Каникулы строгого режима

В наступившем году надзорным органам запретили проводить большинство проверок бизнеса. Эти каникулы вряд ли защитят компании от набегов ревизоров, но уже ограничили права потребителей и трудящихся.

Введенный после начала военной операции и продленный на 2023 год мораторий касается всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также впервые ограничивает проведение внеплановых рейдов. Однако на полицию, прокуратуру, налоговые и многие иные контролирующие органы объявленные антикризисные меры не распространяются.

К вам едет ревизор

В плановом порядке разрешается организовывать только пожарные и санитарно-эпидемиологические проверки объектов высокого и чрезвычайно высокого риска: детских садов и лагерей, школ, родильных домов и домов престарелых, а также производственных объектов II класса опасности и животноводческих ферм.

Полномочия чиновников на проведение внеплановых инспекций также ограничены. Они допускаются по поручению лично президента России, премьер-министра или его заместителей, а также прокуратуры. В рамках специальной программы разрешены контрольные мероприятия строительного и экологического контроля, надзор за состоянием объектов культурного наследия, в сфере обращения лекарственных средств, некоммерческих и религиозных организаций. Региональные жилищные инспекции вправе проверять управляющие компании («ЖЭКи») в ответ на жалобы граждан.

Ряд ревизий может назначаться только по согласованию с прокуратурой. Для этого надзорный орган должен доказать факт или непосредственную угрозу причинения вреда обороне страны и безопасности государства, жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, а также вероятность чрезвычайных ситуаций природного и или техногенного характера. Государственная трудовая инспекция вправе проверить компанию по жалобам не менее 10 членов трудового коллектива. Налоговикам разрешается контролировать применение кассовых машин.

Вместе с тем постановление, подписанное премьер-министром Михаилом Мишустиным 29 декабря, делегирует надзорным органам право назначить внеплановую проверку «при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований». «Такие индикаторы сами по себе не являются нарушениями, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют об их наличии и рисках причинения ущерба охраняемым законом ценностям», — поясняет юрист Nordic Star Елена Лебец. Например, Государственная трудовая инспекция вправе предпринимать соответствующие меры при объявлении банкротом компании, в которой работает не менее 50 человек, Роспотребнадзор — при поступлении от граждан или СМИ сведений о продаже контрафактного товара и так далее.

Вне закона — вне конкуренции

Кроме того, регулирующий надзорную деятельность федеральный закон допускает многочисленные исключения. Установленные им правила и, соответственно, мораторий вообще не распространяются на оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, прокурорские проверки, налоговый, валютный и таможенный, банковский и бюджетно-финансовый, миграционный, антимонопольный, лесной и портовой надзор, контроль в сфере рекламы, оборота оружия, частной охранной деятельности и многое другое. В общем списке исключений более полусотни пунктов.

Также десятки органов вправе практически без каких-либо ограничений проводить административные расследования. Для их назначения достаточно найти повод: любое подозрение в совершении компанией или ее должностными лицам какого-либо правонарушения.

Эксперты неоднозначно оценивают эффективность введенных мер. Так, по мнению советника юридической компании Versus.legal Вероники Малышевой, установленные для надзорных органов ограничения не всегда фактически соблюдаются: «Федеральный закон предусматривает достаточно широкий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, поэтому у контролирующих органов сохранились механизмы, использование которых может лишить смысла установленные государством меры для снижения административной нагрузки». «Снижение административной нагрузки на бизнес является незначительным», — полагает Елена Лебец.

В свою очередь, руководитель аналитического направления «Прайм Эдвайс» Татьяна Терещенко сомневается, что «обходные пути» будут пользоваться популярностью у надзорных органов. «В то же время опыт показывает, что ожидания от различных послаблений всегда завышены. В текущих экономических условиях и в отсутствие моратория на налоговые проверки любые административные бонусы — капля в море», — убеждена Татьяна Терещенко.

Потребитель всегда неправ

С другой стороны, все эти ограничения могут привести к негативным последствиям. Например, в свое время благодаря предоставленным малому бизнесу надзорным каникулам (запрет на проведение плановых ревизий в течение первых 3 лет деятельности) пожарная инспекция своевременно не проверила кемеровский торговый центр «Зимняя вишня». Невыявленные нарушения правил безопасности обернулись трагедией, в которой погибли 60 человек.

Новый мораторий на проверки бизнеса уже ограничил права потребителей и работников: уполномоченные органы лишены возможности эффективно реагировать на их жалобы и пресекать нарушения. Например, столичное управление Роспотребнадзора подтвердило факт навязывания АО «Альфа-банк» незаконных условий в отношении всех частных клиентов («НП» писал об этой проблеме в статье «Потребительская ревизия»). «Проведение контрольного (надзорного) мероприятия с последующей возможностью привлечения к административной ответственности контролируемого лица не представляется возможным», — заявил заместитель начальника управления Федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Андрей Пучковский.

В то же время Елена Лебец напоминает, что такие проверки могут проводиться по поручению прокуратуры, равно как введенный мораторий не ограничивает возбуждение дел об административных правонарушениях, в том числе по жалобам потребителей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным ГАС «Управление», за первую половину минувшего года надзорные органы провели более 9,7 тыс. проверок, в том числе 7,3 тыс. — налоговых. По их результатам было выявлено 20,6 тыс. нарушений, наложено 57 млрд рублей штрафов. За 3 года количество проверок сократилось в 63 раза, зафиксированных нарушений — в 87 раз, размер штрафных санкций — почти в 10 раз.

В утвержденный Генеральной прокуратурой России график 2023 года включено 29,6 тыс. плановых проверок (в 2022 году их было 262 тыс., в 2020 — 380 тыс.).

Актуально сегодня