Путешествие в моменте. Как сегодня чувствует себя туристический рынок

«Новый проспект» обсудил положение туристической индустрии в Санкт-Петербурге с экспертами профессионального конкурса отелей и ресторанов HoReCa Ultra Professional UP Competition. Они видят плюсы в уходе сервиса Booking, говорят о восстановлении загрузки, ставке отрасли на туристов из азиатских и арабских стран и перспективах промышленного туризма.

Booking ограничивал конкуренцию

Уход с рынка такого мощного сервиса бронирования, как Booking, отели вовсе не воспринимают отрицательно. Напротив, это дало им возможность сделать финансовый вздох облегчения. Как выясняется, многие отели и сами стремились от него избавиться.

«Мы изначально, с 2016 года, вели плановую политику, чтобы уйти от Booking. Сейчас установили новое программное обеспечение по бронированию на нашем сайте», — говорит Любовь Потахина, представитель Dom Boutique Hotel.

«Уход Booking для нас обернулся скорее плюсом, чем минусом», — подтверждает Андрей Петелин, исполнительный директор ООО «Отель Санкт-Петербург». Он рассказывает, что компания всегда уделяла пристальное внимание продвижению собственного сайта, и теперь номера в гостиницах «Октябрьская» и «Санкт-Петербург» гости активно бронируют напрямую.

Azimut Hotel, по словам его директора по продажам Екатерины Леонтьевой, также является узнаваемым брендом. Его сайт, благодаря предварительной работе команды, выходит в первые строчки поисковиков «Броневик» и «Островок», которые стали сегодня главными системами вместо Booking. «Уход крупного игрока рынка дает шанс турфирмам: у российских туроператоров появился карт-бланш», — считает Екатерина Леонтьева.

«В современном мире должны быть разные возможности бронирования. Кому-то удобно бронировать отель напрямую, кому-то через турфирму, кому-то индивидуально. Но Booking был не только неудобен турфирмам, он выжимал всё что мог из отелей. Мы знаем контрактные условия. Фактически Booking ограничивал конкуренцию», — пояснил Олег Афрамеев, создатель компании «Звезды путешествий».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

Более подробно об отношении рынка к данному сервису бронирования можно узнать в статье «Был Booking — стал «Броневик». Какие сервисы бронирования выбирают туристы»

Внимание на новые рынки

Сейчас в Петербурге довольно плотно идет загрузка отелей и ресторанов (в марте ощущалось проседание). Поток гостей от внутреннего туризма восстановлен, но глубина воронки продаж пока незначительная. Как отмечают эксперты, бронирование идет лишь в кратковременной перспективе.

Что касается международного туризма, то, как говорят представители рынка, каждая страна имеет свою специфику, и с каждой нужно уметь работать индивидуально.

«Мы обращаем внимание на азиатский рынок, и даже меню делали на китайском языке, но это были индивидуальные туристы. У групп из Китая своя специфика: они ходят в «свои» рестораны, селятся в «своих» отелях, делают покупки в «своих» магазинах и так далее. На нас китайские группы с точки зрения финансов никак не отразятся», — считает Игорь Пращенко управляющий партнер ресторанов FermA, «ДеДа Хинкали», «Чайка».

Впрочем, туристическая отрасль связывает надежды отнюдь не только с азиатским рынком. Сегодня она пристально наблюдает за арабским миром. «Мы понимаем, что нам надо научиться ориентироваться на потенциальных и платежеспособных гостей, у которых есть специфические требования к путешествиям. Сможем ли мы их удовлетворить? Достаточна ли для этого квалификация нашего персонала?» — задаются вопросом эксперты туристической отрасли.

Не только HoReCa

Долгосрочные прогнозы сейчас никто не делает: все понимают, что будущее изменится. И изменения уже проявляются.

«Рынок труда в ближайшие 5 лет трансформируется, и 40% сотрудников будут иметь разные варианты своего трудоустройства. Изменятся правила игры в отрасли HoReCa, появится больше самозанятых специалистов», — прогнозирует Дмитрий Ким из компании «Лидер Консалт».

Государственная поддержка должна и, как считают эксперты, будет выражаться в снижении налоговой нагрузки, арендных ставок, упрощении согласований и лицензирования.

«Комиссия по туристской индустрии ставит для себя приоритетом не только вертикальное интегрирование задач, которые поступают из федерального центра, но и горизонтальное. Для этого надо услышать экспертные мнения. Они должны помогать формулировать предложения, которые лягут на стол как правительства, так и губернатора», — отмечает Дмитрий Дмитриев, депутат Законодательного собрания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

О пятилетнем обнулении НДС для отелей можно прочитать в статье «Ставки сделаны. Для гостиничного рынка обнулили НДС»

Индустрия гостеприимства — понятие более широкое, чем просто HoReCa (отели, рестораны, кафе/кейтеринг). Музеи также являются гостеприимным сегментом города.

«Все проблемы, которые касаются индустрии HoReCa, касаются и Эрмитажа: нас объединяет работа с гостями. Они приезжают посмотреть на наши экспозиции, но, конечно, не могут обойтись без услуг отелей и ресторанов. У Эрмитажа сейчас очень серьезные проблемы: мы потеряли огромное количество финансов, хотя мы и некоммерческая организация», — поделился Евгений Фёдоров, представитель Государственного Эрмитажа. По его словам, потеря доходов от продажи билетов зарубежным туристам для музея ощутима.

Одним из перспективных туристических направлений Петербург сегодня видит промышленный туризм. И с этой точки зрения Императорский фарфоровый завод также входит в сферу гостеприимства.

«Завод работает в сфере искусства. Это, с одной стороны, крупное промышленное предприятие, а с другой — еще и туристическая тропа. Мы показываем, как производится фарфор, у нас разработан мастер-класс по росписи фарфора, а на четвертом этаже располагается филиал Государственного Эрмитажа с уникальной коллекцией фарфора, которую начал собирать еще Николай I», — рассказывает генеральный директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич.

По ее словам, важно, чтобы власть принимала меры и в отношении промышленности — крупных налогоплательщиков с большим количеством сотрудников. «Промышленность испытывает проблемы с сырьем, почти полностью блокирован экспорт, нам необходима поддержка», — подчеркивает Татьяна Тылевич.

Ценовая провокация

В последнее время часто поднимается вопрос государственного контроля за ценовой политикой на потребительские товары. Действительно, цены на продукты и напитки, которые выставляют поставщики, являются главным условием для бесперебойной работы заведений сферы гостеприимства.

«На что поднялись цены в последние 2 недели? Российский мурманский лосось — на 100%, российское программное обеспечение для выгрузки накладных — на 40%, хозяйственные товары — на 20%. Я понимаю производства, где есть иностранная составляющая, но полуфабрикаты и хлебобулочные изделия показывают рост на 101%!» — возмущается Андрей Ткачев, генеральный директор отеля «Введенский».

«Если у тебя внутренний продукт и ты в панике поднимаешь цены, то это провокация! Повышение цен на внутренний продукт надо приравнивать к измене. Сначала предупреждать, потом штрафовать, потом сажать или забирать бизнес», — решительно утверждает Трофим Татаренков, создатель и соведущий youtube-шоу «Изолента live».

Впрочем, этот вопрос, так же как и вопрос государственного контроля за ценами, требует серьезной доработки: доля импортной составляющей в производстве внутреннего продукта пока по-прежнему велика.

Туриндустрия жива

Наталья Кёсеги, генеральный продюсер профессионального конкурса отелей и ресторанов HoReCa Ultra Professional UP Competition, отметила, что из международных гостиничных брендов на рынке Петербурга на данный момент остались Radisson, Park Inn, Four Seasons и Domina. Hyatt и Marriott ушли, а компания Hilton приостановила деятельность.

«Дальнейшее развитие событий в этом вопросе сейчас предсказать сложно. Главное, что отели работают, открываются, строятся — туристская индустрия живет», — заключает Кёсеги.

По материалам заседания экспертного совета отельных и ресторанных номинаций профессионального конкурса отелей и ресторанов HoReCa Ultra Professional UP Competition

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

На церемонии награждения профессионального конкурса отелей и ресторанов HoReCa Ultra Professional UP Competition станут известны 50 лучших ресторанов и лучшие отели Петербурга. Horeca UP Awards — это общественная инициатива, участие для отелей и ресторанов, а также их сотрудников бесплатное.

В этом году церемония награждения состоится 27 апреля в ресторане Royal Beach. Будут объявлены победители в номинациях «Прорыв года», «Лучший ресторан для путешественников», «Лучший бизнес отель: митинги, конференции, события», «Лучший ресторан локальной кухни», «Лучший авторский ресторан» и другие.

Актуально сегодня