкой, каким-то образом доставляя неработающую модель до производителя и заменяя. Эту задачу каждый продавец решает по-своему, в зависимости от категории товара. Если он дорогостоящий, то, безусловно, возврат производителю оказывается финансово обоснован, а если не слишком дорогой, то списывается в убытки.

С другой стороны, осуществление гарантийного технического обслуживания может стать в России новой нишей, новым направлением развития компании-продавца. И если эта компания крупная, то она может открыть собственную сервисную службу и начать на этом зарабатывать.

Думаю, 2023 год будет показателен с точки зрения масштабности параллельного импорта. Сейчас все везут по чуть-чуть, а в следующем году, мне кажется, продавцы будут укрупняться в завозе определенных категорий товаров, открывая при этом сопутствующие сервисные центры.

По материалам онлайн-конференции клуба для предпринимателей сферы e-com Omnicom Club «Разговор под ёлочкой: стратегия продаж на маркетплейсах в наступающем году»


параллельный импорт логистика
Читайте также по теме
Производитель замороженных продуктов ГК «Мега Холод» вложит 700 млн рублей в строительство транспортно-логистического центра в Псковской области. Объект введут в строй в 2027 году. Спрос на качественные складские объекты смещается в регионы, говорят эксперты.
Почему построение новых логистических маршрутов и реализация крупных инфраструктурных проектов помогают нарастить выпуск и экспорт продукции, «Новому проспекту» рассказал начальник экономического управления Северо-Западного ГУ Банка России Алексей Суслов.
Компания Ozon станет собственником нового огромного логистического комплекса в Ленобласти. Комплекс по заказу ретейлера построит краснодарская компания «Девелопмент-С» за 6,5 млрд рублей. Это будет второй крупный склад Ozon в регионе.

Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки