Артемий Троицкий: "Сейчас Советский Союз нервно курит в сторонке"
Новый проспект
Интервью

Артемий Троицкий: "Сейчас Советский Союз нервно курит в сторонке"

Прочитано: 17592
Материал иноагента!

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Троицким Артемием Кивовичем либо касается деятельности иностранного агента Троицкого Артемия Кивовича

Что происходит с русскими в Эстонии после того, как был отключен «русский телевизор»; надо ли запрещать въезд в ЕС артистам, которые поддерживают Кремль; в чём смысл запрета Таллина на выдачу рабочих виз и ВНЖ для граждан РФ; сколько беженцев с Украины приняла соседняя с Ленобластью страна и почему украинцы бегут туда даже через Россию — обо всём этом (но, конечно же, и про музыку) «Новый проспект» поговорил с Артемием Троицким, который уже несколько лет как обосновался в столице Эстонии.

Артемий, вы давно были в России в последний раз? Есть причина, которая могла бы вас заставить приехать в РФ снова?

— В России я был последний раз ровно год тому назад, в конце марта — начале апреля. Это было чрезвычайное обстоятельство, весьма для меня печальное — смерть лучшего друга. Утонул в реке Саша Липницкий, мой ближайший друг на протяжении почти 50 лет. Мы с женой собрались и довольно сложным образом ехали на четырёх машинах от Таллинна до Москвы: был пик всяких ковидных ограничений. Я не мог не приехать на Сашкины похороны, это было абсолютно исключено. Если бы не эта трагедия, мы бы не поехали.


обратите внимание!

В июле 2021 года «Новый проспект» презентовал видеоклип Джоанны Стингрей «Welcome Us Home», который подруга Александра Липницкого посвятила ему.

Думаю, не исключён вариант, что меня в России могут ждать какие-то проблемы…

— Даже рэпер Face теперь иностранный агент. Один из самых последовательных критиков того, что в РФ называется государством, Артемий Троицкий этим званием не охвачен. Пока?

Фото: скриншот YouTube / вДудь

— Я не знаю. Трудно сказать, что именно вдохновляет наши карательные и контролирующие органы на присуждение этого звания. Я уже давно за границей, в российской политической жизни я никак не участвую, на пикеты не хожу, на демонстрации был в последний раз в 2019 году летом. Не думаю, что для российских карательных органов я представляю какой-то особый интерес, но если меня назначат иностранным агентом, я сильно не удивлюсь.

Там же какая схема: всегда есть кто-то, кто стучит в Минюст, и потом происходит включение в реестр. В этом смысле история непредсказуемая, но что-то напоминает?

— Это напоминает Советский Союз в 30-е, 40-е, 50-е. Из всех процессов, которые сейчас в путинской России происходят, самый страшный — это не коррупция, не экономика, даже не война. Самое страшное — то, что мы наблюдаем абсолютное расчеловечивание населения РФ. Ненависть, нетерпимость, стукачество — все те качества, которые я в нашем народе как-то раньше не особо и замечал… В СССР я прожил все 70-е и все 80-е годы. Естественно, при Хрущёве, а особенно при Брежневе, Андропове и Черненко стукачей в СССР было очень много. И я с ними имел дело (смеётся).


Фото: wikimedia.org

Даже пару раз был жертвой этих самых доносов. Но тогда стучать было позорно, это было абсолютно некомильфошное занятие. Стукачи всячески маскировались, старались изо всех сил выглядеть милыми и безобидными ребятами. Я даже знаю одну историю, как один совестливый доносчик покончил с собой: из окна общежития выпрыгнул после того, как его разоблачили, человек не мог жить с таким позором. А сейчас всё наоборот. Сейчас стучать, доносить, в том числе на друзей и знакомых, — это доблесть, почётное патриотическое занятие. Это очень много говорит о моральном тонусе всего общества…

Мы спорили тут с моим коллегой, кто виноват в таком порядке вещей. Он убеждён, что это идёт от власти. Я же считаю, что ничто, идущее от власти, не будет успешным, если сами люди этого не хотят. Как бы вы ответили, кто тут главный молодец?

— Это сложный вопрос. Ответить на него с врачебной или научной точностью невозможно. Естественно, власть приложила руку к тому, чтобы этот самый процесс расчеловечивания пошёл так бодро, и очень серьёзно приложила. Но эти семена, эти усилия, эти властные векторы, ты прав, упали в очень хорошо унавоженную почву. Это примерно как с пропагандой: я всегда говорю, что вот эти как бы фееричные успехи российской пропаганды, в частности провоенной, антиукраинской, антиамериканской, антимировой и так далее, не из-за того, что у нас все эти пропагандисты настолько талантливы и убедительны, а из-за того, что люди слышат то, что хотят услышать. Они это с удовольствием воспринимают, отсюда вся эта пропагандистская эффективность. Если бы не было такого запроса у людей, всё было бы иначе.

Понятно, что в Советском Союзе десятилетиями велась пропаганда против американского империализма, немецкого реваншизма, израильского сионизма и прочая, и прочая. Но по крайней мере среди людей мало-мальски образованных и умных эта пропаганда не имела вообще никакого успеха. Люди просто пропускали это мимо ушей, посмеивались, рассказывали на эту тему анекдоты и воспринимали это максимально иронично. Люди знали, что на самом деле Америка — это круто. Это сигареты Marlboro, это машины Ford, которые в тысячу раз лучше, чем «Москвич», или «Запорожец». Всё прекрасно всё понимали. Самые пытливые слушали всякие BBC, «Голос Америки» (включен Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента) и «Свободу» (включена Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента). И таких людей в СССР были десятки миллионов. Так что вся эта пропаганда не работала. И это одна из причин того, почему во время перестройки и гласности всё это так быстро обломилось.

Кстати, «голоса» снова вернулись на радиочастоты. Старые приёмники снова будут в цене?

— Да, конечно же, сейчас будет реставрация очень многих черт жизни и быта советских времён, в частности транзисторные приёмники, настроенные на короткие волны, и там в диапазоне, скажем, 31 метр, слушать. И это круто! Но это далеко не единственное из советских практик, что сейчас станет «новой нормальностью».

Вы сказали, что ответ на вопрос о готовности народа свалиться обратно, сложный. В этом смысле простой и частый вопрос про люстрацию в 90-х, которой не было. Это была ошибка демократов конца 80-х, которые пришли к власти с Ельциным? Сестра Галины Старовойтовой Ольга Васильевна в своём последнем интервью говорила, что реплики об опасности люстрации, законопроект о которой написала Галина Васильевна, несостоятельны.


Президент РФ Борис Ельцин и Галина Старовойтова. Фото: starovoitova.ru

— Я с этим абсолютно согласен. Я считаю, что Россия полностью растеряла свой большой исторический шанс. И это, конечно, не дело конца 80-х, тогда всё было в порядке с этим, а это события 1991, 1992, 1993 годов. Вот эти годы стали для России роковыми. Началось всё максимально весело и многообещающе в августе 1991 года с провалом путча. Но всё то, что последовало за этим, стало последовательностью абсолютно неразумных и прямо-таки роковых решений. Поэтому я никогда не был большим поклонником Бориса Ельцина. Конечно же, считаю, что шансы упустили… И экономических реформ Гайдара это касается, реформ абсолютно бездарных и античеловечных, таких, которые сделали слова «демократия», «свобода», «капитализм» в России ругательными. И в первую очередь ошибки политические. То, что не были люстрированы все эти чиновники, коммунисты, гэбэшники, комсомольцы и так далее… Результаты этой половинчатой и непоследовательной политики мы теперь и пожинаем.

Ну, а потом началась война почти сразу…

— Да, расстрел парламента и война в Чечне, сфальсифицированные выборы 1996 года. Вот это всё неизбежно привело к тому, что мы получили: Путина вместо условного Немцова.

Владимир Путин и депутат Госдумы, лидер фракции СПС Борис Немцов в Кремле, 2000 год. Фото: kremlin.ru

Этот сон разума может быть вечным? Или прав Герой России лётчик Александр Гарнаев, когда говорит, что «общество узнает, общество ужаснётся«?

— Это зависит от многих обстоятельств. Думаю, что будущее российской политики и общества зависит от нескольких факторов. Первый фактор — результаты российско-украинской *****. Одно дело, если Россия позорно проиграет. Другое дело, если она одержит хотя бы видимость победы. Хотя я считаю, что в общем-то поражение Россия уже потерпела по той простой причине, что из-за этой войны Россия стала глобальным мировым изгоем. Путин и всё остальное начальство стали сертифицированными и общепризнанными военными *************. Это уже поражение. Но я говорю о поражении чисто военном, и если будет и оно тоже, то страна действительно ужаснётся. Думаю, что дальше Путин станет первым кандидатом на сакральную жертву. Что будет после, мне сказать трудно…

Насчёт процесса расчеловечивания: тут очень много зависит от общественного мнения, а это мнение в РФ, к сожалению, невероятно манипулируемо. В последние годы оно манипулировалось исключительно в сторону агрессивности, мании величия и так далее, и если этот пропагандистский маховик раскрутится в другую сторону, маятник качнётся, то очень может быть, что народ ужаснётся тому, что именно он наделал. Но тогда, я боюсь этого, будет очень поздно… Поздно, потому что репутацию России восстановить в ближайшие лет десять, а скорее всего и больше, не удастся.

Вам не грустно думать про завтра России, учитывая, как активно и кто сейчас из страны уезжает? В Эстонию приехало много россиян. Какие ощущения у вас как у местного жителя?

— Приехало россиян довольно много, ещё большее количество россиян использовало Эстонию как промежуточный пункт. У нас дома живут некоторые люди. В основном это музыканты, которые через Эстонию на своих машинах или на ещё ходящих рейсовых автобусах приезжают сюда, а затем отправляются дальше: кто в Англию, кто в Германию, кто в Америку, кто куда. Так что народу очень много, но статистики никакой точной нет. Однако, по приблизительным оценкам, я это читал, за последние полтора месяца из России уехало 300-500 тыс. человек. Это очень много и само по себе… Тем более это прискорбно для России. Речь идёт же далеко не о худших людях — людях, как правило, молодых, образованных, со знаниями, которые вполне конвертируются в современном мире. В отличие от тех, кто в РФ остаётся. Тем, кому, кроме как сидеть у разбитого корыта, делать-то особо и нечего.

Посольство РФ в Таллинне. Фото: «Новый проспект»

Видел цифры, что в Эстонию приехало около 30 тыс. беженцев с Украины. При этом в отдельные земли ФРГ приехало по 150 тыс. Для Эстонии 30 тыс. — это много или мало?

— Я считаю, что для страны с общим населением всего 1 млн 300 тыс. человек 30 тыс. беженцев — это очень много. Не могу просчитать проценты в голове… но в средней немецкой земле проживает несколько миллионов человек (ФРГ с общим населением 83,24 млн человек состоит из 16 земель, численность населения которых колеблется от 700 тыс. до 18 млн человек. — Прим. «НП»).

Переговоры Владимира Путина и канцлера ФРГ Олафа Шольца в Москве, 15 февраля 2022 года. Фото: kremlin.ru

83 млн — население ФРГ.

— Значит, что 30 тыс. для Эстонии по каждой немецкой земле можно смело умножать на пять, вот и будет 150 тыс. И 30 тыс. для Эстонии — это до фига, тем более что у Эстонии с Украиной нет общей границы. И надо понимать, что в Эстонию приезжают многие украинцы из России. Это те люди, которые были против их воли вывезены с Донбасса, в частности из блокированного Мариуполя. Они оказались в России. Их помещали в нечто типа лагерей для перемещённых лиц. Они оттуда бежали. Каким-то образом через Москву, Питер, Ленинградскую и Псковскую области попадали в Эстонию. Есть такие украинцы, которые таким мудрёным путём сюда попадают. Эстония очень гостеприимно относится к украинским беженцам. Тут открыта для них масса приёмных пунктов, где их распределяют по жилищам, снабжают деньгами, подыскивают работу. Даже предлагают одежду и обувь. К Эстонии никаких претензий в принципе быть не может («Государство [Эстония] сейчас работает над тем, чтобы поддержать выход на рынок аренды украинских беженцев. Разрабатываются меры, предусматривающие выплату украинским беженцам пособия в размере, кратном шести прожиточным минимумам. Сейчас это € 900, но если Рийгикогу [парламент Эстонии] решит поднять ставку, оно вырастет до € 1,2 тыс. «, — сообщил 9 апреля глава группы по вопросам социальной защиты кризисного штаба Департамента социального страхования Эстонии Керт Вальдару, передаёт ERR. — Прим. «НП»).

Действительно беженцев из Украины селят на паром?

— Я об этом не знаю, но допускаю, что это вполне может быть правдой. Паромы из-за ковида стояли без дела (компания Tallink Grupp и Департамент социального страхования Эстонии заключили договор о размещении украинских беженцев на пароме Isabelle, сообщает ERR. — Прим. «НП»).

Фото: tallink.com

Правда ли, что русские в Эстонии не сдают жильё украинцам?

— Конечно, это касается не всех местных русских, но наверняка и русские такие тоже есть… Часть проживающих в Эстонии русских, в том числе те, у кого есть эстонские паспорта, чувствуют себя обиженными и притеснёнными, всегда на это жалуются. Правда, жалуются исключительно в социальных сетях. Делают это бездарно. Если бы на самом деле существовали у них серьёзные проблемы с этим, то, наверное, была бы хоть какая-то партия, которая отражала бы их интересы. Скажем, в 90-е годы тут было несколько русских партий. Сейчас давно уже нет ни одной. Говорить о том, что русское меньшинство тут проводит какую-то свою политическую линию, не приходится. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, но среди русских есть энное количество народа, которые являются большими любителями Путина и современной России, а во-вторых, они настроены очень антиукраински. Лозунг у них сейчас такой: «Русские стали в Эстонии людьми уже не второго, а третьего сорта». То есть люди первого сорта — это этнические эстонцы, люди второго сорта — украинцы, которым оказываются всякие привилегии и распростёрты объятия, а русские — типа люди третьего сорта. Считаю, что это их проблемы. Я со жлобьём этого типа вообще даже не разговариваю, не спорю. Мне это совершенно неинтересно.

Так ведь вырубили российское государственное ТВ им. Некомфортно, наверное.

— И многие поставили себе спутниковые тарелки ради Соловьёва. Это действительно происходит. Кончено, стало сложнее получать вот эту пропагандистскую информацию. Но поскольку десятки тысяч людей в Эстонии сидели на этой «останкинской игле», естественно, начались ломки. Стали покупать спутниковые тарелки, приставки и прочие необходимые гаджеты. К счастью, я не смотрел российское телевидение вообще, так что на меня отключение российской пропаганды не произвело впечатления. Жаль только, что исчез «Дождь» (включён Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента).

Но те, кто его делал, проросли разнообразными youtube-каналами. 7 апреля правительство Эстонии, которое возглавляет Кая Каллас, приостановило выдачу виз и видов на жительство гражданам РФ. Это синдром отличника, когда власть старается проявить себя в тренде, или что? Понятно же, что в Эстонию едут отнюдь не «фанаты Путина».

Премьер-министр Эстонской Республики Кайя Каллас

— Это совершенно новая ситуация. Закон только что принят, я в этом ещё не разобрался. Думаю, что основной мотив такого решения заключается просто в том, что Эстония не резиновая. Приняв несколько десятков тысяч украинских беженцев, причем в течение очень короткого времени, Эстония дальше не может принять с другой стороны тысячи или десятки тысяч беженцев из РФ. Это даже технически, и финансово, и с любой точки зрения очень сложно, а скорее просто невозможно. Думаю, что это основная причина, то есть причина не политическая, а скорее демографическая. Конечно же, это нехорошо и несправедливо. Есть среди беженцев из РФ беженцы политического характера — люди, которых путинский режим преследовал; те, кто уже сидел, штрафы платил огромные; те, кого уволили с работы, выгнали из университетов. Конечно же, таких людей оставлять без поддержки очень и очень плохо. Что касается простых экономических беженцев, кто бежит из РФ, потому что не может жить без «Макдоналдса» и IKEA, то к этим людям я особого сочувствия не испытываю.

После публикации данных о событиях в пригородах Киева Эстония в начале апреля выслала российских дипломатов. Удивитесь, если дойдёт до полного перекрытия границ? Или этой меры не нужно бояться?

— Вполне возможен вариант, что дипломатические отношения между РФ и Эстонией, другими балтийскими странами, другими странами ЕС будут заморожены, то есть отзовут послов, прекратят всякий диалог на уровне дипломатии. Единственные, кого оставят, — консульский отдел: выдавать в каких-то случаях визы всё равно будет необходимо. Хорошо это или плохо, мне сказать трудно. Думаю, что с обывательской точки зрения это очень плохо. Это сильно осложнит жизнь тем, кто надеется на перемещение через границу. А с точки зрения глобальной политики… Ну, не знаю. Может, это и принесёт какие-то плоды…

В России популярно всё объяснять и на официальном уровне, и на обывательском тем, что «пиндосы во всём виноваты»: что им выгодна конфронтация, что они провоцировали. А раз так, то можно и потерпеть. Вы, когда это слышите, что думаете?

— Я вообще не воспринимаю такие вещи всерьёз. Я хорошо знаю и Россию, и Европу, и Америку. И во всех этих местах за исключением России, где я не был уже год, я бываю достаточно регулярно. И я знаю прекрасно, что наплевать пиндосам на Россию глубочайшим образом. Пока не началась ***** с Украиной, Россию там практически даже слышно не было. Тем более никто не собирался на Россию нападать. Там масса своих проблем. Это проблемы и ковидные дикие, и экономические. Затевает Байден там огромные экономические реформы, не виданные со времён Рузвельта. В такой ситуации нападать ещё на Россию? Это просто смешно (смеётся). Кому это на фиг надо?! Россияне слишком много о себе мнят. Они думают, что если они одержимы Америкой, то и Америка одержима ими. Так вот тут ситуация абсолютно несимметрична. Для особо тупых россиян Америка — экзистенциальный враг, а в Америке Россию угрозой своему существованию не считает ни один человек. Только в последнее время такие настроения могли появиться, спасибо Путину за это опять же. Те, кто боятся пиндосов, теперь должны пенять исключительно на Владимира Владимировича, который их разбудил.

Фото: kremlin.ru

Давайте лучше про музыку. Как вам идея запрета на выступления в Эстонии русских артистов и музыкантов, которые либо поддерживали власть РФ, либо выступали в Крыму и Донбассе? Я знаю, что эту тему у вас качают известные и авторитетные общественники.

— Я только что был в Хельсинки на международной конференции аккурат на эту тему, и я могу сказать, что там был достигнут 100% консенсус. Участвовали не музыканты: люди из менеджмента, фирмы грамзаписи, концертные и фестивальные агентства, паблишеры и прочий музыкальный бизнес. Вопрос стоял, как теперь быть с культурным обменом и российскими артистами. Никаких споров не было. Повторяю, это всё было в Финляндии, традиционно милой и дружелюбной стране. И консенсус был достигнут, во-первых, по пункту, что все эти «Газмановы», «Киркоровы», «Валерии» и тому подобный кремлёвские угодники не будут впускаться в Европу вообще. Причём никогда. Так что «Баскову и Ко» въезд в ЕС просто закроется. Для этого необязательно вводить специальные санкции, будет достаточно попасть в некие списки людей, которым рекомендовано не выдавать визы.

А как же демократия? Вам скажут, что это сегрегация, спросят, чем это отличается от Третьего Рейха.

— Это не сегрегация. Эти люди нарушают европейские и мировые законы. Они занимаются пропагандой войны, они занимаются пропагандой ненависти. Найти тут какие-то легальные основания очень и очень просто. Об этом тоже шла речь, никто в этом не сомневался ни секунды. Не фига было пасть разевать на нацистских сборищах в Лужниках и тому подобных местах. Что же касается российских артистов, которые за свободу и против войны, а таких в общем-то больше, чем лизоблюдов, то с ними всё в порядке. Им надо оказывать и моральную и визовую поддержку. А деньги заработать они в Европе и в Америке смогут просто потому, что русская диаспора растёт просто не по дням, а по часам. Аудитория будет. Посмотри, что было здесь на концерте «Ляписа Трубецкого» — абсолютный аншлаг.

Фото: «Новый проспект»

До этого был концерт Васи Обломова. Организаторы были просто в счастливом шоке от того, сколько народа набилось на его концерт. Точно так же проходят при невероятном стечении публики концерты Oxxxymiron, Face, Монеточки (Елизавета Гырдымова, признана иностранным агентом) и так далее. Сейчас просто вырастет очень разветвлённая, бурная и, надеюсь, ещё и интересная в культурном и развлекательном смысле жизнь во внешней России. Ну, а во внутренней России, думаю, будет то, о чём мы говорили в самом начале, — повторение совка, причём сразу агонизирующего периода начала 80-х, с облавами на концертах и так далее.

Русский рок сдох? Тишина эти полтора месяца. Какие-то редкие клипы понятных вольнодумцев-ветеранов. Или вот Сергей Галанин, лидер группы «СерьГа», басист «Бригады С», будет выступать на марафоне «Zа Россию». Когда-то дядя с пацификом наперевес пел, что ему снится, «что кончилась война». Там было ещё про «свет в оконце» и про желание успеть «добраться дотемна». Добрался дотемна?

— Похоже, да. Есть такие музыканты. Но есть и другие. Вообще все эти разговоры про «сдох ли русский рок», они скорее ради красного словца. Я думаю, что пока живы ребята от мала до велика, от БГ до «Порнофильмов», говорить, что русский рок сдох, нельзя.

Оценили новый трек Pink Floyd, где парень из группы «Бумбокс» поёт народную украинскую песню?

— Да, это очень трогательный трек. Андрей очень здорово поёт. И мелодия красивая, она на самом деле называется «Червона калина». У Гилмора вариант другой — «Hey, Hey, Rise Up» («Эй, эй, поднимайся!» — Прим. «НП»). Ну и Гилмор там зарядил потрясающее гитарное соло. Прекрасная песня. Я надеюсь, что это не точка в карьере Pink Floyd (музыканты группы сделали эту запись впервые за 28 лет после предыдущей студийной работы. — Прим. «НП»). Но если они больше ничего никогда не сделают, то это будет очень красивый восклицательный знак в их карьере.

Вам как человеку, у которого остаётся российский паспорт, не обидно, что мы были вместе и рядом с Pink Floyd, которые приезжали в Россию на излёте СССР, и это было космическим событием, а сейчас легенды издают новые записи с флагом другой страны бывшего союза?

— Очень обидно, да… Все мы несём небольшую долю вины за это, даже те, кто этому сопротивлялся. Я категорически против принципа коллективной ответственности. Я не считаю, что я сделал что-то плохое, что я сделал нечто для усугубления всей это жуткой ситуации. Но, с другой стороны, наверняка я мог сделал что-то больше, чтобы это предотвратить…

У вас есть рецепт тем, кто остаётся в РФ, как сохранить себя? Как не спалиться, не сесть, но и пытаться не участвовать во зле?

— Опять же опираясь на опыт своей долгой жизни в СССР, правило номер один: никаких отношений с государством. Купировать просто все свои связи с российским государством. Единственное, что, если вам уже много лет, вы получаете пенсию, это может быть единственная ниточка, которая вас с этой системой соединяет. При этом, естественно, продолжать жить в состоянии, которое называется внутренняя иммиграция. И для этого совсем не обязательно быть отшельником. Для этого можно работать на удалёнке, иметь круг своих близких друзей, из которого периодически вычищать ватников и стукачей. Да… Жить, как мы уже жили в брежневско-андроповские времена. Считаю, что сейчас в чём-то уже хуже, чем тогда. Но в каких-то отношениях, наоборот, лучше. Скажем, границы до сих пор открыты, и если придёт время эту границу пересечь, то это стоит сделать, несомненно. Единственная проблема, которая тут может возникнуть, это то, что на границу тоже могут повесить замок. И это опасность, да, для всех нормальных людей.

У вас есть надежда на то, что это всё можно пережить, исправить, отыграть на некие прежние рубежи контактов и доверия?

— Слишком много факторов. Теоретически да, конечно, это возможно. Но, во-первых, не на все рубежи удастся вернуться. Если говорить об отношениях между Россией и Украиной, русскими и украинцами, думаю, что тут всё потеряно, скорее всего, если не навсегда, то на многие-многие десятилетия. В каких-то иных вопросах, если произойдут в России действительно радикальные изменения, условно говоря, что Навальный станет президентом, Евгений Ройзман (признан иностранным агентом) или Сергей Гуриев станет премьером и так далее, в этом случае, я думаю, спустя несколько лет после этих долгожданных цоевских перемен можно будет снова говорить о нашей любимой стране, как о свободной и счастливой.

Фото: скриншот YouTube / BRUTTO NOSTRA

Кстати, про Цоя. Удивительно, как его тексты звучат всё актуальнее… На его портрете, который с благословления чиновников Петербурга не стали закрашивать недалеко от Невского, появилась приписка из его песни «Звезда по имени Солнце»: «Война без особых причин…»

— Да. Всё сказано, нечего и добавить: «Земля. Небо. Между землёй и небом война…» Доживём ли мы до запрещения песен Виктора? Естественно. Если уже запретили песню «Хотят ли русские войны» (СМИ сообщали, что это было сделано по требованию Роскомнадзора, но в самом ведомстве уточнили, что требовали от YouTube удалить лишь комментарий к ролику, где была размещена ранее запрещённая информация. — Прим. «НП»). Имеется прецедент в Белоруссии: там же песня «Перемен» под жесточайшим запретом. Запрет на уровне посадки за исполнение песни! А то, что происходит в России сейчас, — это примерно то же самое, что ранее происходило в Белоруссии. Лукашенковская диктатура стала опытным полигоном для российских новаций.

Видели недавний клип «Кино» с переигранной песней «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» («Новый проспект» подробно рассказывал об этом 10 марта 2022 года. — Прим. «НП»)?

— Да. Абсолютно понятно, почему ребята взяли именно эту песню сейчас, хотя это далеко не самая популярная песня из репертуара «Кино». Она вообще была написана Цоем, скажем так, из-под палки, когда в 1984 году для второго фестиваля Ленинградского рок-клуба комсомольцами было поставлено условие, чтобы обязательно в репертуаре каждой группы была одна антивоенная песня. Соответственно, ребята стали, скрепя сердце, скрипеть перьями. И то, что киношники выбрали именно эту песню с таким клипом, — это, несомненно, политическое заявление.

Фото: скриншот YouTube / Группа КИНО

У вас есть страх ядерной войны, или даже нынешнее безумие не сделает реальностью фильм Стэнли Кубрика, которому уже почти 60 лет — «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу«?

— Честно говоря, я об этом не думаю. Знаю, что есть люди, которые этого реально боятся. Мне почему-то кажется, что коллективное глобальное самоубийство — это не то, к чему люди стремятся. И даже если есть отдельные психопаты, которые на это готовы, то даже в окружении этих психопатов должны найтись люди не окончательно обезумевшие, готовые их остановить.

Вы понимаете, что двигает разными людьми с разным количеством власти в разных структурах, которые лепят символ из трёх полосок на свои окна, на свои стены или, как Музей политической истории, прямо на сувенирные футболки рядом с книгами про историю войн и революций? Энтузиазм или ЦУ?

— Отчасти это веление начальства, так же как сбор людей из-под палки на путинги и митинги власти. Отчасти это то, что называется стадным чувством, а научно — конформизм. Думаю, что немногие эту зигу цепляют на себя или окружающие предметы искренне и с чувством законной гордости. Думаю, что скорее хотят выглядеть лучшими учениками в наихудшей из школ. Может быть, это оберег такой, хотя это особо никого не убережёт. Если бы я жил в РФ и увидел бы зигу на какой-нибудь машинке, то обязательно звезданул бы по ней молотком.

Джоанна Стингрей только что выложила архивное фото, где она пишет на стене на двух языках «спасём мир / save the world». Ходим по кругу?

— В СССР хотя бы шла активная борьба за мир. Сейчас идёт борьба за войну. Советский Союз тут нервно курит в сторонке…

справка нового проспекта

Артемий Троицкий. 66 лет. Музыкальный журналист, критик, писатель. Автор теле- и радиопрограмм. Один из главных пропагандистов рока в СССР. Музыкальный издатель.

Детство провёл в Праге, где его родители отец (политолог-латиноамериканист) и мать (историк) работали в журнале «Проблемы мира и социализма». В 70-е Троицкий вёл дискотеки МГУ. В 1977 закончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Математик-экономист». В конце 70-х работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Защитить кандидатскую диссертацию не успел, был уволен.

В 1981 вошёл в редакцию самиздат-журнала «Зеркало», который считался запрещённым до 1985 года. Один из создателей телепередачи «Программа А». В начале 90-х возглавлял отдел музыкальных программ РТР, в середине 90-х был директором музыкального вещания НТВ. В 1995 году стал первым главным редактором русской версии журнала Playboy.

В 2001—2014 годах вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ. Рассказывал, что его лекции пытались подвергать цензуре. Самый долгоиграющий радиопроект Троицкого «FM Достоевский» выходил в эфир с 1996 по 2013 годы на волнах четырёх FM-радиостанций России. Сотрудничал со множеством изданий российских и международных изданий.

Снимался в 10 фильмах. Находится в оппозиции к действующей в России власти. Неоднократно был подписантом писем, связанных с политическими требованиями, участвовал в крупных акциях московской оппозиции. В 1994 году был награждён медалью «Защитнику свободной России», первыми ею награждёнными посмертно были трое молодых людей, которые погибли на Садовом кольце в дни августовского путча 1991 года.

В 2011 году журналист стал фигурантом семи исков. Истцами двух уголовных исков выступили бывший полицейский и музыкант Вадим Самойлов. Последнего журналист имел неосторожность едко раскритиковать за дружбу с чиновником Владиславом Сурковым. Была развёрнута широкая общественная кампания в поддержку Троицкого. В том же году статья за оскорбления была декриминализована, а иски прекращены.

С 2014 года, после того как выступил против политики Кремля по отношению к Украине, постоянно живёт с семьёй в Таллине.

У Троицкого три дочери и сын. Он автор 12 книг, которые выходили в СССР, России, Эстонии, Японии, Англии, Голландии, Италии, Германии, Финляндии и США.


рок политика Эстония Украина
Другие статьи автора Читайте также по теме
Эскиз портрета Уинстона Черчилля, нарисованный художником Грэмом Сазерлендом, выставлен на аукцион Sotheby’s. Эксперты оценивают работу в $ 1 млн.
17.04.2024
Помощница группы «Пикник» Екатерина Кушнер погибла во время теракта в «Крокус Сити Холле». Среди погибших ее опознал супруг.
24.03.2024

В России проходят выборы главы государства. На их организацию страна потратила более 33 млрд рублей. За 3 дня в России и за ее пределами проголосуют более 112 млн человек. Им предстоит выбрать нового президента из четырех кандидатов. Будет ли этот выбор трудным, задумался художник «Нового проспекта».


Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки