Нина Мельник: «Рабочая специальность сегодня — это престижно, интересно и выгодно»

Об опыте привлечения молодежи на рабочие специальности, о помощи подросткам в профессиональной ориентации и обучении их на Детском заводе «Новому проспекту» рассказала Нина Мельник, директор учебного центра Кингисеппского машиностроительного завода.

О проблеме нехватки профессиональных кадров и отсутствии интереса молодежи к промышленным профессиям говорят сегодня фактически на каждом предприятии. А мы наблюдаем обратное: на самом деле молодым заводские специальности очень интересны, но подготовку молодых специалистов правильнее всего начинать с детства.

В прошлом году мы запустили проект «Детский завод 2.0», где школьники не только знакомятся с производством, но и получают первую рабочую профессию на действующем промышленном предприятии — нашем заводе.

Расти рабочего смолоду

В советские времена старшеклассники обучались в УПК — учебно-производственном комплексе, получая на выходе из школы рабочие сертификаты и имея возможность сразу же устроиться на работу по полученной специальности. Сейчас такой возможности у подростков нет, а они хотели бы ее иметь.

Побывав на одной из федеральных выставок новейших промышленных разработок, часть которой была посвящена работам школьников, мы увидели огромный потенциал нашей молодежи. А разговорившись с этими школьниками, поняли, что им не хватает обучения рабочей специальности: они хотели бы ее иметь сразу же по окончании школы, на старте жизни.

На этой же выставке мы увидели отечественное детское оборудование: ученические фрезерные станки, токарные, с числовым программным управлением (ЧПУ). Это уменьшенные, но рабочие копии взрослых станков, на которых можно вытачивать полноценные детали.

И у нас зародилась идея: почему бы не начать обучать школьников первой рабочей профессии на нашем заводе? Это было бы интересно и им, и нам: ребята будут более приспособлены к взрослой жизни, а если кто-то из них решит остаться с нами в дальнейшем, то мы получим квалифицированные кадры.

Когда мы вернулись в Петербург, к нам обратились руководители школы №645 Пушкинского района. Эта школа с 2019 года является ассоциированной школой ЮНЕСКО, у нее есть опыт сотрудничества с петербургскими инженерными вузами и грант по созданию инженерных классов. Мы тоже сотрудничаем с этими вузами, их студенты, приходя к нам на завод, становятся не просто практикантами, а учениками, то есть реализуется система наставничества, когда изъявляющий желание студент, помимо своей непосредственной специальности, получает еще и рабочую профессию: у нас на это есть лицензия.

И тут мы поняли, что концепция складывается: у нас есть студенты, которые могут обменяться опытом, есть школьники, которые хотят этот опыт воспринять и выбрать инженерию, и есть профессиональные наставники, которые с удовольствием делятся своим опытом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

О том, как КМЗ начал сотрудничать со школой №645 Пушкинского района и как именно обучать ребят, дав им возможность получить специальности чертежника и слесаря металлических конструкций, можно прочитать в статье «Завод — дело молодых. Где куют кадры для современной промышленности»

Совершенствование бесконечно

Первый торжественный выпуск учащихся состоялся 15 мая. На нем присутствовал Константин Тимохин, руководитель аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге — руководитель аналитико-правового управления.

15 ребят-выпускников получили первую профессию по специальности «Чертежник» и 17 — «Слесарь металлических конструкций». Им выданы свидетельства о присвоении первой рабочей профессии, и после школы подростки намерены продолжать обучение инженерно-техническим специальностям.

Нужно отметить, что КМЗ — единственное предприятие, которое запустило такой проект. Ребята получили доступ на территорию производства, ведь после полугодового обучения в школе они идут на заводскую практику. А если они захотят прийти к нам летом, то в соответствии с нормами Трудового кодекса мы можем их взять к себе на работу как полноценных сотрудников.

Более того, те из ребят, которые не являются выпускниками и остаются в школе на следующий год, смогут повысить свою квалификацию.

То есть они уже сейчас могут увидеть свой будущий карьерный рост. Пока у них, конечно, только начальная стадия в профессии, но через год-два они смогут получить третий разряд, а потом его повышать, повышая вместе с разрядом и свою зарплату.

В результате уровень заработной платы у человека рабочей специальности может стать даже выше, чем у просто специалиста с высшим образованием, например менеджера.

Таким образом мы показываем, что рабочая специальность сегодня — это престижно, интересно и выгодно. Человек может в ней совершенствоваться бесконечно, используя всё более широкий ряд новейшего высокотехнологичного оборудования, узнавая всё больше нового и тем самым реализуя себя в жизни.

Правильная профориентация

Наш союз со школой Пушкинского района является той самой правильной профориентацией, которая формируется не потому, что детям мама-папа подсказали выбрать какую-то профессию, а потому, что это конкретный выбор ученика, который своими глазами увидел, что такое вуз, что такое завод, и понял, что означает его специальность и для чего она нужна.

Ведь без рабочих специалистов ни корабль в море не выйдет, ни ракета в космос не полетит, а токарь сегодня — это не «дядя Вася за старым станком», а специалист высокотехнологичного производства, фактически инженер. И всё это начинают понимать ребята-подростки.

Сегодня нам поступают запросы и от других школ, так что, возможно, мы этот опыт будем расширять. Ведь наши производственные мощности растут, разрастаются площадки, и нам нужны новые высококвалифицированные кадры.

Конечно, не все ребята придут к нам на работу, мы это вполне осознаем, но, обучая их, мы поднимаем престиж рабочих профессий и в любом случае готовим кадры для нашей промышленности.

Актуально сегодня