Виталий Свидовский: "Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли"
Новый проспект
Интервью

Виталий Свидовский: "Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли"

Прочитано: 1590

Почему важно вести белый бизнес, когда таковым стал «Теремок», куда он уйдет с фуд-кортов торговых центров и для чего именно сейчас необходимо признать сферу общественного питания стратегической отраслью развития народного хозяйства и экономики, «Новому проспекту» рассказал совладелец и генеральный директор компании в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.

Выгода «белой телеги»

Виталий Алексеевич, вы открыто показываете выручку своей сети, количество уплаченных налогов, делая свой бизнес белым. Как вам это удается, когда многие считают такой подход в общепите невозможным?

— Да, есть мнение, что правильным в нашей стране быть довольно тяжело или даже невозможно, потому что, когда ты начинаешь платить налоги, у компании может снизиться прибыль плюс ее начинают чаще проверять и, соответственно, находить бо́льшее количество каких-то мелких нарушений. Поначалу, как только компания начинает обеляться, доходность бизнеса действительно может снизиться, поскольку на перенастройку всех процессов требуется время. Но в перспективе в этом можно найти плюсы и преимущества. Когда поворачиваешься лицом к государству, то и оно делает шаг навстречу, и ты можешь рассчитывать на его помощь — участие в доступных программах поддержки бизнеса, например. То же самое касается проверок и замечаний: их количество может увеличиться именно потому, что на поверхность выходят ошибки и недочеты, которые раньше были не видны. Исправляешь ошибки — и ситуация стабилизируется.

То есть государство как-то поддерживает предприятия, решившие вести правильный бизнес?

— В последнее время мы видим положительные изменения. Наиболее эффективным считаем формат работы, который выбрали Федеральная налоговая служба и Роспотребнадзор. Например, Роспотребнадзор сейчас проводит не проверки, а планово-профилактические мероприятия, с помощью которых компаниям помогают исправить нарушения, не наказывая за них. В этом смысле государство действительно стало больше поддерживать правильный, честный бизнес, ведь до недавних пор мы сами, что называется, из последних сил везли эту телегу.


Выигрывает каждый

Государству, конечно, удобно и выгодно, когда предприниматель выходит из тени. Получается, бизнесу тоже?

— Для бизнеса и государства это взаимовыгодный процесс. Если бизнес ведет себя открыто, он может претендовать на помощь государства. От такого подхода выигрывает каждая сторона. Именно поэтому наша компания заинтересована в обелении отрасли в целом.


Правильно ли я понимаю, что «Теремок» можно назвать в каком-то смысле первопроходцем «белой тропы» в ресторанном бизнесе? Одна из самых крупных компаний ресторанного рынка открыто показывает выручку и количество уплаченных налогов…

— «Теремок» — пример того, как при правильной организации работы можно быть эффективным бизнесом и при этом платить налоги. Об этом говорят наши показатели. Сухие цифры: в 2020 году выручка компании упала на 34%, в 2021-м — подросла до 5,2 млрд рублей (на 0,3 млрд рублей ниже выручки 2019 года), а в этом году, по прогнозу, составит 7,2 млрд рублей, то есть опередит выручку-2019. Соответственно, увеличится и количество налогов: только за первые 8 месяцев этого года компания заплатила в бюджет 658 млн рублей, что на 137 млн рублей больше, чем в аналогичный период 2019 года. С государства можно спрашивать лишь тогда, когда сам выполняешь его требования.

обратите внимание!

О том, что сегодня представляет собой компания «Теремок», и о планах ее развития можно прочитать в статье «Сеть «Теремок» открывает сотый ресторан»

От контроля к поддержке

А вы действительно можете так уж спокойно выполнять все требования государства? По сути, каждый предприниматель говорит сегодня об огромных налогах с заработной платы персонала, чуть ли не вдвое увеличивающих фонд оплаты труда. А ресторану приходится нанимать очень большое количество сотрудников.

— Это еще один момент. Общественное питание — действительно крайне человекоёмкая отрасль. При любом повышении заработной платы налоги, которые составляют от нее 30%, очень сильно увеличиваются. Поэтому предприниматели иногда просто не имеют возможности повысить зарплату. А ведь инфляция в стране растет, и надо понимать, что если у людей не будут расти доходы, то их покупательская способность начнет падать всё больше. С другой стороны, рост заработных плат, а значит подъем платежеспособности населения, способствует росту потребительского рынка и стимулирует развитие промышленности. Поэтому мы считаем правильным увеличивать оплату труда и готовы это делать, но просто не можем выдержать пропорциональный рост налоговой нагрузки. Проще говоря, мы могли бы и далее поднимать зарплату команде, если бы налоговая нагрузка сохранялась на прежнем уровне.

Смотрите: мы хотели повысить своим сотрудникам заработные платы на 20 тыс. рублей, но смогли только на 15 тыс., потому что в итоге на каждого человека приходится всё равно 20 тыс. рублей, только 5 из них уходят на дополнительные налоги. А так бы мы просто заплатили их нашим сотрудникам.

То есть к государству остается еще много вопросов…

— Мы считаем, что государство должно поддерживать компании, которые платят много налогов, с помощью субсидий и прочих мер. Правильный подход, который сегодня выбрал Роспотребнадзор, — помогать предпринимателю, а не карать его. И в других государственных службах он должен быть таким же. Ведь мы же только в период пандемии узнали, как много у нас проверяющих органов! Кто к нам только не приходил! В государстве создана разветвленная сеть контролирующих органов, но от контроля сейчас нужно переходить к профилактическим мерам, помогающим и поддерживающим бизнес.

Одно из последних позитивных изменений в СанПиНе — риск-ориентированный подход к предприятию. Госорганы оценивают его деятельность, и если риск признают высоким, то необходимо осуществлять усиленный контроль, а если риск небольшой, то и делать ничего не надо, надо просто дать предприятию спокойно работать дальше.


Быть или платить

Скажите честно, неужели «Теремок» изначально был таким «белым и пушистым»?

— Нет конечно! (Смеется.) Об этом можно честно сказать. Мы тоже когда-то относились с опаской к такому подходу, но это было очень давно. Например, посмотрим на электроснабжение. Когда мы открывали первые «Теремки», просто невозможно было законным путем приобрести необходимые мощности. Тогда каждый предприниматель стоял перед выбором: либо не открывать ресторан, либо платить какие-то деньги местным электрикам, которые тебя подключат. И с точки зрения налогов, конечно, не всегда мы всё оптимизировали и платили в полном объеме, потому что и сознания у нас тогда такого не было, и понимания важности этого. Но 7 лет назад мы перешли на полностью легальную схему.

А как пришло это сознание и понимание?

— Мы просто начали взрослеть. Почувствовали свою ответственность и перед нашими гостями, и перед государством. И, конечно, само государство начало предпринимать какие-то действия, которые стимулировали к переходу на «белую сторону» (улыбается). Молодым предпринимателям я всегда рекомендую сразу строить правильный бизнес, это действительно выгодно. Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли!


Год, как на качелях

Вы объявили, что «Теремок» уходит с фуд-кортов. Вы вообще решили покинуть торговые центры?

— Нет, из торговых центров мы не уходим, только с фуд-кортов.

Почему?

— Не все из них соответствуют уровню бренда и не на всех из них можно создать соответствующую атмосферу и обеспечить необходимый уровень сервиса, который принят в компании как стандарт. К примеру, на многих фуд-кортах мы не можем использовать многоразовую посуду, не везде красивые интерьеры, не везде возможно предоставить нашим гостям те удобства, к которым они привыкли. Всё это мы реализуем в ресторанах со своей посадкой, поэтому в ряде торговых центров мы закрываем фуд-корт, но открываем ресторан. Например, планируем открыть большой ресторан в ТРК «Лето», потом — в ТРЦ «МЕГА Парнас», в ТРК «Норд». Есть и еще одна причина: часть арендодателей пока не понимает, что произошли необратимые изменения и проходимость фуд-кортов снижается в целом по рынку. Падает и посещаемость, и средний чек, но при этом арендодатели не готовы снижать арендную плату. А мы, учитывая снижение трафика, не можем позволить себе платить за аренду столько же, сколько платили в 2018 или в 2019 годах, когда люди шли на фуд-корты семьями и большими компаниями, и им часто было сложно найти свободный столик.

Однако по итогам первых 8 месяцев этого года «Теремок» превысил уровень 2019 года, разве не так?

— Да, и по товарообороту, и по налогам — превысил по всем экономическим показателям. Но этот рост показывают в первую очередь объекты стрит-ретейла, имеющие хорошую восстановительную динамику, а во вторую — новые объекты и те, что открываются после реконструкции: у них мы наблюдаем естественный рост, который дает импульс развитию сети в целом. Но, с другой стороны, у нас есть объекты, еще не восстановившие динамику роста, и есть те, у которых отрицательные показатели. Кроме того, давайте учитывать эмоциональные качели этого года. С начала СВО продажи упали, потом рынок восстановился, а с момента объявления мобилизации вновь началось серьезное снижение продаж.

Насколько они упали?

— На 15%, и это очень серьезное падение. Сейчас идет постепенное восстановление, хотя сказать, что динамика устойчиво положительная, пока нельзя.

обратите внимание!

Об уходе «Теремка» с фуд-кортов и переориентации формата киосков можно прочитать в статье «Сеть «Теремок» сменит киоски на павильоны«

Любить свое дело

Что изменилось в вашем бизнесе с уходом международных брендов, того же «Макдоналдса»?

