Новый проспект
Мнения

Погоня волка за лисой

Прочитано: 382
Погоня волка за лисой

Директор департамента проблемных активов Северо-Западного банка Сбербанка России Антон Киселев  на первой практической правовой конференции для бизнеса «Банкротство-2018».

Я хотел бы обсудить концепт, который мы видим как идею развития банкротства в целом. Нельзя разделять банкротства и экономику.

Существует известный экономический рейтинг Doing Business, по которому определяется уровень развития ведения бизнеса в разных странах. Мы сейчас 35-е. И частью этого рейтинга является рейтинг банкротств: по нему мы 54-е, где-то между Казахстаном и Бразилией.

Что такое эффективная система банкротства и что ее отличает? Это умение отличить те компании, которые еще живы, от тех, которые умерли. А те, которые умерли, должны быть ликвидированы быстро.

Кроме того, у нас в Сбере в последние два года KPI подразделения, которое занимается работой с дефолтными ситуациями, изменились. Они теперь заточены на прибыль. Соответственно, мне нужно либо вылечить бизнес, либо быстро конвертировать его в какую-то ликвидность с дисконтами и потерями.

Я не могу реализовывать реабилитационные процедуры внутри банкротства, потому что они неэффективны. Поэтому делаю все возможное: реструктуризации, перевороты, финансирование, цессии — все, что угодно, но не доходя до банкротства.

При этом, дойдя до банкротства, совершив реструктуризацию и финансирование, я попадаю под риски, которые сейчас коллега озвучивал: «Возрождение» выгасил 126. Поэтому мы нуждаемся в эффективных процедурах реабилитации. Второй момент — это сложный долгий дефолт.

Мы понимаем, что если слово «банкротство» прозвучало, то, скорее всего, это будет побег волка за лисой. То есть оба, и кредитор, и должник, в итоге окажутся не самыми хорошими ребятами, Сбербанк в какой-то степени не зря подвергают критике. Второй метафорой к этой истории я хотел бы привести иллюстрацию Гюстава Доре к комедии Данте. Кто здесь дьявол? Над этим вопросом стоит еще подумать.

Как жить в этой истории? Мы считаем, что очень важно работать над изменением банкротного законодательства в ключе выбора стратегии в начале пути. Мы хотим понимать, может ли должник справиться со своими сложностями и через реабилитационные процедуры очиститься от долгов или не может, и тогда он должен умереть быстро, чтобы мы могли заниматься развитием других клиентов.

Презумпция дефолта — это стимул должнику быть открытым. Чтобы он приходил и показывал суду, основным кредиторам, что я здесь, что сложности следующие, я выхожу. Если он этого сделать не может, то работает сценарий по дефолту. Иллюстрацией к этому может быть сюжет из комедии про чистилище.

Про длительность дефолта всем известно. Все понимают и знают, как долго и в каких процедурах мы сидим. Радикальными способами сокращения сроков процедур мы видим отмену процедур наблюдения, потому что ее результативность под большим сомнением, а также сокращение количества торгов. Сейчас во втором чтении рассматривается законопроект о внесении изменений в банкротное законодательство, и мы на него очень позитивно смотрим. Потому что он начинает делать акцент на реабилитацию.

Что вводится нового? Этим законопроектом вводится понятие «Отчет о финансовом состоянии». Термин не новый, но появляется его временной промежуток. Для нас сомнительно, что должник сам должен его составлять, и у него нет презумпции того, что бизнес можно восстановить.

Новая процедура, которая вводится в начале банкротных историй, — реструктуризация долгов. В законопроекте она предусматривает широкий перечень возможности контроля над бизнесом со стороны кредиторов, например, два директора, регулярная и оперативная отчетность.

Реструктуризация долгов решает проблему во «внешке», когда срок «внешки» 18+6, а для каких-то серьезных проектов, инвест-кредитов, это ничтожный срок, и нам нужна дистанция, если бизнес способен. Например, построился завод, а на следующий день упал из-за того, что ему кто-то обороты не дал. Банкротить его — это путь больших убытков, а раскачать его на какой-то дистанции, типа 8 лет, — это вполне разумная история.

Про кредитора можно сказать, что мы за презумпцию невиновности, и аффилированность нужно доказывать. Как в том примере, если ты преследовал цель только увести вашего клиента от банкротства, то было много способов, которые позволили бы это сделать не через покупку требований.

К чему это может привести? К иллюстрации опять же из «Божественной комедии». Мы долго и упорно боремся, пытаемся из процедуры выйти, а в это время продолжаются арендные истории. Если процедура реструктуризации долгов была неэффективна, или мы увидели какие-то недобросовестные действия должника, то нет механизма, чтобы сразу же уйти в дефолт.

Скорее, в текущей версии закона мы получаем истории, когда процедура реструктуризации прекращается, и дальше нужно подавать заявление и уходить через все оставшиеся пять процедур, которые возможны. В качестве резюме хочу сказать, что мы как добросовестный большой суперкредитор хотим сделать процедуру банкротства максимально цивилизованной.

_

Другие спикеры конференции «Банкротство-2018»:

Наталья Шатихина, доцент СПбГУ, управляющий партнер CLC, сомодератор конференции

Марина Горлачева, партнер CLC

Вадим Яловицкий, советник Pen&Paper

Иван Яковенко, арбитражный управляющий

Сергей Высоцких, адвокат «S&K Вертикаль»

Ольга Береза, старший юрист «Григорьев и партнеры»

Руслан Мухамметшин, руководитель департамента консалтинга и оценки «Прайм Эдвайс»

Алексей Дендеберов, начальник 6 отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД по СПб и ЛО

Владимир Полуянов, партнер «Апелляционного центра»

Банкротство-2018 Сбербанк Антон Киселев
Другие статьи автора Читайте также по теме
Для строительства корпусов №3 и №4 жилого комплекса Univer City холдинг Setl Group заключил кредитный договор со Сбербанком. Сумма кредита 5,5 млрд рублей, а срок погашения кредитных линий – до 27 июня 2026 года.
05.07.2022

Новым собственником одной из крупнейших в Европе Синявинской птицефабрики станет Александр Усов. Бывший партнер по бизнесу экс-министра обороны Анатолия Сердюкова покупает актив у Сбербанка.



Прокуратура запросила 9,5 лет колонии для бывшей сотрудницы "Первого канала"
03.10.2023
Путин провел совещание с Совбезом по развитию Севера
03.10.2023
В Берлине прошла акция против поддержки Украины
03.10.2023
Carlsberg отозвала у "Балтики" лицензии на выпуск и продажу ее пива
03.10.2023
Лукашенко обсудит с Путиным проект железной дороги из Белоруссии в Петербург
03.10.2023
В Петербурге объявили "оранжевый" уровень опасности 4 октября
03.10.2023
Движение транспорта по улице Кржижановского ограничат с 5 по 14 октября
03.10.2023
"Роскосмос" может запустить «Луну-26» и «Луну-27» к спутнику Земли раньше срока
03.10.2023
Здание закрытого генконсульства Финляндии в Петербурге останется в финской собственности
03.10.2023
В семи районах Петербурге установили 11 автобусных остановок
03.10.2023
Диспансеризацию в Петербурге в 2023 году прошли более 2 млн человек
03.10.2023
Нобелевская премия по физике присуждена за изучение электронов и природы света
03.10.2023
Правительство ужесточило контроль за иностранными инвестициями в рыбодобыче
03.10.2023
В Петербурге закупят технику для коммунального хозяйства за 360 млн рублей
03.10.2023
Шойгу: срочники из всех регионов России не попадут в зону спецоперации
03.10.2023
В Петербурге стартовал фестиваль документального кино "Докер"
03.10.2023
Смольный прорабатывает пять офсетных контрактов на поставку медикаментов
03.10.2023
Минфин: в 2024 году бюджет может получить 375 млрд рублей дивидендов от "Сбера"
03.10.2023
"Аэрофлот" урегулировал отношения по лизингу 17 самолетов
03.10.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки