Железный конь с пробегом. Автодилеры делают ставку на подержанные машины
Два дилерских холдинга запускают в Петербурге проекты по продаже автомобилей с пробегом. ГК «Автополе» инвестирует 1 млрд рублей в направление «Автополе Pro» в Кудрово, а ГК «Петровский» вложит 1,1 млрд рублей в создание центра «Оранж Карс» на Парнасе.
Никто никого не потеснит
Проект «Оранж Карс» реализует ГК «Петровский» на севере города. Группа планирует открыть на Парнасе центр по продаже автомобилей с пробегом. К 2027 году компания намерена занять около 20% рынка подержанных машин в Петербурге.
Как рассказал «Новому проспекту» владелец ГК «Петровский» Антон Солдунов, открыть площадку планируют весной 2022 года. Она разместится на Парнасе рядом с «Мега Икеа» на собственном земельном участке.
«Под первую очередь проекта будет отдано около 2,5 га земли. Это временное решение — выставочное пространство под открытым небом. Инвестиции составят до 100 млн рублей. Затем мы планируем построить здание многофункционального центра. В нём будут офис продаж, зоны технического обслуживания, административный блок и помещения для размещения других направлений бизнеса. В настоящее время утверждаем концепцию, прорабатываем бизнес-модель и проводим тендеры на проектирование. Здесь уже речь идет о других деньгах — думаю, около 1,1 млрд рублей, включая оборотные средства», — говорит Антон Солдунов.
Ежемесячно в новом центре планируют продавать не менее 1 тыс. автомобилей. Срок окупаемости проекта составит около 3 лет.
Антон Солдунов отмечает, что рынок автомобилей с пробегом не освоен дилерами. В Петербурге они едва ли занимают 20–25%, остальное принадлежит частным лицам и перекупщикам. «Я не вижу конкуренции в том смысле, что надо кого-то потеснить. Объемов вторичного рынка автомобилей хватит для наращивания доли дилеров на много лет вперед», — уверен он.
Страховка от кота в мешке
ГК «Автополе» открывает центр по продаже автомобилей с пробегом в автодеревне в Кудрово. Как рассказал владелец компании Сергей Моренков, под проект «Автополе Pro» была подготовлена территория площадью 4 га, на которой единовременно будут находиться до 2 тыс. подержанных автомобилей, а также будут построены два шоурума общей площадью 1,5 тыс. м2. Ежемесячно компания планирует продавать около 1 тыс. автомобилей. Объем инвестиций в проект составил более 1 млрд рублей вместе с оборотными средствами.
«Первый шоурум «Центр выкупа автомобилей» мы запускаем на этой неделе, второй — через несколько месяцев. На востоке города кроме нас нет крупных площадок от официальных дилеров по продаже автомобилей с пробегом, а запрос от покупателей постоянно увеличивается. Поэтому мы целенаправленно построили отдельные объекты под это направление. Надеемся, клиенты оценят новый сервис. Сейчас всё больше людей отказывается от идеи продавать автомобили самостоятельно или покупать у частных лиц. Это фактически кот в мешке и большие как временные, так и финансовые затраты на проверку и диагностику автомобилей, я уж не говорю про безопасность. Эти задачи теперь стараются передать профессиональному игроку. Большим плюсом является и то, что при покупке подержанного автомобиля у дилера можно оформить кредит и получить гарантию», — говорит Сергей Моренков.
«Вторичка» в тренде
По данным агентства «Автостат», объем российского рынка легковых автомобилей с пробегом за первые 5 месяцев 2021 года составил 2,26 млн единиц, что на 28,3% больше показателя января-мая 2020 года.
На Москву и Подмосковье приходится около 11% всех купленных подержанных автомобилей в стране. На третьем месте — Краснодарский край с долей рынка чуть менее 5%: за этот период в регионе было куплено 107,7 тыс. подержанных автомобилей, что на 45,8% больше, чем год назад. Четвертый по объему в стране — вторичный рынок Петербурга, он вырос на 27,3%, до 65,7 тыс. штук. Пятерку лидеров замыкает Свердловская область, жители которой в январе-мае 2021 года приобрели 64,8 тыс. подержанных машин (+16,3%).
