Евгений Федоров: "Люди отключают мозги и видят лишь внешние оболочки слов"
Новый проспект
Новый ДК

Евгений Федоров: "Люди отключают мозги и видят лишь внешние оболочки слов"

Прочитано: 23234

Фото из личного архива Евгения Федорова

Лидер Tequilajazzz — про песню Рикошета «Любовь к оружию», которая только что совсем неслучайно была перепета вместе с группой «Кино», про причины эмиграции и будущее группы без трёх Z в конце. В большом интервью «Новому проспекту» Евгений Фёдоров рассказал о том, как люди в Скандинавии относятся к НАТО, чем местные похожи на россиян и как украинские и российские дети уже без взрослых договариваются о дружбе.

Евгений, спасибо, что вышли на связь. Есть ощущение дикой нехватки голосов трезвых людей…

— Все пьяные, что ли? (Смеется.)

Похоже, что у многих натуральный перебор сразу многих веществ в крови.

— Мои друзья первый месяц после 24 февраля признавались мне, что пьют беспробудно. По-черному.

Не выход же…

— Не выход, да. Я сам провел в трезвости все эти страшные недели… вообще давно живу в трезвости физической. И надо сказать, что это сильно помогает сейчас. По крайней мере похмельная депрессия не наслаивается на всю эту дрянь, которая царит сейчас, в том числе в российском обществе.

И об этом поговорим, но пока повод — свежий трек: «Кино» и Евгений Фёдоров, «Любовь к оружию». Этой песне «Объекта насмешек» ведь лет 35?

Фото предоставлено группой «Кино». Сингл «Любовь к оружию» от группы «Кино» и Евгения Федорова доступен на всех цифровых площадках.

— Это был 1987 год, по-моему… В Афганистане шла война, по телевизору и в газетах об этом не особенно рассказывали. «Идет спецоперация», или как там точно называли это тогда, не помню. К тому моменту из армии уже возвращались и мои одноклассники — и некоторые не возвращались, а ведь мы были вчерашние школьники, выпускники 1982-83 годов. И вот Рикошет (лидер группы «Объект насмешек» Александр Аксёнов. — Прим. «НП»), который совсем недавно демобилизовался, пришел и вместе с моим братом Дюшей придумал эту песню, и мы ее пели именно как антивоенную.

И ведь тогда это было неопасно. Я помню в детстве повсюду плакаты с голубями мира и лозунгами «Миру — мир!»…

— Да. Ну и песня не была про Афган конкретно, а в целом про педагогику с военным уклоном: как с малолетства детей приучают к оружию и как по мере взросления эти игрушки превращаются уже в настоящие предметы для убийства.

Помните «Терминатор-2»? Там робот-убийца рассказывает, что человек запрограммирован убивать, глядя на игру детей в войнушку…

— Примерно. Песня изначально невеселая, просто ядовито-саркастическая. Но группа «Кино» сделала ее веселой по форме, настоящий нью-вейв-рок, но, уверен, что у слушателей хватит ума разобраться в тексте и понять смысл.

То есть вы верите, что Терминатор ошибался и программой человека убивать не предопределено?

— По крайней мере мы объявляем для себя, что мы этот аспект человеческого бытия замечаем и обращаем на него внимание других.

Мальчик обожает игры и рассказы об отваге,
Мама покупает в праздник пистолет в универмаге.
Каждому мужчине с детства в руки отдают оружие,
Дети целятся в прохожих — им плюшевый медведь не нужен.

Мама, подари мне пистолет!
Мама, подари мне эту пушку!
Мама, подари мне автомат!
Мама, я так люблю игрушки!

В школе нет занятий лучше, чем стрельба в подвальном тире.
Чтоб стать еще храбрей и злей, он раздавит кошку гирей.
Он влюблен в игру «Зарница», военрук ему как папа,
Он врагов уничтожает с деревянным автоматом.

Годы пролетают мигом, и теперь другие игры,
Мальчик стал теперь мужчиной очень крупного калибра.
Глобус вертит он как мячик и в его командном плане
Поиграть с живой мишенью в Сальвадоре и Афганистане…

Не было проблем с этой песней тогда?

— Уже шла перестройка, много чего стало можно, и мы эту песню исполняли многократно, часто и с большим удовольствием, да мы и не думали, можно или нельзя, просто пели и всё. Помню, что под запрет попала лишь песня «Батька-атаман», которую мы спели первыми из рок-музыкантов, а вовсе не «Чиж & Co». Помню, что когда мы ее в 1988 году играли в Киеве, тогдашний местный КГБ быстренько прекратил наше выступление и наше дальнейшее участие в фестивале, убоявшись сепаратистских настроений, которые они усмотрели в тексте этой песни.

«Атаман» — это все-таки про незалежность. Понятно.

— Именно. Когда мы запели эту песню, в толпе тут же появились три самодельных желто-голубых флага. Это был стадион «Динамо» в Киеве. Мы попали в верную точку тогда. Украинцы восприняли эту песню с большим энтузиазмом, что, естественно, заметили и органы. Но с «Любовью к оружию» проблем не было ни разу, хотя наша группа всё время нарывалась на какие-то проблемы, несмотря на перестройку (улыбается).

Музыканты «Кино» и «Объекта насмешек» с Джоанной Стингрей (Евгений Фёдоров второй слева, Рикошет в середине). Фото из архива Джоанны Стингрей

Условный курсант военного вуза или школьник, которому хочется пострелять из автомата, услышит «Любовь к оружию» и скажет: «Класс! Спасибо, парни! Я тоже люблю оружие!» Расстроитесь?

— Нужно ли что-то объяснять тем, кто поймет это буквально? Мне кажется, что нет. Там сарказм очевиден, он заложен в тексте. И мы не стали ничего менять в оригинальном тексте, хотя очень хотелось поменять одну строчку. Там по ритмике прямо просилась замена названия одной страны на другую. Но мы решили, что раз эта очень старая песня актуальна сейчас в том самом виде, значит она будет актуальна и в будущем, поэтому оставили без изменений. Эта песня универсальна. Ну, а если кто-то не поймет, увидит здесь гимн оружию (улыбается)… Ну что здесь можно сказать?.. Значит, люди отключают мозги и видят лишь внешние оболочки слов. Ну и пропаганда работает эффективно, хоть и дуболомно, это надо признать.

Как в проекте возникла группа «Кино»?

— Я сам собирался эту песню сделать с Tequilajazzz, но сейчас стало не до этого… И киношники, когда приняли решение поучаствовать в трибьюте, предложили сделать ее вместе. Они полностью сделали аранжировку, мне осталось только спеть всякие голосовые партии. Частично записывались дистанционно: Саша Титов сыграл свою партию у себя в Лондоне, я — здесь у себя.

Александр Титов, бас-гитарист раннего "Кино", участник записи трека "Любовь к оружию":

— Для меня лично участие в этом проекте очень важно, так как меня с Рикошетом связывала теплая дружба в 90-х. Потом мы потерялись, но теперь я часто о нем вспоминаю с печалью. "Любовь к оружию" предложил записать Саша Цой. Как только Женька Федоров согласился спеть, Юрий [Каспарян], Игорь [Тихомиров], Дмитрий [Кежватов], Олег [Шунцов] (участники нынешнего состава КИНО. — Прим. "НП") и я стали работать над аранжировкой. Тот кусочек мелодии, который я играю, я записал удалённо, и Андрей Алякринский всё это замечательно свёл.

Рикошет на съемках фильма «Дикий восток» Рашида Нугманова (1993). Фото из личного архива Евгения Фёдорова

обратите внимание!

Читайте на «Новом проспекте» интервью с музыкантами «Кино» Александром Титовым и Игорем Тихомировым

Первая серия сотрудничества — релиз записи «Кино» в Севкабеле» с вашим интро на старте. Вторая серия — совместный сингл «Любовь к оружию». Ждём третью серию?

— Ну не знаю, но и не исключаю. Сейчас время такое, что надо иногда объединяться, тем более старым друзьям-приятелям.

Игорь Тихомиров, бас-гитарист "Кино": 

— Выбор песни был неслучаен, тема весьма актуальна в наше непростое время. Сначала мы с Георгием определились с формой песни, и первую черновую запись произвели на репетиции, барабанный трек которой оставили в финальном варианте. Далее подумали над новыми гармоническими решениями и партиями гитар, которые записывали в домашних условиях, обмениваясь друг с другом разными идеями удалённо. После предварительного микса, Женя очень творчески спел все вокалы в маленькой студии. Окончательный микс собрал наш бог пультов и микрофонов Андрей Алякринский, с учётом наших взаимоисключающих амбиций и пожеланий. О результате судить нашим слушателям...

Вы йодом запаслись? Росстат говорит, что цены на него за апрель выросли сразу на 8%. Похоже, сметает народ на волне ядерной паранойи…

— Я йодом не запасся (улыбается).

Вы без паранойи ядерного апокалипсиса живете?

— Нет, я с паранойей. Конечно, это всё крайне опасно… Но мне кажется, что йодом запасаться бесполезно. Не поможет.

Российские власти, не говоря уже о пропаганде, твердят, что расширение НАТО на Финляндию и Швецию лишает Балтику безъядерного статуса. Вы как эти вещи воспринимаете?

— Я вижу, как этой нынешней российской риторики здесь пугается огромное количество людей. Все первые полосы местной скандинавской прессы наполнены дискуссиями про это. И здесь огромное количество противников вступления в НАТО двух новых больших стран на Балтике. Это всё тревожит людей, которые не имеют никакого отношения к нынешней спецоперации, общее беспокойство нарастает и здесь тоже…

Вы уехали?

— Да, но я не скажу, куда конкретно.

Не все за НАТО, но и количество тех, кто «за», ведь выросло кратно. В той же Финляндии за членство в альянсе было традиционно около четверти населения, теперь три четверти…

— И понятно почему. Но что касается тех людей, с кем я общаюсь (а это условно «люди искусства», и они все традиционно придерживаются левых взглядов на происходящее вообще в мире во всех аспектах), то они поголовно против вступления в НАТО, но ничего поделать не могут, потому что это уже всё решено на государственном уровне. И — да, они понимают, почему это происходит. Однако люди боятся, что вступление в НАТО новых скандинавских стран может очень негативно отразиться на их внутренней политике, на привычной для них жизни.

То есть людей пугают не столько перспективы увидеть чужие ракеты, сколько перемены в привычном укладе?

— Учитывая то, как иногда летают российские ракеты, тут никто не в безопасности, даже если под ударом окажутся не они сами, а их соседи. Под ударом окажутся все. Мне кажется, что уже нет особой разницы в этом смысле, в блоке НАТО твоя страна или нет. Ядерная война затронет абсолютно всех.

Оценили мартовский клип «Кино» с новой версией «Безъядерной зоны» Цоя? Не нафталин?

— Ну сейчас всё смещается в сторону примерно тех же рисков, того же ужаса, и теперь это кажется гораздо более вероятным, любое высказывание по этой теме становится актуальным, даже если ты три месяца назад мог сказать, что это нафталин.

Но в этом клипе всё заканчивается хорошо. После разбитого чёрно-белого дома появляется дом в желтом поле под голубым небом.

— И это тоже высказывание. Многие сейчас в России пришли к этому, выкладывают в соцсетях фотографии похожих оттенков. Даже снимки со свадеб в желто-голубых красках (улыбается). Невозможно контролировать всё, хотя людей реально хватают уже за желто-голубой маникюр. Ну как тут можно чувствовать себя в безопасности? Но люди высказываются, как могут. Им это необходимо, хоть и не все могут говорить прямо.

Но некоторые могут даже петь на фоне растяжек с буквой Z. Даже те, кто раньше с пацификами наперевес пел про «свет в оконце» и сны об окончании войны. Персонажи из рок-тусовки типа Галанина.

— Со всеми этими персонажами я время от времени встречался в вагонах поездов за совместным распитием напитков, скажем, на перегоне Москва-Петербург или где-то подальше. И всегда было понятно, что это за парни. Я в принципе вообще не удивлен этими их поступками нынешними, все эти Z-персонажи не удивили никак. А пацифики на них в прошлом — ну это была просто дань моде и традициям рок-н-ролла, попытки примазаться к великой антивоенной рок-н-рольной традиции. Она же, по сути, антивоенная изначально, если вспомнить 60-е годы, весь тот активизм, который начался с войны во Вьетнаме. Это примерно как косуха или ботинки Dr Martens — попытка соответствовать образу настоящего рок-музыканта внешне. Но это давно уже никого не обманывает, кроме самых наивных. В беседах со всеми этим ребятами за водочкой мне давно было понятно, куда они движутся… Конъюнктурное развитие той же группы «Пилот» очень показательно. Сначала передирал американский гранж, потом передирал «Алису», потом «Кино», потом вдруг стал передирать Гарика Сукачёва. Пошло вдруг движение в сторону такую псевдонародную, хтоническую. Уверяю вас, изменится конъюнктура, и они будут вынуждены заминать эту свою теперешнюю историю с буквой Z.

Можно спастись объяснениями, что они фанаты ранней «Zемфиры»?

Обложки альбомов Земфиры. Фото: discogs.com

— Что-нибудь такое, да. Найдутся. Хитрожопость — она и в Африке хитрожопость. В общем, мы все, кто внутри тусовки, по крайней мере в Петербурге, обсуждая этические и эстетические пертурбации, происходящие с этими артистами, касались и более глобальных вещей. И поэтому нет абсолютно никакого сюрприза. Ну и нет никакого «цехового братства», это всё миф, который сам собой развеялся.

«Би-2», казалось бы, тоже не революционеры, весьма обласканы столичным вниманием и достатком, а взяли и отказались играть, когда им не позволили завесить Z черной тканью. Удивились?

— Классно. Значит, совесть у них есть. Молодцы. Мы не то чтобы близко знакомы, но молодцы.

Я к тому, что если мы сказали, что есть конъюнктура условного «Za», то есть ли такое же условное «против»? Многие классные московские ребята, кто «уехал за океан», вдруг стали буквально выпрыгивать из штанов в своем протесте и критике российской власти и общества, как будто до отъезда эта власть и общество были другими…

— Я всегда замечал, и за собой тоже, что очень раздражает «бескомпромиссная борьба» из-за границы, вернее, настойчивые призывы выходить на баррикады. И по этой причине я сам в своих соцсетях стал довольно сдержан в последнее время — не чувствую себя вправе призывать кого-то «издалека». Да, как только начался этот кошмар, я не молчал и писал самые радикальные вещи, которые потом был вынужден удалить при пересечении границы: тогда ходили упорные слухи, что при выезде проверяют телефоны, переписку, соцсети… К тому же я был сильно фрустрирован звонками от анонимных активистов, которые поначалу представлялись официальными лицами…

Вам угрожали за ваши высказывания после 24 февраля?

— Да, угрожали напрямую. Первый звонок был очень вежливый: «Евгений Владимирович, с вами говорит представитель Министерства обороны…» Майор там какой-то, чуть ли не Громов.

А у вас не пишутся звонки на телефоне? Полезная опция.

— Да я не был готов к такому. И не пишутся автоматически, да… Вот такой был первый звонок. Очень вежливый, хоть и медвежеподобный. Но это был первый сигнал, что надо как-то удаляться.

Сказали-то что?

— «В ваших соцсетях обнаружены тексты, которые дискредитируют российскую армию, которые неправильно освещают развития специальной операции российских войск на Украине, а также содержат оскорбительные высказывания в адрес представителей действующей власти». Очень вежливо. Я вежливо ответил, что понимаю, что это у них такая работа теперь, всё такое прочее. Через 45 минут мы уже сидели в машине. Я бросил в рюкзак пару футболок, пару трусов, схватил акустическую гитару и ноутбук — всё. Собрался как на короткую деловую встречу в Москву на один день.

Звонивший получит премию за скорость решения «проблемы».

— Или просто теперь тихо и гаденько доволен. На следующий день мы уже пересекали границу. И уже прямо на границе, когда еще действовал российский телефон, пошли звонки от этих же людей, но уже очень грубо. Для начала включили робота, который весь день звонил и говорил примерно тот же текст, что и в первом звонке «товарища майора».

Так это же может быть кретинизм энтузиастов, их много теперь.

— Конечно. Но я не скрою, в те дни был и панический момент тоже… Некогда было разбираться. Тем более я находился за рулем во время этих звонков уже с конкретными угрозами расправы, тоже не смог бы их никак записать. Робот этот включался примерно каждые 10-15 минут. А потом снова живые люди стали звонить. «Ты, урод, мы же тебе уже говорили. Быстро снёс все свои посты и везде написал «слава российской армии!» А я начал с ними разговаривать (улыбается).

Фото: Николай Нелюбин

Потроллить кретинов бывает интересно, я понимаю.

— Да. К моменту этих требований, которые теперь с матом пошли, я уже снёс антивоенные посты, прямо перед погранпунктом, а также телеграм заодно грохнул весь, и по своей цифровой неграмотности удалил их все безвозвратно… Только потом сообразил, что их можно было временно спрятать. Ну не важно. И я ему говорю: «Чувак, а я же всё уже удалил». Не стал ему говорить, почему на самом деле. «Нет, ты ничего не удалил. Ты урод, мы за тобой следим. Мы разобьем твою лысую башку», — орет уже собеседник. И слышно, что рядом с ним другой перец тоже орет матом. Причем с утра.

Так с утра не только хорошие люди пьют.

— Понятно, да. Похоже, что разгонялись водочкой с селедочкой под песни группы «Любэ». «Ты должен везде написать «слава российской армии», — продолжают. Отвечаю, что не могу написать такое. «Почему это не можешь?!» «Потому что недостоин», — отвечаю. Повисает пауза. «Да! Действительно! Недостоин!» (Смеётся.) Ну и из дальнейшей малосвязной беседы я понял, их триггернули мои слова в комментарии для «Новой газеты». Материал, который и сама «Новая» потом была вынуждена убрать. Там многие артисты высказывались по текущим событиям. Это всё датировалось 24-25 февраля, самые первые дни. Ну и после вещей про «мы за тобой следим» и дальше матом, что конкретно они сделают с моей лысой головой, стало понятно, что и правда пришла пора пересекать границу.

Решение было очевидным, хотя потом стало понятно, что, скорее всего, это какие-нибудь тролли были. Что сути и возможных перспектив не меняет. Естественно, что мы отменили потом все концерты… И мы бы и так их отменили, вне зависимости от географических перемещений. Ну и по тем же причинам, которые раскололи страну на два противоположных лагеря, я сейчас не вижу никаких условий, ни внешних, ни внутренних, чтобы мы встречались и что-то делали совместно дальше, в рамках группы.

Фото: vk.com/tequilajazzz_family

То есть недавний альбом «Камни» — это такие натуральные камни на могилу группы?

— Почему на могилу? Просто сейчас получается вот так. Посмотрим, что будет дальше.

Евгений Фёдоров, интервью «Фонтанке», сентябрь 2021:

— На новом альбоме есть разные элементы рок- и поп-музыки. Но, так или иначе, организм цельный. Поскольку мы люди старой формации, мы не избежали и в этом случае подхода к альбому как к концептуальному — в хорошем смысле. Программа с внутренней драматургией. В целом настроение довольно веселое. Но это радость и пофигизм обреченных. Не слежу за всеми в цеху: цех наш раздроблен и немонолитен, редко пересекаются и эмоции, и настроение. Тем более многие коллеги скрывают свое искреннее настроение, пытаясь петь о каких-то совсем личных штуках. Не акцентируя внимания на общественных моментах и социальных проблемах, в целом на ситуации в стране и на планете. Могу сказать одно: наша новая пластинка будет совершенно не очевидна для невнимательного слушателя. Ну, а для внимательного там всё совершенно очевидно. Ее многое роднит с альбомом «Вирус» (альбом 1996 года. — Прим. ред.). Но не эстетически. Это не такие тяжелые истории. Полное отсутствие блюз-роковых корней. И в «Камнях» тоже «улыбочек» мало… Это скорее про спокойствие, когда корабль тонет. Помните скрипачей на «Титанике», которые до последнего играли? Корабль тонул, конец его был очевиден. А люди играли и играли. Вот эти скрипачи «Титаника» — самый близкие нам люди в каком-то смысле. Даже учитывая анекдоты про них.

Фото: vk.com/tequilajazzz_family

Никто в спину не плюётся? «Убежал», «трусишка»?

— Пока нет (улыбается). Я вам первому про это рассказываю вообще.

А если скажут?

— Плевать абсолютно. Я смотрю новости, как любой, кто уехал. Первые два месяца просто в четыре утра вставал и читал все новости — это типичная реакция человека, пытающегося самому себе доказать, что не сделал ошибку. И новости меня постоянно убеждали в верности принятого решения. Я вижу, что происходит в школах. Вижу, как детей выстраивают в форме буквы Z. Вижу ряженых в военную форму малышей, которым предписано ходить в пилотках с картонными танками наперевес… И я абсолютно не хочу, чтобы мои дети оказались в этой ситуации, тем более что внутри семьи мы ничего не скрываем от детей, мы всё обсуждаем при них, иначе не получается. И подобное двоемыслие, когда дома говорится одно, а в детсаду и школе совершенно другое, безусловно, уродует личность. Я прекрасно помню Советский Союз, и там всё в сравнении с нынешним временем было в режиме «лайт». Тогда тоже дома говорили одно, а в школе и прочих местах другое, но, по-моему, не было вообще ни одного человека, который бы верил в официальную идеологию…

Те, кто сегодня молча не согласен, уже молодцы? Не все же говорят, что они за или против.

— Уже молодцы. Угрозы, которые существуют в России, безусловно, серьезны, и поэтому осуждать людей за молчание я бы не стал. И я сам не призываю никого выходить на баррикады, потому что знаю, даже при своём собственном отношении к режиму, что призывы действовать, звучащие из безопасных мест, вызывают только раздражение. «А ты приезжай сюда и попробуй», — справедливая реакция на это. Это просто дурной тон к тому же.

Остатки политиков, которые не боятся говорить нет, сейчас всячески выдавливают из страны. Но эти единицы смелых политиков говорят ровно то, что сказали вы — что невозможно делать дело изнутри, это иллюзия.

— Политики — другая история. Они выбрали свой путь. И если ты политик, то, конечно, симпатичнее оставаться в России, вести свою борьбу там. Но если невозможно, то я не могу никак обвинять людей, если они вынуждены становиться частью нового «философского парохода».

Мне кажется, или высказываются только старики?

— Я думаю, что мы просто не видим. В моих соцсетях очень много совсем молодых людей, и они высказываются довольно смело. Опять же, массмедиа нормальные сдохли.

Вы же всё это уже видели: и цензуру, и то, что бывает потом. Есть ощущение надежды в этом смысле, или пока не до поисков позитива?

— Да, я застал самый излёт в 80-е. Когда я стал более-менее вменяемый, стал понимать, что происходит, совок уже был таким шамкающим стариком, бессмысленно стареющим.

Как ведьма пустоши у Миядзаки?

Фото: kinopoisk.ru

— Что-то такое, да. Поэтому он и издох довольно скоро. Но сейчас мы являемся свидетелями событий, подобных которым на нашей памяти не было. Такое видели только люди одним или двумя поколениями старше. Мои родители рассказывали про это шепотом на кухне или в лесу у костра — рассказы о том, что происходило и с нашей семьёй и с семьями друзей в 30-е годы… Потом в 40-50-е.

Как раз хотел сказать, что выбор стихотворения Мандельштама «Не говори никому…» для трека Tequilajazzz на известный альбом — посвящение поэту и клип 2021 года на этот трек получились зловеще пророческими…


— Об этом обо всём и наша пластинка «Камни», которая вышла вскоре и должна была стать первой частью трилогии. Потом должна была идти вторая часть, но так всё происходит, что я пишу уже третью часть. Вторую уже нет смысла писать. Всё меняется на глазах, меняется стремительно. Вторая пластинка — это как открыть сейчас окно и посмотреть на улицу: вот оно уже здесь. Она должна была быть жёсткой очень и неприятной. А сейчас я не нахожу в себе желания быть описателем эпохи, инструментом этой эпохи. Это всё уже есть в новостях.

А третья часть, которая пишется, с учётом перемен уже ведь не под вывеской Tequilajazzz будет?

— Почему не «Текила»? Я просто пока не знаю, что делать с троекратным Z в нашем названии. Видимо, придется писаться по-русски или, может, наплевать на это. Хотя, учитывая вполне вероятный интернациональный состав группы Tequilajazzz в ближайшем будущем, было бы логично писаться латинскими буквами… Но работа над третьим томом сейчас идет в полный рост вместе с поиском языка, адекватного этому времени.

Хорошо, что пишется. Масса людей творческих после 24 февраля, осознавая, наблюдая это всё, просто потеряли способность делать то, что они делали до того…

— Такая же абсолютно история. Тоже не мог себя заставить, не прикасался к инструменту месяц. А потом потихонечку ко мне стали приезжать мои бас-гитары и синтезаторы, всеми правдами и неправдами через разные границы — спасибо друзьям и добрым людям всевозможных национальностей. И как-то всё снова началось, и это даже не вполне песни.

Дневники?

— Ну, может быть, да.

Возвращаясь к новому трибьюту Рикошета, там же снова Кинчев идеолог?

— Я к идее трибьюта не имею отношения, Костя как-то к этому причастен, но на уровне такой объединяющей фигуры, скорее всего. Идеологии никакой нет, как мне кажется, просто разные группы играют песни Рикошета и «Объекта». Составчик там лютый, конечно, поэтому очень хорошо, что появилась группа «Кино» и меня с собой прихватила. Рики, думаю, оценил бы такой финт.

Фото: planeta.ru

Видел первую реакцию на трек такую: без пояснений сарказм не считывается. Проблема?

— Наплевать, что не всеми считывается. Пусть пишется на подкорку. Это нормальная поп-песня. Не нужно ждать хрипоты манифеста, мрака и апокалипсиса. Группа и не записывала никакого манифеста. Изначально это просто кавер, только вот песня попалась очень своевременная — поп-песня, где текст не вполне поп (улыбается). Это как под «Happy New Year» от ABBA счастливые люди танцуют ежегодно уже сорок лет. Каждый из нас тысячи раз с этим сталкивался: праздник, бокалы. Хотя песня ведь крайне депрессивная и вообще не об этом. Достаточно внимательно прочитать текст, и становится ясно, что за нежной мелодией скрывается иное. А тут хотя бы по-русски — можно разобрать текст и даже немножко подумать при этом. Так что всё нормально.

Помните свои уроки НВП? Вы про начальную военную подготовку сказали в комменте «Нашему радио», но их нынешние юные слушатели точно не в теме.

— Конечно, помню. Разбирали-собирали автомат, надевали противогаз на скорость, чтобы, когда угодишь в армию, уже что-то уметь. И пока мне эти навыки не пригодились, к счастью. Но из калашей стреляли в 10 классе. Нас вывезли на стрельбище, дали в руки АК с одним или двумя патронами. Очередями не стреляли — просто одиночный выстрел в мишень. Когда рассказываю сейчас местным про это, не верят. Слышал, что в России заговорили о возвращении этих уроков в школы и наверняка их вернут.

Вообще у нас был симпатичный военрук — уставший грустный мужик с усами… Хороший был мужик на самом деле. Жена его преподавала английский в нашей же школе. В какой-то момент я уже был подростком, задающим много вопросов, из-за чего у меня было много проблем в школе (улыбается). «А почему вы сами не в армии, раз вы так её рекламируете? Вы же ещё молодой», — спросил я его как-то раз. Он длинно вздохнул и честно сказал: «Я разочаровался в армии…» Он, конечно, всё делал по методичкам, но дядька был хороший. Было видно, что ему не просто это всё… Часто стал его вспоминать сейчас. Но тогда нам было не до этих мыслей. Бегали по школе, девчонки, радость, рок-н-ролл, «комната за актовым залом», о которой Чиграков поёт — у нас в школе именно так всё и было. А потом ты оказываешься в комнате НВП, где висят плакаты о том, что нужно делать во время ядерного взрыва и прочее… Это погружало в невероятную депрессию. Думаю, что сам этот кабинет в школе, его атмосфера и антураж сделали максимум для того, чтобы я уже тогда задумался о том, как бы от службы в армии откосить.

Евгений Фёдоров в 1987 году. Фото: Светлана Лосева, из архива Евгения Фёдорова

Вы понимаете, почему столько людей так упорно отказываются принять простые вещи: что убивать людей нельзя, что чужое брать нельзя, что насилие непременно вернётся так или иначе?

— Это потому что нас воспитывали с детства, что мы самые лучшие, самые добрые и самые справедливые. Что русский человек всегда приходит на помощь, потому что он русский. И с этим имиджем «хорошего русского» расстаться очень трудно даже тем, кого уже этим не особенно пичкали. Думаю, что это корректируется изменением самой структуры общества, когда будет открытость информации о том, что происходит на самом деле. Будет очень трудно и больно. Но мы навряд ли дождемся этого в ближайшие годы.

Дети спрашивают про это?

— Конечно. Младшая нет, а старший регулярно. Мы тут всё время встречаем украинских беженцев: на каждом углу, на каждой детской площадке, на каждом футбольном поле, которых здесь гигантское количество. И везде украинские ребята. Их легко опознать: многие в футболках своих команд, или с фамилией Shevchenko (знаменитый украинский футболист и тренер Андрей Шевченко. — Прим. «НП»), и они кричат громко по-русски или по-украински. Конечно, сын с ними тут же начинает общаться.

Не возникают проблемы, тёрки?

— Тёрки возникают в 90% случаев поначалу, когда выясняется, что мальчик из России. Есть разговоры на старте. А потом мой сын говорит, почему он сам здесь оказался, какое отношение в семье к происходящему. Дети договариваются. Договариваются моментально, в отличие от взрослых иногда. Труднее договариваться с их родителями. Моя жена второй месяц уже волонтёрит в центре помощи украинским беженцам (переводит, консультирует, собирает и сортирует вещи, велосипеды) и научилась договариваться со взрослыми, когда это приходится. И, как правило, потом все всё прекрасно понимают: что люди из России, которые в эти дни оказались здесь, тоже не с туристическими целями понаехали.

До какого момента ребенка нужно защищать от такой правды?

— Никогда не нужно ничего скрывать, тем более что это невозможно. Мы трое суток добирались, бесконечно слушали радио в автомобиле, бесконечно говорили друг с другом. Один за рулём, второй читает вслух новости. Эмоционально. Дети не могут этого не слышать. И дети не говорят «давайте о другом». Дети многое, конечно, воспринимают как приключения, как сказку, что есть злой колдун, который заколдовал страну, из которой нужно сейчас убежать… Вот сейчас мы пересматриваем «Властелина колец», «Хоббита», и очень много забавных моментов находится, которые иллюстрируют настоящие события.


Злой волшебник Саруман в исполнении Кристофера Ли из экранизации «Властелина Колец» Питера Джексона. Фото: kinopoisk.ru

Бывший депутат петербургского парламента Максим Резник так и говорит: это битва за Хоггвартс.

— Да-да, темный властелин и так далее (улыбается).

У Толкиена и Роулинг финал хороший…

— Так наверняка хорошо и кончится. Беда только в том, что пройдёт сто лет, и всё опять повторится. Вообще, конечно, ничего уже не вернуть назад. Это всё надолго или навсегда…

С друзьями в Украине связь сохранилась? Общаетесь? Чем сейчас заняты они?

— Общаюсь, конечно, с первых часов 24 февраля и довольно часто. Кто-то занимается музыкой — у ребят сейчас невероятная творческая собранность, если это слово тут применимо, кто-то взял в руки оружие, страна невероятно объединена общей идеей. Это то, что мне видно из личной переписки.

Для вас проблема «отмены русской культуры» в мире после 24 февраля реальная, или это пропагандистский трюк?

— Мы знаем, что есть частные случаи отмены русской культуры. Но я сам с этим не сталкивался пока. Более того, я, наоборот, вижу огромное количество поддержки. Мне повезло или у меня такой круг общения. Все всё прекрасно понимают. Все знают, что происходит. И люди благодарны за то, что мы им рассказываем. Здесь люди реально нуждаются в том, чтобы знать, что в России есть нормальные люди, в том числе и деятели культуры, которые совсем не поддерживают это всё. Здесь многим людям важно с этим знанием жить. Мы им помогаем с этим время от времени (улыбается).

Как вы относитесь к термину «коллективная ответственность»?

— Двояко. Я себя ответственным за этот кошмар не ощущаю. Я сделал и делаю всё что могу. Мы принимали участие в множестве акций в поддержку честных людей. Как-то играли на благотворительном концерте «Новой газеты», когда собирали деньги для узников Болотной, прямо перед нами в первом ряду сидел на том концерте Навальный с женой. Все, кто занимался и занимается оппозиционной деятельностью и обращался к нам за поддержкой, знают, что мы не молчали и всегда выражали позицию. Я говорил и со сцены об этом часто, пока однажды члены моего коллектива не попросили меня этого не делать: не все разделяют мои взгляды, и сейчас не разделяют, это не секрет. Может быть, я был недостаточно активен и тонок или слишком завуалировано вплетал «повестку» в песни. Но власть, конечно, опирается на молчание масс, на молчаливое одобрение. На всех тех ребятах, которые конструировали эту историю последние 20 лет и оболванивали народ, лежит огромная ответственность.

В условиях отсутствия навыка быть самостоятельным, когда нищета и подчинение — константа.

— Да. При полном отсутствии нормальной федерализации в стране.

Опальный священник Андрей Кураев тут хорошо сказал, что Бог любит текилу, объясняя безумие момента и сочетание несочетаемых казалось бы вещей…

— Я читаю его. Тоже поржал, да (улыбается).

Степень контрастности коктейля не пугает?

— Я безумие наблюдаю очень давно. Сейчас второй и страшный акт. Первый тянулся до него лет десять, вот всё это консюмеристское безумие. Я тут хожу по улицам. Идешь и кажется: другие лица, другие люди. Не забитые, не зажатые, одетые прикольно. Это клише такое, конечно, но выглядит так. Но три дня назад я увидел то, что мне очень напомнило наших людей en masse. Зашёл по физической надобности в гигантский молл типа «Мега-ИКЕИ», посмотрел по сторонам и увидел русских людей. Здесь хождение по подобным местам не очень популярно, но та категория, которая там тусуется, включая молодежь, точь-в-точь как наши в последние годы. Но я вышел на улицу, и всё опять изменилось. Еще одно наблюдение: практически никто не таращится всё время в телефон, даже в транспорте. Я, по-моему, один тут такой с бесконечной лентой новостей из России в ленте телеграма.

Только по подтверждённым данным ООН количество погибших мирных граждан превысило уже 3,5 тыс. человек. Тысячи покалеченных, миллионы беженцев… Что нужно делать тем, кто хочет, чтобы это прекратилось?

— Надо просто срочно заканчивать это всё. Всё это безумие и чистый сатанизм.

Давайте закончим музыкой? Вы только что опубликовали новый сингл своего проекта Zorge — Parachutes. Эта солнечная летняя история — что-то старенькое, как история у этой записи? Сегодня выглядит как мантра добра, которую нужно артикулировать не без усилий…

— Это давний уже ремикс, сделанный нашим приятелем из группы Amor Entrave, он чисто технически только сейчас опубликован. Но вряд ли случайно с точки зрения высших сфер: песня как раз про «побег от всего этого».

Фото: music.yandex.ru

Парашюты помогли —

Догорают на песке.

В дымном далеке

Падают угли —

Замечательно долетели!

Собираем по кускам

Всё, что морем принесло:

Вот оно, весло,

Вот и прочий хлам,

Что остался от сверхмодели

Затерянным мирам.

Непросто кораблям

Найти такую цель.

Космическая мель

Их рвет напополам.

Непросто — но не нам.

Нам с тобой опять везет:

На планете этой рай

Но не доверяй,

Мой второй пилот,

Позывным незнакомых станций.

Мы на карте удалим

Место, где упал фрегат.

Нет координат —

Нет и этих зим.

Завтра в бункере будут танцы

И диджей аноним.

Непросто кораблям

Найти такую цель.

Космическая мель

Их рвет напополам.

Непросто — но не нам.

Мы просто, просто, просто нажали на play,

Коснулись орбиты рукой.

Нам было легко, и это, скорей,

Сначала казалось игрой.

И солнца как минимум два,

И лета как минимум пять.

Ну как нам не знать простые слова,

И снова, опять и опять…


Фото из личного архива Евгения Фёдорова


справка нового проспекта

Евгений Владимирович Фёдоров. Родился в Архангельской области 3 октября 1965 года в семье музыкантов. Отец — саксофонист, руководитель биг-бенда, мама — преподаватель фортепиано, бабушка — пианист и хормейстер, дедушка — оперный режиссер. С раннего детства занимался музыкой: фортепиано, труба, виолончель, скрипка. С 7 лет выступал публично с детским хором и оркестром барабанщиков. Регулярно гастролировал вместе с родителями. С 12 лет начал играть в школьной рок-группе, в том числе на танцевальных вечерах и конкурсах молодых талантов. С 16 лет исполнял музыку собственного сочинения. Пытался поступить в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной, но в итоге оказался в Училище культуры на факультете эстрадной и народной музыки. Был отчислен за участие в рок-группах, несовместимых с «советским образом жизни».

С 1986 года был регулярным бас-гитаристом группы Александра Рикошета Аксёнова «Объект насмешек». С группой объездил весь СССР. Выпустив четыре альбома и являясь популярной группой рок-клуба, группа «Объект насмешек» распалась в 1991 году после первых зарубежных гастролей, которые прошли во Франции.

В 1991—1992 годах жил во Франции, где работал над своим первым сольным проектом «Четыре ветра». В 1992 году вместе с музыкантами «Объекта насмешек» снялся в фильме Рашида Нугманова «Дикий Восток». Фильм стал первой работой в качестве композитора кино. Именно в этот момент рождается группа Tequilajazzz.

Официальным днем рождения Tequilajazzz считается 4 сентября 1993 года, когда группа впервые выступила на сцене клуба TaMtAm. Первый альбом «Стреляли?» был выпущен в 1994 году, после чего был подписан многолетний контракт с московской компанией FeeLee. В рамках этого сотрудничества было выпущено семь альбомов (с 1995 по 2009 годы), в том числе альбом 1998 года «Целлулоид», композиции которого активно крутились на радио, а клипы на песни пластинки попадали в эфир ТВ. Группа стала одним из самых ярких рок-событий десятилетия. Несколько песен стали общенациональными хитами.

В 2010 году Tequilajazzz приостановила активную деятельность до возвращения на сцену в 2017. В 2005 году Фёдоров собрал джазовую супергруппу Optimystica Orchestra, в которую вошли музыканты групп Markscheider Kunst, «Сплин», St. Petersburg Ska-Jazz Review, Spitfire, «Ленинград» и других. Группа выпустила три альбома и несколько синглов.

В 2011 году Евгений Фёдоров представляет первый одноименный альбом своего нового коллектива Zorge. В 2013 выходит вторая пластинка Zorge — «Что мы знаем о равновесии?» С 2012 года занимается мультимедийным проектом Mongoloid, многосерийным аудиосериалом в жанре антиутопии под музыку Zorge, с анимацией Александра Киселёва и текстами Евгения Фёдорова.

Последний номерной альбом Tequilajazzz «Камни» вышел осенью 2021 года.

Помимо рок- и джаз-музыки активно занят написанием музыки для кино. Является автором саундтреков более чем к 20 фильмам и сериалам. Автор музыки к четырем театральным постановкам. Большой фанат путешествий под парусом и экспедиций в горы. Кошатник.

обратите внимание!

Читайте интервью с Евгением Фёдоровым, которое он дал «Новому проспекту» в феврале 2021 года

рок культура общество
Другие статьи автора Читайте также по теме
Помощница группы «Пикник» Екатерина Кушнер погибла во время теракта в «Крокус Сити Холле». Среди погибших ее опознал супруг.
24.03.2024
Короли Петербурга остаются королями. Группа «НОМ» уже 37 лет высмеивает идиотизм. «Новый проспект» пересмотрел работы последних двух лет вместе с лидером «НОМа» Андреем Кагадеевым.
В марте на ежегодной ярмарке искусства и антиквариата Tfaf в Нидерландах выставят на продажу работу голландского художника Винсента Ван Гога «Портрет крестьянки в белом чепце» (Tête de paysanne à la coiffe blanche).
07.02.2024

Сергей Воронков обратился к Владимиру Путину. Конгрессно-выставочная отрасль получит поддержку
25.04.2024
В ЗакСе представили кандидатов на звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга»
25.04.2024
"АвтоВАЗ" работает над внедрением беспилотных систем в Lada
25.04.2024
Путин подтвердил свой визит в Китай в мае
25.04.2024
Прокуратура выявила нарушения сроков реконструкции набережной реки Фонтанки
25.04.2024
В России массовые спам-звонки запретят законодательно
25.04.2024
Коммунальных аварий станет меньше, если все участники процесса ответственно подойдут к делу
25.04.2024
Фармацевтическая компания «Вертекс» с начала года инвестировала в развитие бизнеса в Петербурге 400 млн рублей
25.04.2024
Коррозии не будет, если использовать российские покрытия
25.04.2024
В отрасль ЖКХ будет привлечено более 1 трлн рублей
25.04.2024
«Кингисеппский машиностроительный завод» будет производить литые лопатки газовых турбин
25.04.2024
Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Верным курсом: вектор развития энергетической отрасли определит дискуссия
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес бренда Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки