Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины
Поделитесь публикацией!

Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины

Вирусные сервисы. Эпидемия вызвала взрывной рост рынка телемедицины

На просторах Рунета Минкомсвязь России и АНО «Цифровая экономика» при поддержке крупнейших российских интернет-компаний недавно запустили порталы все.онлайн и vseonline.online, где собрана информация о цифровых услугах для граждан, находящихся в режиме изоляции в связи с распространением коронавируса. Среди них около 20 сервисов телемедицины.

Телемедицина и закон

В идеале телемедицина должна представлять собой комплекс технологий для полноценного общения между врачом и пациентом, не выходя из дома. По опросу, который провел сервис Ondoc, в 21% частных клиник хотят оказывать телемедицинские консультации, связанные с вопросами о коронавирусной инфекции, а 71% хочет вести удаленные приемы в условиях карантина.

Пока же на деле существующие сервисы носят скорее информационный характер, так как по закону телемедицина в России — это только дистанционное общение врача с пациентом. «Не разрешено ставить диагноз и назначать курс лечения без первого очного визита пациента», — поясняет генеральный директор сервиса «Доктис» Андрей Авраменко. «Сервисы, которые ставят диагноз автоматически, вообще не регулируются этим законом — они могут быть только информационной услугой», — уточняет ведущий разработчик MedAi Георгий Андриянов. «Хотя если у врача хватает данных о состоянии здоровья пациента, чтобы быть уверенным в диагнозе, то почему бы нет? Для страны с такой большой территорией, как наша, телемедицина — единственно возможный способ сгладить географическое неравенство», — уверен Андрей Авраменко.

Закон о телемедицине, позволяющий проводить полноценные консультации в режиме онлайн, ждал рассмотрения в Госдуме не один год. Коронавирус поспособствовал резкому ускорению этого процесса. На днях законопроект, предусматривающий первичный осмотр по интернету, был внесен в Госдуму. Как пояснял первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Сергей Натаров, законопроект предлагает в рамках ЧС и «сложных ситуаций» дать возможность организовать первичный осмотр и первичную консультацию удаленно. Этот закон, вместе с разрешением дистанционной продажи лекарств, в том числе рецептурных, Госдума ставит в ряд срочных в рамках мер карантинных мер.

Коронавирус задал темп

В интернет-пространстве активно стали появляться специальные услуги от телемедицинских сервисов, посвященные Covid-19.

Например, 23 марта сервис DocDoc (принадлежит Сбербанку) по телефону или через мобильное приложение предложил бесплатные онлайн-консультации с врачом на тему коронавируса для жителей России. Как рассказали в пресс-службе сервиса, за неделю на горячую линию поступили «десятки тысяч звонков». «Треть позвонивших подозревали у себя симптомы коронавируса, и им была предоставлена онлайн-консультация профессионального врача, — рассказали в DocDoc. — 34% звонков были с вопросами о том, как распознать коронавирус и какие меры профилактики возможно предпринять. Также популярен вопрос, где и как сдать анализы. Его задали около 16% обратившихся на горячую линию».

Около 10% позвонивших сообщали, что вернулись из-за границы и им нужна инструкция, как себя вести и куда обращаться, чтобы обезопасить себя и окружающих. Кроме того, россияне активно интересуются и другими вопросами, косвенно связанными с коронавирусной инфекцией. В частности, как не передать вирус родственникам и домашним питомцам. Так, 5% позвонивших хотели обезопасить от заболевания своих домашних кошек и собак.

Сервис «Здоровье.ру», запустивший с 26 марта бесплатную онлайн-программу «Стоп коронавирус», в рамках которой можно пройти тест на риск заражения, насчитывает на сегодняшний день более 20 тыс. пользователей. «Люди активно используют программу для того, чтобы понять, как действовать в конкретном случае, какой у кого риск, куда обращаться и как правильно себя вести, — рассказал генеральный директор ООО «Здоровье Города» Эрик Бровко. — Плюс мы видим высокий интерес к образовательному курсу, который подготовлен врачами и психологами». После прохождения теста пользователю становится доступен «дневник здоровья», который позволяет отслеживать появление тревожных симптомов для обращения к врачу.

Интернет-приложение MedAi также предлагает определить вероятность заболевания коронавирусной инфекцией в режиме онлайн. «В системе собраны все известные на данный момент симптомы, — говорит Георгий Андриянов. — К сожалению, коронавирус не отменил другие болезни. А в условиях карантина очное посещение врача затруднено. Поэтому можно оперативно выявить вероятность и других заболеваний». В MedAi отмечают, что сервис позволяет врачу проконсультировать в 5 раз больше пациентов по сравнению с очным приемом. «Программа берет на себя опрос пациента, она сделает это очень дотошно и передаст врачу информацию в том виде, в котором доктора общаются между собой», — поясняет Георгий Андриянов.

Сервис «Онлайн Доктор» создал отдельный лендинг, где можно посмотреть, в каких случаях рекомендуется обращаться к врачу, и найти ответы на часто задаваемые вопросы о коронавирусе. Там же пользователь может бесплатно проконсультироваться по вопросу маршрутизации и профилактики вирусной инфекции. 

Сервис онлайн-консультаций «Доктис» запустил в приложении консультации дежурного инфекциониста, который в круглосуточном режиме отвечает на вопросы по симптомам коронавируса.

Телемедицинский сервис «ТелеМед» тоже открыл бесплатную горячую линию (по промокоду «СТОПВИРУС»), где можно круглосуточно получить консультацию по любым вопросам, связанным с коронавирусом Covid-19 и ОРВИ. Представители сервиса отмечают, что можно получать консультации не только по телефону, но и через популярные мессенджеры.

Компания ONDOC запустила сервис медицинских опросов пациентов. Этот сервис ориентирован в первую очередь на клиники, работающие с телемедицинскими сервисами. В компании отмечают, что с помощью шаблонов врачи клиник смогут удаленно контролировать самочувствие пациентов, процесс их лечения и отслеживать статистику по симптомам, выздоровлению, реакциям и т.д.

«Это простой способ получить обратную связь и установить контакт. Например, если вашему медицинскому учреждению важно мониторить состояние пациента после лечения, на фоне приема лекарств, беременности или при хроническом заболевании, вы можете автоматизировать этот процесс и с определенной периодичностью получать данные от пациентов, не проводя дополнительных очных консультаций», — говорит СЕО ONDOC Александр Константинов. Медицинские опросы можно заранее спланировать, создав шаблоны для частых случаев (например, опрос через месяц после начала трехмесячной химиотерапии). Можно создавать опросы по любой специализации или заболеванию, использовать множественный выбор, шкалы, текст для ответов, настраивать сценарии и задавать интервалы отправки. Пациент отвечает на вопросы, а в личном кабинете отображается обзор ответов в графическом виде; также можно посмотреть ответы конкретного пациента.

Перспективный рынок

Ограничение людей в передвижении автоматически обращает внимание пользователей интернета на удаленные сервисы. Поэтому, отмечают игроки рынка, сегмент телемедицины будет расти вне зависимости от экономического спада.

«В США, согласно данным cio.com, число онлайн-консультаций в связи со вспышкой пандемии увеличилось в 10-15 раз. Если говорить конкретно о приложении «Моё здоровье», то мы как новый игрок на этом рынке не ощутили особенного роста числа пользователей. Однако в целом количество установок приложения составляет на сегодня порядка 1 тысячи», — рассказал руководитель проекта «Моё здоровье» ЦВ «Протек» Александр Сотник.

«Еще месяц назад мы видели уверенный прирост консультаций на 10–20% еженедельно, — говорит Андрей Авраменко. — Начиная с этих выходных, количество консультаций выросло втрое. Доходит до смешного: вчера у дежурного терапевта спросили, где можно купить маску». «Ежемесячное количество пользователей MedAi превышает количество посетителей средних размеров клиники в Москве, — приводит свой пример Георгий Андриянов. — Больницы, которые устанавливают у себя на сайте симптом-чекер, повышают конверсию на десятки процентов». 

Руководитель направления «телемедицина соцсети для врачей «Доктор на работе», глава Национальной телемедицинской ассоциации Иван Картовицкий говорит, что ежемесячный поток консультаций увеличился в несколько раз: «По моей оценке, счет консультаций идет на тысячи в день».

Рост востребованности рынка телемедицины, по наблюдению маркетолога компании «Мобильные Медицинские Технологии» Алены Макаровой, идет в двух направлениях. «Это люди, которые хотят снять тревожность и получить рекомендации. Профилактические консультации сейчас начинают преобладать над остальными, — отмечает Алена Макарова. — А второе — это запросы от медицинских учреждений на внедрение облачных решений для их клиники».

Монетизация

В направлении тревожных россиян телемедицинские сервисы пока занимают филантропическую позицию, хотя «традиционная» телемедицина, существовавшая до коронавируса, активно развивала формат получения платных быстрых консультаций от врачей. Но в будущем все сервисы намерены монетизировать сформированную привычку потенциальных пациентов общаться в режиме онлайн.

«Сегодня силы всех медицинских сервисов должны быть брошены не на монетизацию, а на уменьшение последствий от коронавирусного кризиса для здоровья людей и экономики», — говорит генеральный директор ООО «ТелеМед» Максим Шапорин. «Сейчас в большей степени стоит вопрос не о монетизации, а о популяризации сервисов, — считает Иван Картовицкий. — «ДокДок» и «Доктор рядом» запустили бесплатные для населения консультации при поддержке банков. Это можно считать своего рода новым механизмом монетизации или субсидирования консультаций». 

«На период эпидемии мы предоставляем все свои сервисы бесплатно, — рассказал Георгий Андриянов. — Когда ситуация наладится, мы сможем предоставлять гибридную консультацию, когда программа собирает жалобы, а врач дает консультацию. И еще монетизируется API (аббревиатура от Application Programming Interface) — интерфейс программирования приложений, позволяющий сервисам взаимодействовать, получать доступ и обмениваться данными) и подписка на трекер симптомов — возможность отслеживать динамику в течение времени».

«Мы объединяем онлайн-услуги с очными приемами врача. Это может быть стандартное корпоративное ДМС или чек-ап и онлайн-консультации. У нас даже есть полисы на обслуживании, куда входит ведение беременности или родов, и всё это сопровождается нашими онлайн-консультациями», — добавляет Андрей Авраменко. 

Говоря о монетизации для юрлиц, Алена Макарова перечислила несколько вариантов. «Это продажа облачных решений для клиник, которые можно составить индивидуально под каждого клиента. А также продажа комплексных «коробок» для банков и страховых. Наполнение этих «коробок» также создается индивидуально под клиента», — пояснила она.

Сложности роста

Помимо законодательных ограничений на выписку лекарств и постановку диагноза, телемедицина сталкивается и с другими трудностями. «Нет законодательного процесса подключения телемедицинских сервисов к ЕСИА: его или нужно упростить для сервисов, или запустить возможность реального выполнения требований закона», — уверена Яна Кубрик из пресс-службы ONDOC.

По мнению Ивана Картовицкого, отсутствие разрешения на оформление электронных больничных существенно снижает ценность и пользу онлайн-консультаций. При этом технически игроки рынка уже готовы оформлять такие больничные.

Читайте на эту тему:

Алёна Енова: «Отельеры уже привыкли к перманентному стрессу»

Авторынок никогда не будет прежним. Дилеры о последствиях эпидемии

Стоять дешевле, чем летать. Что будет с авиацией после коронавируса​

«Человечеству придется научиться играть с вирусом в шахматы»

Аварийный режим. Коронавирус вторгся в быт

«Это выстрел в ногу». Петербургские бизнесмены о президентских каникулах​

Николай Вавилов: «Коронавирус — не причина, а повод»​

Временно непроверяемые. Вирус отменил ревизии бизнеса

 

Возврат к списку