Виталий Свидовский: "Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли"
Почему важно вести белый бизнес, когда таковым стал «Теремок», куда он уйдет с фуд-кортов торговых центров и для чего именно сейчас необходимо признать сферу общественного питания стратегической отраслью развития народного хозяйства и экономики, «Новому проспекту» рассказал совладелец и генеральный директор компании в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.
Выгода «белой телеги»
Виталий Алексеевич, вы открыто показываете выручку своей сети, количество уплаченных налогов, делая свой бизнес белым. Как вам это удается, когда многие считают такой подход в общепите невозможным?
— Да, есть мнение, что правильным в нашей стране быть довольно тяжело или даже невозможно, потому что, когда ты начинаешь платить налоги, у компании может снизиться прибыль плюс ее начинают чаще проверять и, соответственно, находить бо́льшее количество каких-то мелких нарушений. Поначалу, как только компания начинает обеляться, доходность бизнеса действительно может снизиться, поскольку на перенастройку всех процессов требуется время. Но в перспективе в этом можно найти плюсы и преимущества. Когда поворачиваешься лицом к государству, то и оно делает шаг навстречу, и ты можешь рассчитывать на его помощь — участие в доступных программах поддержки бизнеса, например. То же самое касается проверок и замечаний: их количество может увеличиться именно потому, что на поверхность выходят ошибки и недочеты, которые раньше были не видны. Исправляешь ошибки — и ситуация стабилизируется.
То есть государство как-то поддерживает предприятия, решившие вести правильный бизнес?
— В последнее время мы видим положительные изменения. Наиболее эффективным считаем формат работы, который выбрали Федеральная налоговая служба и Роспотребнадзор. Например, Роспотребнадзор сейчас проводит не проверки, а планово-профилактические мероприятия, с помощью которых компаниям помогают исправить нарушения, не наказывая за них. В этом смысле государство действительно стало больше поддерживать правильный, честный бизнес, ведь до недавних пор мы сами, что называется, из последних сил везли эту телегу.
Выигрывает каждый
Государству, конечно, удобно и выгодно, когда предприниматель выходит из тени. Получается, бизнесу тоже?
— Для бизнеса и государства это взаимовыгодный процесс. Если бизнес ведет себя открыто, он может претендовать на помощь государства. От такого подхода выигрывает каждая сторона. Именно поэтому наша компания заинтересована в обелении отрасли в целом.
Правильно ли я понимаю, что «Теремок» можно назвать в каком-то смысле первопроходцем «белой тропы» в ресторанном бизнесе? Одна из самых крупных компаний ресторанного рынка открыто показывает выручку и количество уплаченных налогов…
— «Теремок» — пример того, как при правильной организации работы можно быть эффективным бизнесом и при этом платить налоги. Об этом говорят наши показатели. Сухие цифры: в 2020 году выручка компании упала на 34%, в 2021-м — подросла до 5,2 млрд рублей (на 0,3 млрд рублей ниже выручки 2019 года), а в этом году, по прогнозу, составит 7,2 млрд рублей, то есть опередит выручку-2019. Соответственно, увеличится и количество налогов: только за первые 8 месяцев этого года компания заплатила в бюджет 658 млн рублей, что на 137 млн рублей больше, чем в аналогичный период 2019 года. С государства можно спрашивать лишь тогда, когда сам выполняешь его требования.
О том, что сегодня представляет собой компания «Теремок», и о планах ее развития можно прочитать в статье «Сеть «Теремок» открывает сотый ресторан»
От контроля к поддержке
А вы действительно можете так уж спокойно выполнять все требования государства? По сути, каждый предприниматель говорит сегодня об огромных налогах с заработной платы персонала, чуть ли не вдвое увеличивающих фонд оплаты труда. А ресторану приходится нанимать очень большое количество сотрудников.
— Это еще один момент. Общественное питание — действительно крайне человекоёмкая отрасль. При любом повышении заработной платы налоги, которые составляют от нее 30%, очень сильно увеличиваются. Поэтому предприниматели иногда просто не имеют возможности повысить зарплату. А ведь инфляция в стране растет, и надо понимать, что если у людей не будут расти доходы, то их покупательская способность начнет падать всё больше. С другой стороны, рост заработных плат, а значит подъем платежеспособности населения, способствует росту потребительского рынка и стимулирует развитие промышленности. Поэтому мы считаем правильным увеличивать оплату труда и готовы это делать, но просто не можем выдержать пропорциональный рост налоговой нагрузки. Проще говоря, мы могли бы и далее поднимать зарплату команде, если бы налоговая нагрузка сохранялась на прежнем уровне.
Смотрите: мы хотели повысить своим сотрудникам заработные платы на 20 тыс. рублей, но смогли только на 15 тыс., потому что в итоге на каждого человека приходится всё равно 20 тыс. рублей, только 5 из них уходят на дополнительные налоги. А так бы мы просто заплатили их нашим сотрудникам.
То есть к государству остается еще много вопросов…
— Мы считаем, что государство должно поддерживать компании, которые платят много налогов, с помощью субсидий и прочих мер. Правильный подход, который сегодня выбрал Роспотребнадзор, — помогать предпринимателю, а не карать его. И в других государственных службах он должен быть таким же. Ведь мы же только в период пандемии узнали, как много у нас проверяющих органов! Кто к нам только не приходил! В государстве создана разветвленная сеть контролирующих органов, но от контроля сейчас нужно переходить к профилактическим мерам, помогающим и поддерживающим бизнес.
Одно из последних позитивных изменений в СанПиНе — риск-ориентированный подход к предприятию. Госорганы оценивают его деятельность, и если риск признают высоким, то необходимо осуществлять усиленный контроль, а если риск небольшой, то и делать ничего не надо, надо просто дать предприятию спокойно работать дальше.
Быть или платить
Скажите честно, неужели «Теремок» изначально был таким «белым и пушистым»?
— Нет конечно! (Смеется.) Об этом можно честно сказать. Мы тоже когда-то относились с опаской к такому подходу, но это было очень давно. Например, посмотрим на электроснабжение. Когда мы открывали первые «Теремки», просто невозможно было законным путем приобрести необходимые мощности. Тогда каждый предприниматель стоял перед выбором: либо не открывать ресторан, либо платить какие-то деньги местным электрикам, которые тебя подключат. И с точки зрения налогов, конечно, не всегда мы всё оптимизировали и платили в полном объеме, потому что и сознания у нас тогда такого не было, и понимания важности этого. Но 7 лет назад мы перешли на полностью легальную схему.
А как пришло это сознание и понимание?
— Мы просто начали взрослеть. Почувствовали свою ответственность и перед нашими гостями, и перед государством. И, конечно, само государство начало предпринимать какие-то действия, которые стимулировали к переходу на «белую сторону» (улыбается). Молодым предпринимателям я всегда рекомендую сразу строить правильный бизнес, это действительно выгодно. Нам надо сообща поднимать репутацию отрасли!
Год, как на качелях
Вы объявили, что «Теремок» уходит с фуд-кортов. Вы вообще решили покинуть торговые центры?
— Нет, из торговых центров мы не уходим, только с фуд-кортов.
Почему?
— Не все из них соответствуют уровню бренда и не на всех из них можно создать соответствующую атмосферу и обеспечить необходимый уровень сервиса, который принят в компании как стандарт. К примеру, на многих фуд-кортах мы не можем использовать многоразовую посуду, не везде красивые интерьеры, не везде возможно предоставить нашим гостям те удобства, к которым они привыкли. Всё это мы реализуем в ресторанах со своей посадкой, поэтому в ряде торговых центров мы закрываем фуд-корт, но открываем ресторан. Например, планируем открыть большой ресторан в ТРК «Лето», потом — в ТРЦ «МЕГА Парнас», в ТРК «Норд». Есть и еще одна причина: часть арендодателей пока не понимает, что произошли необратимые изменения и проходимость фуд-кортов снижается в целом по рынку. Падает и посещаемость, и средний чек, но при этом арендодатели не готовы снижать арендную плату. А мы, учитывая снижение трафика, не можем позволить себе платить за аренду столько же, сколько платили в 2018 или в 2019 годах, когда люди шли на фуд-корты семьями и большими компаниями, и им часто было сложно найти свободный столик.
Однако по итогам первых 8 месяцев этого года «Теремок» превысил уровень 2019 года, разве не так?
— Да, и по товарообороту, и по налогам — превысил по всем экономическим показателям. Но этот рост показывают в первую очередь объекты стрит-ретейла, имеющие хорошую восстановительную динамику, а во вторую — новые объекты и те, что открываются после реконструкции: у них мы наблюдаем естественный рост, который дает импульс развитию сети в целом. Но, с другой стороны, у нас есть объекты, еще не восстановившие динамику роста, и есть те, у которых отрицательные показатели. Кроме того, давайте учитывать эмоциональные качели этого года. С начала СВО продажи упали, потом рынок восстановился, а с момента объявления мобилизации вновь началось серьезное снижение продаж.
Насколько они упали?
— На 15%, и это очень серьезное падение. Сейчас идет постепенное восстановление, хотя сказать, что динамика устойчиво положительная, пока нельзя.
Об уходе «Теремка» с фуд-кортов и переориентации формата киосков можно прочитать в статье «Сеть «Теремок» сменит киоски на павильоны«
Любить свое дело
Что изменилось в вашем бизнесе с уходом международных брендов, того же «Макдоналдса»?
— Уход такой компании, как «Макдоналдс», — это потеря для рынка, потому что она очень сильная с точки зрения инноваций, менеджмента, современных технологий. С точки зрения цены «Макдоналдс» держал в тонусе весь рынок. Но этот уход, конечно, стал возможностью для развития нашей компании.
«Вкусно — и точка» — адекватный конкурент?
— Конечно, ведь это сильный игрок рынка. Но мы тоже уже сильные и крепкие и можем конкурировать даже с такими монстрами, как «Вкусно — и точка» и «Макдоналдс» (улыбается).
За счет чего?
— Думаю, за счет трех основных факторов. Мы — сетевая компания, и в то же время стремимся каждому нашему гостю дать индивидуальный сервис. Это очень ценно в мире, где всё стандартизируется, механизируется и упрощается. Второе — мы видим усиление спроса на домашнюю кухню, на свой продукт, а ведь именно это «Теремок» и предлагает своим гостям. И третье — это организация эффективного менеджмента. Вот три столпа, которые позволяют нам развиваться и чувствовать себя уверенно, несмотря на сложные времена.
Вы являетесь главой крупной компании, управляете крупным бизнесом, причем отнюдь не номинально: сами участвуете не только в процессе принятия решений, но и в их исполнении, лично контролируя работу точек. Когда успеваете, хватает ли времени на какую-то другую жизнь, вне бизнеса?
— Знаете, мне кажется, когда человек занимается любимым делом, он всегда находит возможности быть вовлеченным в этот процесс, в данном случае — в бизнес-процесс (улыбается). Тут точно нет никакого секрета, надо просто любить свое дело и, конечно, иметь высокую самоорганизацию и уметь расставлять приоритеты: понимать, что для тебя важнее здесь и сейчас. У меня в жизни много спорта, я хожу в театры, и это всё позволяет мне, с одной стороны, развиваться как человеку, как личности, с другой — гораздо быстрее решать какие-то сложные вопросы.