Олег Барабанов: «В бизнесе невозможно сидеть на двух стульях»
Новый проспект
Интервью

Олег Барабанов: «В бизнесе невозможно сидеть на двух стульях»

Прочитано: 523
Олег Барабанов: «В бизнесе невозможно сидеть на двух стульях»
Олег Барабанов не давал интервью уже 8 лет. За это время он пережил банкротство своего автохолдинга «РРТ», затем успешно вернулся на авторынок с брендом ОАК (Объединенная автомобильная корпорация) и стал советником председателя правления банка «Санкт-Петербург». В интервью «Новому проспекту» бизнесмен рассказал, почему ушел из банка, зачем провел ребрендинг автохолдинга, который снова называется «РРТ», и как планирует развивать его дальше.
Олег, вы больше 3 лет работали в банке «Санкт-Петербург». Почему приняли решение уйти?

— С августа 2017 года по декабрь 2020 года я занимал должность советника председателя правления банка, курировал корпоративный бизнес. Не думаю, что это долго, но сделали мы за это время много. У нас с Александром Савельевым (глава банка «Санкт-Петербург». — Прим. «НП») было соглашение, что я прихожу на 3 года для достижения конкретных целей. В частности, это реорганизация блока корпоративного бизнеса в банке, увеличение кредитного портфеля, наставничество над заместителем главы правления по корпоративному бизнесу. За 3 года все цели выполнены. Мы поменяли структуру банка: вместо 12 филиалов с 12 вице-президентами получили четыре отраслевых департамента (торговля, тяжелая промышленность и госсектор, строительство, промышленность и транспорт). Мы полностью перестроили работу филиалов Москвы и Калининграда, открыли филиал в Новосибирске, представительства в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

По факту за эти 3 года мы сократили количество персонала с 500 человек (на конец 2017 года) до 200 (в 2020 году). При этом кредитный портфель крупного и среднего бизнеса вырос со 180 млрд рублей в 2017 году до 320 млрд рублей на конец 2020 года. Прибыль, соответственно, увеличилась с 1,5 млрд до 6 млрд рублей в 2020 году. 

Ну и главное: после моего ухода на крупном корпоративном бизнесе остался молодой толковый зампред Вячеслав Ермолин, вместе с которым мы делали все изменения в банке эти 3,5 года. Он сильно вырос за это время. Мы смогли создать и перестроить коллектив, расставить приоритеты. Все сели в одну лодку и стали работать на один результат. Я считаю это большой победой. Финансовый результат банка за 2019–2020 годы явное тому подтверждение. За прошлый год чистая прибыль банка увеличилась на 103,7%, до 11,7 млрд рублей, а выручка составила 39,4 млрд рублей, что на 34,3% больше, чем годом ранее.

Это, конечно, уникальный опыт. Но поскольку все задачи были выполнены, я принял решение вернуться в свой бизнес. Он тоже 3 года не стоял на месте: выручка с 11,5 млрд рублей (без НДС) в 2017 году выросла до 24 млрд рублей в 2020 году. Открылись новые центры и новые направления, например «РРТ-Автомаркет». Всё это требует дальнейшего развития.

Плюс открылся новый большой проект строительства жилья в Великом Новгороде. Сейчас мы сдаем первые 18 тыс. м2, это 300 квартир. Дальше планируем построить ещё 300 тыс. м2 жилья. Всего инвестиции в проект составят 12 млрд рублей. По факту мы строим новый микрорайон города. 

В общем, всем этим надо внимательно заниматься. На двух стульях не усидеть, я четко это понимаю. Приходится выбирать, иначе будут ошибки либо там, либо там. А я так не люблю и не хочу, так что уход из банка — это взвешенное решение. 

Как вам работалось с Александром Савельевым? Как вы его оцениваете в качестве управленца? 

— Мы знаем друг друга уже более 20 лет: с 2001 года я клиент банка. На старте моей работы в банке договорились не верить слухам и сплетням друг о друге, все возникающие вопросы задавать в лоб и честно высказывать мнение. Так и работали. Мне было комфортно. Как ему работалось со мной, можете у него спросить. Мы и сейчас часто общаемся, обсуждаем разные вопросы.

О нем говорят разное. Но факт: он не только в хорошей физической форме, но и имеет огромный кругозор, идет, вернее подталкивает всех вокруг, к изменениям. За 3 года мы поменяли бизнес-модель банка, и он этому способствовал. При этом многие вопросы делегированы топ-менеджерам. Фраза «власть не дают, ее берут» — от него и про него. Кто не взял — их проблема. Кто взял — иди и твори. Понятно, что это банк, и существуют ограничители, но творить дают. Это есть в немногих компаниях такого уровня. Мне это нравится. Мое мнение — он хороший управленец.

Какими наиболее интересными проектами в банковской сфере вам приходилось заниматься?

— Совершенно разными: заводы, шахты, нефть, газ. И мое любимое — нестандартные ситуации. За 3 года у нас не случилось ни одного дефолта. Да, были тяжелые непростые кейсы, которые я и называю нестандартными ситуациями. И мы везде договорились с клиентами, нашли решения. Почти все бизнесы работают. Те, что закрылись, удачно продали активы, и собственники чувствуют себя хорошо. Подразделение, которое в банках называют «по работе с проблемной задолженностью», практически оставили без работы. И, конечно, структурирование сделок слияния и поглощения. От такой работы получаешь драйв и с каждой сделкой развиваешься сам.

Совершенно отдельный проект — это проект изменений в банке. Нам удалось создать команду и перевести банк из модели бизнеса на отдельных продуктах на клиентоцентричную модель. В этой модели все отношения строятся вокруг клиента, доход считается по кумулятивной марже на клиенте. Это давно применялось в ретейле. Мы это сделали на банковском уровне. Очень интересный проект, и, главное, есть результат.

Какой опыт вынесли для себя? 

— Если не считать армию и 2 года работы в скорой помощи, с 1990 года я никогда не работал на кого-то и всегда руководил. Здесь я попал в жесткую банковскую структуру со своими правилами, нормами ЦБ и своей корпоративной культурой. Это для меня колоссальный опыт, который я точно буду использовать дальше в своих бизнесах. Ну и, конечно, после 30 лет бизнеса стать по другую сторону баррикад — это просто своего рода MBA. Я думаю, очень многим собственникам крупных, да и не только, бизнесов это бы не помешало: совершенно другой взгляд на принятие риска, построение финансовой модели, да и просто широта взгляда. 

Банк кредитовал дилерский бизнес. Среди ваших клиентов, в частности, были компании «Ральф-Кар» и «Феникс». Обе они ушли с рынка, обанкротившись, и эти вопросы курировали вы. Вам тоже приходилось проходить эту процедуру. Поделитесь ощущениями?

— Действительно, как эксперт в автобизнесе, всех кредитующихся клиентов-дилеров курировал я. В конце 2017 года и в 2018 году мы много потратили времени, чтобы не допустить банкротства «Ральфа» и «Феникса». Для людей, попавших в трудную ситуацию, крайне важно научиться верить и слышать, когда тебе хотят помочь, и главное — говорить правду до конца. Это могут не все. В этом случае пришлось продать активы, банк вернул свои кредиты, собственники остались со своими личными активами, без уголовных дел, субсидиарной ответственности. Считаю, не самый плохой исход в такой ситуации.

Были и другие проекты в финансировании автобизнеса, «Мега-Авто» например. С помощью банка компания в период пандемии смогла распродать значимое количество своих активов в четырех городах и погасить довольно большой кредит. Теперь это устойчивый бизнес в Петербурге. 

«Аларм-Моторс» — тоже суперпроект. За 4 дня банк принял решение и выдал кредит на поставку машин скорой помощи для Ленобласти. И это в тот момент, когда все дилерские центры были закрыты из-за пандемии, да и в банке почти все были на удаленке. 

В случае банкротства «РРТ» мы договорились со всеми, кто хотел договорится, и выполнили все условия, на которых договорились. На это ушло 7 лет — с начала 2013 по конец 2020 года. Кто решил уйти в юридическую, состязательную плоскость, получили то, что получили. Все решения судов мы исполнили. Много это или мало — это решение суда. Надо просто отчетливо понимать: если ты послушал юристов и решил действовать через суд, а не путём переговоров и мировых соглашений, эмоции надо выключить. К сожалению, в России это не все понимают. Есть представление, что можно поиграться в суде, а потом вернуться к эмоциональным переговорам и передоговориться. 

На сегодня «РРТ», наверное, единственная компания в РФ, которая ушла в банкротство, имея выручку под $1 млрд на момент подачи исков, и вышла из него с той же выручкой в 30 млрд рублей (с НДС) в 2020 году. Только в долларах это теперь гораздо меньше. И не надо видеть в банкротстве сплошной негатив. Основная его суть — это оздоровление. Это ключевое слово. Многие, читая закон о банкротстве, просто его не замечают. Конечно, у нас было 7 лет очень напряженной работы всего коллектива «РРТ», и я всем сотрудникам очень благодарен за этот подвиг. По-другому не назовёшь.

А если предложат поработать в каком-нибудь другом банке, пойдете?

— Это зависит от задач и сроков. Есть люди, которые работают ради процесса, а я люблю работать ради проекта, когда есть конкретные цели и добиваешься конкретных результатов. Если предложение будет интересным, то почему бы и нет.

Сейчас ваша доля в компании принадлежит вашему давнему партнеру Андрею Ивойлову. Это формальность? Будете ее возвращать?

— На время работы в банке я решил продать долю Андрею. Сейчас я выкупаю ее обратно. Я уже сказал, что нельзя сидеть на двух стульях. Так поступают многие владельцы бизнеса: либо продают свои доли, либо передают их в доверительное управление. Андрей останется работать в компании — он член совета директоров и отвечает за стратегию развития автохолдинга: новые бренды, новые города, новые дилерские центры…

Как сейчас устроен автохолдинг?

— Мы не являемся вертикально интегрированной компанией. У нас есть совет директоров, и каждый директор отвечает за свое направление: это управление по принципу agile (от английского «проворный». — Прим. «НП»), когда никто никому не подчиняется, на каждую задачу формируется кросс-функциональная команда. Это единственная форма нормального быстрого развития компании.

«ОАК-РРТ» за последние годы провела несколько крупных сделок: сначала по продаже активов казахстанской компании «БИПЭК Азия Авто», затем по покупке активов у «Мега-Авто». Расскажите, какая у вас стратегия развития на ближайшие годы? 

— Мы и дальше будем оптимизировать портфель брендов и регионы присутствия. Стратегия простая, мы ее озвучивали неоднократно: компания должна зарабатывать прибыль. Доля рынка не имеет значения. Наш лозунг: «Вам шашечки или ехать?» Доля — это понты акционеров. Последние 2 года мы активно развиваем продажу автомобилей с пробегом, видим там большой потенциал. Поэтому сейчас лучшие топы «РРТ» занимаются двумя проектами: «РРТ-Автомаркет» и «РРТ-Аукцион». Ближайшие 5 лет зону роста мы видим там. 

Своего рода целью для себя я вижу 2022 год — это год 30-летия «РРТ». Хочу выйти на выручку 40 млрд рублей и чистую прибыль 1 млрд рублей по итогам 2022 года. Сейчас нет проблемы получить бренд в портфель. Многие рассматриваем.

Последние годы авторынок меняется на глазах. Мы видим, что уже Hyundai напрямую продает автомобили, что многие развивают онлайн-продажи. Каким, на ваш взгляд, будет рынок в ближайшие год? А в ближайшие 5 лет?

— Понятно, что в течение ближайших 5 лет поменяются все технологии продаж. Будет работать предлагаемая Hyundai модель или появится какая-то другая — увидим. То, что доля онлайна в процессе если не продажи, то подготовки к ней, будет ключевой — очевидно, и IТ-инфраструктура дилеров должна быть максимально готовой к этому. В противном случае дилер будет заложником у импортера, неспособным влиять на собственные бизнес-процессы.

Мы приняли стратегию на ближайшие 2 года тратить на IT не менее 20% от чистой прибыли. В свое время мы создали собственную ERP-систему, на которой работает весь холдинг, а некоторые компании ее покупали и внедряли у себя. Но этой системе уже 14 лет, и даже несмотря на все те доработки, которые мы осуществляли, пришло время строить новое. Поэтому мы тщательно анализируем все бизнес-процессы, смотрим, что и где можно улучшить, как это зашить в наш софт. 

С какими результатами «ОАК РРТ» закончила 2020 год? Какие прогнозы на 2021 год? 

— Мы вышли на 23,7 млрд рублей выручки с чистой прибылью 630 млн рублей. В 2021 году планируем сделать 33 млрд рублей выручки и не менее 800 млн рублей чистой прибыли. 

Когда вы вернулись в автобизнес после банкротства, то назвали свою компанию «Объединенная автомобильная корпорация». Затем к ней добавилась приставка в виде аббревиатуры названия вашей прежней компании — «РРТ». Планируете вернуться к своему первому бренду? Не пугает ли вас, что он может ассоциироваться с историей банкротства? 

— Да, за этот год мы вернем бренд «РРТ» на своё прежние место. Ведь символика «РРТ» никуда не уходила, даже логотип «ОАК-РРТ» — это модифицированный логотип «РРТ». Для кого-то решение вернуть бренд было спорным, но жизнь показала, что это решение на наши финансовые показатели если и повлияло, то только положительно. Более того, мы договорились с производителями, сейчас по графику ведем ребрендинг. Ассоциация не пугает. Это наша история, а ее не надо бояться, надо просто делать выводы и идти дальше. За 4 года с 2016 года под брендом «ОАК-РРТ» мы доказали клиентам качество нашей работы.

Как пандемия отразилась на бизнесе «ОАК-РРТ»? А как в целом на авторынке? Сейчас вроде все рады высокой марже, но в то же время прогнозируют, что могут быть и банкротства.

— Пандемия дала возможность развития для многих игроков. Она просто ускорила те события, которые и так должны были произойти: сильные стали еще сильнее, слабые оказались на границе выживания. Мы приросли в выручке с 15,4 млрд до 23,7 млрд рублей, продали 11 тыс. новых автомобилей и 11,4 тыс. автомобилей с пробегом. В 2019 году эти цифры были 8,8 тыс. и 7,1 тыс. соответственно. 

Про банкротства не знаю. Но совершенно точно уверен: будет происходить дальнейшее укрупнение и слияние дилерских компаний. 

Ощущают ли дилеры господдержку? Достаточная ли она?

— Господдержка, конечно, была. Странно, конечно, почему поддерживали только дилерские компании, которые либо были маленькие, либо просто использовали дробление бизнеса и попали под статус малых. Крупные игроки (а это 70% продаж в РФ!) не получили ничего и из собственных средств платили зарплату и налоги, хотя закрыты 3 месяца были все. Но в автобизнесе собственники не первый год, чего мы только не переживали! Пережили и это. Я считаю, не надо уповать на поддержку государства, если хочешь развиваться. Надо просто работать. 

С точки зрения банкира, привлекателен ли сейчас дилерский бизнес для кредитования?

— С точки зрения оборотных средств, лизинговых и факторинговых сделок — конечно да. Кредитовать, как раньше строительство или приобретение дилерских центров, — это большой вопрос. Надо очень внимательно разбираться в модели конкретного объекта и конкретного дилера. Доходность автобизнеса сегодня — 3% по EBITDA. Это практически не покрывает инвестиции на периоде 5 лет.

Вы вышли на рынок машин с пробегом. Можете рассказать о его перспективах?

— Этот рынок будет становиться всё более официальным и всё более прозрачным. И по мере этого всё больше игроков будут выходить на него. В первую очередь выиграет от этого клиент. Надо просто понимать: рынок новых машин составляет 1,4 млн в год, а рынок автомобилей с пробегом — 5,5 млн. И только около 15% проходит через официальных дилеров. Когда смотришь на эти цифры, становится понятно, куда пойдет тренд.

Почему на авторынке не появляется последнее новых игроков?

— Автобизнес — очень дорогой бизнес с точки зрения входа, при этом его рентабельность очень невысока. Поэтому желающих зайти в него с нуля нет. 

Кого из ваших коллег по автобизнесу вы считаете наиболее удачливыми и почему?

— «Автомир», «Ключ Авто», «ТТС», «АвтоДом», «Авилон», «Аларм-Моторс» — всех не перечислишь. У каждого свои плюсы, но есть один общий: во всех этих компаниях акционеры глубоко погружены в процессы своих компаний. Там сильные менеджеры, но всё равно это компании акционерного управления. 

Вы также вернулись к строительству жилья в Новгороде. Есть ли другие планы по диверсификации?

— Есть еще несколько проектов в проработке, которые не касаются строительства. Время придет — расскажем. 

Олег, пожалуй, сегодня ни одно интервью не может обойтись без политического вопроса. Следите ли вы за тем, что происходит в стране? Что думаете о деле Навального? О протестах в стране?

— Я в принципе в политику не лезу, мне это неинтересно. Я занимаюсь бизнесом. Но если есть конфликт, то виноваты, как правило, обе стороны. Что наши политики, которые не слышат никого, что организаторы протестов, которые зачем-то вывели на улицы ничего не понимающую молодежь. А то, что государство защищает порядок на улице — это правильная позиция. Демократия, кроме как к кровопролитию и разрухе, никогда ни к чему не приводила.

Вы мастер спорта по авторалли и неоднократный победитель различных соревнований по автоспорту. Как у вас сейчас обстоят дела с автоспортом? Чем еще увлекаетесь? 

— От автоспорта я отошёл. Сейчас нравится ходить в горы, еще люблю горные лыжи. Сейчас из-за ограничений хожу много километров по лесу и катаюсь на беговых лыжах. В голове есть список вершин и мест, куда точно я зайду, когда туда пустят.

Не было ли желания эмигрировать?

— Были люди, которые очень надеялись, что я это сделаю, и они тогда победили бы в борьбе за «РРТ». Не повезло им. Я люблю Россию и уезжать никуда не собираюсь. 

Что для вас роскошь? На что вы бы потратили миллиард?

— Меня устраивает, что у меня есть сейчас. Так что для себя — не знаю. Если просто как вопрос «на что потратить миллиард», то ответ простой: на систему образования и здравоохранения в РФ. Конкретные школы и специализированные больницы под конкретных педагогов и врачей.

Какие у вас личные планы на 5, 10, 20 лет вперед? О чем вы мечтаете? В жизни, в бизнесе?

— Я вернулся в свой бизнес и понимаю, что его надо растить и развивать. В «РРТ» мы создали совет директоров из сегодняшних топ-менеджеров компании, я в нем занимаю позицию председателя. Но для успешного развития бизнеса наша сегодняшняя команда должна кратно вырасти над собой. Без этого не будет успешного движения вперед. Поэтому мой личный KPI на ближайшие 2 года — это вырастить команду, включая смену мне, на позиции председателя совета директоров «РРТ». Остальное — это мои личные мечты. Можно оставлю их при себе?

Справка «Нового проспекта»:

Олег Барабанов родился в 1968 году в Ленинграде. В 1991 году окончил Инженерно-строительный институт по специальности «Инженер по автомобильному транспорту». В 1996 году поступил в Московский институт безопасности бизнеса по специальности «Руководитель службы безопасности». РРТ он создал в 1992 году на базе раллийной команды «Ретус Ралли Тим". С 1996 г компания была дилером АвтоВАЗа и крупнейшим в России центром тюнниговых и спортивных автомобилей.

С 2003 по 2013 год РРТ стал дилером марок GM, Subaru, Nissan и других и в 2013 году у компании было 26 дилерских центров в 11 городах страны. Но в 2014 году началось банкротство РРТ. А в 2016 году Олег Барабанов получил был подан иск о личном банкротстве Олега Барабанова, который в итоге завершился мировым договором.

В 2017 году Олег Барабанов вернулся автобизнес, выкупив у своего экс партнера по РРТ Андрея Ивойлова Объединенную автомобильную корпорацию. Тогда же он стал советником глав «Банка Санкт-Петербург» Александра Савельева. В 2021 году покинул банк, чтобы заняться оперативным управлением автобизнесом.
авторынок автодилеры
Другие статьи автора Читайте также по теме
На втором месте по количеству угонов - Петербург, но количество угонов снизилось на 26%.
30.07.2021
«Škoda Auto Россия» откроет 11-й дилерский центр в Петербурге. Дилером марки, скорее всего, станет московская группа «Мэйджор», у которой уже работают четыре центра в Москве.
Антон Солдунов, владелец ГК «Петровский автоцентр», рассказал «Новому проспекту» как ковид изменил отечественный автобизнес и почему каждый должен заниматься своим делом.

Удалить нельзя оставить. «Новый проспект» и Союз журналистов Петербурга и Ленобласти провели правовой вебинар для редакторов и журналистов
16 июня 2021
Подкаст «Под ключ». Новый выпуск «Недвижимость vs биржа ─ сравниваем доходность, плюсы и минусы»
19 мая 2021
Водный кольцевой «Невский маршрут» свяжет шесть городских причалов в центре Петербурга
30.07.2021
Турция начнет производство вакцины "Спутник V"
30.07.2021
Банк России ужесточил требования к банкам по выдаче потребкредитов
30.07.2021
Сторонников Лимонова начали задерживать после анонса протестных акций
30.07.2021
Центризбирком указал "Яблоку" на иноагентов в избирательных списках
30.07.2021
Герофарм запустил производство вакцины «ЭпиВакКорона» в Подмосковье
30.07.2021
Смольный поддержит петербургских кинематографистов
30.07.2021
Роскомнадзор заблокировал сайт правозащитной организации Гулагу.нет
30.07.2021
Запас вакцины от коронавируса в Петербурге составляет 125 тыс. комплектов
30.07.2021
Петербургский избирком зарегистрировал списки пяти партий
30.07.2021
РФПИ: комбинация вакцин «АстраЗенека» и «Спутник Лайт» демонстрирует хорошие результаты
30.07.2021
"Пятерочка" начнет продавать бытовую технику
30.07.2021
Роскомнадзор потребовал у YouTube включить канал «Навальный Live» в список запрещенных
30.07.2021
Черногория экстрадирует в Россию экс сенатора и бывшего ректора ЛГУ им. Пушкина Скворцова
30.07.2021
Московские власти выделили 5 млрд рублей на поддержку бизнеса
30.07.2021
В России чаще всего угоняют автомобили Hyundai
30.07.2021
Большинство автомобилистов тратят на топливо свыше 4 тысяч рублей в месяц
30.07.2021
В Петербурге вводится обязательная вакцинация работников ряда сфер
30.07.2021
Беглов разрешил работать фудкортам и атракционам
30.07.2021
Собянин отменил обязательное ношение перчаток
30.07.2021
Председатель комитета цифрового развития Ленобласти Денис Золков покинул свой пост
30.07.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки