Дилеры паркуют бизнес. В Петербурге продают автохолдинг "Максимум"
Новый проспект
Статьи

Дилеры паркуют бизнес. В Петербурге продают автохолдинг "Максимум"

Прочитано: 3172

Фото: vk.com/spb_maximum

«Максимум», второй по величине автохолдинг Петербурга, может сменить владельца. Эксперты рынка называют и возможную сумму сделки — 8 млрд рублей, но оговариваются, что все цифры сейчас приблизительны, поскольку ситуация на рынке крайне неопределенная. Отрасль переживает сильнейший кризис за 15 лет, и вернуться к показателям работы, как до спецоперации, при нынешнем поколении предпринимателей, скорее всего, не сможет.

О том, что автохолдинг «Максимум», подконтрольный Вадиму Арустамяну, может быть продан, «Новому проспекту» рассказали участники рынка, получившие соответствующее предложение от продавца.

«Акционеры ГК «Максимум», одного из крупнейших автомобильных дилеров в Петербурге, рассматривают стратегические опции в отношении продажи 100% бизнеса компании», — отмечено в предложении.

О сделке пока речи нет: ведутся переговоры с игроками как на авторынке, так и с непрофильными.

Михаил Жуков, исполнительный директор автохолдинга, отмечает, что «Максимум» «начал получать многочисленные предложения о продаже, и владелец решил серьезно рассмотреть такую возможность». «Тем компаниям, которые проявляют интерес, наши консультанты высылают базовую информацию про автохолдинг», — сказал он.

По его словам, «есть вероятность, что компания будет продана, но это будет зависеть от рынка и предложений». «Задачи продать быстро или во что бы то ни стало не стоит. Многочисленные переговоры идут, но пока ничем не закончились. Будет устраивающее предложение — будет и сделка», — говорит Михаил Жуков и добавляет, что к активу проявляют интерес и непрофильные игроки.

Цена под вопросом

О стоимости «Максимума» игроки не говорят. Лишь один из них назвал сумму 8 млрд рублей. В автохолдинге ее не подтверждают.

«До 24 февраля я бы оценил актив в 3,3-3,5 млрд рублей без учета товарных запасов и долговых обязательств. Сейчас невозможно назвать стоимость, так как ликвидность активов именно по профилю очень сомнительна. Если найдется покупатель, который готов заплатить с дисконтом не более 40% от стоимости бизнеса до начала спецоперации, то продажа вполне возможна», — говорит генеральный директор автоцентра Mercedes-Benz ГК «Вагнер» Евгений Пекарский.

«В настоящий момент сложно дать объективную оценку любому бизнесу, так как ситуация не позволяет пользоваться в оценке перспектив бизнеса его предыдущими достижениями. Сейчас не представляется возможным спрогнозировать 5-7-летнюю доходность предприятия и тем самым оценить потенциал возврата инвестиций», — считает генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий. Единственное, что сегодня можно объективно оценивать, по его словам, это состояние активов и долгов компании. «При этом, вероятно, любой потенциальный инвестор будет запрашивать значительный дисконт на рыночную оценку активов. Тем не менее определённую роль в оценке автодилера, без сомнения, играют портфель брендов, его распределение по дилерским центрам и глубина клиентской базы автодилера», — говорит Роман Слуцкий.

Уходят почти все

Отечественный авторынок сейчас переживает, пожалуй, самые сложные времена за всю свою историю. Ряд иностранных производителей объявил о приостановке поставок или полном отказе от работы в России. Многие заводы закрываются на фоне спецоперации, которую Россия проводит на Украине, и последовавших за этим санкций. Из-за нарушения логистических цепочек почти все автозаводы в России находятся в простое.

Завод «Рено Россия» был передан московским властям, и там планируется при помощи китайских партнеров выпускать автомобиль «Москвич». В ближайшее время, по данным СМИ, полностью прекратит производство в России VW. Остановил производство на мощностях калининградского «Автотора» BMW, Mercedes — заморозил на заводе в Подмосковье, а завод Nissan обещает возобновить работу, но только в следующем году.

Российский рынок покинул автоконцерн General Motors. Объявили о прекращении поставок на неопределенные сроки Mercedes, Audi, Volvo, Volkswagen, Opel и еще десятки брендов. Также в Россию запрещен импорт автомобилей стоимостью выше € 50 тыс.

По данным АЕБ, апрель 2022 года ознаменовался падением уровня продаж новых автомобилей на 78,5%, или на 119 258 штук, по сравнению с апрелем 2021 года. Продажи составили 32 706 автомобилей. Это самое глубокое падение авторынка за последние 15 лет. И хотя Правительство РФ разрешило параллельный импорт, но он вряд ли он компенсирует выпадающие объемы. Кроме того, по данным агентства «Автостат», мартовский обвал рубля вызвал скачок цен на новые автомобили в среднем на 35-45%.

«На первый взгляд кажется, что на сегодняшний день в самой сложной ситуации оказались компании, бизнес которых в основе своей сосредоточен на работе с брендами, покинувшими российский рынок или временно приостановившими операции. Максимально тяжко должно быть тем дилерам, которые имеют значительный объём заимствований. В любом случае для всех без исключения автодилеров сложившаяся ситуация является серьезным вызовом», — считает Роман Слуцкий.

Основная проблема, с которой начинают сталкиваться автодилеры и их клиенты, по его словам, это дефицит оригинальных запасных частей. «Системные поставки дистрибьюторов на российский рынок всего необходимого для обеспечения быстрого и качественного ремонта автомобилей находятся под большим вопросом. Особенно по «уходящим» брендам. А для формирования альтернативных системных каналов снабжения рынка потребуется от 6-12 месяцев. Думаю, некоторые крупные российские дилерские группы смогут найти в этой нише новые бизнес-возможности», — говорит Роман Слуцкий.

Не время продавать

Участники рынка, опрошенные «Новым проспектом», отмечают, что вряд ли сейчас получится выгодно продать актив — ситуация на рынке слишком неопределенная и не слишком оптимистичная: непонятно, каким в итоге будет авторынок, кто из автоконцернов возобновит поставки в Россию и т. д. Кстати, в апреле стало известно, что сделка между «Ключавто» и ГК «Рольф» («Новый проспект» рассказывал о ней) приостановлена.

«Продаваться надо было несколько месяцев назад, до 24 февраля. Сам по себе автобизнес сейчас не представляет интереса, продать можно только имущество», — говорит Эдуард Маркман, исполнительный директор ГК «Автопродикс».

«С одной стороны, невозможно вернуться на полгода назад, в момент, когда бизнес можно было продать в 5 раз дороже. С другой стороны, никто сейчас не гарантирует, что еще через полгода оценка твоего бизнеса не упадёт в стоимости ниже плинтуса. Готовность к продаже бизнеса именно сейчас — это, в первую очередь, вопрос жизненных целей и приоритетов, которые ставит перед собой продавец», — говорит Роман Слуцкий. По его мнению, в настоящий момент для профессиональных игроков рынка практически не существует объективных предпосылок для покупки «домиков» с франшизами. «Это лотерея. На мой взгляд, сейчас речь может идти только по «покупке» франшизы с товарными остатками с единовременной передачей в аренду объекта недвижимости», — говорит Роман Слуцкий.

«Если Вадим Арустамян и правда предполагает продать активы, то мне крайне жаль: такой талантливый человек и яркий предприниматель решил покинуть нашу сферу. Сильные конкуренты всегда стимулируют к работе и достижениям. К сожалению, сейчас перед дилерами стоит вопрос выживания. Сколько лет надо для восстановления рынка, никто не знает, да и не все готовы ждать десятилетия, когда ситуация стабилизируется», — говорит Антон Солдунов, владелец ГК «Петровский Автоцентр».

Замороженная отрасль

Прогнозы экспертов рынка в целом не слишком оптимистичны. Евгений Пекарский считает, что отрасль ждут банкротства, но у дилеров есть возможность встроиться в новые реалии.

«В России, несмотря на по-прежнему низкий уровень автомобилизации, парк автомобилей весьма внушителен. Рынок подержанных машин будет жить всегда, и автовладельцам нужно обслуживать автомобили. Кто из дилеров успеет и сможет встроиться в новую парадигму, выживет на этом», — говорит он.

По его прогнозам, отрасль ожидает переход в состояние заморозки на определенный период — от нескольких месяцев до 1-2 лет — с дальнейшим возрождением крайне незначительными темпами за 3-5 лет. «Полного восстановления к уровню 2018-2021 годов нашему поколению, возможно уже ждать не стоит», — добавляет Евгений Пекарский.

«Сейчас никто не ответит на вопрос, как будет развиваться рынок в перспективе нескольких лет. Есть вера в Китай и надежда на Корею. Очевидно, «АвтоВАЗ», ГАЗ и КАМАЗ не бросят умирать. По остальным брендам горизонт прогнозов пока сильно отдаленный. Но есть понимание, что в автомобильной отрасли России и смежных с ней отраслях занято около 1 млн человек», — рассуждает Роман Слуцкий.

справка нового проспекта

Автохолдинг «Максимум» работает на рынке с 2007 года и на сегодняшний день владеет автокомплексами на ул. Руставели, пр. Непокоренных, Рыбинской ул. и Торфяной дороге. В портфеле холдинга Ford, Hyundai, Mitsubishi, Honda, Haval, Chery, Kia, Volkswagen, Audi и сервисное обслуживание Genesis.

В 2021 году компания продала 7001 новый автомобиль, что на 1,4% меньше, чем годом ранее, и 9013 автомобилей с пробегом, что на 6,7% больше, чем годом ранее. Доля рынка Петербурга составляет 5%.

машины автомобили Петербург дилеры сделки
Другие статьи автора Читайте также по теме
О том, когда Средне-Невский судостроительный завод спустит на воду первый экскурсионный катамаран «Соммерс», что будут выпускать на новом заводе поставщика «Газпрома» в Петербурге, сколько ресторанов Северной столицы вошли в топ-10 лучших заведений общепита страны и других новостях уходящей недели вы можете узнать из видеодайджеста «Нового проспекта».
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки