"Мне бы туда, где свобода без горя". Саша Цой о первом альбоме своей группы, отце и его наследии
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Сегодня, 13 ноября 2023 года, вышел первый большой альбом Саши Цоя «Основан на реальных событиях». «Новый проспект» рад представить эту работу музыканта, который хранит наследие отца, работает с музыкантами «Кино» над большими концертами, новыми версиями классических песен группы, и при этом идет своей дорогой.
«Новый проспект» ранее презентовал одну из первых записей возрожденной группы «Кино» — «Музыка волн», узнавая о деталях работы непосредственно у участников группы Александра Титова и Игоря Тихомирова
Спустя 6 лет после дебютного EP «Опора» ты выпускаешь большой альбом «Основано на реальных событиях». Если бы не пандемия и прочее беспощадное удаление людей с тела Земли, альбом вышел бы раньше?
— Да, альбом должен был выйти в 2020 году, но мне с тех пор пару раз пришлось перестроиться на новую реальность вокруг себя. Всё время кажется, что в контексте всего происходящего твоя какая-то жалкая музычка не имеет никакого значения. Но тут такая штука: мою жизнь никто за меня не проживет, мои песни не напишет и не споет, ждать дольше было нельзя. Я и так выпускаю дебютный альбом в преклонном, по меркам рок-музыки, возрасте. Ну и я пришел к тому, что надо всё доделать уже, и выпустить, и отпустить, — когда-то, видимо, около года назад. И год всё доделывал в довольно плотном режиме: возил свою гитару во всякие киношные туры и где-то в гостиничных номерах придумывал всякие мелодии. Вообще, немало всего было придумано в гостиничных номерах.
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Альбом пока вышел только в цифре. Будет материя? Мастеринг под винил уже сделан? Ты сам винилы слушаешь?
— Будет, будет. «Машина рекордз» выпускает. CD и кассеты — почти сразу, винил попозже. Можно будет предзаказать. Мастеринг заказан, но еще не получен.
Винил сам слушаю, да. Коллекция множится. Недавно накупил всякого металла: Slaughter To Prevail, и In Flames, и еще что-то.
В промо-ролике в соцсетях анонс альбома сопровождают две буквы — П и Ц. Они сложены крестом. Первая реакция и ассоциации на эти буквы — правильные? Это фиксация чего-то конкретного в настоящем?
— Ну, это, знаешь, у кого что болит. Вообще это СЦ (Саша Цой. — Прим. «НП»), хотя я понимаю, что ПЦ конкретного в настоящем и правда много, никуда от него не деться.
Фото из личного архива Саши Цоя
Если бы мы оказались в недавнем прошлом и где-то вне России, то к альбому бы наверняка потребовались синглы. Первым треком ты представил песню «Светлячки». Назови еще три песни с пластинки, которые могли бы стать синглами. Почему это именно они?
— «Светлячки» — да, вышли в 2022 году. Очень хотелось что-то такое светлое и про любовь выпустить себе на ДР, хотя это, наверное, песня не самая характерная. Ну вот на «Незвначай» выйдет клип одновременно с альбомом.
Будут видео на «Часть меня» потом и на Stick No Bills. Ну и про «Часть меня» понятно, что это песня для меня можно сказать программная, и сотрудничество с Юрием Каспаряном там тематически очень логичное, как мне кажется. А вот Stick No Bills — единственная англоязычная песня, тоже в сотрудничестве с другом, и там еще интересная история с клипом. Мы сняли его часть в Индии, в Мумбае, в середине февраля 2022, теперь это как привет из другой реальности. А снимали там, потому что песня написана там.
Про отца тебя много спрашивали, в том числе и я ранее. Не хочу повторений, поэтому спрошу иначе и кратко до перехода к разговору про альбом. Один из комментариев под видео «Светлячки» гласит: «Боже, когда Александр поет высоким голосом, прямо слышно голос молодого В.Цоя!» Тебя это не раздражает?
— Нет. Ну это такой у меня голос. Ну и вообще это нормально. По Джейкобу Дилану, Шону Леннону и Элиот Самнер тоже слышно иногда, откуда у них растут ноги. Им это не мешает.
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Ты сам замечаешь параллели в своей музыке и текстах с тем, что делал отец? Они всегда случайны или иногда осознанны — ритмы, риффы, рифмы?
— Так вышло, что я очень, очень много слушаю «Кино» и, конечно, неизбежно этой музыкой вдохновляюсь. Но, скорее всего, не так и не там, где постороннему человеку это может представиться. Больше, наверное, во всяких музыкальных решениях. В текстах прямых параллелей я стараюсь избегать и идти своей дорогой.
«Свернувшийся воздух и стылые дни / На празднике наших разбитых сердец. / Чему-то важному вслед шепчем «вернись». / Не помним, но верим в конец», — поешь ты в первом же треке «Невзначай», которым можно заканчивать концерты. Ты оптимист, или оптимизм в этом припеве только кажется?
— Ой, прикольно, а мне кажется, что это одна из самых, наоборот, пессимистичных песен на альбоме. Для меня, по крайней мере, это так. Вообще, я скорее оптимист, да, но ужасно разочарованный.
Дальше идут уже известные «Светлячки». С одной стороны, мы «на булавках светлячки», а с другой — твой лирический герой готов украсть огонь у богов и прощать всех: и друзей, и врагов. Ты свободный человек? С годами ты становишься более зависимым от других или менее?
— Ну это ирония. Мне кажется, без иронии нельзя. Нельзя слишком всерьез воспринимать себя и то, о чем поешь. Я независим сверх всякой меры. Обожаю сидеть один загородом, заниматься своим делом и никого не видеть.
«Часть меня» — это такой и аутотренинг, и одновременно FAQ для тех, кто будет всегда повторять одни и те же вопросы и искать параллели? Ты уже говорил, что эту песню можно считать высказыванием об отце.
— Ну да, программное произведение о потере, об отце, и о маме, и о бабушках, и еще о других людях, которых с нами больше нет. Очевидно, что по этой теме у меня и больше опыта, чем у других людей, и мозоль на этом месте больше, потому что бесконечно мне приходится с этой частью себя сталкиваться и как-то взаимодействовать. Написать песню — лучшая терапия, так что вот.
«Свобода». Услышав мелодию, у меня в голове сразу заиграл «Холодный след» «Технологии». Но это только до начала текста. «Мне бы туда, где мой путь вдоль моря, свобода без горя, во вдохе закат». В России ты этого не испытываешь? Ответ на вопрос, о чем песня, в фотокарточках из клипа «Светлячки»?
— В России тоже есть море! Так что испытываю, конечно. Но — да, я очень люблю всякую далекую Азию и каждый год сбегаю туда перезагрузиться и отдохнуть. Конечно, образуется определенная дихотомия: тут зима — там лето, тут дела — там отпуск, тут взрослая жизнь — там всякое беззаботное времяпровождение. Ну и потом всякие путешествия и воссоединения, далекие страны, где тепло и классно, — это такая классическая тема. Песни про это пишутся легко и с удовольствием. Так что ты правильно заметил, да. «Свобода» и «Светлячки» — это из одной тематической копилки песни.
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Ранее в другом интервью ты сказал, что не уехал из России, потому что «не хватило жизненного опыта и дисциплины, чтобы собраться и начать сначала». Жизнь на месте не стоит, опыт копится. То есть и нет ничего окончательного в плане выбора места для жизни?
— Я достаточно много и подолгу пожил в разных странах, чтобы вот эту концепцию смены места для жизни не романтизировать совершенно. Я могу теперь легко собраться и уехать на другую сторону земного шара на много месяцев, но хотел бы потом вернуться домой.
Как думаешь, какая песня зацепила с первого прослушивания? «Глухо и пусто». Потому что свежо. А еще чем-то песни Евгения Федорова из Tequilajazzz напомнило. Настроением, наверное. Расскажи об этой песне, если можешь.
— В 2017 году умерла моя бабушка по маминой линии Инна Николаевна, — возможно, самый близкий человек мне изо всех родственников. И я сидел после ее смерти в нашей питерской квартире, где когда-то давно еще жила мама, а я был школьником, была совсем другая жизнь. Там много хороших воспоминаний, и плохих тоже очень много. И там я эту песню написал.
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Кстати, про Женю. Той страшной весной 2022 года вышла совместная запись Федорова с группой «Кино» — «Любовь к оружию». Женя рассказывал об этой песне нам тогда. Кто кого к кому придумал добавить в этом проекте?
— Я это помню так: музыканты «Кино», конечно, очень хотели принять участие в этом трибьюте «Объекта насмешек», потому что они дружили и потому что «Объект» на самом деле крутая культовая группа, но не могли выбрать песню. Решили спросить Женю, потому что он в «Объекте» играл (Евгений Федоров был бас-гитаристом группы. — Прим. «НП»). Женя сказал, что хотел сделать «Любовь к оружию», но у него, наверное, не получится. Предложил «Кино» ее сделать. Ну и на это «Кино» предложило ему сотрудничество.
Есть табу на повторение экспериментов, когда в группе «Кино» поет тот или иной друг-музыкант, или продолжение таких экспериментов возможно? Клипы «Кино» с приглашенными музыкантами мы оценили. Хотим еще!
— Табу нет никаких, но есть рамки хорошего вкуса и уместности. Если что-то еще такое и будет, оно должно как-то так же естественно, как сотрудничество с Женей, произойти.
Но вернемся к твоей пластинке. Трек «Стрелы» звучит как ответ на вопрос о твоем отношении к тому, что происходит здесь и сейчас. Будешь спорить? Вспомнил, почему-то про песню БГ* (включен в реестр иностранных агентов Минюста) «Любовь во время войны», которую мастер спел еще 9 лет назад…
— Да? Ха. Для меня это вообще не про это. Но в этом и кайф искусства, что в нём каждый может увидеть свое. Обожаю такое.
«Надеяться некогда, самое время делать». Борис Гребенщиков (иностранный агент) рассказал «Новому проспекту» об альбоме «Исцели небо»
«Эхо». Эхо же в некотором смысле дежавю, но такое моментальное, без пауз и внезапности. «Нас кормят с ложки по слогам…» Ты в СССР родился, но не жил осознанно и самостоятельно. Тебя не пугает готовность людей вернуться в прошлое, его идеализация? Почему прошлое лучше продается, чем настоящее?
— Я как человек из богемной семьи, которая существовала немного за гранью всех совковых рамок и ограничений, наверное, лучше многих представляю, каким фальшивым был этот режим. Но у людей в нем была беззаботная молодость, и люди путают свою историю с историей, которая происходила вокруг них. Это нормально. Ну и потом в Союзе можно было прожить нормальную жизнь, особо не высовываясь: школа — армия — вуз — работа — пенсия. Чего-то выдающегося сложно было добиться в этой системе, но и как-то радикально всё испортить себе было как будто сложнее. Сейчас возможности другие, но и риски гораздо выше. Конечно, это пугает.
«Химия». Что говорит твой опыт о природе зависимостей? Можно сказать, что на самом деле люди сваливаются в саморазрушение от отсутствия любви, от неспособности любить?
— Не от неспособности любить, а скорее от неспособности какие-то вообще в целом осмысленные отношения наладить с внешним миром и другими людьми. Когда тебе мир чего-то не может дать или когда дает слишком много, ты начинаешь заполнять пустоты, или наоборот закрываться при помощи всяких разных способов, будь то алкоголь, или импульсивный шопинг, или еще что-то.
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Следом идет внезапный кавер на вышеупомянутую Tequilajazzz! Почему ты взял чужую песню для своего первого большого альбома? Почему именно «Укрощая змей» с альбома «Выше осени» 2002 года?
— Я эту песню сделал не помню в каком году для трибьюта «Текилы», который они грозились как-то выпустить, но, видимо, у них руки не дошли. Я вообще с этого альбома «Выше осени» и начал слушать их, причем еще до того, как он вышел. Эту песню на альбоме Женя поет дуэтом с Рикошетом (Александр Аксенов, лидер группы «Объект насмешек». — Прим. «НП»), с которым они вместе играли в «Объекте». Рикошет был маминым бойфрендом, так что какую-то часть работы над песней наблюдал в прямом эфире. И когда я решил какую-то песню «Текилы» сделать, у меня вопрос выбора вообще не стоял: я сразу знал, какую.
Закрывают альбом два трека. Первый — «Ртуть» твоего прежнего проекта «Ронин», который ты делал в пандемию и рассказывал мне тогда о нем. Эти строчки 2020 года в 2023 году читаются совсем иначе. Почему это так работает? У тебя есть ответ?
— Видимо, хорошая песня! (Улыбается.)
Утону в сургуче и усну на твоем плече в вагоне пустом.
Мы застывшая ртуть, нераскрытая суть, закрываем глаза и дышим огнем.
Мы капли угля, нас не слышно среди заголовков серьезных.
Обними меня, пока не поздно…
Финальный трек — на английском. Это часть альбома или скорее бонус-трек? Расскажи про эту работу и своего напарника у микрофона.
— Написал ее в Мумбае несколько лет назад и, честно говоря, вообще сомневался, надо ли ее делать. Все-таки эта одна песня на другом языке на альбоме. Это довольно спорный прием, она неизбежно будет белой вороной. Но иногда песня тебя не спрашивает, хочешь ты ее делать или нет, — просто неизбежно делается как-то сама.
Тёма Кочуров — мой старый друг, я много сотрудничал с его группой Ongkara как дизайнер и, надеюсь, еще посотрудничаю. «Тёма, где новый альбом?» Ну и Тёма профессионально занимается английской фонетикой, ставит людям произношение. На мой взгляд, один из очень немногих убедительно поющих на английском русскоязычных вокалистов. Так что позвать его в англоязычную песню было для меня очень логично и естественно. И получился классный дуэт!
Концерты группы «Саша Цой». Новый альбом плюс EP «Опора» — это 16 песен. Этого хватит для сет-листа живого выступления или есть то, что еще не издано, что будет спето?
— Не-а, такого нет. И на концертах будет сыграно не всё. Ту же Stick No Bills, например, петь в один голос особого смысла нет. Получится где-то часовая программа. Я решил, что для начала этого достаточно.
Концерты Саши Цоя с презентацией альбома «Основан на реальных событиях»:
19 ноября — Санкт-Петербург, малый зал «Ласточка», 20:00
20 ноября — Москва, Бумажная фабрика, 20:00
Чужие песни будешь использовать на концертах? Песни отца в твоем проекте возможны?
— Ну вот «Укрощая змей» мы сыграем. Я бы, может, еще пару каверов сделал, но не успею. Папины песни пока не хочу петь, и так их много в моей жизни. И, главное, я, конечно, хочу, чтобы на мои концерты ходили послушать, что я хочу сказать.
К слову, о концертах. «Кино» в Риге переносилось, как и многие другие концерты, неоднократно, но так и не случилось. Это визовые проблемы? Есть понимание, с чем они связаны и как их преодолеть?
— Ригу в итоге просто отменили. Да, визовые, конечно. Эта группа не может приехать играть по туристическим визам через Стамбул. Всё должно быть по закону. А по закону сейчас это невозможно.
«Кино» в других странах Европы появится, или только постсоветское пространство доступно для вас сейчас?
— Надо изучать каждую страну в отдельности. Я знаю, что, например, Франция дает культурные какие-то визы, по которым можно приехать выступать. Но есть ли у «Кино» во Франции достаточно аудитории? Я не думаю. Короче, много чего должно совпасть: визы, инициатива организатора, спрос у публики.
«Безъядерная зона» вышла синглом весной 2022 года. Потом ты сменил аватарку на портрет с заклеенным ртом. Отдельных синглов с привязками к реальности больше не будет?
— Пока не знаю!
Фото из личного архива Саши Цоя
Новый альбом «Кино» после «12_22» возможен?
— Следите за анонсами. (Улыбается.)
Не могу не спросить про использование песен отца теми, кто не спрашивает разрешения правообладателей. С этим нет смысла бороться?
— Я стараюсь бороться по возможности, но возможности мои бывают ограничены.
Не так давно обсуждалась странная история с неким грядущим участием «Кино» в освоении государственных денег. Фейк?
— Группа узнала об этом из новостей и потом с интересом наблюдала, как ее поливают грязью всякие деятели. Ну, ничего. Мы не злопамятные. Мы записываем.
Юрий Каспарян, Александр Цой и Игорь Тихомиров в 2020 году. Фото: скриншот YouTube, «Кино»
Если тебя пригласят на условное «Нашествие», выступишь?
— Зависит, наверное, от контекста. Не хочу зарекаться. По-человечески мне, конечно, ближе «Дикая мята».
«Собаки Табака» записали новый альбом. Ты регулярно с ними на сцене. В студии что-то делал для этой пластинки? Как ты вообще попал в эту московскую легенду?
— Я пытался напроситься что-то сыграть на альбоме, но меня, к счастью, не позвали. К счастью, потому что у меня на самом деле не было на это времени. Мы сыграем пару концертов в марте 2024, насколько я знаю. Попал я туда через Лёшу Прохора, который играет в «Собаках» на басу и с которым мы играли в группе «Прохор и Пузо».
Одна из твоих любимых групп — TOOL — обещает концерты в Европе в 2024 году. Поедешь?
— Постараюсь. Надеюсь, что, может, будет Турция или Сербия, чтобы без визы и лететь прямым.
Думать о будущем не страшно? Нет у тебя опасения, что люди плохо осознают риски существования мира в привычном виде?
— Страшно думать, что мы тут все песчинки в масштабе Вселенной, а занимаемся какой-то ерундой.
Фото: Виктория Назарова, из личного архива Саши Цоя
Александр Цой. Родился 26 июля 1985 года в Ленинграде в семье Виктора и Марьяны Цой. После расставания родителей жил с матерью. В 16 лет переехал в Москву, где стал дизайнером. Играл на гитаре в петербургской группе Para bellvm. Играет на концертах группы «Собаки Табака». Был основателем музыкального клуба da: da:. В 2012 году представлен проект «Симфоническое кино», где Александр выступил в качестве продюсера. В 2017 году вышел мини-альбом под вывеской «Ронин». В 2019 году на концерте «Симфонического кино» в Санкт-Петербурге было объявлено о реюнионе «Кино». С тех пор группа дала множество аншлаговых концертов, где используется запись голоса Виктора Цоя, а музыканты играют вживую. Все решения коллектив принимает солидарно с участием музыкантов и Александра.
Официальный youtube-канал Саши Цоя
Официальный youtube-канал «Кино»
Купить физическую копию альбома Саши Цоя можно на сайте издателя