— Уход такой компании, как «Макдоналдс», — это потеря для рынка, потому что она очень сильная с точки зрения инноваций, менеджмента, современных технологий. С точки зрения цены «Макдоналдс» держал в тонусе весь рынок. Но этот уход, конечно, стал возможностью для развития нашей компании.

«Вкусно — и точка» — адекватный конкурент?

— Конечно, ведь это сильный игрок рынка. Но мы тоже уже сильные и крепкие и можем конкурировать даже с такими монстрами, как «Вкусно — и точка» и «Макдоналдс» (улыбается).

За счет чего?

— Думаю, за счет трех основных факторов. Мы — сетевая компания, и в то же время стремимся каждому нашему гостю дать индивидуальный сервис. Это очень ценно в мире, где всё стандартизируется, механизируется и упрощается. Второе — мы видим усиление спроса на домашнюю кухню, на свой продукт, а ведь именно это «Теремок» и предлагает своим гостям. И третье — это организация эффективного менеджмента. Вот три столпа, которые позволяют нам развиваться и чувствовать себя уверенно, несмотря на сложные времена.

Вы являетесь главой крупной компании, управляете крупным бизнесом, причем отнюдь не номинально: сами участвуете не только в процессе принятия решений, но и в их исполнении, лично контролируя работу точек. Когда успеваете, хватает ли времени на какую-то другую жизнь, вне бизнеса?

— Знаете, мне кажется, когда человек занимается любимым делом, он всегда находит возможности быть вовлеченным в этот процесс, в данном случае — в бизнес-процесс (улыбается). Тут точно нет никакого секрета, надо просто любить свое дело и, конечно, иметь высокую самоорганизацию и уметь расставлять приоритеты: понимать, что для тебя важнее здесь и сейчас. У меня в жизни много спорта, я хожу в театры, и это всё позволяет мне, с одной стороны, развиваться как человеку, как личности, с другой — гораздо быстрее решать какие-то сложные вопросы.


Радость, а не машина

ресторанный рынок общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме
Бронирование отелей идет волнами, у корпоративных клиентов растет спрос на апарт-отели, а резервов у отельеров остается всё меньше. «Новый проспект» узнал, как петербургский рынок гостеприимства готовится к ПМЭФ-2023.
Бывший руководитель сервисной службы Генерального консульства США Василий Гениев рассказал «Новому проспекту», где в советское время можно было получить 35 рублей за один вечер, каким столовым прибором нужно есть котлету и за что в ресторане было стыдно бандитам.
Что представляют собой четыре стратегии по формированию гастрономического туризма и какую роль играют щи с ананасами в развитии туристического предложения Петербурга, узнал "Новый проспект".

Ученые Петербурга подтвердили изменение климата на Чукотке по костям динозавра
30.05.2023
Петербург признали лучшим городским брендом России
30.05.2023
Все пляжи Курортного района Петербурга благоустроят к 2025 году
30.05.2023
"Мегафон" через суд ЕС добивается отмены санкций
30.05.2023
Умер актер из "Фантастических тварей" Петер Симонишек
30.05.2023
Власти Запорожья будут поставлять в Петербург элитную черешню
30.05.2023
В Кремле анонсировали переговоры Путина с президентом Эритреи
30.05.2023
На Васильевском острове построят музей электротранспорта с блокадной экспозицией
30.05.2023
Российские банки перестали открывать клиентам накопительные счета в евро и долларах
30.05.2023
ПМЭФ-2023 увеличил цены на гостиницы в Петербурге в несколько раз
30.05.2023
Российский аукционный дом выставил на торги землю под жилье в Шушарах
30.05.2023
"Детский мир" завершил реорганизацию и начинает выкуп акций
30.05.2023
Эмин Агаларов ушел из Crocus Group ради собственных проектов
30.05.2023
Телескоп NASA обнаружил на планете Энцелад водяной гейзер высотой более 500 километров
30.05.2023
Песков: "Атака на Москву - это ответ на наш эффективный удар по центру принятия решений в Киеве в воскресенье"
30.05.2023
Суд не отпустил режиссера Женю Беркович из СИЗО
30.05.2023
На российские активы сети Decathlon претендуют инвесторы из Турции и Ливана
30.05.2023
На мощностях завода "Авангард" в Петербурге появится новое производство электроники
30.05.2023
У Роскомнадзора запросили список слов, которые нельзя использовать в СМИ
30.05.2023
Умер лауреат Нобелевской премии по физиологии, онколог Харальд цур Хаузен
30.05.2023
Утром Москву атаковали дроны. Все сбиты, но есть повреждения жилых зданий
30.05.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки