У «Мега-Авто» лопнуло терпение. Компания распродает активы

ГК «Мега-Авто» подконтрольна основным владельцам сети «О'Кей» миллиардерам Дмитрию Троицкому и Дмитрию Коржеву. Они владеют предприятием через офшор «Харикейн Рок Лимитед» (99%) и ООО «Монтаж-Строй». Компания начала работать на авторынке еще до того, как бизнесмены занялись продовольственным ритейлом — с 1993 года. На сегодняшний день у автодилерского предприятия в портфеле девять брендов (Audi, Hyundai, Genesis, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Skoda и Volkswagen) и 15 дилерских центров в Петербурге, Мурманске, Калуге и Волгограде.

Как стало известно «Новому проспекту», Объединенная Автомобильная Корпорация — РРТ, подконтрольная Олегу Барабанову, ведет переговоры о покупке основной части активов ГК «Мега-Авто» — это семь автоцентров, включая Mazda и Mitsubishi в Петербурге и Мурманске, а также Skoda и Volkswagen в Мурманске. Сумма сделки, по оценкам экспертов, может составить 2,4–2,7 млрд рублей.

Для организации сделки привлечен банк «Санкт-Петербург» — основной кредитор группы «Мега-Авто». «Поскольку банк является ключевым финансовым партнером группы компаний «Мега-Авто», обладающим высокой отраслевой специализацией, мы обеспечим полное сопровождение сделки, целью которой является максимальная оптимизация бизнеса компании», — отметил заместитель председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург» Владислав Ермолин. 

«ОАК-РРТ идет по пути развития автомобильного бизнеса в небольших регионах, поэтому возможное приобретение дилерских центров в Мурманске, где мы уже представлены брендом Subaru, для нас абсолютно логично. Такая сделка позволит нам увеличить в Мурманске долю до 30% от общего объема продаж автомобилей в регионе. В Петербурге мы рассчитываем увеличить свою долю рынка в продажах новых автомобилей до 11,5 - 12%. Кроме того, более чем 20-летний опыт работы с японскими брендами позволит нам максимально эффективно выстроить работу и с новыми марками», — говорит управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский.

ОАК-РРТ работает в Петербурге, Архангельске, Вологде, Воронеже, Казани, Мурманске, Петрозаводске, Ярославле. В портфель брендов входят Nissan, Datsun, Kia, Subaru. По итогам 2019 года выручка ОАК-РРТ составила 15,4 млрд рублей, продано 8 757 новых автомобилей и 7 749 автомобилей с пробегом.

Дилерский центр Mazda в Волгограде рассматривает для покупки компания «Ключавто» — это крупнейший автодилер юга России с портфелем из более 20 брендов, его 69 дилерских центров расположены в Краснодаре, Горячем Ключе, Сочи, Новороссийске, Кавказских Минеральных Водах, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Москве, Перми и Челябинске. В этой компании от комментариев отказались.

Наиболее вероятным претендентом на дилерские центры Skoda и Volkswagen в Калуге является  холдинг «КорсГрупп», у которого 28 автосалонов в пяти городах России: Калуге, Туле, Коломне, Новомосковске, Ярославле. В портфеле компании 12 автомобильных брендов. 

Здание автоцентра Volkswagen на Рыбинской ул. в Петербурге сейчас также продается. Сумму сделки с потенциальным покупателем оценивают в сумму от 450 млн до 700 млн рублей. После распродажи за группой «Мега-Авто» останутся автоцентры в Петербурге: Audi, Jaguar, Land Rover, Genesis и Hyundai. 

«Заметно, что продаются массовые бренды или марки из средней категории, которые растут на рынке. «Мега-Авто» оставляет за собой премиум-бренды и Hyundai, который является лидером продаж. Значит, это новая стратегия группы — сосредоточиться на премиум-классе, который более доходен, чем массовый сегмент», — говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

По итогам первого полугодия 2019 года тройка лидеров среди петербургских автохолдингов выглядела следующим образом: у московской ГК «Рольф» — 16%, у автохолдинга «Максимум» — 5,8%, у автохолдинга «Аларм-Моторс» 5,7%. Теперь ситуация может измениться. 

«ОАК-РРТ получает дополнительно долю рынка в Петербурге, что позволит ему выйти на второе место среди автохолдингов города. После продажи салонов Lada ОАК-РРТ в 2017 году сосредоточилась на улучшении финансовых показателей бизнеса, работая с более маржинальными брендами. Эта стратегия, правда, заметно сократила объемы продаж холдинга и он выпал из десятки ведущих дилерских групп Петербурга», — отмечает Михаил Чаплыгин.

Интересно, что московский «Рольф» переживает сейчас не лучшие времена в связи с уголовным делом против владельца экс-депутата Госдумы Сергея Петрова. С прошлого года его бизнес выставлен на продажу. Кроме того, по данным издания, компания пытается продать отдельно от всего бизнеса актив в Петербурге — автоцентры Renault и Land Rover на Полюстровском пр. в связи с юридическим сложным статусом земли под зданиями, говорят дилеры. Если позиции группы на рынке Петербурга пошатнутся, она уступит первое место другим игрокам.

В ГК «Мега-Авто» сообщили, что приняли решение о реорганизации бизнеса путем оптимизации дилерского портфеля. Компания последние несколько лет вела переговоры о продаже своих активов. Впрочем, участники этих переговоров говорили, что цена слишком высока. Некоторые автодилеры говорят о высокой кредиторской задолженности компании. Судя по данным сервиса «Контур Фокус», доля в офшоре «Харикейн Рок Лимитед» и компании «Монтаж-Строй» заложена банку «Санкт-Петербург».

«Мега-Авто» относится к тем автодилерским группам, которые в нулевые годы взяли курс на стремительный рост бизнеса и после наступивших изменений на рынке не смогли своевременно принять сложных стратегических решений. Имена многих таких компаний уже давно канули в лету. Другие перешли во владение к кредиторам. Еще 2–3 года назад «Мега» могла избежать этой участи, самостоятельно распродав отдельные блоки своего бизнеса, сохранив при этом свою финансовую независимость», — говорит генеральный директор автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий.

«Мне жаль, что ГК «Мега-Авто» постигла «реорганизация и оптимизация», поскольку это, безусловно, вынужденный шаг. В портфеле остаются не самые лучшие с точки зрения экономики бренды и это говорит о том, что оптимизацией управляет рынок. Для покупателей авто событие не несёт ощутимых изменений — на некоторых автоцентрах просто сменится вывеска. Для игроков рынка ситуация говорит о том, что автомобильный ретейл претерпевает существенную трансформацию как с точки зрения модели бизнеса, так и с точки зрения её дальнейших участников», — рассуждает директор дилерского центра «Мерседес-Бенц» группы «Вагнер» Евгений Пекарский.

«Коллеги в «Мега-Авто» всегда умели выбрать места для своих салонов: локации часто неожиданные, но хорошие. То, что сейчас им приходится распродавать свои автосалоны, это следствие череды принятых решений. Очевидно, они выбрали плохой сценарий вместо очень плохого, но держались до последнего.  С другой стороны, никакой драмы нет. Как сеть они последние годы себя вели очень странно. Если по цене они не могут конкурировать, то надо конкурировать по сервису, чего не происходило. Я, например, оставляя свои контакты, не получал предложений на приобретение той или иной марки. Еще один важный момент: у многих дилерских групп нет фокуса на стратегическом планировании и в этом большая ошибка. Можно ли было предусмотреть, что продажи машин упадут? Что появится шеринг? Что изменится характер эксплуатации автомобиля? В этом смысле мало кто из дилеров повернулся лицом к клиенту, потому что почти никто из них не вкладывается в развитие человеческого ресурса. Мне кажется ошибкой и то, что петербургские дилеры не сплотились против «Рольфа». Сначала они отдали ему заметную часть рынка, а затем начали конкурировать между собой. Таких сбитых летчиков, как «Мега-Авто» будет еще много. C другой стороны, сейчас лучшее время резко воспарить. Перемены рождают новые бизнес-модели, которые ранее не летали», — предсказывает управляющий партнер «Университета продаж» Виталий Новиков.

Несмотря на рост продаж в целом по группе, на петербургском рынке в последние годы компания сдавала позиции. В 2017 году она занимала 5,7% городского рынка, будучи на втором месте по объему продаж среди петербургских автохолдингов с объемом 7,9 тыс. машин, что на 65% больше, чем годом ранее. В 2018 году нарастила продажи на 15%, до 9,1 тыс. машин, и сохранила долю рынка, при этом опустившись на третье место в городском рейтинге. За первое полугодие 2019 года компания продала в Петербурге 4 тыс. машин, потеряв 9,5% в объеме продаж по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и снизив долю на местном рынке до 5,4%. По итогам 2019 года общая выручка ГК «Мега-Авто» составила 23,1 млрд рублей. По стране было продано 9 820 новых автомобиля и 6 930 автомобилей с пробегом. В 2018 году компания вошла в топ-20 крупнейших автохолдингов России по версии АА «Автостат», а ее общая выручка составляла 25 млрд рублей, что на 24% больше, чем в 2017 году. 

Шесть лет назад «Мега-Авто» уже избавилась от активов в Москве (продала московской ГК «АвтоСпецЦентр» пять автоцентров). В Петербурге в 2018 году компания реализовала здание площадью 4,1 тыс. м2 на Парашютной ул. компании NTC-R (российскому подразделению Nissan Technical Center Europe) под офис. Оно строилось перед кризисом под продажи Mitsubishi, однако продажи этой марки там так и не начались.

По данным сервиса «КоммерсантЪ Картотека», летом прошлого года компанию возглавил Сергей Еганов, член совета директоров банка «Александровский». Он сменил на этом посту Максима Рудзита, который продолжил работу в качестве операционного директора. По данным «НП», первым делом Сергей Еганов начал оптимизацию всех финансовых процессов компании. В банке тогда это не прокомментировали. Некоторые игроки связали назначение с предпродажной подготовкой. Ранее, с 2005 по 2015 год, Еганов уже работал финансовым директором в ЗАО «Нева-Русь» (сейчас «Капитал Групп»), принадлежащем Троицкому и Коржеву.

По мнению Романа Слуцкого, сделка по продаже активов стала результатом высокой закредитованности группы перед банком «Санкт-Петербург». «В ближайшие несколько месяцев все марки, которые были представлены в этих зданиях, проведут тендеры и окончательно определятся со своими новыми дилерами. Думаю, у ОАК-РРТ хорошие шансы на успех, учитывая близость к банку и наличие зданий под эти марки. К сожалению, банк не отозвался на наше предложение провести переговоры по приобретению дилерского центра «Меги» на Выборгском шоссе», — сетует он.

В целом авторынок Петербурга переживает сейчас не лучшие времена. По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в Санкт-Петербурге в 2019 году было продано 153 628 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 4% меньше, чем за 2018 год. Так что крупных сделок на нем за последние несколько лет не так уж и много: как правило, игроки осторожно относятся к пополнению портфелей. Многие хотят продать свои активы. Так, например, по частям были распроданы активы обанкротившихся автохолдинга «Ральф» и автоцентра «Аврора».

Позитивных историй оптимизации бизнеса не так много. Так, успешно продала часть бизнеса в 2017 году сама ОАК-РРТ — три автоцентра по продаже Lada выкупила казахстанская «Бипэк авто — Азия авто». Сразу после кризиса удалось выгодно продать часть бизнеса, а затем и весь его полностью Евгению Войтенкову, владельцу ГК «Олимп». Еще в 2014 году он продал автосалон Mercedes на Исполкомской ул. московской Major Auto, а годом позже — центры Mercedes и Porsсhe на Пулковском шоссе московской ГК «Автодом».

Читайте не эту тему:

Олег Барабанов открыл продажи Datsun в Петербурге

Кредиторы требуют с автодилеров плату за проезд​


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня