Сила в единении. Рынок DIY вырабатывает новую стратегию работы
Новый проспект
Статьи

Сила в единении. Рынок DIY вырабатывает новую стратегию работы

Прочитано: 341

Рынок DIY по объему продаж в 2021 году вырос на 19%. Это был лучший показатель сегмента за последние 10 лет. Но за последние 2 месяца ситуация ухудшилась. Военная операция на Украине привела к серьезной инфляции, безработице и сокращению ассортимента. Но появились и новые рыночные возможности. На форуме DIY в рамках выставки MosBuild «Новый проспект» выяснил, что ждет рынок в ближайшее время.

Вызовы времени

Военная спецоперация на Украине продолжается уже полтора месяца. Ключевыми вызовами происходящего для отечественной торговли генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков назвал девальвацию рубля и инфляцию. По его прогнозу, рост цен на продукты питания в 2022 году превысит 15% (в 2021 году он составлял 10,62%), на непродовольственные товары — 25% (в 2021 году было 8,58%). «Россию ждет снижение розничного товарооборота на 7-9% на фоне инфляции в 18-20%», — прогнозирует Иван Федяков.

Если в предыдущие кризисы аналитики часто связывали рост цен именно с курсовыми колебаниями, то сейчас произошло нарушение производственных связей: санкции и логистическая блокада вызвали проблемы в цепочках поставок и сформировали дефицит сырья, материалов и компонентов. В связи с этим многие компании ограничивают или прекращают производство. «Выросли издержки производителей, и рост оптовых цен обогнал потребительские цены», — сказал Иван Федяков.

Следующим вызовом он назвал безработицу. «Уходящие иностранные компании оставляют за собой не менее 200 тыс. россиян, которые в них работали. И вдвое больше людей может потерять работу в российских компаниях, которые являлись партнерами и поставщиками этих уходящих компаний. Всё это будет сказываться и на потребительском рынке», — заявил он.

Наконец, рынок ждет неизбежное ужесточение денежно-кредитной политики. Центробанк РФ резко повысил ключевую ставку до 20% годовых, что остановило инвестиционную активность в стране. «Любые кредиты по ставке 25-30% бессмысленны, поскольку такой маржинальности в нашем бизнесе давно уже нет», — заявил Иван Федяков.

Он отметил, что Федеральный резерв США также впервые за последние 4 года повысил процентную ставку, что связано с инфляцией (она достигла в США максимального значения за последние 40 лет). «В 2022 году ожидается еще пять-семь повышений ставки в США и аналогично в Европе», — добавил эксперт.

Консолидация рынка DIY

Что касается строительной отрасли, то в прошлом году, по данным INFOLine, был установлен рекорд по объему ввода жилья в современной истории России: компании сдали 91 млн м2 — 1,2 млн квартир и индивидуальных домов.

«Это, конечно, очень положительно сказывалось на спросе стройматериалов и прочего. Однако сейчас ставки ипотеки выросли до 20-23%, банки ограничивают или вовсе прекращают ее выдачу. Да потребители и сами отказываются от покупки жилья по таким ставкам», — заметил Иван Федяков. Поэтому по ипотеке аналитики ожидают падения на 30-40%, что скажется на сегменте строительно-отделочных материалов и товаров для дома.

Между тем рынок DIY консолидируется, и это, как сказал эксперт, является одним из ключевых драйверов его развития: сейчас 10 ведущих игроков рынка («Леруа Мерлен», «Петрович», «ВсеИнструменты», «Максидом», OBI, «Сатурн», «Строительный двор», «Бауцентр», «Мегастрой» и «Вимос») покрывают более половины продаж в данной отрасли. Рост выручки этих топ-10 сетей составил в 2021 году 30,6% (в 2020 году было 12%), а объем продаж — 1 трлн рублей.

«В марте все участники рынка испытывали одно и то же — большой потребительский бум, рост продаж», — отмечает Евгений Мовчан, генеральный директор СТД «Петрович». В московских магазинах этой сети, по его словам, продажи выросли в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в петербургских — в 2 раза. Сейчас ажиотажный спрос снизился, и несколько дней назад начался серьезный откат.

«Компания смотрит в будущее спокойно. Сейчас главное — не перебрасывать друг другу горячую картошку: типа я единственный забочусь о своем оборотном капитале, поэтому срублю отсрочки или подниму космические цены, а там видно будет», — иронично говорит Евгений Мовчан, добавляя, что его компания, работающая также в сегменте В2 В, ни одному клиенту не изменила условия работы. «Мы не хотим запускать эту спираль, потому что она очень быстро дойдет до каждого, поскольку в мире правят законы гармонии. Хитроумные действия быстро прилетят автору этих действий обратно», — убежден он.

Компания и далее планирует работать, совершенствуя партнерский подход и отмечая поставщиков, с которыми возникает «реальное взаимодействие, основанное на рационализме и здравом смысле».

Маски сброшены

«Сейчас очень хороший период: маски сброшены! Это и в мире заметно: многие вещи, как всегда бывает в трудную минуту, очень быстро становятся явными. Мы замечаем и запоминаем, кто нам уменьшает отсрочки, неоправданно повышает цены, считая, видимо, что другие сами справятся с проблемами», — отмечает Евгений Мовчан.

«Все кризисы проходят, а то, как в это время компания действует, запоминается надолго», — поддерживает Виктор Кузнецов, основатель онлайн-гипермаркета в сфере DIY «ВсеИнструменты». Он поясняет, что после нескольких дней турбулентности компания выбрала для себя стратегию продолжать делать то, что она делает, качественно: «Мы сохранили все взаимоотношения с клиентами, не допустили никаких сокращений отсрочки или снижения качества сервиса».

«Треть нашего ассортимента — это польские и другие европейские компании. Политика и страхи, внутри которых живут наши партнеры, к сожалению, не дают возможности пролонгировать контракты», — говорит Юрий Ксенафонтов, коммерческий директор компании «Бауцентр», штаб-квартира которой находится в Калининграде.

Основными причинами, из-за которых «Бауцентр» испытывает сегодня огромные трудности, Ксенафонтов называет репутационные риски и нежелание иностранцев работать с российским бизнесом. «На фоне того, как ведет себя польский и европейский бизнес, я хочу сказать огромное спасибо российским партнерам, которые ведут себя более чем адекватно», — продолжает он, подчеркивая, что в российском бизнесе сейчас происходит абсолютное единение.

Производство недоинвестировано

Правда, не все представители зарубежных компаний сворачивают бизнес в России.

«Мы не будем менять свой вектор развития и подходы к партнерам. Мы не меняли цены после начала военной спецоперации, все изменения в этой сфере были анонсированы значительно раньше», — говорит Денис Телюков, коммерческий директор Knauf Insulation (производитель теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов со штаб-квартирой в Германии). По его словам, компания, как и все другие производители, испытывает большие проблемы с поставкой сырья, европейскими компонентами. «Скорость, с которой растет стоимость транспорта, — это основной вызов времени. Тарифы наших поставок за март в среднем по всем регионам выросли на 41%», — отмечает он.

Тем не менее, по словам Дениса Телюкова, важно оставаться партнерами, неся ответственность в своем сегменте.

«Мы — производители и поставщики — такие же соинвесторы вашего бизнеса, как и ваши собственные инвесторы», — обратился он к ретейлерам и пояснил, что длинными кредитами, отсрочками и дополнительной маржинальностью поставщики помогают развивать торговый бизнес.

«Но еще до спецоперации рынок понимал, что некоторые отрасли внутри строительного сектора долгое время были недоинвестированы. Деньги всё время вкладывали в развитие ретейла, а не в производство!» — подчеркнул он, добавив, что многие производства поэтому морально устарели и дефицит по ряду категорий ощущался уже в прошлом году.

«Проблемы начались еще в 2020 году. Химия в России хорошо развита на очень базовом уровне. А сложная химия — это сложное производство, требующее огромных инвестиций. Поэтому многое из ассортимента в России не производится», — подтверждает Евгений Абрин, генеральный директор компании «Kiilto Россия», производящей промышленную химию.

Эксперты прогнозируют, что рынок ждет сокращение ассортимента и довольно однообразная упаковка.

