Алексей Суслов: "Транспортные инвестпроекты повышают потенциал экономики"
Новый проспект
Мнения

Алексей Суслов: "Транспортные инвестпроекты повышают потенциал экономики"

Прочитано: 2129

Начальник экономического управления Северо-Западного ГУ Банка России Алексей Суслов объяснил «Новому проспекту», как связаны между собой построение новых логистических маршрутов, реализация крупных инфраструктурных проектов и рост экспорта отечественной продукции.

Санкционные ограничения, введенные в беспрецедентном объеме в отношении российской экономики в 2022 году, привели к существенным сдвигам в структуре экспорта — как товарной, так и географической.

Перестройка российских экспортных потоков в текущем году продолжается. Всё больше товаров поставляется в страны Азии и СНГ, в Африку и Латинскую Америку. Однако успех этого процесса, а значит и динамика экспорта, существенно разнятся по отраслям. Ситуация в экспортной логистике в условиях структурной перестройки экономики оказалась в фокусе внимания опубликованного в сентябре доклада Банка России «Региональная экономика: комментарии ГУ».

Переориентация с европейского рынка наиболее негативно сказалась на предприятиях лесопромышленного комплекса Северо-Запада России. Они стали активно перестраивать маршруты, осваивать новые направления экспорта и свободные ниши в России. Так, лесоперерабатывающее предприятие Архангельской области, ранее экспортировавшее продукцию в Европу, переориентировало свои поставки на страны Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Доставка продукции за рубеж осуществляется железнодорожным и морским транспортом.

Также изменилась география экспорта удобрений. Например, мурманское предприятие после прекращения поставок в Европу стало активно наращивать отгрузки продукции в страны СНГ. Еще один крупный производитель удобрений на Северо-Западе смог полностью заменить порты Прибалтики на российские. В целом перевалка удобрений через порты Балтийского бассейна за январь-июль 2023 года выросла в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Успешно переориентировали часть экспорта и нашли новых покупателей в дружественных странах производители потребительских товаров. Например, калининградский производитель рыбной продукции после прекращения торговых отношений с Европой экспортирует около 20% выпускаемой продукции в страны СНГ, остальной объем реализуется на внутреннем рынке.

По данным опросов, проводимых Банком России, доля предприятий-экспортеров, сообщивших об отсутствии проблем с поставками, за год выросла с 41% до 55%. Однако с изменением направлений поставок увеличилась длина логистических цепочек, что зачастую влечет за собой рост издержек для поставщиков.

По информации предприятий Северо-Запада, в 2022 году стоимость доставки продукции лесоперерабатывающего комплекса из макрорегиона в Азию выросла в 2,4 раза, в Африку — более чем в 4 раза, в том числе из-за ухода с российского рынка международных контейнерных перевозчиков.

Сегодня ситуация с затратами на логистику постепенно стабилизируется. Так, по информации ведущего российского лесопромышленного холдинга, стоимость доставки пиломатериалов из регионов Северо-Запада в восточном направлении в августе текущего года снизилась в 6 раз с максимальных значений, которые отмечались в конце 2022 — начале 2023 года. Одной из основных причин такого изменения тарифов является рост конкуренции среди железнодорожных контейнерных операторов за экспортный груз в Азию. Также снизилась стоимость перевозок морским транспортом на данном направлении.

Успешной перестройке логистики и расширению географии экспортных поставок также способствовали меры государственной поддержки. Большинство производителей воспользовалось услугой региональных экспортных центров по компенсации до 80% затрат на перевозку грузов по России. Особо востребованными стали бизнес-миссии в дружественные страны. Это помогало компаниям принимать участие в зарубежных выставках, размещать продукцию на маркетплейсах, выходить на новые рынки сбыта.

Кроме того, летом 2023 года правительство России утвердило субсидию, предусматривающую компенсацию затрат на транспортировку продукции лесопромышленного комплекса через морские порты Северо-Запада, что также окажет поддержку предприятиям.

В целом по стране продолжается реализация крупных инвестиционных проектов, которые в будущем позволят улучшить ситуацию в логистике и увеличить экспортный потенциал компаний. В Северо-Западном макрорегионе одним из ключевых направлений является развитие Северного морского пути. В Республике Коми началось строительство транспортного коридора к нему — железной дороги Сосногорск — Индига и глубоководного порта Индига. Это позволит ресурсодобывающим и перерабатывающим предприятиям из других макрорегионов выйти на перспективные мировые рынки, сократит время перевозки грузов примерно на 3 суток и существенно разгрузит Транссибирскую магистраль.

Выстраивание новых логистических цепочек, а также снижение издержек на транспортировку железнодорожным и морским транспортом за счет роста конкуренции позволят предприятиям различных отраслей нарастить объемы выпуска и экспорта уже в краткосрочной перспективе. Реализация инвестиционных проектов в сфере логистики и транспорта будет способствовать открытию новых производств, созданию новых рабочих мест и повышению потенциала экономики в целом.

Доклад «Региональная экономика» содержит обзор текущей экономической ситуации в семи макрорегионах России. Он выходит 8 раз в год перед заседанием совета директоров Банка России по ключевой ставке. Доклад служит надежным источником актуальной информации о региональном развитии, которая в том числе учитывается советом директоров при принятии решения по денежно-кредитной политике.

На прошедшем 15 сентября заседании совета директоров Банка России было принято решение повысить ключевую ставку с 12% до 13% годовых. Инфляционное давление в российской экономике остается высоким. Причины — рост внутреннего спроса, опережающий возможности расширения выпуска, и ослабление рубля в летние месяцы. Для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году потребовалось повышение ключевой ставки.

Повышая ставку, Банк России стремится привести спрос в соответствие с возможностями выпуска и тем самым снизить инфляцию. Согласно прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в целом по России составит 6-7% по итогам 2023 года, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться в этом диапазоне в дальнейшем.


экономика инвестиции логистика
Читайте также по теме
Петербургская компания «Балтийский алюминий» вложит почти 500 млн рублей в создание предприятия по производству алюминиевых профилей различного назначения. Завод мощностью 10 тыс. тонн продукции в год построят в особой экономической зоне «Моглино» в Псковской области.
Медицинская сеть Iclinic откроет в Петербурге четыре новых диагностических центра для проведения КТ и МРТ-исследований. Инвестиции в проект оцениваются почти в 1 млрд рублей. Хотя спрос на исследования в Петербурге высок, окупаться вложения будут долго, уверены эксперты.
Сегодня в Подмосковье открылся самый крупный в России завод по переработке пластика «ЭкоЛайн-Вторпласт» и завод по производству готовых изделий из вторичной гранулы «ЭкоПласт».
19.04.2024

В Петербурге запустят дополнительные автобусы к кладбищам в выходные
03.05.2024
Китай запустил на Луну космический аппарат
03.05.2024
Прорванную в Орске дамбу пообещали восстановить к зиме
03.05.2024
На Украине запретили банкам и ломбардам принимать в залог БПЛА
03.05.2024
В городах России скорость передвижения автомобилей через 10 лет может сократиться в два раза из-за пробок
03.05.2024
Опрос: 53% российских бизнесменов довольны своими финансовыми делами
03.05.2024
Парады в День Победы пройдут в 25 городах России, в том числе в Петербурге
03.05.2024
Иноагентам запретят любое участие в российских выборах
03.05.2024
Почти половина граждан, уехавших из России в начале СВО, вернулась обратно
03.05.2024
Петербургские архитекторы оценили идеи школьников по оформлению дворов
03.05.2024
Для восстановления сектора Газа после войны потребуется до $40 млрд
03.05.2024
Петербургские рестораны готовятся встречать Пасху
03.05.2024
В России могут отменить штраф за тонировку передних боковых стекол
03.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки