Крупные производители сыра пришли за премией
Петербургская ГК «Нева Милк» Альберта Суфиярова (владеет марками «Тысяча озер», «Сиртаки») выходит на рынок премиальных сыров с аналогом «Старого Амстердама». Компания в октябре начала производство сыра под новым брендом «Альпенберг» на купленном в 2020 году заводе ООО «Курск-Молоко», где сейчас проходит модернизация стоимостью 1 млрд рублей. Крупные игроки стали активнее присматриваться к премиум-сегменту, тогда как ранее сыры в этой категории часто производили небольшие ремесленные сыроварни.
Сыр для ценителей «Старого Амстердама»
Как рассказал «Новому проспекту» президент ГК «Нева Милк» Альберт Суфияров, его компания решила выпустить сыр в новом для компании премиальном сегменте под брендом «Альпенберг».
По вкусу «Альпенберг» напоминает сыр Old Amsterdam (англ. «Старый Амстердам») — один из самых популярных сортов в Нидерландах, который исчез с российских прилавков в связи с санкциями в 2014 году.
Производство премиального сыра началось в октябре на заводе в Курской области. ООО «Курск-Молоко» Альберт Суфияров приобрел в 2020 году. По его словам, сейчас там проходит модернизация стоимостью 1 млрд рублей. Эта сумма инвестиций включает и вывод на рынок нового бренда компании. Реконструкция предприятия завершится в первом полугодии 2022 года. В результате его производственные мощности вырастут в 2 раза, до 700 т в месяц.
Объем производства премиальных сыров составит 100 тонн в месяц. Продажи премиального сыра составят, по прогнозу компании, около 5% в натуральном выражении в общем портфеле брендов.
«Вся наша продукция выпускается в среднем ценовом сегменте. Мы решили пойти в премиальный и выпустить сорт сыра, который в России так и не начали производить в рамках импортозамещения. Наш продукт ориентирован на взыскательного покупателя, который любит путешествовать и хорошо знаком с нидерландским сыром Old Amsterdam. Также мы планируем в ближайшее время начать производство безлактозного масла под брендом «Тысяча озер», этот продукт также будет относиться к премиальному сегменту», — уточнил Альберт Суфияров.
В настоящее время «Нева Милк» ведет переговоры с розничными сетями о выводе этих продуктов на полки. Компания занимает 5% российского розничного рынка сыра (для понимания: лидер рынка занимает 7% рынка). Ее оборот в 2020 году составил 15,6 млрд рублей.
Россия не догонит Европу по объему потребления сыров
Производство сыров в России растет, и ключевые производители показывают неплохую динамику. За последние 4 года среднегодовые темпы роста рынка составляли около 8%, подсчитали в организации «Союзмолоко».
Объем российского розничного рынка сыра оценивается в 700-750 тыс. т с учетом импорта, из них на долю белорусской продукции приходится уже 280 тыс. т. Белорусские поставщики наращивают из года в год свою долю на массовом рынке сыра в России, составляя серьезную конкуренцию отечественным производителям. В прошлом году поставки из Белоруссии выросли на 10%.
За период с января по август в России было произведено 394 тыс. т сыра (без сырных продуктов). На премиум-сегмент, по оценкам «Союзмолоко», приходится не более 8-10%.
«Серьезные тенденции можно наблюдать с точки зрения слияний и поглощений: в последние годы на рынке состоялось довольно большое количество таких сделок, прежде всего в сегменте сыров. Крупные игроки стали активнее присматриваться к премиум-сегменту, тогда как ранее сыры в этой категории производили небольшие ремесленные сыроварни», — отметил генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов.
Небольшим сыроварням сейчас действительно несладко. «Если продолжать оставаться в нише настоящего продукта, который производится из фермерского молока, то прибыли в принципе сейчас нет: себестоимость с трудом покрывает прямые расходы, а половина косвенных (аренда, зарплата управленцев и т. д.) — за свой счёт. Для меня сейчас это хобби, это не бизнес. Но я сильно люблю сыр, особенно который делаем мы, и очень ценю команду. Надеюсь, настанет время, когда это будет окупаться», — говорит Алексей Феликсов, совладелец сети «585», развивающий с 2017 года собственную сыроварню «Медовое» в Ленинградской области.
О том, как развивался это рынок в России, ранее в интервью «Новому проспекту» рассказывал глава компании «Русский пармезан» Олег Сирота.
За последние 7 лет сыры стали одной из самых динамично растущих категорий молочной продукции: их потребление (без учета сырных продуктов) выросло на 26%, по данным «Союзмолоко». Скорее всего, этот тренд сохранится с учетом того, что потребление сыров в России составляет примерно 5-5,5 кг на душу населения, и потенциал роста в сегменте очень неплохой, считают эксперты. Для сравнения: в Европе объем потребления сыра достигает 18 кг на человека в год. «Но таких показателей мы вряд ли достигнем, и дело не только в доходах, но и в ментальности. Я думаю, что максимум в России будет 8-10 кг на человека, но при условии роста благосостояния. У нас просто в стране другие традиции. В России, например, очень большой рынок творога, которого в Европе нет», — отметил Альберт Суфияров.
Однако в условиях стагнирующих доходов населения и ввода производителями новых мощностей конкуренция на рынке сыра будет серьезно усиливаться. Как рассказал «Новому проспекту» топ-менеджер крупного агрохолдинга, отвечающий за работу с федеральными сетями, доля продаж сыров в рознице со скидками по промоакциям уже достигает 90%. «Из-за этого сильно снижается маржа, мы провели эксперимент и на пару месяцев перестали проводить промо. Продажи рухнули более чем на 50-60%», — рассказал он на условиях анонимности.
«Действительно, проведение промо в ретейле стало очень распространенной стратегией сохранения объема реализации, однако говорить о 90% таких продаж мы бы не стали», — отметил Артем Белов.
Фото: gov.spb.ru
Группа компаний «Нева Милк» (ранее «Невские сыры») основана в 1994 году в Петербурге Альбертом Суфияровым. В нее входят ООО «Нева Милк» (ранее «Невские молокопродукты») и ООО «Невские сыры», а также приобретенные в 2013—2014 годах «Северное молоко» и Вологодский молочный завод. Основные бренды — «Тысяча озер», «Золото Европы», «Сиртаки». Оборот группы компаний в 2020 году составил 15,6 млрд рублей, она занимает 5% российского розничного рынка сыра.