Константин Мельников, коммерческий директор «СТД Петрович», вспомнил АВС-анализ, где товары группы, А — высокомаржинальные и хорошо продаваемые; группы В — среднемаржинальные и среднепродаваемые; группы С — премиум-класса, которые в принципе не могут продаваться в большом количестве. «Скорее всего, мы будем продавать и обслуживать товары группы А, группу В — ситуативно, а товары группы С будут уходить с рынка», — прогнозирует он.

Кризис — это возможности

Андрей Кривошеев, директор по продажам и маркетингу компании Robert Bosch в России, в качестве антикризисных мер видит прежде всего концентрацию каждой компании, будь то производитель, поставщик или ретейлер, на своей ключевой компетенции. Это обеспечит ей рабочую деятельность и рабочие места: «Сегодня нужно учиться делать свою работу эффективно в новых условиях, какими бы они ни были».

Кроме того, как считает эксперт, важно обеспечить как можно более быстрый оборот средств по всей цепочке производства и продажи товара, уметь правильно планировать, учитывая ограничения, а также взаимодействовать и решать вопросы, а не определять условия работы «на всю жизнь».

«Словом, если мы научимся работать здесь, сейчас и вместе, то сможем наладить работу по всей цепочке», — заключает Андрей Кривошеев.

«То, что сегодня происходит, мы не раз проходили за 30 лет работы на рынке», — улыбается Владимир Гурьев, президент компании «Вимос». Он вспоминает, как 17 августа 1998 года курс доллара с 6 рублей вырос сразу до 30, и дважды в день приходилось менять ценники на товары — утром и в обед. «Так что всё уже было, и главное — не суетиться, не паниковать и пахать каждый день с утра до вечера!» — заключил эксперт.

«Любой кризис — это новые возможности», — напоминает Роман Борисов, управляющий ассоциации «Союз производителей сухих строительных смесей». Он рассказал, что первое время было, конечно, непонимание ситуации. «Но сейчас все разобрались в том, что происходит, и работа ведется в более спокойном режиме», — говорит он.

«Кроме очевидных трудностей, которые нас всех ждут, у страны есть и огромные возможности», — согласен Евгений Мовчан. Он убежден, что реальное импортозамещение займет какое-то время, но возможности развития промышленности в стране и перспективы увеличения количества рабочих мест значительны и несопоставимы с сегодняшними потерями.


аналитика торговля DIY
Другие статьи автора Читайте также по теме
Сооснователь и совладелец сыроварни «Менестрель», француз Лео Пиго поделился с «Новым проспектом» опытом создания деликатесных сыров, объяснил, почему сыроваренный бизнес — это бизнес оптимистов и по какой причине он любит Петербург больше, чем Париж.
«Новый проспект» разбирался, что будет стоять в ближайшем будущем на винных полках российских магазинов, как себя чувствуют производители и продавцы вина и какие новые потребительские тенденции появились на рынке алкоголя за последний квартал.
Пандемия и военная спецоперация испытывают на прочность российские торговые центры. «Новый проспект» разбирался, кто из арендаторов покидает насиженные площади, кем будут заполнять пустоту и что вообще ждет моллы в ближайшей перспективе.

Balagan на Приморском рынке. В Петербурге открывается новый фуд-холл
04.07.2022
Владимир Путин предложил "отдохнуть" войскам, бравшим Луганскую область
04.07.2022
Риэлторские агентства покидают рынок из-за кризиса продаж жилья
04.07.2022
Setl Group разобьет большой парк в Приморском районе Петербурга
04.07.2022
Schneider Electric продает свой российский бизнес местному руководству
04.07.2022
Рубль начал дешеветь после чрезмерного укрепления
04.07.2022
Россия снимает коронавирусные ограничения на выезд из страны
04.07.2022
Банк "Уралсиб" вошел в первую тройку по объему автокредитования в Петербурге
04.07.2022
В Петербурге открыли памятник покровителю бизнесменов Серафиму Вырицкому
03.07.2022
В России ввели норму, ограничивающую переплату по ипотечным кредитам
03.07.2022
Мелитопольцы записались в пункты подачи документов на гражданство РФ на 1,5 месяца вперед
03.07.2022
Патрульные машины ГИБДД решили оснастить системами распознавания лиц
03.07.2022
Киану Ривз снимается в новом фильме, посвящённом гонкам Формула-1
03.07.2022
Франция стала крупнейшим покупателем российского СПГ
03.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки