Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса
Новый проспект
Мнения

Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса

Прочитано: 202
Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса

Международное авиасообщение практически прекращено по всему миру: именно авиация, позволяющая быстро попасть в любую точку земного шара, стала главной виновницей пандемии — столь молниеносно ни одна зараза в истории еще не распространялась. Доступность перелетов, за которую все радели, ежегодно наращивая пассажирооборот, сыграла злую шутку со всем миром.

Внутренние рейсы во многих странах уже тоже остановлены в рамках карантинных мир. В России с ее размерами самолеты пока летают. Однако загрузка не превышает 20%, и ради того, чтобы не возить воздух, авиакомпании в конце марта развязали ценовую войну — цены на авиаперелеты упали в два-три раза и это не предел. Границы закрыты, деловая активность и вслед за ней количество командировок стремится к нулю: отменено большинство мероприятий от небольших отраслевых симпозиумов до любимого всеми нами ПМЭФ. Впереди сезон отпусков — что будет?

Часть флота авиакомпаниям удалось, законсервировав, расставить по разным региональным аэропортам (у одного только «Аэрофлота» в мае будет стоять более 50 машин, часть из которых в Пулково). Что будет с оставшимися бортами? Правильно, все эти провозные емкости будут брошены на курортные направления, которых в России, по сути, два — Краснодарский край да удачно присоединенный Крым. Но и они не смогут принять столько туристов, сколько смогут перевезти авиакомпании, поэтому демпинг продолжится: если конкурент везет в Симферополь за три тысячи, значит, мы поставим за две, чтобы кресло пустое было у него, а нам лучше заработать с кресла две тысячи рублей выручки, чем ноль.

Впрочем, демпинг бесконечным быть не может: в какой-то момент становится менее убыточным стоять на земле, чем выполнять рейс. Как результат, вчера стало известно, что лоукостер «Победа» приостановил все полеты. Оно и понятно. На фоне катастрофического падения выручки (а еще нужно возвращать давно потраченные деньги пассажирам отмененных рейсов), а значит, оборотных средств, значительная часть затрат у авиакомпаний сохраняется — в первую очередь это лизинговые платежи за самолеты, причем посколько большинство самолетов — иностранные, платежи эти исчисляются в валюте. А 200.000 USD в месяц за какой-нибудь «Боинг 737», умноженные на 60 и на 80 — это тоже две большие разницы.

Правда, с некоторыми лизингодателями перевозчикам все же удается договориться об отсрочке платежей: фактические владельцы самолетов тоже прекрасно понимают, что если авиакомпания не сможет платить и будет вынуждена вернуть борты, то очереди из желающих их взять, мягко говоря, не выстроятся. Однако другие обязательные расходы, например, фонд оплаты труда, быстро «съедят» все «запасы прочности» — на неоплачиваемых отпусках и вынужденном простое (с выплатой окладной части, без налёта) долго не протянуть.

А значит, единственным шансов выжить у авиакомпаний остается господдержка. Вполне естественно, что получат ее не все: в условиях, когда поддержка потребуется многим отраслям, а не только авиатранспортной, приоритет будет отдаваться, естественно, компаниям с государственным участием, и ситуации, когда в стране три десятка перевозчиков, наступит конец. Аналогичной консолидации авиационной отрасли следует ожидать во всем мире; количество выживших авиакомпаний будет зависеть от того, как быстро эпидемия пойдет на спад.

Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Читайте на эту тему:

Аварийный режим. Коронавирус вторгся в быт

«Это выстрел в ногу». Петербургские бизнесмены о президентских каникулах​

Николай Вавилов: «Коронавирус — не причина, а повод»​

«Мы устали. Уходи!» Петербургские бизнесмены о новом экономическом кризисе

Временно непроверяемые. Вирус отменил ревизии бизнеса

Время договариваться!


авиация коронавирус
Другие статьи авторов Читайте также по теме
«Новый проспект» нашел ответы на основные вопросы, связанные с прививкой от коронавируса. Читайте в нашей подборке о сути вакцинации, в том числе для переболевших ковидом, о противопоказаниях и возможных побочных эффектах, о QR-кодах и записи через госуслуги.
Что стоит за взрывным ростом смертности в июне 2021 года? Когда будет достигнут пик «третьей волны»? На что повлияет вакцинация? Об этом в интервью «НП» рассказал Алексей Куприянов, аналитик данных, который уже второй год отслеживает статистику по COVID-19.
Третья волна коронавируса застала петербуржцев в начале июня и принесла с собой обязательную вакцинацию, ужесточение мер, а также море пугающей информации о новом штамме. Не обошла она стороной и журналистов «Нового проспекта»: колумнист Михаил Грачев на себе пережил индийскую «дельту» образца третьей волны и рассказывает, что это такое.

Удалить нельзя оставить. «Новый проспект» и Союз журналистов Петербурга и Ленобласти провели правовой вебинар для редакторов и журналистов
16 июня 2021
Подкаст «Под ключ». Новый выпуск «Недвижимость vs биржа ─ сравниваем доходность, плюсы и минусы»
19 мая 2021
Ситуацию с лесными пожарами в Карелии стабилизировали
31.07.2021
В Госдуме объяснили, зачем Россия помогает Турции в тушении пожаров
31.07.2021
Новые трудовые книжки начнут использовать с 1 января 2023 года
31.07.2021
От коронавируса умер композитор песен Боярского и Толкуновой
31.07.2021
Россия прекратит использовать МКС до 2028 года
31.07.2021
Россия по итогам субботы сохранила четвертое место в медальном зачете Олимпиады
31.07.2021
Волонтеры очистили от мусора часть берега и акваторию Лиговского канала в Петербурге
31.07.2021
Первый в Петербурге магазин люксового ретейлера Philipp Plein откроется на Невском
31.07.2021
Компания Таймураза Боллоева купила аграрный бизнес в Новосибирской области
31.07.2021
В России начали тестировать систему оплаты поездок в метро с помощью технологии распознавания лиц
31.07.2021
С начала года Сбербанк выдал 26 млрд рублей строителям жилья на Северо-Западе
31.07.2021
Россияне в два раза чаще стали пользоваться кредитками
31.07.2021
С начала года медикаменты в России подорожали на 7,6%, а продукты - на 8,7%
31.07.2021
Золотые сабли. Россиянки победили в финале командного первенства Олимпиады
31.07.2021
В Петербурге выявили новые особенности коронавируса
31.07.2021
Упрощенный порядок регистрации безработных в России продлен до конца года
31.07.2021
«Тёплый месяц»: синоптики рассказали о погоде на август
31.07.2021
ГИБДД будет автоматически лишать прав заболевших водителей
31.07.2021
В Германии вышла биографическая книга об Ангеле Меркель, где рассказано о ее спорах с Путиным
31.07.2021
Сады непрерывного цветения появятся в Приморском районе и на Охте
31.07.2021
Россиянки завоевали олимпийское серебро и бронзу в стрельбе из винтовки
31.07.2021
Жители Петербурга смогут прямым рейсом попасть в болгарский Бургас
31.07.2021
Петербуржцам велели носить маски до конца августа
31.07.2021
"Водоканал" Петербурга пригрозил отключить фонтаны в День ВДВ
31.07.2021
Специалисты добыли первую партию пресной воды со дна Азовского моря
31.07.2021
Международные эксперты не выявили нарушений антидопинговых правил на Олимпиаде
31.07.2021
Роскосмос сегодня определится с обликом новой российской орбитальной станции
31.07.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки