Влада Лесниченко: "Если уберешь в сторону винную карту, гости забудут твой ресторан"
Новый проспект
Мнения

Влада Лесниченко: "Если уберешь в сторону винную карту, гости забудут твой ресторан"

Прочитано: 481

Винный промоутер и преподаватель винных школ Влада Лесниченко рассказала «Новому проспекту», что сегодня происходит с поставками вина в Россию, почему сомелье важно понимать выросшее качество российского вина и как ресторан может заработать на продукции отечественного производства.

Переобувайся вовремя!

Таможенная справка за первое полугодие 2022 года свидетельствует, что поставки из Франции упали на 32%, из Испании — на 27%, из Италии — на 12%. Греция упала на 57%, сильно упал Новый Свет со стороны Австралии и Новой Зеландии, а вот поставки из Америки выросли на 20%.

Поэтому мы потихоньку начинаем искать новые страны типа Бразилии или Хорватии, но, естественно, обращаем внимание на российское вино, над которым раньше смеялись. Но мы смеялись, а оно активно развивалось, поэтому сегодня карта без российского вина смотрится по меньшей мере странно. Это говорит о том, что местный сомелье не распробовал еще эту тему, и поэтому если вдруг у нас что-то резко случится в очередной раз и для вина вообще закроются границы, то такому сомелье будет очень сложно: винную карту за день или даже за три не поменяешь.

Потому что наше вино — это уже 200 производителей из пяти различных регионов. И у владельца, конечно, будут вопросики: почему же его сомелье вовремя не переобулся?

Мне как-то позвонила подруга и говорит: «Слушай, я тут в одном ресторане, у них нет русского вина, а оно нужно. Можешь мне дать парочку своих любимых производителей?» А ресторан-то какой? А чек? А аудитория? У нас есть Паша Швец, который продает свои вина от 8 тыс. рублей за бутылку, а есть прекрасный производитель из древнего дагестанского Дербента, который стоит от 365 рублей и делает просекко.

Мы все очень любим просекко, правильно? Ничего не можем с собой поделать, пьем это игристое вино, называя его шампанским. Между тем наличие такого вина в карте — это еще и прекрасная возможность сделать собственные коктейли! Поэтому Россия обязательно должна быть.


Вода по цене вина, вино по цене…

Но как же мы при этом относимся к карте вин? Под «мы» я имею в виду владельцев, собственников ресторанов.

Одна моя знакомая не так давно показала мне чек из ресторана на 3,5 тыс. рублей, 900 из которых стоила вода. Вдумайтесь, вода — более четверти стоимости чека! И понятно, что никто ее не предупреждал об этой стоимости, официант просто спросил: «Водичку?» — и принес самую дорогую. И понятно, откуда взялась эта цена: наверняка ретробонус (вознаграждение, которое производитель или оптовик использует для стимулирования работы своей дилерской сети. — Прим. «НП») от поставщика.

А представьте, что было раньше с вином в винной карте! Это были живые деньги или поездки в Чили или Старую Европу в великие винные дома, где сомелье, управляющих и владельцев кормили на серебре в титулованных замках — это дорогого стоит! И, конечно, в карту после этого можно было ставить вообще всё что угодно.

Но удивительным образом такие винные карты существуют и сегодня. И даже в самых модных ресторанах бывают карты настолько провальные, настолько коммерческие, что диву даешься: почему люди не хотят зарабатывать на вине? Ведь гость сейчас знает многое, в том числе и цены на вино, и он не купится на такую карту.

Я часто пишу винные карты в те заведения, где не нужен сомелье. В этом случае нужно составлять небольшую карту и обучать команду. И мы учим официантов так, чтобы они могли продавать эту небольшую карту вин, и сразу видим, у кого, что называется, глаз горит, а кто откровенно скучает. Таких скучающих мы обучаем продажам вин по бокалам, а интересующимся рассказываем уже и о бутылочных позициях.


На ножах с шеф-поваром

Я наблюдаю сейчас тенденцию, когда небольшие спортбары, боулинги, маленькие кинотеатры тоже пишут винные карты. Раньше там подавали пиво, коктейли, а винная карта предлагала что-то типа «домашнего вина из Италии», «домашнего вина из Грузии» или, к примеру, «пино гриджо — 500 рублей». Кто его сделал, откуда, в каком году? Неважно, пили и пили.

А сейчас это меняется! Мы хотим с удовольствием поиграть, посмотреть кино и еще вина выпить. И российские позиции очень хорошо ложатся в эту концепцию!

Но я ни в коем случае никогда и никому не скажу: «А давайте все карты теперь делать русскими и откажемся от Старого Света». Если мы не пропустим через себя Францию, мы ничего не узнаем о вине, это базовые ценности. И нам надо писать нашу винную карту с учетом этого.

И начинать это делать надо не когда ресторан уже построен, шеф вовсю работает, позвали даже бармена, и он уже расположился за барной стойкой, заняв всё свободное пространство. А потом зовут сомелье: «Ну, и ты, сомелье, заходи! Мы хотим 30 вин по бокалам». А где хранить-то будем? «А щас шефа подвинем». А шеф знает? «Да не, не знает, придет — узнает».

А вы при этом понимаете, чем заканчивается посягательство на вотчину шефа? Достаются ножи и начинается рубка. И бармена за его стойкой уже не подвинешь, он этого тоже очень не любит. И бедный сомелье пытается найти местечко, куда сможет уложить 30 позиций по бокалам.

А потом возникает история с холодильниками. «Где холодильники для хранения вина — винные шкафы?» — «А надо, да?.. Ёлки. Ну, мы тут подписались с большими федеральными компаниями, торгующими напитками, у них и возьмем».

Приезжает ободранный шкаф с неработающей температурой, его ставят в угол, на нем наклеечки веселые, аренда с телефоном, роспись предыдущего бармена — и: «Вот здесь у тебя будут стоять вина!»

Вот так мы относимся к нашей карте.

И это ужасная история. Потому что концепция заведения общественного питания должна быть сразу же связана с картой вин. Моментально!

обратите внимание!

Интервью, которое Влада Лесниченко дала «Новому проспекту», можно прочитать здесь:

«Во вкусе вина можно почувствовать хрящики и рыбью чешую»

Маленьким ребятам не прикажешь сверху

Ведь вино — это меню. И если вы будете обращаться со своей картой вин как с меню, у вас всё изменится. А как вы обращаетесь с меню? «Шеф у нас звезда!» Пусть звездою будет и сомелье.

Сейчас все пытаются заниматься продуктом. Меня недавно позвали в японский ресторан, который настолько хорош по продукту, что… просто секта! «Этот тунец нам не подходит! Эти вонголе мы не примем! Яйца у нас должны быть из-под курицы, еще теплые!» А про вино мне говорят: «А чего ты пинотаж не поставила? Нормальное же вино». Я отвечаю: «Подождите! Вы же абсолютно селективны к продукту. Будьте такими же и к вашим винам. Нельзя ставить большие бренды, если вы работаете с тончайшими фермерскими производителями, давайте выберем нечто более тонкое!»

Иногда владельца можно убедить, иногда нет.

Далее. Нельзя класть все яйца в одну корзину. Вот у нас есть большой список федеральных поставщиков, которые всегда славились тем, что у них были большие бренды, большие винные дома, большие деньги и большие маркетинговые бюджеты. Они к нам приходили и говорили: «Ой, зачем вы это всё нам написали? Давайте мы вам дадим ретробонусы, дадим шкаф, бокалы, а вы поставите то, что мы вам привезем». И вы покупались! Вы же бизнесмены в первую очередь, да? Вы покупались на эти вещи.

А сейчас почему так Франция упала? Для нас с вами закрылись большие дома Шампани. Почему упали Испания, Италия? Они отказались от нас не потому, что мы их не интересуем, — мы их страшно интересуем! Но на них смотрят сверху и говорят: «Вы не можете с этими ребятами работать!»

Но существуют маленькие нишевые компании, которые будут всегда. Маленькие ребята, которым сложно приказать сверху. Я звонила одному нашему ресторатору, у него прайс-лист состоит из 15-30 производителей. Так у него шампанское не прекращает литься рекой, и цена начинается от 3 тыс. рублей за бутылку.

Имейте в виду, я 20 лет занимаюсь вином, и когда говорю «шампанское», то это шампанское из Франции — из Шампани. И там есть маленькие производители, их никто не знает, поэтому такая цена, но это очень классная Шампань!


Ищите своих авторов

Относитесь к винной карте, как к меню. И к людям, которые работают с этой картой, так, как относитесь к повару, к управляющему. Настоящий сомелье не может поставить в карту вино, потому что владелец говорит: «Его пьет моя свекровь». Сомелье объясняет, что это вино не подходит к концепции заведения. «Нет, поставь! Свекровь пьет».

Не нужно так! Послушайте человека. Он не зря стал сомелье. Он не зря учил географию, историю, искусство, геологию, ботанику, биологию, сервис, маркетинг, какие-то социальные вещи. Он знает, о чем говорит!

Напоследок всё же назову три фамилии — фамилии моих любимых российских виноделов.

У нас пока вино не терруарное, которое можно сразу определить. Мы еще не можем в терруаре вслепую угадать, где какое вино, разве что Крым иногда. Поэтому пока у нас вино авторское. Ищите своих авторов!

Для меня это прежде всего Паша Швец: он бывший сомелье, и он делает вино, похожее на Бургундию. Это очень дорого, от 5 тыс. рублей за бутылку, и так и должно быть, не удивляйтесь: наше вино — и такая цена. Да, именно такая, он добился такого вина своим длинным путем.

Далее, семья Николаевых: они работают в южно-ронском и северо-ронском стиле и делают потрясающее игристое вино. Для этого они привлекали шампанистов из Шампани и сделали такое кюве, за которое можно ответить.

И третий — наш замечательный крымский производитель Олег Репин. У него также есть вина по высоким ценам, но есть и по более демократичным.

По материалам II ежегодной конференции «Ресторанный бизнес-2022. Через тернии к звездам» делового издания «Ведомости»

ресторанный бизнес вино алкоголь
Читайте также по теме
Оборот алкогольного рынка демонстрирует уверенный рост на фоне кризиса. Увеличились продажи не только крепкого алкоголя, но и спиртного послабее, что необычно. Производители задумываются о запуске новых проектов.
Снизится ли количество контрафакта пивной продукции при введении системы маркировки «Честный знак», насколько вырастут затраты бизнеса и в чём опасность избыточного контроля для «белых» игроков, узнал «Новый проспект».
О том, что традиционная русская кухня — это вовсе не то, к чему мы привыкли, и почему европейская гастрономическая культура не выдерживает конкуренции с азиатской, рассказывает Влад Пискунов, шеф-повар московского ресторана «Матрёшка», специалист по русской кухне.

Ученые Петербурга подтвердили изменение климата на Чукотке по костям динозавра
30.05.2023
Петербург признали лучшим городским брендом России
30.05.2023
Все пляжи Курортного района Петербурга благоустроят к 2025 году
30.05.2023
"Мегафон" через суд ЕС добивается отмены санкций
30.05.2023
Умер актер из "Фантастических тварей" Петер Симонишек
30.05.2023
Власти Запорожья будут поставлять в Петербург элитную черешню
30.05.2023
В Кремле анонсировали переговоры Путина с президентом Эритреи
30.05.2023
На Васильевском острове построят музей электротранспорта с блокадной экспозицией
30.05.2023
Российские банки перестали открывать клиентам накопительные счета в евро и долларах
30.05.2023
ПМЭФ-2023 увеличил цены на гостиницы в Петербурге в несколько раз
30.05.2023
Российский аукционный дом выставил на торги землю под жилье в Шушарах
30.05.2023
"Детский мир" завершил реорганизацию и начинает выкуп акций
30.05.2023
Эмин Агаларов ушел из Crocus Group ради собственных проектов
30.05.2023
Телескоп NASA обнаружил на планете Энцелад водяной гейзер высотой более 500 километров
30.05.2023
Песков: "Атака на Москву - это ответ на наш эффективный удар по центру принятия решений в Киеве в воскресенье"
30.05.2023
Суд не отпустил режиссера Женю Беркович из СИЗО
30.05.2023
На российские активы сети Decathlon претендуют инвесторы из Турции и Ливана
30.05.2023
На мощностях завода "Авангард" в Петербурге появится новое производство электроники
30.05.2023
У Роскомнадзора запросили список слов, которые нельзя использовать в СМИ
30.05.2023
Умер лауреат Нобелевской премии по физиологии, онколог Харальд цур Хаузен
30.05.2023
Утром Москву атаковали дроны. Все сбиты, но есть повреждения жилых зданий
30.05.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки