Оксана Шустикова: «Петербург — самый удобный город России для туристов с питомцами»
Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям сервиса бронирования отелей и квартир «ТВИЛ», назвала современные тренды туристической отрасли, рассказала, как россияне будут отдыхать в 2024 году, что выбирает бюджетный турист и как сделать отель более привлекательным для путешественников.
Pet-friendly отели набирают популярность
Одной из ярких тенденций, которую мы видим на современном туристическом рынке, является то, что россияне всё чаще ищут отели pet-friendly — гостиницы, где можно остановиться с питомцем. Число бронирований в отели pet-friendly в 2023 году выросло на 12% по сравнению с 2022-м, и это крайне важно учитывать: мы в каждой второй заявке видим туристов с животными, при этом 47% путешественников готовы доплачивать за отдых в отеле с питомцем.
Это вполне объяснимо: питомцы — члены семьи, с которыми сложно расстаться и тем более кому-то их доверить при расставании, поэтому люди стремятся брать их с собой.
Надо отметить, что сегодня отели действительно стали дружелюбнее с гостями, приезжающими с животными: собакам и кошкам предоставляются миски для воды и корма, лежанки и одноразовые пеленки, места для выгула.
Интересно, что самым pet-friendly городом, куда приезжают туристы с питомцами, по нашим данным, является Санкт-Петербург. На втором месте Москва, на третьем — Сочи.
Коллекционирование русских городов
Увеличивается число коротких поездок на выходные в соседние города, например из Москвы в Тверь, из Екатеринбурга в Тюмень и так далее. При этом открываются новые круглогодичные точки притяжения: Северный Кавказ, Алтай, Сибирь, Шерегеш, Тюмень, Дальний Восток, Калининград, Татарстан, Башкирия, Тверь, Москва, Санкт-Петербург.
С другой стороны, продолжается тенденция «коллекционирования русских городов»: туристы ищут новые направления. При этом часто они находят недорогие направления: средний чек бюджетного туриста составляет 2050 рублей за ночь. В плане экономии люди путешествуют по одному и компаниями на 3-4 дня.
В 2023 году туристы открыли более 300 новых направлений. В топ-10 вошли Чегет в Кабардино-Балкарии, Дзержинский в Московской области, Лодейное Поле в Ленинградской, Пичуга в Волгоградской, Нягань в Ханты-Мансийске, Мезмай в Краснодарском крае, Хасавюрт в Дагестане, Борисоглебск в Воронежской области, Ханки в Карелии, Фиагдон в Северной Осетии.
В новых направлениях туристы бронируют не только отели: порядка 30% бронирований приходится на глэмпинги и коттеджи.
О специфике индустрии «гламурного кэмпинга», ее отличии от отельного бизнеса и о том, почему глэмпинги становятся всё более популярными, можно прочитать в колонке Жанны Киры, президента Ассоциации глэмпингов, сооснователя компании-производителя «Дикий дом» и архитектурного бюро «Место» «Каждый глэмпинг похож на своего владельца»
Оздоровление и отдых
Активно путешествующее население страны стремится сфокусироваться на оздоровлении, чтобы снять влияние стресса в повседневной жизни. Таких мест, где можно это сделать, в России много, и чтобы привлекать новых и удерживать постоянных гостей, отельеры всё больше позиционируют свои гостиницы как wellness-friendly отели, включают в проживание различные духовные практики, приглашают в отель блогеров-диетологов, внедряют в меню вегетарианские блюда и обустраивают на территории экотропы и фитнес-зоны.
Туристы, путешествующие на машинах, строят маршруты специально по местам, где можно познакомиться с местной культурой через еду: гастрономический и винный туризм набирает обороты. Самыми популярными направлениями для гастрономического туризма являются, по нашим данным, Крым, Краснодарский край и Дагестан.
Но интересную местную кухню можно выделить в любом регионе России, если этим заняться. Например, отельеры из Карелии рассказывают про популярность карельских калиток, огромный интерес гостей к мастер-классам на эту тему: люди хотят не только отдохнуть, но и научиться чему-то полезному и приятному, что потом будут практиковать у себя дома.
Совмещение путешествия и работы
Однако за отдыхом современные туристы не забывают о работе: совмещать работу и путешествия сегодня становится нормой.
Те, кто работают удаленно и разделяют работу и дом, стараются бронировать именно отель, а не коворкинг или квартиру на длительный срок. Поэтому в отеле сегодня очень важно создавать такие пространства, где человек мог бы комфортно работать.
Надо отметить, что количество туристов-одиночек с каждым годом увеличивается, и это как раз либо бизнес-путешественники, либо люди, совмещающие работу и отдых.
Индивидуальный подход
Поэтому отели в регионах должны больше заниматься маркетингом и четко формировать тот продукт, который они продвигают. Мало сказать: «У нас замечательное водохранилище и красивый город». Конкуренция растет, и надо креативно продвигать продукты.
Если мы хотим, чтобы турист приезжал надолго и чаще, надо делать межрегиональные продукты, особенно это касается Центральной России, Золотого кольца. Сами формируйте свои позиции, маркетинговые стратегии, обучайтесь, активно ищите и двигайте свою изюминку.
Новый турист требует к себе индивидуального подхода и нешаблонного ответа, в том числе и от техподдержки отеля. Коммуникации по шаблонам не отвечают на все вопросы, и туристам приходится повторно уточнять дополнительные детали.
Мы видим, что сегодня сформировался устойчивый запрос на личный опыт пользователя и индивидуальный подход в коммуникации с гостями. Например, современный турист не хочет звонить владельцу, чтобы узнать, как включается посудомойка или телевизор: в номере должны быть QR-коды с инструкциями.
Guest Journey — это весь цифровой путь гостя с мобильным заселением и выселением, гостевым приложением с функцией заказа и оплаты услуг, управлением умным номером, интерактивным ТВ и многими другими функциями из единой системы с общей базой и одним личным кабинетом.
О том, как внедряются IT-технологии в российских отелях и почему они не заменят теплоту общения и высокий сервис, можно узнать из опроса отельеров в статье «Можно, но осторожно. Как российские отельеры внедряют инновации»
Точки роста туротрасли
К 2030 году ожидается рост туристских поездок по России до 140 млн, в том числе 53 млн будут новыми поездками, которые будут совершать те, кто сейчас не путешествует. Кто путешествует, будут делать это чаще. И мы видим, что те, кто привыкли отдыхать за границей, уже сейчас перенастраиваются и находят любимые места в России.
Поэтому к 2030 году планируется строительство новых гостиниц и создание 43 тыс. номеров. Новые объекты будут работать с загрузкой в 70%. Достижению этих цифр способствует обнуление налога на добавленную стоимость для гостиниц. Таким образом, рынок может инерционно прирастать примерно на 11-12 тыс. номеров в год.
Всему этому должно способствовать упрощение туристической логистики и решение вопроса с дорогими авиабилетами, особенно в пиковые сезоны; запуск нового этапа льготного кредитования для гостиниц; продление программы по модульным и быстровозводимым средствам размещения, а также решение вопроса легализации номерного фонда и реформа по классификации гостиниц: все коллективные средства размещения должны подлежать классификации.
По материалам форума Hospitality Online Expo