При этом стоимость автомобилей с пробегом постоянно растет. По итогам июля 2021 года средняя цена подержанного автомобиля в России составила 761 тыс. рублей, по данным «Автостата», это на 1,8% превышает среднюю стоимость в июне. Тогда показатель средней цены находился на отметке 747,7 тыс. рублей. Таким образом, за один месяц подержанные машины в среднем подорожали более чем на 13 тыс. рублей. Эксперты отмечают, что по сравнению с началом года удорожание составило 10,6%, или 73 тыс. рублей, а по сравнению с июлем 2020 года — 26,2%, то есть подержанные автомобили за год стали дороже на 158 тыс. рублей.
В Петербурге, по данным ГК «Прагматика», за первые 6 месяцев 2021 года стоимость автомобилей с пробегом в дилерских центрах выросла на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена сделки в массовом сегменте превысила 510 тыс. рублей.
Самыми популярными моделями автомобилей с пробегом среди массовых брендов по итогам полугодия у петербургских покупателей стали: Lada Granta, Ford Focus, Kia Rio, Hyundai Solaris и Toyota Corolla. По сравнению с первой половиной прошлого года пятерка лидеров осталась неизменной, позициями поменялись только Solaris и Rio.
Наиболее востребованными за первые шесть месяцев нынешнего года были автомобили 2018–2020 годов выпуска. Больше всего на складах дилеров машин, произведенных в 2010–2012 годах.
Возможности заработка ограничены
В целом объем рынка автомобилей с пробегом оценивается до 5,5 млн штук в год, из которых только до 25% в зависимости от региона приходится на официальных дилеров, остальное у физлиц и перекупщиков. Неудивительно, что последние годы автодилеры активно взялись за рынок автомобилей с пробегом. Это дает возможность не зависеть от импортеров и экономической ситуации.
В Петербурге в 2019 году автоцентр по продаже машин с пробегом в Мурино открыл автохолдинг «Максимум» Вадима Арустамяна («НП» подробно писал об этом). В проект уже инвестировано около 700 млн рублей. Он планирует выйти на продажи 25 тыс. автомобилей в год.
В Буграх с 2018 года развивает площадку по продаже автомобилей с пробегом ГК «Аксель». До конца года там планируется продать около 5 тыс. автомобилей.
Автохолдинг «РРТ», подконтрольный Олегу Барабанову и его партнерам, в этом году открыл в регионах (Псков, Великий Новгород, Белгород и Брянск) центры по продаже автомобилей с пробегом под брендом «РРТ-Автомаркет». По оценкам экспертов, инвестиции в проект составили около 250 млн рублей.
«Появление нового игрока на Парнасе только усилит действующие проекты, от этого выиграют все, поскольку на севере города формируется настоящий кластер по продаже автомобилей с пробегом», — говорит председатель совета директоров автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян.
По его словам, пока это нецивилизованный рынок. «И хорошо, что появляется всё больше официальных дилеров, которые делают его ориентированным на клиента. Сейчас 30% рынка принадлежит перекупщикам, их взаимоотношения с покупателями и сотрудниками, а также качество машин весьма сомнительны. Также львиная доля из них не платят налоги», — отмечает Вадим Арустамян.
Главная проблема этого бизнеса, по его словам, — это двойное налогообложение, когда дилеры дважды вынуждены платить НДС. «К сожалению, Минфин считает, что отмена двойного НДС приведет к снижению объема поступающих налогов. В итоге огромная доля рынка — физлица и серые игроки, которые не платят налоги. В отсутствие двойного НДС дилеры будут гораздо активнее и смогут вывести рынок из серой зоны. Как следствие, они будут платить больше налогов, а общий уровень сервиса для покупателя шагнёт далеко вперёд», — уверен Вадим Арустамян.
«В связи с дефицитом новых автомобилей сейчас на рынке доходность у дилеров высокая, но так будет не всегда. Дилеры это понимают и ищут дополнительные направления бизнеса, на которых можно заработать», — говорит Игорь Седов, директор по развитию ГК «Аксель».
Опыт, по его словам, показывает, что к бизнесу по продаже автомобилей с пробегом, каким бы привлекательным он ни выглядел, нужен совсем другой подход. «Во-первых, автомобили надо выкупать у физлиц, а здесь уже высока конкуренция среди действующих игроков, плюс активно работают перекупщики. Во-вторых, в связи с тем, что в Петербурге уже работают проекты от официальных автодилеров, конкуренция растет. Подводных камней много, и изнутри всё не так легко и привлекательно, как может выглядеть снаружи, потому как конкуренция высока, а возможности заработка ограничены», — заключил Игорь Седов.