«Губернатор противопоставил себя ЦИК». Хаос на выборах в Петербурге — уже традиция
Разворачиваемся: депутату от «Яблока» Борису Вишневскому (признан иностранным агентом 29 марта 2024 года) снова разрешили баллотироваться в Законодательное собрание Петербурга по одномандатному округу №2. Председатель Центризбиркома Элла Памфилова тем временем снова атакует Александра Беглова за плохую организацию выборов. Это старинный петербургский обычай.
На прошлой неделе теризбирком №30 отказал Вишневскому (признан иностранным агентом 29 марта 2024 года) в регистрации, выискав какие-то совершенно малозначительные поводы по оформлению нужных справок, а председатель Горизбиркома Наталья Чечина, протеже Александра Беглова, констатировала, что всё так и должно быть, никакой предвзятости или несправедливости в решении комиссии нет.
Механика процесса выглядела вполне обыденно: энергичного оппозиционера выбрасывают за борт, чтобы расчистить округ для председателя комитета по социальной политике Александра Ржаненкова. Заодно в регистрации отказали еще нескольким «яблочникам» — ну, чтобы Борис Вишневский не выглядел совсем уж одиноко. Ничего удивительного. Но что-то пошло не так.
Рабочая группа Горизбиркома по рассмотрению жалоб, едва началась следующая неделя, признала решение об отказе неправильным и рекомендовала его пересмотреть. Буквально на следующий день Горизбирком повторил рекомендацию официально, и ТИКу ничего не оставалось делать, как сдаться. Первое слово съела корова, как говорит детская присказка.
Что произошло за эти дни? Например, председатель Центризбиркома Элла Памфилова обрушилась с критикой персонально на Александра Беглова. Повод был, правда, иной: Памфилова отреагировала на обращение кандидата от партии «Родина» Татьяны Булановой, которая пожаловалась на то, что «Родине» не позволяют разместить в городе предвыборные плакаты. Зато накат на Смольный у нее получился откровенный: «Не могу никак согласиться с тем, что это происходит за спиной губернатора, и он об этом не знает. Это не так».
«Публично поддержав и дав высокую оценку избирательной системе города в свое время, когда Центральная избирательная комиссия трижды признавала работу горизбиркома неудовлетворительной после позорных выборов 2019 года, губернатор тем самым противопоставил себя ЦИК, — заявила Элла Памфилова. — Фактически губернатор взял на себя полную ответственность за предстоящие выборы. Он прекрасно знает, что происходит и почему».
У Центризбиркома с петербургскими коллегами, как известно, давние напряженные отношения. Трижды за последние несколько лет «федералы» добивались отставок председателей ГИК, регулярно разнося организаторов выборов в клочья. «А воз и ныне там», — утверждает Памфилова.
Это персональная атака на Александра Беглова, которая означает, что противостояние уже не маскируется некомпетентностью отдельных комиссий или происками отдельных нехороших кандидатов. Как в случае с обвинениями России в спортивном допинге, дело в системе. С той только разницей, что у ЦИКа реальных полномочий для того, чтобы повлиять на ситуацию, нет. Памфилова не может отстранить Петербург от выборов.
В принципе, это можно рассматривать как два отдельных кейса, к «Родине» у Смольного, по-видимому, отдельный счет. По списку этой партии в ЗакС выдвигается не только певица Буланова, но и отсидевший в Ливии политтехнолог Максим Шугалей, которого считают человеком из команды бизнесмена Евгения Пригожина; а их отношения с Бегловым многие считают далекими от идеальных. Потенциальная фракция в городском парламенте, подконтрольная влиятельному предпринимателю с извилистыми политическими амбициями, Смольному, очевидно, вовсе не сдалась.
Однако, хотя ситуация с Борисом Вишневским не упомянута в спиче главы ЦИК, его случай, скорее всего, тоже часть системы, которая в целом ее не устраивает. История-то с самого начала нелепа. Из 25 кандидатов с одинаковыми справками 20 проходят регистрацию без проблем. У пятерых проблемы возникают на ровном месте. Председатель Горизбиркома соглашается с тем, что документы не в порядке, но тут же оказывается, что нет, в порядке. Только что она считала отказ в регистрации адекватным, а теперь сама голосует за его отмену.
Всё это говорит только о том, что инструкции по организации выборов — по-прежнему растяжимое понятие, то есть их, по сути, нет. Решения зачесть или не зачесть подписи, собранные за выдвижение тем или иным кандидатом, или сданные им документ зависят не от норм закона, а от личных позиций тех, кто их принимает. В свою очередь, эти позиции могут меняться в зависимости от чьих-то еще мнений и установок, потому что и оценка их работы лежит в плоскости не столько закона, сколько предпочтений начальства.
Неформальный подход перевешивает формальный, и это традиция, которую невозможно по-настоящему сломать. Систему прекрасно устраивает собственная организация, в которой в интересах ее самой не предусмотрены правила, общие для всех. ЦИК, видите ли, признавал работу Горизбиркома «неудовлетворительной», но в противном случае работу и его, и городских властей могла признать неудовлетворительной Администрация президента, что, конечно, для чиновников гораздо страшнее, так что желание «противопоставить себя ЦИКу» здесь совершенно естественно.
Точно так же дело обстоит с размещением, например, наружной рекламы, которую партийцам позволяют развешивать совсем даже не любую — даже тем, кому вообще позволяют. Хотя «запретный» слоган той же «Родины» о «ленинградской надбавке» для пенсионеров, в общем-то, довольно сиротский, такое не срабатывало уже лет 15 назад. Дело не в нем, а в принципе. Весь смысл в том, чтобы ни один кандидат, заявляясь на выборы, не мог быть уверен в том, что он всё сделал правильно.
В теории выборы должны быть довольно простым делом, но в России, а в Петербурге в частности, из них вечно норовят устроить какую-то полосу препятствий. Разруливать проблемы уже много лет приходится в ручном режиме с переменным успехом. Сейчас Элла Памфилова заступается за Татьяну Буланову (формально — понятно, что на самом деле Буланову просто применяют как селебрити), пять лет назад она еще более яростно, хотя и безуспешно, вступалась за Оксану Дмитриеву, проигравшую выборы в Госдуму. Памфилова тоже зря стучит кулаком. Надо полагать, она-то не хуже Беглова прекрасно знает, что происходит и почему.