До лучших времён. Вадим Арустамян передумал продавать автоцентр "Максимум"

Председатель совета директоров автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян отказался продавать свой бизнес и перестроил стратегию развития. Сейчас не лучшее время для сделок, отмечают участники рынка.

Как рассказал «НП» председатель совета директоров автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян, он отказался от планов по продаже бизнеса. «Мы провели мониторинг рынка и поняли, что дилерский бизнес сейчас никто покупать не готов. Инициативы со стороны участников рынка были, но интересных предложений не поступило. Поэтому мы приняли решение изменить стратегию, которая у нас была до 24 февраля 2022 года, и развивать компанию в соответствии с реалиями рынка», — сказал он.

О том, что Вадим Арустамян намерен продать автохолдинг, стало известно весной, когда участники рынка получили предложения рассмотреть покупку «Максимума» — второго по величине автохолдинга в Петербурге. Стоимость актива оценивалась в сумму до 7 млрд рублей. Вадим Арустамян отметил, что потенциальные покупатели предлагали «справедливую, на их взгляд, цену», но она его не устроила.

В настоящее время в портфеле автохолдинга марки Ford, Hyundai, Mitsubishi, Honda, Haval, Chery, Kia, Volkswagen, Audi, JAC и сервисное обслуживание Genesis. «В отличие от Renault, ни один из этих брендов пока официально не ушел с российского рынка, но поставки приостановлены. Мы продаем остатки, а также сосредоточились на китайских брендах», — отметил Вадим Арустамян.

По его словам, в текущей ситуации, когда авторынок пребывает в состоянии упадка, автохолдинг решил работать по-новому.

«Во-первых, мы тестируем параллельный импорт новых автомобилей и автомобилей с пробегом. Во-вторых, мы решили сосредоточиться на классических продажах авто с пробегом и сейчас активно развиваем площадку в Мурино, где у нас представлено более 1 тыс. автомобилей. Третий пункт — перестройка дилерского бизнеса: мы развиваем систему продаж «в одно окно», когда консультант продает всё: от автомобиля до страховки. Так было в 1990-е годы, сейчас эта процедура будет автоматизирована благодаря нашеей омниканальной IT-платформе. Также мы активно работаем над развитием постгарантийного сервиса. Еще одно направление — китайские бренды, практически со всеми ведём переговоры. В настоящее время у нас в портфеле Haval, Chery и JAC. Кроме того, мы тестируем импортозамещение по запчастям, заключаем договоры с поставщиками из разных стран: Турции, ОАЭ, Казахстана», — говорит Вадим Арустамян.

Кроме того, автохолдинг отменил ряд проектов развития (в части IT и покупки новых дилерских центров). Также был закрыт проект по онлайн-продажам автомобилей «Кармарт». В условиях санкций для развития «Кармарта» оказались недоступны ни технологии, ни длинные деньги инвесторов, ни высококвалифицированные кадры, которые уехали из России.

«Последние годы мы отлично поработали, создали подушку безопасности и устойчивый бизнес. Сейчас мы активно снижаем затраты, ищем новые точки роста. Раньше мы умели много зарабатывать, но не умели мало тратить. Но в новой реальности это неактуально. Спасибо дистрибьюторам, которые с пониманием относятся к текущей ситуации, позволяют разделять шоурумы между брендами и снижать затраты на приведение автосалонов к стандартам», — отмечает бизнесмен.

Вадим Арустамян полагает, что продажи новых автомобилей в России по итогам года вряд ли превысят 700 тыс. единиц и упадут на 55% по сравнению с 2021 годом.

«Трансформация рынка неизбежна, и она будет глобальной. Это новая реальность, возврата к прежней не будет, и надо адаптироваться. Из любого кризиса компания «Максимум» выходила в гораздо более лучшей форме, чем была до него. Так что это наша стихия, и мы уверены, что и в этот раз будет так же», — резюмирует он.

Пришел в упадок

Ситуация на российском авторынке после ввода российских войск на Украину 24 февраля и начала боевых действий оказалась буквально критической.

Как пишет АА «Автостат», в марте 2022 года на фоне резкого падения курса рубля цены на автомобили выросли в среднем на 35-45%.

Затем многие иностранные производители приостановили работу заводов в России и свернули импорт, также под санкции попали предметы роскоши стоимостью от € 50 тыс.: их ввоз запрещен как из Евросоюза, так и из Японии. Проблемы начались и с поставками запчастей. В итоге правительство РФ разрешило параллельный импорт, в том числе автомобилей и запчастей. Однако пока эти схемы не отработаны, дилеры распродают остатки складов, сокращают персонал, оптимизируют бизнес.

Справка «Нового проспекта»:

По данным АЕБ, в первом полугодии 2022 года продажи новых автомобилей в целом по России сократились на 57,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, или на 500 521 автомобиль, и составили 370 228 автомобилей.

Июнь 2022 года ознаменовался падением уровня продаж на 82%, или на 126 792 штуки по сравнению с июнем 2021 года, продажи составили 27 761 автомобилей.

Как отмечают в агентстве «Автостат», если развитие рынка пойдет по оптимистичному сценарию, то в этом году его объем может составить 690 тыс. штук, что будет соответствовать падению на 54%. Если же будет реализован пессимистичный сценарий, то объем рынка будет равен 505 тыс. машин — на 67% меньше, чем в 2021 году.

Непривлекательный авторетейл

Опрошенные дилеры отмечают, что сейчас не время для слияний и поглощений на авторынке. Например, после начала военных действий на Украине крупнейшая сделка по продаже ГК «Рольф» краснодарской ГК «Ключавто» была заморожена.

«Думаю, в Петербурге ждать каких-либо значимых сделок в этом году не сто́ит. У большинства дилеров по результатам последних двух лет имеется значительный «запас хода»: каждый владелец попробует адаптировать свою компанию к новым реалиям, чтобы отвоевать для неё место под солнцем. Расширять географию сейчас не время, разве что тем, кому уже нечего терять в силу объёма и структуры задолженности компании», — говорит Роман Слуцкий, генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс».

Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом», отмечает, что «в настоящее время автобизнес не привлекателен для инвесторов». «Я скажу больше, в будущем он будет еще менее привлекателен, если это касается классического авторетейла. С учетом динамики трансформации дилерского бизнеса будущее совсем неочевидно сейчас. Нужно рассматривать инвестиционную привлекательность, когда авторетейл снова станет бизнесом», — говорит он.

По словам Андрея Ольховского, вряд ли в ближайшее время будут сделки среди крупных игроков, потому что покупать, собственно, нечего. «Дворцы в виде дилерских центров нужны только дилерам, а если количество брендов, которые могут осуществлять поставки, существенно сократилось, то и количество шоурумов тоже будет сокращаться. Продажи с целью перепрофилирования недвижимости, безусловно, будут, но это больше вынужденные сделки, чем продажа бизнеса», — добавляет Андрей Ольховский.


СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Автохолдинг «Максимум» работает на рынке с 2007 года и на сегодняшний день владеет автокомплексами на ул. Руставели, пр. Непокоренных, Рыбинской ул. и Торфяной дороге, а также центром по продаже автомобилей с пробегом в Мурино. В портфеле холдинга Ford, Hyundai, Mitsubishi, Honda, Haval, Chery, Kia, JAC, Volkswagen, Audi и сервисное обслуживание Genesis. В 2021 году компания продала 7001 новый автомобиль, что на 1,4% меньше, чем годом ранее, и 9013 автомобилей с пробегом, что на 6,7% больше, чем в 2020 году. Доля рынка Петербурга составляет 5%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня