Маленькие, да удаленькие. Как локальные сети превращаются в устойчивый бизнес
Новый проспект
Статьи

Маленькие, да удаленькие. Как локальные сети превращаются в устойчивый бизнес

Прочитано: 5194

Пандемия и уход с рынка крупных ретейлеров изменили потребительское поведение и трафик в торговых центрах. Цены на многие виды продукции выросли, а подбор персонала превратился в трудный квест. «Новый проспект» разбирался, как региональные сети решают эти проблемы.

Снижение трафика некритично

За последний год Россию покинули многие одежные бренды. Продавцы обуви среди них тоже были. «Пока ситуация с уходящими брендами не очень понятная: магазины закрыты, но вывески висят. И многие ушедшие продают свои торговые марки российским представителям», — делится наблюдениями Екатерина Железнякова, директор торговой обувной сети «Юничел» (это крупнейший в стране обувной холдинг, объединяющий три фабрики в Челябинске, Златоусте и Оренбурге; у него более 600 магазинов в 250 городах России и Казахстана, и ежегодно фабрика выпускает 3 млн пар обуви — 10% от всей кожаной обуви, которая производится в России).

Крупные международные бренды в качественных моллах Москвы и Петербурга занимали около 15-20% торговых площадей, а в торговых комплексах других городов России — до 10%. «Их уход скорее печаль и головная боль ТК, которые потеряли выручку, но не ретейлеров, которые в них стоят. Во всяком случае, в магазинах «Юничел», стоящих в разных городах и торговых комплексах экономсегмента, существенного спада трафика не наблюдается», — говорит Екатерина Железнякова.

обратите внимание!

О том, как чувствует себя в этом году fashion-сегмент (одежда, обувь, аксессуары), можно прочитать в статье «Модный приговор. На fashion-рынке наступает время локальных брендов»

А вот сегмент DIY (товары для дома и сада) снижение трафика почувствовал сильнее.

«Не могу сказать, что оно было суперкритичным для нас, но оно было достаточно существенным», — утверждает Евгений Разин, региональный директор сети товаров для дома, ремонта и сада «Кенгуру» (в его собственности более 50 магазинов в пяти регионах России). Впрочем, снижение трафика он объясняет не уходом крупных брендов, а изменением потребительского поведения: сократился спрос на товары так называемого предварительного выбора — товары, которые дорого стоят, и их покупают редко. В качестве примера он привел крышу и забор: люди не покупают новую крышу, а ремонтируют старую; не строят новый забор, а красят тот, что есть.

обратите внимание!

О том, как чувствует себя рынок DIY, можно прочитать в статье «Сила в единении. Рынок DIY вырабатывает новую стратегию работы»

Цены пляшут и меняются форматы

«В марте, после изменения курса рубля, все цены увеличились на 15-30%. Через пару недель они, правда, откатились обратно, но до начального уровня не опустились», — отмечает Екатерина Железнякова. В целом рост цен по рынку одежды и обуви эксперт определяет в 15%, подчеркивая, что это является «средним показателем по больнице».

«Нам так же, как и всем, пришлось поднимать цены, но так же быстро мы их откатили на прежний уровень», — рассказывает Амиран Ибрагимов, директор по развитию федеральной франчайзинговой розничной сети «Галамарт» (более 400 магазинов низких цен с товарами для дома). Поэтому, по словам представителя сети, фактически весь год наблюдался спад, и октябрь 2022 года стал первым месяцем, когда сеть увеличила оборот на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Зато за время пандемии «Галамарт» реализовывал новые форматы магазинов. Если раньше они располагались в торговых центрах и имели площадь 350-400 м2, то пандемия побудила приближать их к людям — выходить в стрит-ретейл.

«В этом году мы отпилотировали 15 магазинов площадью 200 м², сейчас начинаем их тиражирование, и в 2023 году из 110 магазинов, которые мы запланировали к открытию, около 65% будут 200-метровыми», — говорит Амиран Ибрагимов.

Сейчас, по его словам, тестируется пилотный проект 100-метрового магазина формата «у дома»: в Екатеринбурге, Перми и Челябинске будут открыты 10-12 таких точек. Если они покажут себя так же успешно, как и магазины большей площади, то их начнут тиражировать и на другие города.

Магазины «у дома» осваивает и сеть «Кенгуру»: по словам Евгения Разина, именно этот формат оказывается сегодня наиболее успешным.


За сотрудниками

Еще одной тенденцией последних лет эксперты называют сложности в поиске персонала. «Казалось бы, после закрытия крупных магазинов должен был высвободиться квалифицированный персонал в большом количестве, но этого не произошло, во всяком случае пока», — отмечает Екатерина Железнякова.

Она объясняет это «постпандемийным шлейфом»: люди поняли, что можно обходиться небольшим количеством денег, сидя при этом дома. «А если деньги заканчиваются, то можно куда-то выйти на пару-тройку дней, а то и на одну смену, получить за это деньги и вновь засесть дома».

С другой стороны, в регионах с подбором профессиональных кадров было сложно давно. «Ретейлу как таковому в принципе нигде не учат, поэтому набрать сразу же, условно, максимальное количество категорийных топ-менеджеров в регионе крайне проблематично», — подтверждает Евгений Разин. Поэтому, как он говорит, в пандемию никого не сокращали: «Сокращать, а потом где-то их набирать — это не наш вариант».

За сотрудниками ретейлеры идут в профильные колледжи и вузы, подбирая людей на этапе обучения, а также принимают их от коллег, не выдерживающих конкуренцию рынка.

И, конечно, не отменяется вариант предоставления возможности роста сотрудникам внутри сети. А франчайзинговая продуктовая сеть «у дома» нового формата с доставкой продуктов и блюд домой и в офис «Жизньмарт» вообще стремится к восприятию сотрудников как партнеров.

«В нашей компании состав учредителей сформирован из сотрудников. И эту культуру мы взращиваем внутри магазинов: у нас каждый продавец, пройдя определенный путь, может стать собственником магазина», — объясняет Ксения Лысенко, директор по развитию франшизы и контролю качества сети «Жизньмарт», говоря, что четыре таких примера в компании уже есть.


Нас не замочишь!

Многие ретейлеры в непростой ситуации делают ставку на развитие по франшизе.

«Для нас это огромное преимущество, потому что у каждого магазина, открытого по франшизе, есть свой собственник, для которого главное — это прибыль. Поэтому, когда происходит какая-то турбулентность, крупный ретейлер собирает совет топ-менеджеров, который медленно раскачивается и медленно принимает правильные решения, а у нас всё решает каждый конкретный владелец магазина: он спать не может, пока не найдет это правильное решение и не выправит ситуацию. И действует он, поверьте, очень быстро! Поэтому сеть к любой турбулентности адаптируется быстро и гибко», — говорит Ксения Лысенко.

Региональные сети действительно умеют быстрее приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, и не очень поворотливые крупные федеральные сети могут многому у них поучиться.

«Есть гиганты, у которых сегодня свои глобальные проблемы, а есть мы — региональники. Мы развиваемся, нас вообще не замочить: мы очень стойкие!» — улыбаясь, заключает Ксения Лысенко.

обратите внимание!

О том, как ощущают себя продуктовые региональные сети, можно прочитать в материале директора Союза независимых сетей России Ивана Бабухадзе «Региональные сети выходят за пределы дома»


По материалам XXII ежегодного бизнес-саммита розничной индустрии Retail Business Russia

торговля торговые сети ретейл
Другие статьи автора Читайте также по теме
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.
Генеральный директор и соучредитель сети «ЗооОптТорг.РФ» Денис Лобков рассказал «Новому проспекту», как развивается рынок зоотоваров, что происходит с импортозамещением в этой сфере и как обычные магазины конкурируют с маркетплейсами.

Госдума готовится ввести штрафы за пьяную езду на самокатах
16.04.2024
В Петербурге медианная зарплата за год выросла на треть
16.04.2024
"Водоканал" завершает программу реконструкции дворовых фонтанов в Петербурге
16.04.2024
Холдинг Setl Group более чем вдвое увеличил масштабы сдачи жилья
16.04.2024
"Технониколь" планирует удвоить производство вторсырья на заводе в Ленобласти
16.04.2024
Смольный выделил на поддержку авиаперевозчиков почти 170 млн рублей
16.04.2024
В Греции зажгли олимпийский огонь для Игр в Париже
16.04.2024
"Яблоко" в петербургском ЗС выступило против ограничений для иноагентов в библиотеках
16.04.2024
Сеть "Теремок" увеличит количество летних террас в Петербурге
16.04.2024
Компания из Мытищ покупает петербургский "Электропульт"
16.04.2024
На Васильевском острове выставлен на торги участок под коммерцию
16.04.2024
Писателя и журналиста Михаила Зыгаря заочно арестовали
16.04.2024
Setl Group вывел на рынок коммерческие помещения для аренды в новом формате
16.04.2024
Петербургские автодилеры назвали бесперспективные китайские бренды
16.04.2024
На рынок Петербурга вышла сеть столичных фитнес-клубов Spirit. Fitness
15.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки