Первый месяц без НДС. Как стартовало обеление ресторанного рынка
Многие игроки ресторанного рынка ещё не почувствовали на себе состоявшуюся 1 января отмену НДС. Но налоговая завершает инвентаризацию отрасли, готовясь к проверкам «красных» (нарушающих закон) заведений. Многие из них относятся к микробизнесу. «Новый проспект» разбирался, на что обращает внимание налоговая и как быть заведениям, которые работают по франшизе.
За инвентаризацией — проверки
Федеральная налоговая служба (ФНС) с 1 января 2022 года отменила НДС для предприятий общественного питания. Цель реформы — реализация программы «Белый общепит», которую активно поддерживает Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) России.
Подробнее о программе можно прочитать в статье «Белый общепит. Рестораторам предлагают выйти из сумрака за отмену НДС»
О том, что для ресторанов с выручкой до 2 млрд рублей в год нужно отменить НДС, на ПМЭФ-2021 заявил президент России Владимир Путин. Вокруг этой инициативы было множество споров, слухов и домыслов, но уже осенью стало понятно, что рестораторам придется выйти из сумрака.
Сегодня ФНС ведёт наблюдение за представителями ресторанного рынка, завершая инвентаризацию отрасли. По словам Натальи Гензик, заместителя руководителя УФНС по Санкт-Петербургу, в городе насчитывается около 8,5 тыс. объектов общественного питания, владельцами которых являются примерно 6 тыс. предпринимателей. При этом около 1 тыс. рестораторов имеют в собственности два или более объектов.
«Инвентаризация будет завершена к началу февраля, после чего рестораторов начнут проверять», — сообщила Наталья Гензик на конференции «Бизнес и власть: опыт взаимодействия и реальная практика защиты интересов предпринимателей».
В налоговой подчеркнули, что все взаимодействия и связи, которые есть у предприятия, сегодня прозрачны. «С помощью компьютерной программы мы видим всю картину бизнеса», — сообщили в УФНС и подчеркнули, что тяжесть огромной налоговой нагрузки на отрасль очевидна, именно поэтому было принято решение о её снижении.
Всё зависит от каждого
«Проект «Белый общепит» изначально подразумевал введение жестких санкций сразу. Нам удалось убедить власть, что сначала нужно изменить законодательство. Поэтому налоговые органы перешли в режим наблюдения и планирования и подсчитывают, сколько заведений общественного питания являются реально действующими», — говорит Сергей Миронов, вице-президент ФРиО России, общественный омбудсмен по ресторанному бизнесу столичного региона.
При этом желание государства полностью отбелить рынок сохранилось. Сергей Миронов пояснил позицию ФНС: с 1 января НДС для ресторанов отменён, но будьте добры показывать полностью выручки и белые зарплаты. «А далее рестораны-нарушители попадают под жесточайшую камеральную проверку с начислением штрафных санкций, которые могут отбросить бизнес на 3 года назад», — говорит он.
Более того, по его словам, если отрасль не сможет выйти в легальное поле к концу года, в 2024 году ей могут вернуть НДС — таково указание главы правительства Михаила Мишустина. «Мы надеемся, что отрасль пройдёт этот этап становления мирно, но всё зависит от каждого», — отмечает Сергей Миронов.
Зелёные заканчивают и выигрывают
Сегодня на рынке есть рестораны, которые уже давно работают по-белому, а есть «серые» и «черные» заведения. И «белый» ресторан не может с ними нормально конкурировать, это понимают все.
«Рынку всего 30 лет. Я помню времена, когда накладные писались на коленке, товар принимался за кэш и фактически никак не учитывался. Естественно, среди предпринимателей есть определённая инертность. Многим сложно осознать новые риски и понять, что у нас очень молодое государство, которое развивается, а вместе с ним становится более цивилизованным и рынок контроля. Хотя этот шаг обеления абсолютно здравый, многим предпринимателям решиться на него сложно. Однако если обелятся все, рынок отыграет своё и снова станет доходным», — говорит Максим Жуков, представитель НКО «Союз улицы Рубинштейна».
«Конечно, синхронизировать «отбеливание» рынка очень непросто. Кто-то пойдёт на это первым, и ему будет сложно, а кто-то вообще не пойдёт, и ему будет гораздо сложнее», — считает Сергей Миронов.
Но для начала следует подумать о том, что все результаты деятельности каждого предприятия общественного питания сегодня видны в компьютерах сотрудников налоговой службы. Работа предприятия, критерии выручки, соотношение наличного и безналичного расчета, порядок пробивания чеков, выходные дни, работа ночью и прочее — всё это видно в программе.
«Если сравнивать предприятие со светофором, у которого зелёный, желтый и красный цвета, то у зелёного предприятия все стандарты соблюдаются четко, у желтого — сомнительно, у красного есть очевидные нарушения. Соответственно, проверять будут сначала все красные предприятия, а потом жёлтые. Зелёные под проверки не попадут», — объясняет Сергей Миронов.
Самый сложный — микробизнес
В первую очередь в поле зрения налоговой службы попадают те заведения общественного питания, где крайне высока доля наличных расчетов и, соответственно, высока возможность какую-то сумму скрыть. Также сигналом для проверки является выемка выручки из кассы в течение дня и фиксация по итогу дня меньшей суммы.
Иногда, как рассказывает Наталья Гензик, в заведениях пробивают чеки только на алкоголь, а все блюда пробивают в конце дня одним чеком на сумму, к примеру, 12-15 тыс. рублей. А штраф за непробивание чека может доходить до 2 млн рублей.
Как много предприятий сегодня работают мимо кассы и каковы перспективы проверок, показал эксперимент, проведённый налоговой службой совместно с одной из пиццерий в Центральном районе Петербурга. После того как инспектор понаблюдала за пробиванием чеков, выручка пиццерии за день увеличилась на 68%.
Кстати, когда в кассе вообще нет наличных, а показывается только оплата картой, это тоже является сигналом для налоговой службы о необходимости проверки.
«Крупный бизнес или небольшой, но изначально работающий по белому, даже подумать не может обо всех этих схемах. А малый бизнес и микробизнес — очень небольшие кафе и рестораны — всё это практикует. Многие из них даже не понимают, что такое налоги!» — сообщила Наталья Гензик.
Она рассказала, как однажды к ней на приём пришла владелица организации, которую исключили из единого госреестра, и начала возмущаться, рассказывая, как она всеми правдами, а чаще неправдами добывает товар для продажи. «Фактически напрямую мне говорит, что ворованное, и не понимает, что это незаконная предпринимательская деятельность!» — удивляется специалист УФНС.
Отвечает директор
Часто нарушения с кассой допускает линейный персонал, а не лично владелец или управляющий заведения.
«В барной индустрии сколько ни следишь за пробиванием чеков, но к каждому бармену ведь не поставишь человека с ружьем. Если идет оплата не картой, а налом, всегда можно ожидать определенную утечку денег», — рассказывает Максим Жуков.
Игорь Бухаров, президент ФРиО России, вспоминает советское время, когда после того, как бармена ловили на воровстве и пропесочивали на комсомольских и прочих собраниях, его заставляли выплачивать «3 по 20»: 3 года он должен был отдавать 20% от своей зарплаты. Если ещё раз ловили, эту сумму увеличивали, и так вплоть до исключения из профессии.
«Никогда нормальный владелец заведения, который стремится сделать на своём предприятии всё правильно, не будет в сговоре с персоналом! И я считаю, что каждый официант или бармен должен понимать, что случись что — накажут в первую очередь его», — определяет свою позицию Игорь Бухаров.
И, как утверждает Сергей Миронов, речь об ответственности персонала действительно идёт: поправки в закон о приоритете должностного лица перед юридическим готовятся. «Если правильно оформлены все документы!» — подчеркивает Миронов. Но в любом случае официантов и барменов в качестве нарушителей на уровне налоговой службы никто рассматривать не будет — только директора.
Когда стоит себя обезопасить
Опыт работы отрасли по-белому только нарабатывается. И, как утверждают в налоговой службе, нет цели «всех закрыть». Зато есть цель разобраться, подходя к каждому индивидуально и глядя на совокупность факторов.
К примеру, однозначно вызывает подозрение двухэтажный ресторан на 450 посадочных мест, в котором официально трудоустроены только директор и бухгалтер, остальные сотрудники самозанятые (случай реальный). «Такой подход к бизнесу всегда является риском!» — считает Александр Баев, член юридического совета ФРиО России, генеральный директор юридической компании «ИнвестКонсалт Системс».
По его словам, любой бизнес, в том числе общепит, может брать работников на аутсорсинг или самозанятых. «Но когда все сотрудники самозанятые или находятся на аутсорсинге, это вызывает большие вопросы. Да, если у вас есть решение общего собрания или управляющих органов о том, что такие-то конкретные работы будут отданы на аутсорсинг ради экономической целесообразности, да ещё и сделан небольшой анализ рынка типа тендера для подбора этого аутсорсинга, у налоговых органов не будет вопросов. А вот если будет установлено, что это не что иное как схема по уходу от налогов, на вопросы придётся отвечать», — говорит Александр Баев.
Множество вопросов вызывает и франшиза: и франчайзеры (правообладатели франшизы), и франчайзи (покупатели) опасаются, что налоговая их «склеит», посчитав одним и тем же бизнесом, хотя их бизнесы разные.
Александр Баев пояснил, что предприниматели часто путают франчайзинг с непосредственным управлением, а налоговая эти два направления разделяет очень чётко. «Договор франчайзинга подразумевает под собой обучение и подготовку персонала, поэтому в этот договор можно включить обязанность франчайзера обучать тех или иных специалистов, будь то повара, администраторы или кто-то еще. Франчайзер может проводить семинары, рассматривать на них реальные кейсы, реальные блюда, реальные случаи с гостями. Но как только обучение переходит в «работу за», мы переходим от франчайзинга к управлению, и тогда налоговая обязательно заинтересуется ситуацией», — подчёркивает юрист.
Волшебный пинок
Сегодня все понимают, что рестораны — это лицо города, и им придется выходить из тени. К особенно упорным игрокам рынка, как выразился Сергей Миронов, придётся применить «волшебный пинок» — жесткие меры с откатом на 3 года назад и пересчётом налогов за это время. Но в результате отрасль должна стать белой.
«Этот проект, связанный с обелением общественного питания, для нас не является первым. Первый проект был реализован не в общепите, а на рынке зерна. И он был очень жестким и буквально страшным для многих предприятий (в 2017 году ФНС изменила правила игры на зерновом рынке России, начав реализацию проекта по обелению экспорта зерна и подсолнечного масла. — Прим. «НП»). Позже был реализован проект по обелению рынка клининга. Мы умеем с этим работать, и мы убеждены, что все организации должны быть в равных условиях!» — заключили в УФНС.