Химия и господдержка. Откуда берется пальмовое масло в молоке
Ленобласть — один из регионов-лидеров по производству молока в России: на одну фуражную корову приходится более 8,5 тысяч кг молока. Более 95% молока в регионе производится высшего качества. Для сравнения, в Подмосковье эта цифра составляет 7,4 тысяч кг молока на корову. А в среднем по России — 5,85 тысяч кг. К 2024 году эту цифру Минсельхоз планирует довести до 7,1 тысяч кг.
Однако если у производителя отсутствует собственная переработка, рентабельность молочного производства без государственных субсидий стремится к нулю, если не к минусу. Поэтому животноводческие фермы всеми способами пытаются снизить себестоимость производства, которая постоянно растет. По данным агентства MilkNews, за 2014-2016 годы она выросла на 45% при росте закупочных цен всего на 21%. В прошлом году по экономике молочного производства ударил рост цен на дизельное топливо на 15%. Но самую большую долю в себестоимости производства традиционно занимают корма — до 65%. Они подорожали за 2018 год в среднем на 18% в зависимости от вида.
Для многих производств, балансирующих на грани убыточности, это путь к краху. Неудивительно, что экономия на кормах - то, в чем фермеры видят выход из ситуации. Эксперты говорят, что предприятия продолжают подкармливать коров пальмовым жиром в погоне за надоями, хотя этот способ повышения продуктивности признан нездоровым еще в 60-х годах прошлого века и серьезно бьет по качеству продукции.
Как объясняет заместитель директора по научной работе НПФ «Элест» Никита Малков, повышая надои, такая подкормка губит здоровье животных.
«Это ведет к жировому перерождению печени, к диабетическим проявлениям, не характерным для коров. Молоко от такой коровы не может быть здоровым продуктом, потому что корову все время лечат, вводят гормональную терапию», — говорит он. Эксперт уверен, что пальмовый жир в кормах - это архаизм, который уйдет рано или поздно.
Здоровый корм
Современные инновационные методы повышения надоев существуют, но пока животноводы только начинают осваивать их. Николай Буряков, профессор, заведующий кафедрой кормления и разведения животных ГАУ МСХА им.К.А.Тимирязева, рекомендует повышать продуктивность, используя меньше концентрированных и больше объемистых кормов: «Высокая продуктивность дается большой ценой. Обмен веществ животных очень напряженный и в период беременности, и в период лактакции. Наша задача — помочь им максимально использовать питательные вещества: прежде всего, давать больше объемистых кормов и меньше — концентрированных».
Особое внимание эксперт уделяет протеину в кормах и его качеству. С обычным кормом скот усваивает до 35% питательного вещества. Поэтому при составлении рациона молочных коров важно учитывать объем расщепляемого и нерасщепляемого белка. На практике это означает, что в первой фазе лактакции количество нерасщепляемого протеина должно составлять 40%. «Это достигается, когда объемистые корма заготавливают с консервантами, используюя не фуражное зерно, а комбикорм (термическая обработка позволяет снижать расщепляемость протеина)», - комментирует профессор. По его словам, ряд продвинутых хозяйств в Ленобласти уже следуют этой рекомендации.
Борьба с использованием пальмового жира в качестве подкормки пока идет в научных лабораториях. Химики ищут способы, как добиваться высокой продуктивности, не нарушая здоровый обмен веществ скота. Так, Никита Малков предлагает схему, в которой питательность основного корма молочных коров снижается, а необходимые питательные вещества и витамины даются с добавками. Первый вид добавок влияет на микроорганизмы в рубце коровы, второй — оздоравливает печень, третий содержит комплекс витаминов.
«Корова не должна насильно получать избытки питательных факторов, которые ей вредят. Добавки помогают сохранить объемы молока. Залог успеха - сбалансированный рацион, добавки и анализ отклика организма на принятые меры», — говорит Никита Малков.
Выжить при таких ценах
Фермеры активно ищут альтернативные способы экономии, но многое упирается в снижение общей покупательной способности и, как следствие, уменьшение потребления молока. Ситуацию усугубляют обилие на рынке фальсификата, недостаток господдержки , а также постоянно прыгающие закупочными ценами на продукцию.
Михаил Шконда, президент Ассоциации фермерских хозяйств Ленобласти (ЛОАФ СПб и ЛО) рассказывает, что за последние 12 лет предсказать ситуацию с ценами и заготовить впрок качественные корма в необходимом объеме - не удавалось практически никому из производителей. Влияние на расценки оказывают различные факторы, как погодные, так и человеческие. «Были года, когда удавалось заготовить большое количество кормов, но в один из таких несчастливых годов ферма моего отца сгорела. Ее просто поджег сосед», — приводит пример Шконда.
Те же, кому удалось соблюсти баланс в кормлении и получить на выходе качественное молоко, сталкиваются с проблемами при сбыте продукции. Закупочная цена на литр сырого молока в Ленобласти составляет в среднем 23 рубля за литр. Еще пару рублей накидывает в виде дотации правительство региона.
«Либо тебе удалось реализовать молоко (по рыночной цене — прим.ред), либо ты банкрот, — сокрушается Михаил Шконда. - Сельского хозяйства скоро не будет, если фермеры будут зависеть только от погоды, а поддержка государства при этом будет такой невнятной». В соседней с Ленобластью Псковской области ситуация обстоит еще сложнее. Небольшим фермерским хозяйствам приходится объединяться в неофициальные кооперативы, так как основные заказчики — крупные молокозаводы готовы работать с объемами от 1000 литров.
Существующие меры поддержки, по словам экспертов, хоть и весомы сами по себе, но их фактически нивелирует требование ФНС о компенсации фермерами 20% НДС.
Фото: Антон Белицкий/Коммерсантъ
Читайте на эту тему:
Эксперты о снижении себестоимости молока: «Пальмовый жир в кормах — это архаизм»