Виталий Свидовский: "Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли"
Новый проспект
Интервью

Виталий Свидовский: "Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли"

Прочитано: 87

Почему важно вести белый бизнес, когда таковым стал «Теремок», куда он уйдет с фуд-кортов торговых центров и для чего именно сейчас необходимо признать сферу общественного питания стратегической отраслью развития народного хозяйства и экономики, «Новому проспекту» рассказал совладелец и генеральный директор компании в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.

Выгода «белой телеги»

Виталий Алексеевич, вы открыто показываете выручку своей сети, количество уплаченных налогов, делая свой бизнес белым. Как вам это удается, когда многие считают такой подход в общепите невозможным?

— Да, есть мнение, что правильным в нашей стране быть довольно тяжело или даже невозможно, потому что, когда ты начинаешь платить налоги, у компании может снизиться прибыль плюс ее начинают чаще проверять и, соответственно, находить бо́льшее количество каких-то мелких нарушений. Поначалу, как только компания начинает обеляться, доходность бизнеса действительно может снизиться, поскольку на перенастройку всех процессов требуется время. Но в перспективе в этом можно найти плюсы и преимущества. Когда поворачиваешься лицом к государству, то и оно делает шаг навстречу, и ты можешь рассчитывать на его помощь — участие в доступных программах поддержки бизнеса, например. То же самое касается проверок и замечаний: их количество может увеличиться именно потому, что на поверхность выходят ошибки и недочеты, которые раньше были не видны. Исправляешь ошибки — и ситуация стабилизируется.

То есть государство как-то поддерживает предприятия, решившие вести правильный бизнес?

— В последнее время мы видим положительные изменения. Наиболее эффективным считаем формат работы, который выбрали Федеральная налоговая служба и Роспотребнадзор. Например, Роспотребнадзор сейчас проводит не проверки, а планово-профилактические мероприятия, с помощью которых компаниям помогают исправить нарушения, не наказывая за них. В этом смысле государство действительно стало больше поддерживать правильный, честный бизнес, ведь до недавних пор мы сами, что называется, из последних сил везли эту телегу.


Выигрывает каждый

Государству, конечно, удобно и выгодно, когда предприниматель выходит из тени. Получается, бизнесу тоже?

— Для бизнеса и государства это взаимовыгодный процесс. Если бизнес ведет себя открыто, он может претендовать на помощь государства. От такого подхода выигрывает каждая сторона. Именно поэтому наша компания заинтересована в обелении отрасли в целом.


Правильно ли я понимаю, что «Теремок» можно назвать в каком-то смысле первопроходцем «белой тропы» в ресторанном бизнесе? Одна из самых крупных компаний ресторанного рынка открыто показывает выручку и количество уплаченных налогов…

— «Теремок» — пример того, как при правильной организации работы можно быть эффективным бизнесом и при этом платить налоги. Об этом говорят наши показатели. Сухие цифры: в 2020 году выручка компании упала на 34%, в 2021-м — подросла до 5,2 млрд рублей (на 0,3 млрд рублей ниже выручки 2019 года), а в этом году, по прогнозу, составит 7,2 млрд рублей, то есть опередит выручку-2019. Соответственно, увеличится и количество налогов: только за первые 8 месяцев этого года компания заплатила в бюджет 658 млн рублей, что на 137 млн рублей больше, чем в аналогичный период 2019 года. С государства можно спрашивать лишь тогда, когда сам выполняешь его требования.

обратите внимание!

О том, что сегодня представляет собой компания «Теремок», и о планах ее развития можно прочитать в статье «Сеть «Теремок» открывает сотый ресторан»

От контроля к поддержке

А вы действительно можете так уж спокойно выполнять все требования государства? По сути, каждый предприниматель говорит сегодня об огромных налогах с заработной платы персонала, чуть ли не вдвое увеличивающих фонд оплаты труда. А ресторану приходится нанимать очень большое количество сотрудников.

— Это еще один момент. Общественное питание — действительно крайне человекоёмкая отрасль. При любом повышении заработной платы налоги, которые составляют от нее 30%, очень сильно увеличиваются. Поэтому предприниматели иногда просто не имеют возможности повысить зарплату. А ведь инфляция в стране растет, и надо понимать, что если у людей не будут расти доходы, то их покупательская способность начнет падать всё больше. С другой стороны, рост заработных плат, а значит подъем платежеспособности населения, способствует росту потребительского рынка и стимулирует развитие промышленности. Поэтому мы считаем правильным увеличивать оплату труда и готовы это делать, но просто не можем выдержать пропорциональный рост налоговой нагрузки. Проще говоря, мы могли бы и далее поднимать зарплату команде, если бы налоговая нагрузка сохранялась на прежнем уровне.

Смотрите: мы хотели повысить своим сотрудникам заработные платы на 20 тыс. рублей, но смогли только на 15 тыс., потому что в итоге на каждого человека приходится всё равно 20 тыс. рублей, только 5 из них уходят на дополнительные налоги. А так бы мы просто заплатили их нашим сотрудникам.

То есть к государству остается еще много вопросов…

— Мы считаем, что государство должно поддерживать компании, которые платят много налогов, с помощью субсидий и прочих мер. Правильный подход, который сегодня выбрал Роспотребнадзор, — помогать предпринимателю, а не карать его. И в других государственных службах он должен быть таким же. Ведь мы же только в период пандемии узнали, как много у нас проверяющих органов! Кто к нам только не приходил! В государстве создана разветвленная сеть контролирующих органов, но от контроля сейчас нужно переходить к профилактическим мерам, помогающим и поддерживающим бизнес.

Одно из последних позитивных изменений в СанПиНе — риск-ориентированный подход к предприятию. Госорганы оценивают его деятельность, и если риск признают высоким, то необходимо осуществлять усиленный контроль, а если риск небольшой, то и делать ничего не надо, надо просто дать предприятию спокойно работать дальше.


Быть или платить

Скажите честно, неужели «Теремок» изначально был таким «белым и пушистым»?

— Нет конечно! (Смеется.) Об этом можно честно сказать. Мы тоже когда-то относились с опаской к такому подходу, но это было очень давно. Например, посмотрим на электроснабжение. Когда мы открывали первые «Теремки», просто невозможно было законным путем приобрести необходимые мощности. Тогда каждый предприниматель стоял перед выбором: либо не открывать ресторан, либо платить какие-то деньги местным электрикам, которые тебя подключат. И с точки зрения налогов, конечно, не всегда мы всё оптимизировали и платили в полном объеме, потому что и сознания у нас тогда такого не было, и понимания важности этого. Но 7 лет назад мы перешли на полностью легальную схему.

А как пришло это сознание и понимание?

— Мы просто начали взрослеть. Почувствовали свою ответственность и перед нашими гостями, и перед государством. И, конечно, само государство начало предпринимать какие-то действия, которые стимулировали к переходу на «белую сторону» (улыбается). Молодым предпринимателям я всегда рекомендую сразу строить правильный бизнес, это действительно выгодно. Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли!


Год, как на качелях

Вы объявили, что «Теремок» уходит с фуд-кортов. Вы вообще решили покинуть торговые центры?

— Нет, из торговых центров мы не уходим, только с фуд-кортов.

Почему?

— Не все из них соответствуют уровню бренда и не на всех из них можно создать соответствующую атмосферу и обеспечить необходимый уровень сервиса, который принят в компании как стандарт. К примеру, на многих фуд-кортах мы не можем использовать многоразовую посуду, не везде красивые интерьеры, не везде возможно предоставить нашим гостям те удобства, к которым они привыкли. Всё это мы реализуем в ресторанах со своей посадкой, поэтому в ряде торговых центров мы закрываем фуд-корт, но открываем ресторан. Например, планируем открыть большой ресторан в ТРК «Лето», потом — в ТРЦ «МЕГА Парнас», в ТРК «Норд». Есть и еще одна причина: часть арендодателей пока не понимает, что произошли необратимые изменения и проходимость фуд-кортов снижается в целом по рынку. Падает и посещаемость, и средний чек, но при этом арендодатели не готовы снижать арендную плату. А мы, учитывая снижение трафика, не можем позволить себе платить за аренду столько же, сколько платили в 2018 или в 2019 годах, когда люди шли на фуд-корты семьями и большими компаниями, и им часто было сложно найти свободный столик.

Однако по итогам первых 8 месяцев этого года «Теремок» превысил уровень 2019 года, разве не так?

— Да, и по товарообороту, и по налогам — превысил по всем экономическим показателям. Но этот рост показывают в первую очередь объекты стрит-ретейла, имеющие хорошую восстановительную динамику, а во вторую — новые объекты и те, что открываются после реконструкции: у них мы наблюдаем естественный рост, который дает импульс развитию сети в целом. Но, с другой стороны, у нас есть объекты, еще не восстановившие динамику роста, и есть те, у которых отрицательные показатели. Кроме того, давайте учитывать эмоциональные качели этого года. С начала СВО продажи упали, потом рынок восстановился, а с момента объявления мобилизации вновь началось серьезное снижение продаж.

Насколько они упали?

— На 15%, и это очень серьезное падение. Сейчас идет постепенное восстановление, хотя сказать, что динамика устойчиво положительная, пока нельзя.

обратите внимание!

Об уходе «Теремка» с фуд-кортов и переориентации формата киосков можно прочитать в статье «Сеть «Теремок» сменит киоски на павильоны«

Любить свое дело

Что изменилось в вашем бизнесе с уходом международных брендов, того же «Макдоналдса»?

— Уход такой компании, как «Макдоналдс», — это потеря для рынка, потому что она очень сильная с точки зрения инноваций, менеджмента, современных технологий. С точки зрения цены «Макдоналдс» держал в тонусе весь рынок. Но этот уход, конечно, стал возможностью для развития нашей компании.

«Вкусно — и точка» — адекватный конкурент?

— Конечно, ведь это сильный игрок рынка. Но мы тоже уже сильные и крепкие и можем конкурировать даже с такими монстрами, как «Вкусно — и точка» и «Макдоналдс» (улыбается).

За счет чего?

— Думаю, за счет трех основных факторов. Мы — сетевая компания, и в то же время стремимся каждому нашему гостю дать индивидуальный сервис. Это очень ценно в мире, где всё стандартизируется, механизируется и упрощается. Второе — мы видим усиление спроса на домашнюю кухню, на свой продукт, а ведь именно это «Теремок» и предлагает своим гостям. И третье — это организация эффективного менеджмента. Вот три столпа, которые позволяют нам развиваться и чувствовать себя уверенно, несмотря на сложные времена.

Вы являетесь главой крупной компании, управляете крупным бизнесом, причем отнюдь не номинально: сами участвуете не только в процессе принятия решений, но и в их исполнении, лично контролируя работу точек. Когда успеваете, хватает ли времени на какую-то другую жизнь, вне бизнеса?

— Знаете, мне кажется, когда человек занимается любимым делом, он всегда находит возможности быть вовлеченным в этот процесс, в данном случае — в бизнес-процесс (улыбается). Тут точно нет никакого секрета, надо просто любить свое дело и, конечно, иметь высокую самоорганизацию и уметь расставлять приоритеты: понимать, что для тебя важнее здесь и сейчас. У меня в жизни много спорта, я хожу в театры, и это всё позволяет мне, с одной стороны, развиваться как человеку, как личности, с другой — гораздо быстрее решать какие-то сложные вопросы.


Радость, а не машина

Заниматься любимым делом… А какое оно для вас — менеджмент компании, высшее руководство?

— Я как раз не хочу говорить словами экономики, словами управленца. Лучше говорить словами простого человека. Моё дело — кормить людей, дарить им мгновения радости и тепла. Мне кажется, мое предназначение именно в этом.

В сети это делать очень сложно?

— Да, крайне сложно, и мы с коллегами всегда говорим о том, что в большом потоке гостей мы должны уметь подходить к каждому из них индивидуально. Сейчас очень много внимания уделяем именно этому индивидуальному подходу.

Хотя сетевой бизнес считается просто машиной — с автоматизированными процессами и одинаковым подходом к каждому…

— Нам как раз и хочется сломать этот стереотип, который нарабатывался годами, стереотип, что у сетевых проектов нет души, нет индивидуальности. Мы хотим показать другое: что мы с душой, что мы люди, мы человечные (улыбается).

А не хотелось ли открыть какой-то один флагманский ресторан, который работал бы не на потоке, а на постоянных гостях и в котором вас могли бы действительно знать как владельца и приходить в гости именно к вам?

— Такие мысли, безусловно, были, но всё же каждый должен заниматься своим делом. У нас хорошо получается правильно развивать «Теремок» — сетевую компанию. Конечно, есть много соблазнов: хочется и это сделать, и то, — но будем ли мы там успешными? Сможем ли стать номером один? У меня на этот счет есть большие сомнения. Поэтому пока я всё же хочу сконцентрировать свои усилия, таланты и способности на «Теремке» (улыбается).


Недооценённая отрасль

Чего вам сейчас не хватает в жизни и в бизнесе? Кроме, конечно, стабилизации экономики и увеличения количества гостей — это само собой разумеется.

— В жизни, в общем-то, всего хватает, а вот в бизнесе… На наш взгляд, общественное питание — очень недооцененная отрасль, она имеет огромный потенциал развития. Мы способствуем развитию смежных отраслей: оптовой и розничной торговли, сельского и фермерского хозяйства. Общественное питание — человекоёмкая отрасль, в ней может работать множество людей, и даже без специального образования. Мы повышаем уровень жизни населения, так как рестораны способствуют снятию стресса, что очень актуально сегодня, мы доступны широкому кругу гостей.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы государство увидело ее возможности и потенциал?

— Мы очень рады, что государство уже сейчас активно двигается в этом направлении. Примером могут быть итоги заседания штаба по улучшению условий ведения бизнеса при правительстве Санкт-Петербурга. Среди решений — включение сферы общественного питания в приоритетные отрасли экономики города, в том числе для реализации инвестиционных программ. Также отрасль поддержат ярмарками вакансий, будут активно продвигать вакансии в городских СМИ, окажут помощь в привлечении для работы в общепите целевой группы учащихся техникумов, колледжей и лицеев, рассмотрят возможность инициирования внесения изменений в действующее законодательство в целях предоставления инвестиционного налогового вычета системообразующим предприятиям общественного питания по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Вы считаете, сейчас для этой инициативы подходящее время?

— Именно сейчас оно и есть самое подходящее! Потому что люди, которые строят ракеты, обязательно должны хорошо и вкусно питаться, чтобы иметь силы и энергию выводить нашу страну на новый уровень и обеспечивать лидерство на мировом рынке. И наша отрасль может им в этом помочь. Общественное питание может быть одним из локомотивов прогресса и развития.

справка нового проспекта

Виталий Свидовский родился 15 марта 1969 года в Оренбурге. Окончил факультет социологии СПбГУ (тогда — ЛГУ), получив специальность «Социолог-экономист». Работал в компании по продаже аудио- и видеотехники, с 1999 года развивает сеть «Теремок» в Петербурге. В Москве этим занимается второй совладелец, Михаил Гончаров.

Сегодня компания «Теремок» в Санкт-Петербурге насчитывает 99 ресторанов, 41 киоск, 36 кондитерских и семь фуд-траков. Штат сотрудников составляет около 3 тыс. человек, компания располагает собственным производственно-логистическим центром и тремя учебными центрами.

Прогнозируемая выручка 2022 года составит, по предварительным подсчетам, порядка 7,2 млрд рублей. Прибыль также вырастет: за первые 8 месяцев этого года она уже обогнала прибыль аналогичного периода 2019 года, а рост к январю-марту 2021 года уже составил 188%.

ресторанный рынок общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме
Владелец сети «Мармеладная бочка» и доставки «Пицца 30 сантиметров» Денис Фёдоров рассказал «Новому проспекту», как управляться с метровыми мармеладными змеями, как состояться на развитом рынке доставки пиццы и почему в 90-е годы он был грузчиком, а не продавцом алкоголя.
Первое заведение откроется в декабре на Гороховой ул., д. 41 в Петербурге.
30.11.2022
Андрей Александров, совладелец The Buddy Cafe, рассказал "Новому проспекту", как открыть ресторан, где разбиваются сердца, а уха говорит голосом гитары, можно ли создать бизнес для души и сделать его успешным, снявшись параллельно в паре-тройке фильмов.

Около "Лахта Центра" появился игольчатый лед и метановые пузыри
02.12.2022
Цены на мандарины в Петербурге перед Новым годом выросли на 60 %
02.12.2022
Baskin Robbins в России подал заявку на регистрацию нового товарного знака
02.12.2022
Путин и Лукашенко провели телефонный разговор
02.12.2022
Италия продлила поставки вооружений на Украину до конца 2023 года
02.12.2022
Путину доверяют 76 процентов россиян, показал опрос ФОМ
02.12.2022
Airbus пообещал отказаться от российского титана через несколько месяцев
02.12.2022
В Центральном и Адмиралтейском районах ограничат проезд с 3 декабря
02.12.2022
Петербург вошел в пятерку регионов России с сильно подешевевшим жильем
02.12.2022
Airbus испытает водородный двигатель на гигантском самолете A380
02.12.2022
В Петербурге за год ввели в эксплуатацию более 3 млн "квадратов" жилья
02.12.2022
Минюст создал единый реестр иноагентов — граждан и организаций
01.12.2022
В правительстве выбрали нового гендиректора "Почты России" — организатора лотерей
01.12.2022
Продан Ленинградский мельничный комбинат им. Кирова
01.12.2022
Шестерых футболистов "Зенита" и "Спартака" дисквалифицировали на шесть матчей за драку
01.12.2022
Производители светодиодов подписали меморандум о борьбе с контрафактом
01.12.2022
Россияне в 2022 купили валюты на 230 млрд рублей
01.12.2022
На заводе Toyota в Петербурге начинается консервация
01.12.2022
Братья Магомедовы выслушали приговор — 19 и 18 лет колонии
01.12.2022
В Евросоюзе готовят план создания международного трибунала по Украине
01.12.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки