Ставка на пробег. Автохолдинг "РРТ" продал часть активов в Петербурге
Один из старейших петербургских автохолдингов — «РРТ» — продал часть своих активов в Петербурге ГК «Форсаж». На фоне непростой ситуации на авторынке компания намерена сосредоточиться на продажах автомобилей с пробегом и развитии в регионах.
Автохолдинг РРТ, входящий в ИК «Икс 2» Олега Барабанова, продал часть активов в Петербурге. В сделку вошли имущественный комплекс на ул. Хошимина, 1, площадью 6,2 тыс. м2 (там находится дилерский центр Mitsubishi), а также малярно-кузовной центр и право аренды дилерского центра Mitsubishi на пр. Маршала Жукова, 78 (они достались компании в результате сделки с ГК «Мега Авто»). Покупателем выступила ГК «Форсаж», которую, как считается на рынке, контролируют Валентин Анкудинов и Евгений Свистельников.
Сумма сделки не раскрывается, но на рынке ее оценили примерно в 750 млн рублей. В Петербурге «РРТ» планирует продавать автомобили Nissan, также продолжит работу управляющая компания автохолдинга.
«Поскольку стратегия «РРТ» предполагает развитие именно в регионах, вопрос реализации бизнеса в Петербурге был вопросом времени. Конечно, когда в бизнес вложены средства и силы, чувствуешь какое-то сожаление, продавая его, но нельзя смешивать эмоции и разум. А главное в бизнесе — это стабильность и постоянное развитие», — говорит Олег Барабанов. По его словам, сделка позволит компании заместить часть оборотных кредитов собственными средствами, а в условиях дорожающих кредитных денег это означает повышение устойчивости всего бизнеса. «Кроме того, ситуация, когда автобизнес генерирует высокие прибыли благодаря дефициту автомобилей, временная. Она закончится в течение года-полутора, после чего автомобильный рынок Петербурга вновь вернется к демпингу и низким доходам. Поэтому стратегически мы заинтересованы в развитии именно в малых регионах», — говорит Олег Барабанов.
На сегодняшний день у компании есть дилерские центры Nissan и Kia в Вологде, Nissan в Петербурге, Вологде и Казани, Mitsubishi в Мурманске, а также автоцентры по продаже автомобилей с пробегом в Альметьевске, Белгороде, Брянске, Великом Новгороде и Пскове.
«Мы считаем, что потенциал рынка для нас выше в малых городах, там мы также активно развиваем направление автомобилей с пробегом. Сегодня оно ключевое для нас. Если в 2020 году мы продали около 11 тыс. машин с пробегом, то в 2021 году продадим около 17 тыс., а в 2022 году планируем выйти уже на 25 тыс. авто. Этот рынок составляет около 5 млн автомобилей в год по России, а официальные дилеры продают только 20%. Значит, точно есть куда расти», — говорит Олег Барабанов.
Напомним, что в мае 2021 года «РРТ» продал 49% долей в ООО «Центр Санрайз» (совместное предприятие «РРТ» с японской Sojitz Corporation по продаже марки Subaru) партнеру Sojitz Corporation. В сделку вошли 9 дилерских центров марки и дилерский контракт на продажу Subaru. Три центра находятся в Петербурге, по одному — в Архангельске, Вологде, Воронеже, Мурманске, Петрозаводске и Ярославле. В собственности из них три здания: два в Петербурге и одно в Архангельске.
В 2020 году РРТ запустил проект «РРТ-Автомаркет» по продаже автомобилей с пробегом (по одному дилерскому центру в Белгороде, Брянске, Великом Новгороде, Пскове) и «РРТ-Аукцион» — площадку для юрлиц по покупке и продаже автомобилей оптом и в розницу.
В 2020 году компания продала 10 944 новых автомобилей (в 2019 году — 8757), а также 11 092 машин с пробегом (в 2019 году — 7740). Оборот составил в 2020 году 23,14 млрд рублей (в 2019 году — 15,4 млрд рублей).
Ковид подталкивает к пробегу
В ГК «Форсаж» не стали комментировать сделку. Компания образовалась в 2016—2017 году в результате корпоративного конфликта между старыми и новыми акционерами в ГК «Дакар». Последние годы группа ведет активную экспансию на авторынке Петербурга. В частности, она выкупила право требования долга ГК «Лаура» и теперь является основным кредитором автоцентра на Выборгском шоссе, а до этого приобрела комплекс автоцентров обанкротившейся группы «Ральф» Юрия Жевнерчука и его партнеров. Автохолдинг «Форсаж» — дилер LADA, УАЗ, Suzuki, Peugeot, Citroen, KIA и Volkswagen в Петербурге. ГК «Дакар» продает автомобили Renault, Hyundai, KIA, УАЗ и автомобили с пробегом.
Интересно, что сейчас ситуация с продажами новых автомобилей в России очень непростая. Так, по данным АЕБ, они в ноябре упали на 20,4%, до 125 466 машин. С января по ноябрь 2021 года было продано 1,439 млн машин, что на 6,9% больше, чем годом ранее. Это связано с сокращением производства на фоне ковидных ограничений и, как следствие, ростом стоимости новых автомобилей и их дефицитом на рынке, что дает дилерскому бизнесу довольно высокие прибыли. Но эксперты говорят, что в будущем году рынок ждет сокращение. Дефицит может продлиться еще в течение полугода-года, и затем уже дилерам придется непросто.
Неудивительно, что дилеры делают ставку на продажу машин с пробегом.
По данным исследования «АвтоБизнесРевю», «РРТ» вошел в топ-10 российских автохолдингов, которые нарастили продажи машин с пробегом за первое полугодие 2021 года. Компания продала 6702 авто, что на 50% больше, чем годом ранее, а доля подержанных машин в общей структуре продаж компании составила 71,3%.
По данным агентства «Автостат», объем российского рынка легковых автомобилей с пробегом за первые 5 месяцев 2021 года составил 2,26 млн единиц, что на 28,3% больше показателя января-мая 2020 года. На Москву и Подмосковье приходится около 11% всех купленных подержанных автомобилей в стране. На третьем месте — Краснодарский край с долей рынка чуть менее 5%: за этот период в регионе было куплено 107,7 тыс. подержанных автомобилей, что на 45,8% больше, чем год назад. Четвертый по объему в стране — вторичный рынок Петербурга, он вырос на 27,3%, до 65,7 тыс. штук. Пятерку лидеров замыкает Свердловская область, жители которой в январе-мае 2021 года приобрели 64,8 тыс. подержанных машин (+16,3%). При этом с января по ноябрь нынешнего года подержанные автомобили подорожали в среднем на 34%. В ноябре средняя цена на машину с пробегом в России достигла 922 тыс. рублей. Учитывая то, что в январе этот показатель находился на уровне 688 тыс. рублей, с начала года рост средней цены составил 234 тыс., или 34%.
Логичный выигрышный ход
На этом фоне опрошенные «Новым проспектом» эксперты считают решение РРТ о продаже части петербургских активов логичным и удачным шагом, как и желание сосредоточиться на работе в регионах, где меньше конкуренция и менее избалованный покупатель.
«Крупным игрокам стало тесно в текущих локациях и, учитывая, что затраты на выход в регионы не столь большие, некоторые компании пытаются попробовать себя в таком статусе», — отмечает Андрей Ольховский, генеральный директор ГК АВТОDOM.
«Я считаю, что сделка очень удачная. РРТ продает, мягко скажем, не самую драйвовую марку. И при этом на деньги от сделки может сделать серьезное вложение в продажу машин с пробегом в регионах, на которые, очевидно, Олег Барабанов сделал ставку. Это логично, поскольку в Петербурге авторынок сильно переоценен и недооценен в регионах. Перспектив там значительно больше. Мы видим это по собственному бизнесу», — говорит Игорь Седов, директор по развитию ГК «Аксель».
А вот для «Форсажа» сделка, скорее, рискованная и не совсем понятная с точки зрения прибыльности, добавляет он.
«Рынок автомобилей с пробегом становится более цивилизованным. На нем растет как доля официальных игроков, так и специализированных компаний. Я говорю о так называемых «перекупах», которые переходят на «светлую» сторону и становятся легальными продавцами», — говорит Олег Мосеев, член совета директоров ГК «Оками», владелец компании «Автомаркетолог». По его словам, этот рынок сам по себе интересен тем, что он в 3,5 раза больше, чем рынок новых автомобилей. «Да, значительно отличается средняя цена машины, но и выше оборачиваемость стоков. Кроме того, здесь не требуется таких масштабных вложений и нет диктата автоконцернов. В регионах люди не избалованы высоким уровнем сервиса. Так что у столичных компаний есть, что предложить им и, таким образом, закрепиться. При этом в каждом регионе есть свои особенности. Например, в южных французские марки ценятся гораздо выше, чем в северных. А японские производители более популярны на востоке России», — пояснил он.
По словам Олега Мосеева, компания, которая формирует федеральную сеть, может покупать автомобили в одних регионах, а продавать в других — там, где они дороже. «Это так называемый региональный арбитраж, который характерен для рынка с пробегом. Выстраивая стратегию таким образом, дилер значительно выигрывает по отношению к даже к более крупным игрокам, которые сосредоточены на монорынке», — заключил Олег Мосеев.