Михаил Бурмистров: "Мы никогда не жили в таком дефиците кадров и товаров"
Новый проспект
Мнения

Михаил Бурмистров: "Мы никогда не жили в таком дефиците кадров и товаров"

Прочитано: 9472

Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-Аналитика», рассказал, каким будет рынок онлайн-продаж в России в 2023 году, какая модель торговли растет в России быстрее всего и в чём уникальность нынешней ситуации на рынке ретейла.

Когда мы говорим о ситуации на рынке электронной коммерции (e-commerce, или e-com), необходимо понимать, что электронной коммерции не существует отдельно от классического ретейла, а ретейла — отдельно от экономики. А в экономике России сегодня можно выделить четыре ключевых вызова: ситуация с валютными курсами, которая делает бизнес импортеров крайне нестабильным; мощнейшие операционные шоки, которые нам предстоят, поскольку изменения курса рубля очень быстро перекладываются в цену; рост ключевой ставки ЦБ, а также увеличение стоимости кредитов для компаний и удорожание кредитов для потребителей.

И пятый, самый главный вызов — беспрецедентные проблемы на рынке труда. Мы долгое время находились в режиме низкой безработицы, сейчас это уже режим аномально низкой безработицы. Такого не было никогда за всю историю постсоветской России в принципе.

Эта безработица приводит к тому, что в компаниях начинается жесточайшая конкуренция за персонал, и прежде всего внутри участников рынка. Потребность в тех же курьерах, которую испытывает наша электронная коммерция, в этом году выросла в 1,5 раза. И сейчас, если компания не может платить курьеру, она может попасть в ситуацию, когда клиент просто не получит товар.

Таким образом, мы находимся на самом деле в совершенно уникальной реальности. E-commerce растет, потребитель стал омниканальным и требует доставки товаров всё быстрее и быстрее, и при этом мы никогда еще не находились в ситуации такого жесточайшего дефицита кадров и такой сложной последней мили, когда товар нужно довезти до клиента. И некоторые ретейлеры уже говорят, что они готовы скорее потерять покупателя, чем курьера.

Поэтому, если говорить о ключевых вызовах ретейла в целом, то первым будет необходимость и возможность доставки. А вторым — то, чтобы у потребителя была возможность купить нужный товар. И с этим вторым вызовом мы также раньше не сталкивались.

С каким товаром пролетишь

В прошлом году товара не было, потому что ушли многие международные бренды и рынок обеднел. Сейчас ситуация обратная.

Государство включило господдержку и дало возможность в том числе получить льготные кредиты, чтобы привезти товар по параллельному импорту. Многие этим воспользовались, плюс курс валюты был благоприятным, и сейчас у нас существенный профицит — затоваривание ряда брендов, привезенных по параллельному импорту. А продаются они далеко не с той скоростью, на которую все рассчитывали.

Ведь российский покупатель тоже довольно прагматичный. И вот у вас есть, условно говоря, произведенный в Китае «Самсунг» — без гарантии, поставленный по параллельному импорту, да еще, если речь о бытовой технике, с частично отрубленными функциями. А на рынке при этом продается, условно говоря, тот же самый телефон, произведенный на том же самом предприятии, но с гарантией. Какой бренд выберет покупатель? Естественно, китайский.

И в такой ситуации у нас уже совершенно другая конкуренция за товар.

В онлайне, на маркетплейсах, прибыльно можно продавать только тот товар, которым ты владеешь, то есть по которому у тебя нет этих прямых конкурентов. Потому что, когда ты продаешь тот же самый товар, который продает какой-нибудь самозанятый или «ипэшник», привезший его непонятно каким образом и заплативший неизвестно какие налоги, ты всегда будешь продавать дороже.

И в данном случае всё очень просто. Либо у тебя есть товар — собственный, прямой, параллельный, какой угодно, неважно, — твой товар, у которого есть какой-то эксклюзив, и тогда ты сможешь нормально работать; либо у тебя нет такого товара, и тогда ты пролетаешь.

Регионы идут вперед

Важно отметить и региональный момент. У нас весь онлайн, как и в целом весь потребительский рынок и весь ретейл, начинает сдвигаться в регионы.

Во-первых, до них доходят существующие тренды, а во-вторых, работает правило: открылся любой маркетплейс в условном Татарстане — и сразу получил огромный импульс для торговли в двух направлениях: во-первых, у него начинают больше заказывать, во-вторых, в нём начинает появляться больше местного ассортимента.

По данным «Ромир», индекс потребительской уверенности по федеральным округам растет. В этой связи наиболее сложная ситуация только в ЦФО (эффект СВО) и в Московском регионе, а также на Северо-Западе. Зато позитивные тенденции и возможности показывают Урал, Сибирь и Приволжье.

Модель витрины идеальна

В структуре рынка ключевым моментом является беспрецедентный рост продаж по модели маркетплейса, который демонстрируют компании, подключающиеся к ним.

В этом тоже нет ничего удивительного: большинство наших крупнейших игроков, таких как Ozon, Wildberries и прочие, не очень хорошо умеет зарабатывать на собственном ретейл-бизнесе. И в этом плане модель витрины идеальна: чем ты дальше от всего, тем лучше — просто получаешь деньги, и всё.

Эта тенденция будет сохраняться, что уже видно по результатам: доля собственного WB-бизнеса у того же Wildberries уже сильно ниже 10% и предпосылок к росту никаких не показывает.

При этом маркетплейсы обеспечивают фактически весь основной рост розничной торговли. Этот рекордный прирост, который, как мы видим, будет в этом году, — 22-24% — в большой степени дадут маркетплейсы.

То есть из тех 4,5 трлн рублей, которые мы прибавим к розничному товарообороту 2022 года, около 2 трлн рублей обеспечат маркетплейсы.

Рынок онлайн-продаж растет

Маркетплейсы опережают и омниканальных ретейлеров, и специализированных игроков.

Мы анализируем топ-100 крупнейших сетей, и когда смотрим их данные без учета маркетплейсов, то видим, что многие товарные категории находятся в отрицательной зоне. И это при том, что сравнение идет с низкой базой 2022 года. Расходы потребителей в этой модели продаж снижаются, и это видно, к примеру, в отношении продаж через магазины мебели и предметов интерьера, одежды и обуви.

При этом пока не видно возможности улучшения данной ситуации. Потому что раньше были категории, в той или иной степени защищенные от маркетплейсов. Это, например, крупногабаритные товары, которые в пункты выдачи заказов особенно не повезти, и поэтому долгое время маркетплейсы не заходили в эту категорию, а когда начали заходить, то подкрадывались очень медленно и осторожно. Сейчас вполне себе подкрались и спокойно доставляют и такие товары.

По нашему прогнозу, рынок онлайн-продаж материальных товаров в России в 2023 году составит 8,1 трлн рублей с НДС.

И тут наша российская история интересна тем, что как в 2020 году Россия встала на путь ускоренного роста e-commerce, так и продолжает идти такими темпами, вырастая в среднем на 40% ежегодно — в 2021-м, в 2022-м и, уже понятно, в 2023 году.

При этом до сих пор есть мнение, с которым я категорически не согласен, что Россия сильно отстает по проникновению электронной коммерции.

обратите внимание!

Почему развитие российского рынка онлайн-продаж уже сейчас находится на уровне развития рынков Европы и США и какие компании успешно развивают e-com, а кто терпит миллиардные убытки, читайте в колонке Михаила Бурмистрова «Мнение, что наш рынок электронной коммерции еще до конца не развит, является заблуждением»

Выбор невелик

Как бы то ни было, рынок e-grocery (продажи товаров повседневного спроса в сети интернет) у нас пока еще невелик, но он создает тенденции с точки зрения потребительского поведения.

Мы привыкли получать продукты онлайн, сразу и быстро. Причем еще в прошлом году люди в крупных городах, Москве и Петербурге, считали, что 2 часа — это нормальный срок доставки продуктов. Сейчас это считается долго, нормально — не более часа, причем по той же цене, что и в магазине.

Понятно, что это сейчас будет проецироваться и на непродовольственные товары: уверен, что игроки этого рынка уже выслушивают подобные требования, привезти, к примеру, мобильное устройство «прямо сейчас».

Чем дальше, тем эти требования будут звучать громче. Более того, люди будут хотеть покупать товар в рассрочку. Поэтому, если у ретейлера не будет финансового сервиса, он, скорее всего, конкуренцию проиграет.

Второй важный момент — конкуренция за счет услуг. И в конечном итоге выбор невелик: либо у вас есть товар (прямой импорт, собственный, эксклюзивная марка и так далее), либо услуги. Условно говоря, ретейлер, который занимается какими-нибудь мужскими костюмами, намного лучше защищен от маркетплейсов, чем ретейлер, продающий кроссовки, по очень простой причине: он у себя в магазине предоставляет возможность покупателю не только примерить этот костюм, но и подшить его по фигуре.

Подытоживая, могу сказать, что этот и следующий год для нас станут по-настоящему уникальными, потому что мы никогда не жили в таком дефиците кадров и в таком дефиците товаров. Ведь, с одной стороны, товар весь доступен, а с другой — на нем нельзя заработать. Поэтому нам необходимо развиваться в несколько ином плане.

По материалам New Retail Forum 2023, организованного East-West Digital News


ретейл e-commerce тренды кадры
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
В России растут сборы премий в рамках добровольного медицинского страхования. Главные факторы роста рынка — увеличение стоимости медицинских услуг и острый кадровый голод. Бизнес Петербурга более активно, чем компании из других регионов, использует страховки для решения проблемы дефицита персонала, говорят эксперты.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Для восстановления сектора Газа после войны потребуется до $40 млрд
03.05.2024
Петербургские рестораны готовятся встречать Пасху
03.05.2024
В России могут отменить штраф за тонировку передних боковых стекол
03.05.2024
"Газпром" впервые в 21 веке отчитался о чистом убытке
02.05.2024
За хранение и растопку снега Смольный заплатит почти 300 млн рублей
02.05.2024
Дрозденко подписал закон о создании Гатчинского округа взамен района
02.05.2024
Запуск станции метро "Чернышевская" после ремонта отложили на месяц
02.05.2024
В Петербурге отреставрируют фасад ТК "Владимирский пассаж" в центре города
02.05.2024
На "вторые майские" праздники в Петербург может вернуться снег
02.05.2024
"Россети Ленэнерго" намерено стать собственником ЛОЭСК
02.05.2024
Новостройки Setl Group оказались самыми продаваемыми в 2024 году
02.05.2024
Маршрут Петербург-Владивосток станет пилотным в Концепции автомобильного туризма
02.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки