Виталий Свидовский, учредитель и генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге:
— В Санкт-Петербурге у нас 99 ресторанов, по России — 350. И если ваша стратегия развития бизнеса рассчитана на несколько лет вперед, то вы должны думать не о сиюсекундной прибыли «здесь и сейчас», а именно о стратегической. У большинства рестораторов есть возможность быстро поменять меню. «Теремок» не может этого сделать: любое изменение в меню проходит множество процессов, от сертификации блюда до обучения персонала, а у нас работает почти 2 тыс. человек!
Поэтому мы давно выбрали иной путь, который называется «система устойчивого развития». Эта система позволяет обеспечить развитие компании на долгие годы и с точки зрения прибыли, и с точки зрения создания условий для развития. Эта стратегия не должна меняться каждый месяц или каждый квартал, она даже не должна срочно реагировать на вызовы! Мы пережили ужасный период в пандемию, наши точки на фуд-кортах были закрыты 9 месяцев. Потом объявили СВО, потом мобилизацию. Количество вызовов для предпринимателя за короткий промежуток времени увеличивается в геометрической прогрессии, и реагировать на каждый из них — это ломать всю существующую стратегию.
Поэтому мы просто успокоились и занимаемся своим делом — развитием системы устойчивого развития бизнеса (прошу прощения за тавтологию, но здесь по-другому не скажешь). Это лидерство, новые технологии, изменение работы с персоналом. Мы вошли в национальный проект производительности труда и за полгода получили положительные результаты.
Производительность — это не только его интенсивность труда, это изменение части процессов, замена оборудования на более высокотехнологичное. Например, раньше мы вручную нарезали курицу, а сейчас нашли специальное оборудование — аналог этой ручной нарезки. И это позволило увеличить производительность труда на 30%! Такие изменения дают хорошие результаты, и именно это мы считаем нашими ответами на все вызовы времени.
При этом мы не заменили ни одного продукта и фактически не повышаем цену, а повышаем только качество. К примеру, мы по-прежнему используем сёмгу, не переходя на более дешевую форель; переходим на новый, более интересный по вкусу бленд зерна в кофе. Работать сложнее, но наша стратегия развития нам очень помогает.