Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса
Новый проспект
Мнения

Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса

Прочитано: 247
Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса

Международное авиасообщение практически прекращено по всему миру: именно авиация, позволяющая быстро попасть в любую точку земного шара, стала главной виновницей пандемии — столь молниеносно ни одна зараза в истории еще не распространялась. Доступность перелетов, за которую все радели, ежегодно наращивая пассажирооборот, сыграла злую шутку со всем миром.

Внутренние рейсы во многих странах уже тоже остановлены в рамках карантинных мир. В России с ее размерами самолеты пока летают. Однако загрузка не превышает 20%, и ради того, чтобы не возить воздух, авиакомпании в конце марта развязали ценовую войну — цены на авиаперелеты упали в два-три раза и это не предел. Границы закрыты, деловая активность и вслед за ней количество командировок стремится к нулю: отменено большинство мероприятий от небольших отраслевых симпозиумов до любимого всеми нами ПМЭФ. Впереди сезон отпусков — что будет?

Часть флота авиакомпаниям удалось, законсервировав, расставить по разным региональным аэропортам (у одного только «Аэрофлота» в мае будет стоять более 50 машин, часть из которых в Пулково). Что будет с оставшимися бортами? Правильно, все эти провозные емкости будут брошены на курортные направления, которых в России, по сути, два — Краснодарский край да удачно присоединенный Крым. Но и они не смогут принять столько туристов, сколько смогут перевезти авиакомпании, поэтому демпинг продолжится: если конкурент везет в Симферополь за три тысячи, значит, мы поставим за две, чтобы кресло пустое было у него, а нам лучше заработать с кресла две тысячи рублей выручки, чем ноль.

Впрочем, демпинг бесконечным быть не может: в какой-то момент становится менее убыточным стоять на земле, чем выполнять рейс. Как результат, вчера стало известно, что лоукостер «Победа» приостановил все полеты. Оно и понятно. На фоне катастрофического падения выручки (а еще нужно возвращать давно потраченные деньги пассажирам отмененных рейсов), а значит, оборотных средств, значительная часть затрат у авиакомпаний сохраняется — в первую очередь это лизинговые платежи за самолеты, причем посколько большинство самолетов — иностранные, платежи эти исчисляются в валюте. А 200.000 USD в месяц за какой-нибудь «Боинг 737», умноженные на 60 и на 80 — это тоже две большие разницы.

Правда, с некоторыми лизингодателями перевозчикам все же удается договориться об отсрочке платежей: фактические владельцы самолетов тоже прекрасно понимают, что если авиакомпания не сможет платить и будет вынуждена вернуть борты, то очереди из желающих их взять, мягко говоря, не выстроятся. Однако другие обязательные расходы, например, фонд оплаты труда, быстро «съедят» все «запасы прочности» — на неоплачиваемых отпусках и вынужденном простое (с выплатой окладной части, без налёта) долго не протянуть.

А значит, единственным шансов выжить у авиакомпаний остается господдержка. Вполне естественно, что получат ее не все: в условиях, когда поддержка потребуется многим отраслям, а не только авиатранспортной, приоритет будет отдаваться, естественно, компаниям с государственным участием, и ситуации, когда в стране три десятка перевозчиков, наступит конец. Аналогичной консолидации авиационной отрасли следует ожидать во всем мире; количество выживших авиакомпаний будет зависеть от того, как быстро эпидемия пойдет на спад.

Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Читайте на эту тему:

Аварийный режим. Коронавирус вторгся в быт

«Это выстрел в ногу». Петербургские бизнесмены о президентских каникулах​

Николай Вавилов: «Коронавирус — не причина, а повод»​

«Мы устали. Уходи!» Петербургские бизнесмены о новом экономическом кризисе

Временно непроверяемые. Вирус отменил ревизии бизнеса

Время договариваться!


авиация коронавирус
Обсудить
Другие статьи авторов Читайте также по теме
В Петербурге с 1 ноября по 1 декабря начнут поэтапно вводить QR-коды для посещения общественных мест. Ограничения затронут значительную часть петербургского бизнеса. «Новый проспект» спросил представителей наиболее пострадавших отраслей, насколько они готовы к новой жизни.
Не все пациенты частных клиник Петербурга после лечения от ковида смогли получить заветный QR-код. «Новый проспект» разбирался, как работает система учета больных с коронавирусом в негосударственных компаниях и почему происходит этот сбой.
«Новый проспект» нашел ответы на основные вопросы, связанные с прививкой от коронавируса. Читайте в нашей подборке о сути вакцинации, в том числе для переболевших ковидом, о противопоказаниях и возможных побочных эффектах, о QR-кодах и записи через госуслуги.

Петербургские власти планируют взяться за кастрацию бездомных кошек
21.10.2021
Россияне стали тратить меньше времени на онлайн-покупку продуктов
21.10.2021
Большинство россиян не чувствует себя под защитой закона
21.10.2021
В НАТО разрабатывают новый генеральный план защиты от нападения России
21.10.2021
Смертность от коронавируса в России снова превысила 1000 человек
21.10.2021
В Турции арестовали россиян по подозрению в покушении на чеченских диссидентов
21.10.2021
Суд запретил продажу и ввоз в Россию смартфонов с Samsung Pay
21.10.2021
Латвия погружается в жесткий локдаун на 26 дней
20.10.2021
В России дорожает самая дешевая белковая пища - курятина и куриные яйца
20.10.2021
Перепись населения позволит оценить реальный ущерб от коронавируса, а так же национальный состав страны
20.10.2021
В Смольном наконец-то рассказали, как получить QR-код, если переболел коронавирусом, но никому не сказал.
20.10.2021
В России вводят пожизненное заключение для педофилов
20.10.2021
Владимир Путин объявил нерабочими дни с 30 октября по 7 ноября. Пострадавший бизнес получит по одному МРОТ на сотрудника.
20.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки