Игорь Тихомиров: «C точки зрения правды для народа поменялось мало что»
Поделитесь публикацией!

Игорь Тихомиров: «C точки зрения правды для народа поменялось мало что»

Николай Нелюбин 30 октября 2020
Игорь Тихомиров: «C точки зрения правды для народа поменялось мало что»
31 октября 2020 года группа «Кино» должна была выйти на сцену Ледового дворца, чтобы впервые за 30 лет вернуться к тем песням Виктора Цоя, которые знает каждый и которые ни на йоту не утратили актуальности для России XXI века. 2020 год и его вызовы обнулили и это: концерты перенесены на 2021 год. Однако группа активно работает в студии над большой концертной программой и переизданиями. «Новый проспект» пообщался с главным «технарём» «Кино», бас-гитаристом Игорем Тихомировым. Музыкант, который пришёл в «Кино» из группы «Джунгли», был регулярным участником «Поп-механики» Сергея Курёхина и многолетним звукорежиссёром группы «DDT», рассказал о закулисье «Кино»-2020, 30-летии «Чёрного альбома» и символизме песен Цоя, которые реально меняют жизнь людей здесь и сейчас, несмотря на разнообразные обнуления.

В октябре 2020 года музыканты «Кино» представили клип «Попробуй спеть вместе со мной».


Игорь Рувимович, новый клип «Кино» — «Попробуй спеть вместе со мной» — это уже полноценный видеоклип без оговорок. Предыдущие были в основе всё же записями в студии, где вы смотрите друг на друга. А здесь лицом в зал, плюс графика, плюс хроника. Пришла пора смотреть в глаза зрителям?

— Если взять юмористическую составляющую, то нам надо было переснять все прежние клипы этого года, потому что там один чувак с бас-гитарой в правом углу просто не влезал в кадр. (Смеётся. Музыкант намекает на самого себя, ведь на момент записи первых клипов «Кино» 2020 он был заметно более крупным.) 


Но на самом деле мы хотели новым клипом показать уровень подготовки к концертам. Мы очень серьёзно готовимся (о технических деталях современного этапа работы «Кино»-2020 после публикации клипа «Попробуй спеть вместе со мной» рассказал звукорежиссёр группы Андрей Алякринский. — Прим. «НП»). Мы ведь рассчитывали, что 31 октября 2020 года уже выйдем на сцену в Ледовом, но концерты были перенесены на 2021 год… Очень повезло, что нам дали возможность работать на киностудии «Лендок». Новый клип «Попробуй спеть вместе со мной» там и записан, как и ролик с объявлением о переносе концертов.


Мы на «Лендоке» репетируем пару недель каждые 2 месяца. График объясняется тем, что у нас некоторые участники группы живут в других городах и даже странах (басист раннего «Кино», участник реюниона группы Александр Титов весной рассказывал «Новому Проспекту», как приезжает на репетиции из Лондона. — Прим. «НП»). И поскольку площадка для репетиций оказалась такой удачной, мы решили и туда пригласить профессиональную съёмочную бригаду, как мы ранее делали на студии «Добролёт» с предыдущими клипами. Ну и заодно решили продемонстрировать кусочки видеоматериалов, которые будут работать в концертах. «Попробуй спеть вместе со мной» — это уже фактическое маленькое промо будущих больших концертов.

О символизме песен Виктора Цоя здесь и сейчас мы ещё поговорим отдельно, но насколько неслучаен выбор песни «Попробуй спеть вместе со мной» для нового клипа в октябре 2020 года? На самом деле сегодня и говорить-то уже невозможно о многом и многим, не то что петь. И не только из-за ковида.

— Вообще, я не уверен, что нужно искать какую-то неслучайность. Но, с другой стороны, мы выбирали песню коллегиально. Мы всегда принимаем решения о том, что делаем, все вместе. 

Кино 2020 тихомиров
«Кино»-2020. Фото: Алексей Елагин

И тут все пришли к выводу, что именно эта песня будет уместна. В данный момент времени в данной стране. (Смеётся.) Я бы сказал, что степень случайности выбора — 50%. Также смотрели на то, какой видеоматериал уже полностью готов. Ещё много видеоконтента остаётся в работе теперь, с учётом дополнительного времени на подготовку из-за переноса концертов на будущий год. Пускай наши слушатели и зрители знают, что это и случайная, и неслучайная вещь. (Улыбается.)

Специально ведь я не ищу двойного дна смыслов. Но когда Юрий Каспарян рассказал мне в мае, что предыдущий трек для клипа «Мама, мы все тяжело больны» после общероссийского голосования по президентским правкам Конституции можно назвать «Мама, мы все сошли с ума», дальше хочешь не хочешь, а видишь отголоски реальности в вашей работе.

— По большому счёту, и тогда выбор трека тоже был случайностью! Ведь у нас у всех тогда ещё не было ощущения, что народ настолько массово сошёл с ума, что на самом деле проголосует за эти поправки…

А теперь?

— А теперь… Всё же тут совершенно очевидно. (Смеётся.) Есть часть совершенно сумасшедших, есть часть не совсем, а есть часть, которых принято называть жуликами, а ещё много воров и так далее. (Смеётся.)

Россия — страна очень многогранная. За это мы её и любим!

— Палитра мнений очень разнообразная и яркая, да.


В новом клипе использован первый фильм с Виктором «Конец каникул», когда вы все вместе снимались в Киеве в 1986 году. Но если тогда это было солнце и визуально панк-рок, то сегодня вы все в чёрном…

— Идея тут очень простая. Ведь на самом деле мало видеоматериалов с Виктором в кадре приемлемого качества… да вообще какого-либо качества, их очень мало. В те времена действительно было очень мало возможностей для фиксации на видео. Теперь, уже, наверное, странным покажется, но ведь тогда, как сейчас, с любого телефончика возможности сделать видео не было. Буквально по крохам собирались все материалы с Витей в кадре для этой работы (в клипе «Мама, мы все тяжело больны» использована любительская концертная запись с VHS камеры из архива Джоанны Стингрей. — Прим. «НП»). И, конечно, изображение на киноплёнке от автора фильма Сергея Лысенко гораздо качественнее по сравнению с VHS. Поэтому кадры из фильма «Конец каникул» мы используем по полной.


Вы ведь приехали в Киев в 1986 году, после взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС. Не было страшно?

— Абсолютно верно, после аварии. Но ведь о ней не было известно ровным счётом ничего. Мы туда приехали, вообще ничего не подозревая! Только приехав в Киев, мы поняли, что все в какой-то странной панике… Не в той панике, как в фильмах, но очень задумчивые все были. Гигантские очереди были в аэропорту, на вокзале. Валили. Причём валили же не сразу, а приблизительно через неделю, когда информация начала распространяться с помощью сарафанного радио. 

А как же вражеские «голоса» (иностранные радиостанции, которые вещали на русском языке. — Прим. «НП»)?

— Конечно, слушали вражеские голоса. Но родные, не вражеские ведь вообще ничего не сообщали. «Всё в порядке». Все ходили купаться в Днепре...

«Фильм, кадры из которого использованы в клипе, снят в Киеве после Чернобыля, а это пострашнее ковида! Эф ю си кей, ковид! Будьте здоровы», — сказал мне Юрий Каспарян про клип «Попробуй спеть вместе со мной». И ведь про ковид сегодня тоже сообщают весьма «суверенно». Опять же, параллели времён.

Юрий Каспарян Кино
Георгий Каспарян. Фото: Алексей Елагин

— Ну, с ковидом власти у нас вообще всё делают как-то убогонько… Понятно, что это проблема, но их действия странные. Вообще, нынешние действия властей по сравнению с масштабами вовлечения в том же 1986 году для решения той проблемы какие-то унылые. А с точки зрения правды для народа поменялось мало что. Системщики-то ведь всё те же самые и сидят. Руководят.

В клипе использована графика, которая отсылает к цветам живописи Виктора, «Новых художников». Кто ходил на выставку работ Цоя в KGallery «Не кончится лето» в этом году, тот это заметит.


— Совершенно точно, да. Над видео работает команда FirecatFilms плюс пригласили большое количество дополнительных сотрудников. Работы много. Но главный в группе по этой работе у нас Саша Цой, лучше об этом поговорить с ним. Но я могу сказать, что в каждой песне на концерте у нас будет разная графика. Не хотел бы выдавать другие секреты, но надо понимать, что в концерте будет много различного видео и самой разнообразной графики.

тих2.jpg

И это уже заметно, в «Maman» были элементы такой околояпонской мультипликации с ползущими по проводам корнями. В «Попробуй спеть…» — яркие рукописные титры, как будто с картин Виктора. Кстати, про доступные детали из видеоклипов 2020 года: в «Музыке волн» Александр Цой говорит, что идея реюниона группы не всем сразу была близка, но потом ему «как-то удалось всех уломать». У вас как выглядел момент согласия с идеей?


— В том весеннем клипе эта фраза, конечно, получилась вырванной из контекста, потому что Саша меня не уламывал никак. Просто ребята пришли втроём ко мне. Александр, Георгий Каспарян и Андрей Алякринский навестили меня на работе в студии «DDT» на 4-й Советской, около старого «Эха Петербурга», и рассказали о сформировавшейся даже не идее, а концепции. Идея была гораздо раньше, она родилась в момент записи песни «Атаман» в 2012 году.


То есть за этот импульс, когда вы собрались вместе с Каспаряном и Гурьяновым в студии, чтобы записать партии под этот черновик Виктора Цоя на неальбомный трек, мы говорим спасибо Наталии Разлоговой? Ведь песня была сделана для документального фильма, где она рассказывает про музыку Виктора и группы «Кино».

— Вы всё знаете без меня. Да, спасибо Наталии. Вообще, ей надо говорить спасибо постоянно, она наша путеводная звёздочка. Мы стараемся не афишировать её вклад просто потому, что она не очень это любит, но и фильм 2012 года никуда не денешь. Это ведь большая работа была и внутри каждого из нас, и нас вместе. И спасибо ей за это.


Вообще, наше общение с ней всегда было очень тёплым и близким. Так вот после записи «Атамана» обсуждалась мысль начать работу над голографическим изображением Виктора для концерта, однако от этой технологии мы отказались, и позже появился проект «Симфоническое кино». Он тоже является неким логическим продолжением этой идеи… 

Симфоническое кино Тихомиров
Фото с концерта «Симфоническое кино» 11 октября 2019 года. Слева направо: Александр Цой, автор оркестровок Игорь Вдовин, Андрей Алякринский, Игорь Тихомиров. Фото: instagram Александра Цоя

Ну и плюс работа над реставрацией записей, с мастер-лентами. Это тоже весьма объёмная тема. Она весьма успешно отражена в вашей статье в «Новом проспекте» «Бобины, так же как винил, это пока ещё определённая религия», но я бы дополнил её мнениями экспертов про износостойкость и сроки жизни магнитных лент как звукового носителя. Вкратце: этим приходилось заниматься время от времени. Профилактическое обслуживание и перемотка рулонов на студийных магнитофонах просто потому, что периодически надо снимать напряжение с ленты в катушке. Пришлось применять так называемое запекание магнитной ленты — технология пропитки лент спецклеем и сушка при температуре около 70 градусов для укрепления магнитного слоя на лавсане (эту работу нам помог выполнить британский инженер в Лондоне). Ну, и, конечно, работа над фильмом «Игла ремикс», где тоже пришлось сепарировать вокал из стереотрека и использовать старые записи с бобин. Всё это в итоге и вылилось в проект «Кино»-2020, который мы сейчас и делаем. Такая управляемая лавина.


Трейлер фильма Рашида Нугманова «Игла Remix» (2010)

В середине октября издатель «Кино» Maschina Records анонсировал переиздание «Чёрного альбома». Поймал себя на мысли, что ведь ровно 30 лет назад вы его и делали в студии…

— Не помню точных сроков… Но действительно, это было поздней осенью 1990 года. Мы тогда недели две-три провели на московской студии «Видеофильм», а сводили уже потом в Париже, ближе к январю…

Часто натыкаюсь на язвительные реплики в Сети про реюнион, мол, «как же это возможно без Виктора». Но при этом комментаторы забывают о том, что последний официальный альбом «Кино» был сделан без Цоя ещё в 1990 году. Чем та работа была сложна, интересна?

— Она была сложна своим просто чудовищным психологическим напряжением… Опустошением психологическим… Сверх сил человеческих это всё делалось тогда… Но при этом лично я понимал, что если мы это вовремя не сделаем, вот именно той тяжёлой осенью 1990 года, то потом мы бы могли вообще не взяться за эти песни Витины… Вообще никогда.

Черный альбом кино

То есть в этом смысле вы и были тем, кто поддерживал рабочий настрой?

— В первую очередь, конечно, очень просил эту работу сделать Юрий Айзеншпис (директор и продюсер группы «Кино» в 1989–1990 годах. — Прим. «НП»). Ну, эти его просьбы понятны, он коммерсант. А я понимал именно для себя момент того, что если мы не сядем в студии сразу, то дальше сам материал бы от нас уплывал смыслово…

1990–1991 годы вообще многое обнулили…

— Безусловно, но, конечно, мы тогда не думали вообще о том, что происходит вокруг. Трагедия, которая происходила внутри нас, навалилась на нас очень сильно и очень мешала работе. Очень тяжело дался этот альбом психологически… Даже не в творческом плане — психологически.

Но сделали вы его в итоге быстро.

— Недели три, да. Не больше месяца. Жили в гостинице. Самое главное, что позволило сделать альбом, — это кассета с порто-студии четырёхканальной, которая сохранилась. Кассета с демозаписями новых песен Виктора…

Та самая YamahaMT-44, которую Джоанна Стингрей привезла в 1987 году? Тот аппарат, который подарил нам «Группу крови»?

— Она самая, да. И «Группу крови» мы на ней сделали, и все остальные записи мы на ней потом делали. Для «Звезды по имени Солнце» на ней сначала писались, потом уже в студии Валерия Леонтьева. И вот в кассете на этой порто-студии в 1990 году остался Витин голос и какие-то его наигрыши на акустической гитаре. И в работе над «Чёрным альбомом» мы ничего из этих записей не убрали, всё использовали. Старались аранжировочно даже не уходить от этой демоверсии… Уверен, что с живым Витей мы бы приняли какие-то дополнительные решения в аранжировках этих песен, но без него мы решили сохранить всё максимально близко к тому, как было записано на демокассете… Аранжировочные составляющие мы уже добавляли так, чтобы не менять ни фактуру, ни характер, ни замысел (демозаписи «Чёрного альбома» войдут в расширенную версию переиздания. — Прим. «НП»).

Черный альбом кино

А что было интересного? Студия была хорошая. Впервые мы тогда работали на студии такого высокого уровня оснащённости, и это для меня, как технического человека, было интересно. Но не думаю, что два Георгия (гитарист Каспарян и барабанщик Гурьянов. — Прим. «НП») обращали на это особое внимание в ту осень…

Переиздание «Чёрного альбома» включает в себя не известные ранее на носителях версии песен «Кукушка» и «Нам с тобой»…

— Про эти артефакты лучше расспросить нашего издателя Максима Кондрашова. Порой он лучше нас ведает, откуда эти версии. Но я могу рассказать, что ещё до презентации альбома, которая состоялась 12 января 1991 года (переиздание «Чёрного альбома» состоится ровно 30 лет спустя, 12 января 2021 года. — Прим. «НП»), я показал результат рок-клубовским друзьям. Просто пригласил ребят. И в малом зале «Рок-клуба» на Рубинштейна на кассетке магнитофонной прокрутил им эти восемь песен. Никаких обсуждений не устраивали, просто послушали. Хотелось поделиться с наиболее близкими людьми. Но это не было официальным мероприятием. Про версии «Кукушки» и «Нам с тобой» с бонусной виниловой семёрки в нынешнем переиздании не могу сейчас вспомнить (как пояснили издатели, эти два трека в черновом варианте сведения были представлены осенью 1990 года на концерте памяти Виктора Цоя и больше никогда не использовались. — Прим. «НП»).

Кино красная пластинка

В демозаписях «Чёрного альбома» была ещё песня «Сосны на морском берегу». Её сырую версию ранее иногда добавляли в качестве бонус-трека на релизах в 90-е. Сейчас её нет в переиздании. Почему?

— Эта песня появится чуть позже. Мы её доделали в процессе подготовки к концертам. Но давайте дождёмся подробностей.

Кстати, в процессе реставрации, которую вы начали несколько лет назад с нынешним издателем, вы использовали инструменты. Я видел на промозаписях из студии вас с клавишными. Пришлось что-то доигрывать?

— Не в случае с «Соснами». В случае с альбомом «Группа крови» использовали клавиши, чтобы проконтролировать правильную скорость воспроизведения ленты, подбирая тональность нот. Дело в том, что во время записи в 80-е не все магнитофоны крутили ленты с правильной скоростью в силу разных кустарных ухищрений. И на «Звезде по имени Солнце» был неточный строй. Клавишами я воспользовался, чтобы поймать места, где уезжает тональность на ленте. В те записи, которые были закончены с Виктором, мы точно ничего нового не дописывали сейчас при реставрации.


«Чёрный альбом» уже весь интонировал точно. К тому времени у всех уже были тюнеры. Ну и сама студия была очень профессиональной, как я уже сказал ранее.

Maschina Records рассказывали, что именно вы сохранили мастер-ленты альбомов «Кино», которые вы уже упомянули, но до недавнего времени эти плёнки не тиражировались. Почему?

— История сохранения этих лент максимально простая. Они все хранились в съёмной квартире, где жил Виктор с Наташей. Недалеко от меня, тут несколько километров буквально, около Сосновки. И так вышло, что после всей этой кошмарной истории Наташа жила у нас дома, когда мы вернулись из Риги на похороны… Ну и все их вещи со съёмной квартиры переехали сюда. А я просто за эти почти 30 лет хранил их в неприкосновенности для посторонних, тщательно берег.

Фантастика. Такие вещи всегда первыми и пропадают.

— Фантастика, да. Но фантастика, потому что Витей они тогда все были собраны. Он почему-то сообразил, что нужно это собрать и сберечь. Ну а я как кремень, их никому так и не дал. Конечно, за эти десятилетия просьбы поделиться поступали регулярно от тех, чьи имена и называть не будем. Хорошо, что сегодня ситуация в надёжных руках наконец.


Сравнение качества звука известной фонограммы «Чёрного альбома» и реставрации с мастер-лент.

Что касается голоса Виктора Цоя: я правильно понимаю, что работа над реставрацией и работа над новыми концертами с этими лентами шла параллельно? Фонограммы-то одни и те же.

— Конечно. Сейчас очень вырос технологический уровень, который позволяет сепарировать голос из сведённых фонограмм. До «Группы крови» все записи «Кино» писались и сводились сразу. Нет отдельных партий голоса и инструментов. Как я уже упоминал, приходится очень сложные технические схемы применять для сепарирования голоса, вплоть до использования искусственного интеллекта. Безо всяких шуток. Но в работе над изданием пластинок мы этим не занимались. Музыка там остаётся оригинальная. 

Разве до 2020 года не издававшаяся как альбом запись «Любовь — это не шутка» писалась не отдельными дорожками?

— Там ещё писалось всё сразу, это же ещё 1986 год. Порто-студии у нас не было. Записывали дома, у Алексея Вишни на полуубитый списанный МЭЗ 28 (как рассказывал ранее «Новому проспекту» участник раннего состава «Кино» Александр Титов, в квартире у Вишни ему приходилось играть стоя на диване, потому что на притоптывания музыкантов непременно приходили возмущённые соседи снизу. — Прим. «НП»). Мультитреков нет. Но вот с «Группы крови» уже появилась отдельная вокальная дорожка на кассетах.


Рассказ реставраторов о впервые изданном в 2020 году альбоме 1986 года «Любовь — это не шутка». Последняя запись «Кино» без отдельных дорожек с инструментами и голосом.

Грядущие концерты: первым теперь будет Минск, 7 февраля 2021 года…

— Мы бы хотели, чтобы всё состоялось, но пока не очень понятно, как это будет возможно, потому что с гэбэшными властями мы ни на какие сделки не пойдём.

Вы намекаете на песню «Перемен», которая там актуальна на улицах как никогда раньше? Если будут просить не играть её, вы не согласитесь?

— Безусловно. Конечно. Боюсь, что любое наше общение с этими власть предержащими, которые сейчас там, просто отменит любую возможность концерта, поэтому пока мы не прогнозируем ничего. А начать на большой сцене именно в Минске было бы очень круто. И мы очень хотим, чтобы концерт состоялся. Хотя изначально задумка была такая: сначала должен был быть именно питерский концерт, но ковид спутал все карты. Будем надеяться, что он угомонится.


Песня «В наших глазах» в ночь на 3 июля 2020 года в эфире Первого канала, сразу после того, как закончилось известное «голосование на пеньках», тоже случайное совпадение?

(Смеётся.) Хотите верьте, хотите нет, но не было желания устраивать акционизм. Однако символизм и тут есть, так получилось…

Это такие песни или просто мы ходим по кругу?

— И то, и другое. И актуальность текстов Вити, и реальность, в который мы живём. Ну а про время эфира — сетку же не мы определяем! Куда поставили, там и сыграли.

Скажем спасибо Ивану Урганту?

— И Ване спасибо, да и Эрнста можно тут, наверное, упомянуть. Константина Львовича.


Ну, за «Кино» как финальный аккорд обнуления можно и ему спасибо сказать, если он осознал символизм, конечно.

— Все же считают нас своими. Вообще, наше первое знакомство с Константином Эрнстом произошло как раз на записи «Чёрного альбома». Он тогда на «Видеофильме» какой-то свой материал монтировал.

А говорят, монтажники не почётная профессия!

— Да, что-то делал в соседних студийных помещениях. Но он там работал один, а когда понял, что рядом группа «Кино» пишет альбом, подвернулась такая оказия, он приходил и предлагал подснять какие-то наши рабочие процессы. Мы категорически отвергли всё. Думаю, что он понял наше состояние и, надеюсь, не обиделся, что не разрешили.

Судя по сетке эфира 15 августа 2020 года на Первом канале, не обиделся. Там и клип из хроники на древний сингл Джоанны Стингрей показали (английская версия песни Виктора Цоя «Любовь — это не шутка»), и последний концерт в Лужниках целиком.


— Да.

Возвращаясь к грядущим гастролям. Значительную часть будущих концертов вы будете играть в две бас-гитары с Александром Титовым. Пришлось делать разные партии или играете оба одинаковые?

— Мы с Александром уже неоднократно комментировали этот момент в различных интервью, однако повторюсь: работа над партиями двух басов весьма непростая, творческая. В разных песнях применяем различное звучание бас гитар, набор эффектов, используем различные интервалы между басовыми линиями, имитируем звучание оркестровых групп. Пока в тех роликах с двумя басами, которые уже вышли, звучит октава.

Фанаты «Кино» просят альбом в новом звучании и исполнении. Как в клипах 2020 года. Андрей Алякринский сказал, что уже есть мультитрек из «Лендока». Стоит ждать студийки или скорее концертного релиза?

— Мы периодически записываем репетиции поканально (мультитрек), но это необходимо для того, чтобы каждый музыкант проекта мог потом в домашних условиях продолжать работу с материалом. Что касается выпуска альбомов в новом звучании и исполнении, речь об этом сейчас не идёт. Хотя, конечно, мысль создать фильм о работе над проектом «Кино»-2020 у нас есть.

Александр Титов говорил нам весной, что всё делается с чистым сердцем, и в этом кайф. Как бы вы могли сформулировать, что вам лично даёт возвращение к песням Виктора?

— Безусловно, мы стараемся всё сделать от души, преследуя в первую очередь отнюдь не коммерческую составляющую, как думают некоторые, и, кстати, на данный момент наша «прибыль» составляет почти минус 16 млн рублей. (Улыбается.) Но мы понимаем важность проекта и верим в его успех у зрителя! Ведь этот концерт позволит всем почувствовать тот кайф и эмоциональный заряд, который всегда был у группы «Кино».

Кино 1986 скриншот Тихомиров
Фото: скриншот YouTube, группа «Кино»

13 марта 2021 года, после Минска и двух концертов в Петербурге, вы играете в Киеве. Интересно, как примут сейчас. Как приняли в 1986?

— Чудесно! Успешно спасались от радиации сухим вином. (Смеётся.) Вот и всё спасение. Но никто не врубался, что это весьма опасно и что надо бы сидеть по домам. В том же фильме «Конец каникул» хорошо видно, как мы там загораем на пляжике Днепра. И ведь как раз всё и приплыло тогда из Припяти в район Киева.

Заметьте, что потом и успех у группы попёр в гору.

— Видимо, наверное, после Киева, да. Набрались энергии. (Улыбается.)

На этот раз Киев будет не таким тёплым, всё-таки март. Про другое тепло нет опасений? Политики здорово выкручивают мозги людям, и далеко не каждый музыкант себе может позволить гастроли в Украине сейчас в силу самых разных причин…

— У меня там очень много хороших и добрых друзей. И на Украине, и в Украине. Я очень люблю Киев, всегда еду туда с огромным удовольствием. Что же касается всех этих политических дрязг, то, на мой взгляд, нет смысла обращать на это много внимания. У каждого есть своё мнение о том, что происходит. Я прекрасно понимаю, каковы украинцы на самом деле, я их за это и люблю. Прекрасные люди. 

Что думаете о терпеливости белорусов? Евгений Хавтан нам сказал, что главная проблема — неспособность власти слышать людей, а Макс Покровский гимны пишет про их стойкость.

— Жыве Беларусь! Что тут ещё можно сказать… Я очень сильно переживаю за братьев-белорусов, тоже их всех люблю… Очень они красивые. Удивительные люди. Столько терпения и при этом интеллигентности! Это не сломать.

Тихомиров Кино
Фото: скриншот YouTube, группа «Кино»

Вы многолетний член команды «DDT». Непубличный. Только особо упоротые фанаты нашего рока знают, что в трех треках альбома «Любовь» на басу — это вы, что с «Мира номер ноль» вы их постоянный инженер. Как Шевчук отреагировал на реюнион «Кино»?

— Вообще не обсуждали. Да и что тут обсуждать? У Юры гигантское количество своего нового материала сейчас, он очень много сейчас пишет, много работает в студии. Ну и мы же ничего никому не показываем, даже близким друзьям. Только то, что есть в тех клипах, которые уже показали. На концертах все и встретимся. Пригласим всех старых друзей.

Композитор и клавишник Андрей Сигле, который с вами делал «Группу крови» и саундтрек «Иглы», говорит, что успех проекта покажет количество молодёжи в зале. Кстати, заметил, что его партии все на месте в новой версии «Попробуй спеть вместе со мной»! Что вы знаете о молодом поколении слушателей «Кино»? Их много?

— Андрей Сигле очень профессиональный и уважаемый человек в музыке. Очевидно, что он правильно рассуждает об индикаторах успеха проекта. (Улыбается.) Однако, судя по реакции поклонников в YouTube, у проекта есть некоторый шанс на успех и у молодёжной аудитории. (Улыбается.) И, конечно, возвращаясь к теме реставрации и партий в песнях «Кино», мы всё оставляем в оригинальной версии.

Давно хотел спросить про «Джунгли», «в которых, как ни странно, живут», как пел тогда Константин Кинчев. Почему нет переиздания бэк-каталога этой чудесной формации, из которой вы в «Кино» пришли?

Игорь Тихомиров Кино
Игорь Тихомиров второй слева. Фото: zvuki.ru

— Было издано три пластинки всего. В России всем этим занимается Георгий Баранов, директор группы «Джунгли», известный деятель нашего старого рок-клуба. Но я, честно говоря, даже не знаю, какие были последние движения с нашими теми записями.

Передайте, что надо делать!

— Обязательно. Но это надо делать теперь на современном уровне, CD издавать уже смешно. Понятно, что нужны релизы на цифровых площадках. А дальше нужно думать, как, с кем их делать… Кстати, раз уж вы спросили про «Джунгли», Андрюша Отряскин, наш главный человек в «Джунглях», сейчас живёт в Америке, он давно уехал. К сожалению, он довольно давно перестал заниматься музыкой, лет десять как. И тут вдруг под воздействием некоторых товарищей снова взял в руки гитарку и начал заниматься. И это меня очень радует! Я полтора года назад с группой «DDT» приезжал в Сиэтл, как раз пересеклись с Андреем. Я всегда стараюсь провести с ним как можно больше времени. Он удивительный человек. Мы с ним пообщались, я ему рассказал, что после долгой паузы достал свой старый бас и занимаюсь. И он тоже решил взяться за гитару! И я надеюсь, что это будет очень продуктивно, он очень творческий человек.

То есть Игорь Тихомиров фактически не трогал свой бас с той осени 1990 года вплоть до реюниона «Кино», как раз в 2019 году? А дальше ветерком расшевелил «Джунгли» в лице Отряскина? Круто же! Музыка оживляет.

— Не совсем точная информация: в 1994–1995 году играл с Игорем Семеновым «Рок Штат» на пластинке «Сын Солнца», затем в 1995 был инструментальный дуэт Ляпин-Тихомиров, и ещё с1996 по 1998 играл на басу в «DDT». Ну вот теперь в качестве «ветерка» шевелю ещё кого-то. (Улыбается.) И это здорово, да. Конечно, музыка — это живая штука. Правда, не всегда.

Игорь Тихомиров Кино
Фото: Алексей Елагин

Вы были частым гостем «Поп-механики» Сергея Курёхина. Много неизвестного материала есть с вашим участием? Как-то стоит на месте процесс издания наследия Капитана.

— Я вот не уверен, что есть много материала нашего той поры. Но вообще всем этим занимается Настенька (Анастасия Курёхина. — Прим. «НП»), бразды правления в её руках. Помню, что шли разговоры про виниловые пластинки на Bomba-Piter (знаменитое петербургское музыкальное издательство Олега Грабко. — прим. «НП»), но как-то всё заглохло… Не знаю, почему нет снова востребованных виниловых пластинок с Сергеем…

Вы помните ваш первый совместный шабаш с Сергеем Курёхиным?

— Хорошо помню, такое сложно забыть. (Улыбается.) Мы играли рядом с Большим домом (управление КГБ по Ленинграду, ныне управление ФСБ. — Прим. «НП») в месте, которое называлось «Чердак».

картина Рожкова большой дом
Картина Кирилла Рожкова «Большой дом» из серии «Санкт-Петербургу быть пусту» (2020). Фото: Николай Нелюбин

Опять символизм! Чердак поехал у Большого дома! Рядом то есть.

— Скорее всего, это был какой-то сквот. Таких мест много было раньше. И было это, наверное, в 1985–1986 году. Там было много наших рок-клубовских ребят. Не помню, почему пригласили именно меня, но я туда припёрся с контрабасом! Тогда я много играл на контрабасе. А у Вити была акустическая гитара советская за 7 рублей с выдернутыми ладами. И вот это было очень круто!

Школа безладовой музыки Александра Титова.

— Не знаю. (Смеётся.) Не думаю, что это была идея хорошего музыканта Саши Титова. Но вообще идея выдернуть лады из акустической гитары дикая, вы попробуйте на такой гитаре поиграть — весьма непросто. Ну и, естественно, в тот вечер происходило какое-то безобразие. Мы это безобразие тогда эффективно нарушали. (Улыбается.) Под носом у Большого дома.

Большого брата.

— Он не заметил тогда. (Улыбается.)

My angry photo.jpg
Фото: Артём Онащенко

Кстати, о большом. Вы уж простите, но не могу не спросить. Когда я увидел вас в студии «Вечернего Урганта» в июле, я сильно офигел. В кадре был просто другой человек, если вспомнить первые ролики «Кино»-2020. Чем вы были заняты весной? Откройте секрет.


— Никакого секрета вообще нет. Если говорить серьёзно, то это ответственность перед зрителями за предстоящие концерты. Сыграть большой концерт — задача физически нелёгкая. Надо себя держать в форме и физической, и психологической, и музыкальной. Поэтому пришлось прекратить жрать и стать спортсменом. (Смеётся.) Спортом я с детства много занимался, но потом подзабросил.

тих1.jpeg
Фото: скриншот YouTube, группа «Кино»

Вот теперь отказался от плохой привычки есть на ночь, и дальше дело пошло быстро. Раньше был мотокросс, горные лыжи, но в последнее время горные лыжи запрещены. Был как раз из-за лыж привычный вывих плеча. Поэтому теперь это велосипед, бег, физкультурка. Главное сжечь за день как минимум 1500 килокалорий физнагрузками и есть меньше. Вот, собственно, и всё.


  Советы бывалых для бывалой хипстоты!

— Для молодёжи в Интернете сегодня найдутся гораздо более грамотные специалисты, чем я, но главное — мотивация.

А в нашем случае это всё та же живая и, как мы видим, целебная музыка. Как говорит Андрей Алякринский, «Кино» — это модная музыка».

— Получается, что так. (Смеётся.)

Николай Нелюбин специально для «Нового проспекта»

Справка «Нового проспекта»:

Тихомиров Игорь Рувимович, 59 лет. Родился в Ленинграде 17 апреля 1961 года. В 1978 окончил среднюю школу. В 1978–1980 годах учился во ВТУЗе на турбостроителя. В 1976 — 1979 годах — вечерняя музыкальная школа. Работал с самыми разными группами Ленинградского рок-клуба, в том числе в группах «Джунгли», «Охота романтических их» «Алиса», «DDТ», «Поп-механика», «Рок Штат». Был басистом в альбоме Георгия Каспаряна «Звёздный падл» на стихи философа Евгения Головина. Наибольшую известность получил благодаря работе в золотом составе группы «Кино» в 1986–1990 годах. В группе «Кино» был самым опытным музыкантом. Фактически был продюсером записи последнего альбома «Кино» в 1990 году. С 1987 года сотрудничает с «DDТ». Автор знаменитого соло на безладовом басу в песне «Дождь» с альбома «Актриса Весна». В 1995–1998 годах входил в основной состав группы. Тогда же работал в джазовом дуэте с гитаристом Александром Ляпиным. Являлся организатором и вдохновителем рок-клуба «Полигон». В 2000-е работал в студии с группами «Кукрыниксы», «МультFильмы», «Бекхан». В настоящее время закончил работу звукорежиссёром в команде Юрия Шевчука.

«Кино»-2020 — реюнион участников оригинальных составов группы «Кино». О воссоединении объявил гитарист Георгий Каспарян на концерте «Симфоническое кино» 11 октября 2019 года. Помимо бессменного участника «Кино» и автора большинства аранжировок песен Виктора Цоя Юрия Каспаряна и басиста Игоря Тихомирова в проекте принимает участие басист первого состава Александр Титов. На барабанах играет участник «Симфокино» Олег Шунцов. Акустическая гитара — Дмитрий Кежватов из группы «Тараканы». Клавишные — композитор, автор оркестровок «Кино» Игорь Вдовин. За звук и студийную подготовку отвечает звукорежиссер Андрей Алякринский. Видеоряд и продюсирование проекта «Кино»-2020 — Александр Цой. Официальный лейбл — Maschina Records.

В 2021 году запланировано восемь концертов «Кино»:

7 февраля — Минск
13 февраля — Санкт-Петербург (sold out)
14 февраля — Санкт-Петербург
13 марта — Киев
17 апреля — Нижний Новгород
14 мая — Москва (sold out)
15 мая — Москва
19 июня — Рига

Билеты на сайте kino.band.

Возврат к списку