Александр Арбузов: «Не хотят работать, а хотят подзаработать»
Сегодня в России отмечают День российского предпринимателя. Колумнист «Нового проспекта» юрист Александр Арбузов по этому случаю рассказывает о своем опыте работы с предпринимателями и о важной для российского бизнеса проблеме.
Так получилось, что по роду моей основной деятельности (юридическое сопровождение купли-продажи предприятий, создание совместных компаний и т.п.) я очень много общаюсь с представителями бизнес-сообщества. Многие из них стали моими друзьями. Во время встреч мы часто обсуждаем не только деловые вопросы, как это обычно происходит у других, но и социальные проблемы, и жизнь в целом. Поскольку сам я не бизнесмен, мне всегда интересно узнать, что думает человек, мыслящий в иной парадигме. Бывает, разговор оказывается настолько интересным для обоих собеседников, что уходит далеко за пределы изначально отведенного времени, и ты слышишь: «Может, есть ещё полчаса-часок? Поговорим?..»
Такие беседы взаимно обогащают. Ты узнаешь из первых уст, чем живëт российский бизнес, что его тревожит, а твой визави получает важную для него информацию о трендах в законодательной и правоприменительной политике. Да и про экономическую ситуацию могу поведать, учитывая, что работа юриста, сопровождающего бизнес, — это словно лакмусовая бумажка, на которой отражаются основные проблемы, вытекающие из запросов клиентов.
И вот что интересно: среди множества жалоб на бюрократию, налоги (официальные и ещё больше — на скрытые), недостаточность поддержки отдельных отраслей со стороны государства и пр. есть одна проблема, о которой бизнесмены упоминают чаще всего. В общем и в целом её можно сформулировать как отсутствие у значительной части общества желания трудиться…
Эта проблема имеет несколько измерений. Так, мне приходилось слышать, что всё меньше людей стремятся производить что-то реальное, «материальное», а все больше уходят в сферу услуг «непонятного содержания». Казалось бы, с данным тезисом можно поспорить, ведь раз кто-то продаёт, значит находятся те, кто покупает. И, соответственно, если и предъявлять претензии, то не к исполнителям, а к обществу, которое становится всё более «распущенным» в своих пристрастиях (об этом я уже писал в одной из своих статей). Сама же по себе экспансия сферы услуг не является негативным явлением, ибо, как нам любят говорить экономисты, направлена на удовлетворение всё увеличивающихся и становящихся разнообразными потребностей людей (немного с иронией. — Прим. авт.). К слову, в так называемых развитых странах доля услуг в ВВП достигает сегодня 65–77%.
Но на самом деле я прекрасно понимаю, о чём мне хочет сказать собеседник. О всё большей распространенности стремления «срубить лёгкие деньги»: на перепродаже произведенного в Китае, на блогерстве (когда ты раскручиваешь аккаунт и далее живёшь на заработки от рекламы или перепродажи страницы в соцсетях), на уходе в пассивный доход и т.п. Это действительно проблема, поскольку данные категории людей, с одной стороны, зависимы в своём заработке от живущих в России производителей реальных благ (чего-то материального, как сказал мой друг-предприниматель) и потому уязвимы, а с другой — когда их становится слишком много, их «уязвимость» становится опасной для экономики и общества в целом. Что будет, например, если вдруг резко упадёт спрос на нефть, газ и основные товары? Масса безработных окажется гораздо больше, чем число непосредственно занятых в реальной экономике людей.
И здесь мы вплотную подходим к самому важному, к истоку проблемы — нежеланию многих людей элементарно трудиться. Ведь всё это «блогерство» именно от этого…
«Мы дожили до того «прекрасного» времени, Саша, когда человек ценен просто потому, что он работает — неважно, хорошо или плохо», — как-то сказал мне один собеседник. «Ты не представляешь, как трудно было найти людей в городе N. И ведь не копейки предлагали, а хорошую зарплату!» — пожаловался другой. Также рассказывали случаи, когда не успевшие набраться опыта молодые специалисты вдруг уходили «в никуда», чтобы «попробовать себя в чём-то новом», а в действительности, как потом выяснялось, ничем не занимались или посвящали своё время временным заработкам с возможностью сразу получить достаточно, чтобы какое-то время вновь ничего не делать.
«Всё больше людей не хотят работать, а хотят просто подзаработать», — с грустью добавил ещё один мой друг.
Слушая их, я каждый раз размышляю. Куда делось стремление набираться опыта, чтобы стать профессионалом, делать карьеру, постепенно и step by step (шаг за шагом — англ.) подниматься вверх к ещё большей зарплате? Почему всем срочно потребовалось стать блогерами, мелкими инвесторами и т.п.? Откуда это всё пошло? От пропаганды в соцсетях роскошной жизни «здесь и сейчас»? Или, может, сама эта пропаганда подпитывается отсутствием у людей желания трудиться и напрягаться? Ответа у меня нет.
Одно ясно из этих бесед: что по сравнению с девяностыми и двухтысячными у сегодняшнего бизнеса как минимум на одну проблему больше. А потому в День российского предпринимателя остаётся только ещё раз пожелать российским бизнесменам удачи…