На Александра Кашина работает время
Дело о банкротстве ИК «Энергокапитал» длится уже третий год. Список кредиторов и заинтересованных лиц включает в себя не один десяток имен, а суммарный объем материалов дела грозит в скором времени увеличиться до семи томов. Но бывшему собственнику «Энергокапитала» Александру Кашину пока удается избегать ответственности, на которой настаивают кредиторы, потерявшие в общей сложности более 2,6 млрд рублей.
В понедельник, 19 ноября, 13 Арбитражный апелляционный суд должен был рассмотреть жалобы конкурсного управляющего и группы кредиторов «Энергокапитала». Ранее Арбитражный суд Северо-Запада отменил решение о взыскании в пользу кредиторов 875 млн рублей с Московской биржи. Поэтому обманутые инвесторы ждут постановления апелляционной инстанции с большим нетерпением.
Однако все четыре заседания в рамках дела, прошедшие в этот понедельник, на которых впервые присутствовал наш судебный репортер, без особых церемоний были отложены на середину декабря, поскольку в очередной раз не были соблюдены формальности.
Гвоздь программы
Прежде чем зайти в зал судебных заседаний, многим участникам дела пришлось скоротать не один час в коридоре, поскольку суд, невзирая на расписание, стал слушать другие дела, назначенные на более позднее время, а потом и вовсе объявил технический перерыв.
— Проветривание? Кварцевание? — перешучивались в коридоре.
Спустя каких-то пару-тройку часов о толпе кредиторов вспомнили.
Гвоздем вечера стало рассмотрение обособленного спора о привлечении Александра Кашина к субсидиарной ответственности по долгам ИК «Энергокапитал», которое собрало в судебном зале 21 участника.
Истцы — группа кредиторов - пострадавших инвесторов — ходатайствовали о вызове в качестве свидетеля Марианны Васканян, бывшего финансового директора компании. По мнению заявителей, именно она может предоставить суду прямые подтверждения всех доводов, указанных в коллективном иске конкурсных кредиторов о привлечении Кашина к субсидиарной ответственности.
Кредиторы, напомним, подозревают, что Александр Кашин, выйдя из числа собственников инвесткомпании незадолго до ее краха, на самом деле продолжал неформально контролировать процесс. На эти мысли их наводит и то, что головная компания бизнес-империи Александра Кашина — ООО «ХК «Эго-Холдинг» — является крупнейшим конкурсным кредитором в рамках дела о банкротстве.
Все присутствовавшие в зале пострадавшие вкладчики, а ныне кредиторы банкрота, единодушно высказались в поддержку ходатайства. Но представители Кашина возразили, что Васканян «никакого процессуального статуса в рамках данного дела иметь не может». И суд отклонил просьбу пострадавших.
Несмотря на многочисленность заинтересованных лиц, заседание продлилось недолго. Успешному рассмотрению дела вновь помешали формальности: выяснилось, что большинство адресатов не получили направленные им для ознакомления материалы дела.
Бывший директор ИК «Энергокапитал» Виталий Горлатов, выступающий на стороне кредиторов, говорит, что обескуражен таким решением суда.
«Во-первых, сам финансовый директор не является участником данного дела о привлечении Кашина к субсидиарной ответственности. Во-вторых, данное ходатайство в ходе заседания было поддержано всеми зарегистрированными участниками, кроме представителей Кашина и ООО «Автовыбор». Позиция последних еще раз подтверждает факт аффилированности ООО «Автовыбор» со структурами «Эго-Холдинга», — считает Горлатов.
Он также отметил, что это уже не первая попытка кредиторов уговорить суд выслушать показания ключевых свидетелей. Они просили истребовать из уголовного дела, которое развивается параллельно с арбитражным, показания и материалы очных ставок руководителей «Энергокапитала». Например, гендиректора и главы совета директоров Поляруса, главного юриста ООО «ХК «ЭГО Холдинг» Лимонина, а также того самого финансового директора компании Васканян.
Во всех случаях кредиторам было отказано.
Время работает на Кашина
Нам удалось пообщаться с Мариной Пахоревой, представляющей интересы Александра Кашина.
Вот как, по ее словам, обстоит дело: «Кашин не являлся ни руководителем, ни директором компании, поэтому в силу своего должностного положения ответственности нести не может. Но поскольку он является публичной фигурой, и, видимо, по мнению кредиторов, обладает определенными финансовыми возможностями, на него пытаются переложить ответственность. При этом юристы, которые представляют интересы кредиторов, на наш взгляд, всячески затягивают судебный процесс: каждый раз всплывают новые ходатайства, якобы нарушаются чьи-то права…»
«Время в этом деле работает на Кашина, — комментирует спор партнер CLC Марина Горлачева (представляет интересы одного из пострадавших). — Вкладчикам надо было с самого начала делать ставку на комплексное сопровождение этого дела. Нужно было объединиться, нанять единую группу юристов и выстроить полноценную стратегию этой борьбы, включающую и уголовное дело, и арбитраж. И действовать в соответствии с ней. Увы, большинство пострадавших инвесторов этого не осознает. Они разбились по маленьким группкам, каждый нанял себе своего юриста и тянет одеяло на себя, вместо того чтобы объединиться и направить усилия в сторону следствия. Каждый юрист в отдельности, даже очень хороший юрист, не способен переломить ситуацию на своем участке фронта. А триста человек вместе могли бы мобилизовать такие ресурсы, с которыми можно победить даже самого влиятельного оппонента».
Еще на эту тему: