Ирина Соловьева: «Клиент готов платить за комфорт и покой»
Ирина Соловьева, коммерческий директор петербургского территориального управления группы «Эталон», рассказала на конференции «Нового проспекта», как пандемия изменила квартирографию первичного жилья и какие запросы появились у покупателя , пережившего карантин.
Приметы времени
Пандемия несколько изменила тренды рынка жилищного строительства. Возник, например, тренд на некоторую изолированность. Покупатель, переживший пандемию в собственной квартире, теперь требователен к звукоизоляции и готов за нее доплачивать. Кроме того, появился запрос на небольшое число квартир на этаже: в бизнес-классе их должно быть не больше четырех, в масс-маркете — не более восьми. По этой же причине вырос спрос на урбан-виллы — квартиры с отдельным выходом на первом этаже. Покупатель, благодаря такой планировке, к жилым квадратным метрам получает небольшой собственный палисадник.
Изменилось и понятие «комфортная среда». В него теперь входят такие «фишки», как возможность спуститься в подземный паркинг на лифте с любого этажа, наличие в каждой парадной колясочных и мест для мойки лап у собак. К наполнению микрорайона инфраструктурой потребитель тоже стал более требовательным. Даже сложно сказать, что теперь важнее: образовательные учреждения возле дома, магазины в шаговой доступности или, например, объекты развлекательной инфраструктуры. Важно всё: и фитнес-залы, и прачечные, и деловая зона (коворкинги и коливинги, а также изолированные комнаты для деловых переговоров). Это тоже тренд, который усилился в пандемию.
Окно должно быть и в ванной!
Намаявшись во время карантина в малогабаритном жилье, люди стали присматриваться к квартирам большой площади. В апреле 2020 года на рынке были зафиксированы взрывные продажи четырехкомнатных квартир (их доля в общем объеме продаж доходила до 6%, хотя до пандемии была всего 1–2%). Чуть позже, уже в августе, увеличилось число продаж двух- и трехкомнатных квартир, хотя этому росту способствовала не только пандемия, но и льготная ипотека.
Все строительные компании получили рост спроса, но больше продаж было у тех застройщиков, которые предлагают дома с продуманными планировочными решениями. Конечно же, у каждого покупателя свои предпочтения, но есть и общие тренды. Например, европланировка (большая общая кухня-гостиная и небольшие приватные спальни для членов семьи). Такую квартирографию сегодня предлагает большинство застройщиков. Но покупатель обращает внимание и на внутриквартирное зонирование, в частности, на то, что родительская спальня находится в противоположном от комнат для детей углу квартиры. Удивительно, но у покупателей стали востребованы санузлы с окнами. Клиенты даже готовы доплачивать за такую планировку. Как показал наш опрос, за окно в ванной комнате (и за повышенную звукоизоляцию) клиент готов платить до 25% от стоимости квартиры.
Свободно и безопасно
Несмотря на то, что субсидированная ипотека увеличила спрос на многокомнатные квартиры, в 2021 году будут популярны и однокомнатные квартиры. Причем площадь такого жилья год от года снижается, поскольку доходы населения, к сожалению, не растут.
Интересно, что покупатели жилья бизнес-класса и масс-маркета теперь готовы платить за «умный дом». У них уже появился запрос на круглосуточного диспетчера всех инженерных систем, на возможность сбора показаний со всех счетчиков и на коллекторную систему с разводкой труб в полу. Есть спрос на индивидуальный тепловой пункт, в котором будет нагреваться вода. В тренде также современная IP-телефония и, как ни странно, зарядки для электромобилей в паркингах.
Пандемия изменила требования к экологичности жилья. Покупатели в домах бизнес-класса готовы платить за системы кондиционирования и индивидуальной очистки воды. В тренде также обеззараживание и рециркуляция воздуха в общественных зонах домов. Молодежь требует постаматы для бесконтактной доставки заказов, а люди старшего поколения высоко ценят контроль доступа на территорию (в том числе по смартфонам) и въезд в паркинги только по номерам машин.
Запись трансляции прошедшей 18 декабря дискуссии «Эпидемия непослушания. Рестораторы в поиске решений»
Итоги конференции «Эпидемия непослушания. Рестораторы в поисках решений» — в материале «НП» «Диалог бизнеса и власти против эпидемии непослушания».
Следующая дискуссия в серии мероприятий «Нового проспекта» состоится 21 января и будет посвящена юридическим и налоговым нововведениям в сфере недвижимости.
Ознакомиться с программой и зарегистрироваться в качестве слушателя можно на нашем сайте или по почте k.chirica@newprospect.ru. По вопросам участия в качестве спикера обращайтесь по телефону +7 911 259-43-55, Ксения Чирица.
Итоги конференции «Новые продукты и форматы на рынках коммерческой и жилой недвижимости в борьбе за потребителя», прошедшей 10 декабря, — в статье «НП»
«Пузырь» надувается. Участники конференции «НП» назвали основные тренды на рынке жилья»
Итоги конференции, «Текущая повестка рынка недвижимости и прогноз на 2021 год», прошедшей 26 ноября, — в статье «НП»
«Пройдет 2–3 года, и мы будем вспоминать не о драме, а об акселерации»
Мнения спикеров:
Игорь Горский: «Инвесторам важна прибыль, а не эмоции»
Вероника Лежнева: «Кризис был не у всех»
Максим Ельцов: «Льготная ипотека угрожает рынку»
Константин Сторожев: «Апартаменты конкурируют не с жильем, а с пенсионным фондом»
Андрей Степаненко: «Мы можем потерять 30% памятников за 30 лет»