Денис Патрин: "Смею предположить, что Россия сохранит право вето в Совбезе ООН"
Владимир Путин на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, сентябрь 2015, Нью-Йорк. Фото: kremlin.ru
После шокирующих фактов о расправе над мирным населением города Буча под Киевом Генеральная Ассамблея ООН приостановила членство России в Совете ООН по правам человека. Москва отрицает свою причастность к насилию и убийствам жителей Бучи, и почти половина стран мира не голосовала за «наказание России» за этот инцидент. Тем не менее решение принято. Что оно означает с точки зрения права и к каким последствиям может привести, в интервью «Новому проспекту» рассказал доцент кафедры международного права юридического факультета МГУ Денис Патрин.
Фото из личного архива Дениса Патрина
Денис Александрович, Генеральная Ассамблея ООН 7 апреля приостановила членство РФ в Совете ООН по правам человека. В чём вообще смысл этого органа?
— Предлагаю сразу условиться, что я комментирую только правовую сторону вопроса, не затрагивая политические аспекты. Как указывалось в целом ряде решений Международного суда ООН, наличие политической составляющей, что свойственно международным спорам, тем не менее не препятствует их разрешению правовыми средствами.
Также сразу замечу, что СМИ в связи с этой ситуацией употребляют и иные термины: «изгнание» Российской Федерации, «поражение в правах» и тому подобные. Это юридически неверные выражения, которые всего лишь описывают эмоциональной характеристикой происходящего. С правовой точки зрения речь идет о приостановлении членства Российской Федерации в данном вспомогательном органе Генеральной Ассамблеи ООН. Также нельзя забывать, что Россия еще до принятия такого решения заявила о выходе из состава Совета по правам человека.
Я должен задавать вопросы, которые могут показаться политическими…
— Договорились, но при этом я буду отмечать такой их характер и комментировать правовую составляющую, воздерживаясь от комментариев по политической повестке. Возвращаясь к основному вопросу о природе Совета по правам человека ООН, скажу, что он не является самостоятельной международной организацией. Он представляет собой вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи, созданный на основании ее резолюции.
Историческим предшественником этого органа являлась Комиссия по правам человека ООН, которая стала одним из первых вспомогательных органов другой важной структуры ООН — Экономического и Социального Совета. Наряду с Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Секретариатом, Международным судом и Советом по опеке это один из главных органов ООН, который координирует международное сотрудничество в социальной, экономической, культурной сферах. Логично, что по сфере деятельности такой вспомогательный орган был создан при ЭКОСОС.
Зал заседаний ЭКОСОС — главного органа, отвечающего за координацию экономической и социальной деятельности ООН. Фото: ООН
Читайте интервью доцента кафедры международного права юридического факультета МГУ Сергея Гландина об иске «Украина против России» в Международном суде ООН в Гааге
Задачей Комиссии по правам человека после ее создания в 1946 году была разработка фундаментальных универсальных актов в области прав человека, в частности Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а затем и двух пактов о правах человека 1966 года: Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они заложили современную систему международного сотрудничества в области соблюдения и поощрения прав человека на универсальном уровне.
Позже на основе этих документов заключались соглашения в области защиты прав человека по специальным вопросам: защиты прав женщин, детей, предотвращения пыток, насильственного исчезновения людей и т. д.
Также из них рождалась система контроля за соблюдением таких прав, поскольку соответствующие международные договоры обычно предусматривали создание специальных контрольных органов — комитетов.
Отмечу, что на универсальном уровне, в отличие от регионального, отсутствуют судебные механизмы контроля за соблюдением прав человека, и речь идет фактически только об анализе в рамках таких комитетов отчетов государств о соблюдении ими соответствующих прав, и при наличии отдельного согласия государства допускается рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушение защищаемых прав.
На определенном этапе своей жизни, то есть после разработки фундаментальных инструментов, Комиссия по правам человека ООН столкнулась с необходимостью определения новых задач своей деятельности и ее расширения. Такими задачами стало формирование элементов контрольного механизма за грубыми и массовыми нарушениями прав человека, в частности в той зоне, которая не покрывалась имеющимися договорными инструментами.
В частности, в 1970 году была создана так называемая процедура 1503 — по номеру резолюции ЭКОСОС, которой она была учреждена. В соответствии с ней Комиссия по правам человека могла получать и рассматривать при условии соблюдения требований об их допустимости индивидуальные жалобы частного лица или групп лиц — жертв систематических и грубых нарушений прав человека. Такие обращения рассматривались с участием государства — члена ООН, в отношении которого подавалась жалоба и в пределе. Если государство не достигало мирного урегулирования спора, то данные по жалобе-петиции могли быть преданы огласке, что очевидным образом влекло репутационные издержки для государства-нарушителя. Тем не менее никаких обязательных, принудительных мер ни данная процедура, ни иные процедуры в рамках деятельности Комиссии по правам человека ООН не имели да и не могли иметь, поскольку их не имел и учредивший их орган ЭКОСОС, а, как известно, нельзя передать больше прав, чем имеешь сам.
То есть это некий аналог ЕСПЧ, но без компенсаций?
— Не могу согласиться. Это совершенно разные процедуры, это другой уровень, универсальный. Повторюсь, на универсальном уровне нет судебного механизма контроля за соблюдением прав человека ни в рамках договорных инструментов, ни в рамках ООН.
На региональном западноевропейском уровне изначально пошли по более жёсткому пути, который привел к созданию именно судебного механизма. Но надо понимать, что и сама европейская система защиты прав человека развивалась. К её текущему состоянию Европа пришла путём долгой исторической эволюции и долгого существования двухинстанционного механизма: Европейской комиссии по правам человека и собственно Европейского суда по правам человека. На универсальном уровне комитеты по договорным инструментам и тем более Комиссия по правам человека представляли собой гораздо более мягкий, чем ЕСПЧ, инструмент. Однако не следует забывать, что перед ней продолжала стоять задача не только и не столько контрольного органа, но и органа, ответственного за кодификацию и прогрессивное развитие данной отрасли международного права.
С 16 марта 2022 года Россия больше не является участником Совета Европы (СЕ), что позволяло россиянам обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Суд приостановил рассмотрения жалоб против России. О том, как изменилась правовая реальность и как отныне граждане нашей страны смогут получить защиту на международном уровне, «Новому проспекту» ранее рассказал глава международной правозащитной группы «Агора» (признана иностранным агентом) Павел Чиков
При этом надо сразу отметить, что деятельность Комиссии по правам человека изрядно критиковалась, в частности в связи с тем, что в ее работе (в том числе в силу того, что в отношении органов системы ООН действует так называемый принцип справедливого географического представительства) принимали участие государства, которые с точки зрения западных стан не могли считаться демократическими. Также известна перманентная критика данного органа, прежде всего западными государствами, за осуждение Израиля в палестинском вопросе.
В конце концов к 2006 году это привело к реформированию системы, упразднению Комиссии по правам человека и созданию вместо нее Совета по правам человека, но уже не при ЭКОСОС, а в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Учитывая важность ГА ООН, это должно было подчеркнуть важность темы прав человека в рамках международного сообщества, а также вдохнуть новую жизнь в такой орган. Следует, однако, не забывать, что и сама ГА ООН в соответствии с Уставом ООН не полномочна принимать обязательных для государств-членов решений по вопросам внешней компетенции. То есть по вопросам международных, межгосударственных отношений она является совещательным органом. Соответственно, и создаваемый Совет по правам человека не мог наделяться никакими, скажем так, принудительными полномочиями.
В современном состоянии в состав совета входят представители 47 государств-членов, избираемых на 3 года, он занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всём мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.
Основным механизмом контроля за соблюдением государствами прав человека является Универсальный периодический обзор. Это периодически представляемый государствами-членами ООН отчет о состоянии прав человека в их странах, рассматриваемый советом, по его результатам советом могут даваться государству рекомендации. Также в рамках совета действует процедура, аналогичная ранее использовавшейся в Комиссии по правам человека процедуре 1503 подачи и рассмотрения жалоб частных лиц.
Федерико Вильегас Бельтран — аргентинский дипломат, в настоящее время занимающий пост президента Совета Организации Объединенных Наций по правам человека в 2022 году. Фото: скриншот YouTube / United Nations Human Rights Council