Трудовое обеление
Законодатели объявили войну нелегальной занятости населения. В настоящее время без надлежащего оформления работает до трети трудящихся. Но формально и они, и работодатели поступают вполне законно. Именно это и раздражает авторов нового законопроекта о занятости, который 15 марта был одобрен Госдумой в первом чтении.
С одной стороны, с каждым сотрудником должен заключаться трудовой контракт, гарантирующий своевременное получение минимальной заработной платы, защиту от необоснованного увольнения, предоставление отпуска и других социальных преференций. С другой — никто не запрещает компаниям и индивидуальным предпринимателям оформлять гражданско-правовые договоры, предусматривающие выполнение определенных работ. Такие де-факто сотрудники чаще всего именуются внештатниками. Кроме того, уже несколько лет абсолютно легально могут вести деятельность и так называемые самозанятые (плательщики налога на профессиональный доход).
Работа, как волк
Масштабы нелегальной занятости на примере Северной столицы оценили на Международном форуме труда: «Есть огромная лакуна — около трети населения в трудоспособном возрасте, которые не входят в трудовые отношения вообще никак. Количество хозяйствующих субъектов на рынке труда кратно растет, тогда как число предприятий, на которых работает много людей, постоянно снижается», — констатировал председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.
Действующее законодательство предусматривает многочисленные меры по пресечению нелегальной занятости. Так, гражданин признается работником с момента, когда он с согласия работодателя фактически приступил к деятельности. Компаниям, уклонившимся от оформления трудовых отношений (в том числе официально заключившим гражданско-правовой договор), грозит административный штраф, а повторный проступок влечет даже дисквалификацию руководителя.
При рассмотрении таких споров суды руководствуются определенными критериями: «Признаками трудовых отношений являются подчинение руководству, соблюдение графика и режима работы компании, регулярная выплата заработной платы и так далее. В отличие от работника у подрядчика есть конкретное задание, за которое он и получает вознаграждение», — отмечает руководитель практики операционного сопровождения деятельности рекрутингового портала HeadHunter Татьяна Нечаева.
Знающие эти критерии компании успешно маскируют внештатников и избегают административных санкций. К тому же в этом году трудовым инспекциям запретили проводить проверку работодателей по единичным жалобам («НП» писал об этом в статье «Каникулы строгого режима»). Самим проработавшим несколько лет без официального оформления чаще удается отстоять свои права в суде, который рассматривает всех работников как слабую сторону и, по существу, презюмирует их правоту.
Большая охота
Новый закон о занятости, 15 марта одобренный Госдумой в первом чтении, предусматривает целый комплекс мер по противодействию нелегальному труду. Трудовой занятостью признается любое «привлечение к труду граждан в нарушение установленного порядка оформления трудовых отношений».
Большинство этих мер носит декларационно-профилактический характер (информирование граждан об их социально-трудовых правах и прочее). Основная реальная деятельность возлагается на межведомственные комиссии. Они должны быть созданы при руководителях субъектов федерации (губернаторах), а в перспективе — на муниципальном уровне. Комиссиям делегируется рассмотрение жалоб граждан, получение практически любой информации от других органов (в том числе персональных данных и составляющих налоговую тайну) и принятие соответствующих мер реагирования. В частности, на основании материалов этих комиссий Роструд будет публиковать «Общероссийский черный список» — общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.
Критически этот проект оценили даже сами парламентарии. Так, в комитете Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению напомнили, что действующее законодательство уже предусматривает ответственность за теневую занятость, тогда как создание предлагаемого реестра несет определенные коррупционные риски. «Не вполне понятно, почему была выделена только данная категория, а не предусмотрено создание реестра для работодателей, у которых, например, не соблюдаются нормы охраны труда», — отмечается в заключении комитета.
Новая реальность
Дмитрий Чернейко призывает учитывать изменение ситуации. «От рынка труда мы перешли к рынку занятости. И это не игра слов и не шутка, а реальность. Стандартный подход: есть работник, есть работодатель, между ними возникают трудовые отношения. Тогда как сегодня только самозанятых 10 млн по всей стране. Мы не видим очень большого количества процессов. Сегодня труд по найму очень дорогой — безумные платежи в социальные фонды», — поясняет Дмитрий Чернейко.
Эксперты напоминают, что с этого года выплаты по гражданско-правовым договорам наряду с трудовыми облагаются взносами на социальное страхование. Сами внештатники получают право на соответствующие пособия (больничные и декретные). То есть у работодателей теперь нет экономического стимула выбирать такой формат занятости.
Сложнее обстоит вопрос с самозанятыми. Выплачивающие им вознаграждение компании освобождаются от 30%-ных страховых взносов, а сами работники вместо 13%-ного НДФЛ уплачивают всего 6%-ный налог на профессиональный доход. Суммарная экономия на фискальных платежах — почти половина от чистых доходов трудящихся. Для предупреждения злоупотреблений законодатели изначально запретили компаниям заключать договоры с самозанятыми менее чем через 2 года после расторжения с ними трудовых контрактов. Но в фискальном ведомстве убеждены, что риски недобросовестного использования льготного налогового режима сильно преувеличены. «Переток из трудовых отношений в самозанятые не превышает 10%», — заявил на Петербургском международном экономическом форуме заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Андрей Бударин.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, ежегодно по требованию государственной трудовой инспекции оформляется до 3,6 тыс. ранее не заключенных в установленном порядке трудовых договоров.