Travel must go on. Как туристический рынок России готовится к новому сезону
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), глубина бронирования в 2020—2021 годах составляла 2-3 недели. В 2022 году она увеличилась до 1-1,5 месяцев, но в первой половине марта по понятным причинам снова снизилась. Правда, на туристический рынок России влияет не только спецоперация на Украине. Серьезной проблемой остается дефицит туристической инфраструктуры и наследие ковида — до сих пор сняты не все ограничения и не во всех регионах страны. На Московской международной туристической выставке MITT «Новый проспект» узнал, чего ждать рынку от нового туристического сезона.
Активный внутренний туризм
Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин», чтобы объяснить положение в отрасли на данный момент, подвел итоги влияния на нее пандемии ковида, которая уже идет на спад. По его данным, в 2020 году туристический рынок упал по разным направлениям на 30-35%, а в 2021 году отыграл падение, добавив 15% к уровню 2019 года. Но отыграли не все направления. У пляжного туризма, например, всё было неплохо, у Крыма — «вообще шикарно», у Краснодарского края чуть хуже. А вот экскурсионные направления, потеряв зарубежных туристов, ни в Петербурге, ни в Москве уровень 2019 года не восстановили.
«После 24 февраля продажи упали примерно на 50% к такому же периоду прошлого года и на 30% — к началу февраля», — сказал Сергей Ромашкин и добавил, что с возобновлением 15 марта программы туристического кешбэка начался рост продаж туров по России.
Насколько активным будет развитие зарубежного туризма, зависит от политической ситуации. «Из трех видов туризма — въездной, выездной и внутренний — самым активно продаваемым является сегодня внутренний», — отметила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР.
Проблемные точки
Тем не менее эксперты уже сегодня видят проблемы наступающего сезона в том числе для внутреннего туризма.
«Во-первых, наследие ковида», — говорит Сергей Ромашкин. Он считает, что уже пора снимать все ограничения. «Мы ждем от туристических регионов простого ясного заявления «у нас всё открыто, приезжайте», — подчеркивает он.
Второй проблемой, по его словам, является транспортная. Важнейшие туристические аэропорты юга — Симферополь, Анапа, Краснодар, Ростов — сегодня закрыты и пока неясно, когда откроются. «Турпоток распределится на железную дорогу и автомобильное прибытие на своем транспорте», — предполагает эксперт. В какой именно мере произойдет это перераспределение, сейчас сложно сказать. В 2021 году 60% туристов ехали в Крым по Крымскому мосту на своих автомобилях. В текущей ситуации их количество может возрасти до 80%. Недаром специалисты уже сейчас предлагают РЖД, «достаточно консервативной структуре», реалистично посмотреть на свои маршрутные сетки, на расписание поездов и, возможно, увеличить длину бронирования билетов, то есть озаботиться будущим туристическим наплывом на юг, чтобы разгрузить автомобильные дороги.
«При этом Крым уже в прошлом году достиг пика загрузки в имеющихся отелях», — назвал Сергей Ромашкин следующую проблему сезона. Строить новые отели в пандемию было невозможно, а сейчас уже поздно. «Необходим строительный план, план освоения новых курортных территорий. Без этого Крым встанет!» — предупреждает он. Небольшой резерв, по мнению экспертов, есть в Краснодарском крае, но и здесь необходимо начинать строительство новых отелей, чтобы удовлетворить потенциальный спрос.
Надежда на въездной туризм
По данным участников рынка, 50-60% туристов поедут именно на юг. «В своих планах развития внутреннего туризма мы должны исходить из сложившейся структуры спроса, а она очень консервативна. Наша страна северная, поэтому многие туристы едут целенаправленно на море: мы наблюдаем это последние 25 лет», — отмечает Сергей Ромашкин.
Доля Петербурга в туристическом спросе составляет 8%, и она также не меняется десятилетиями. Но Петербург оба года пандемии стремился создать больше поводов приезжать в город снова и снова, развивал новые туристические продукты: свадебный туризм, разнообразные туристические маршруты и прочее. «И прошлый год показал, что это получается», — отметил Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. По его данным, загрузка гостиниц города в 2021 году составила 45%. В Петербурге побывали 5,8 млн российских гостей, они оставили в городе 234 млрд рублей.
Сергей Корнеев подчеркнул, что видит перспективу в работе с туристами из стран СНГ: Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. Средний чек таких туристов в 2 раза выше, чем российских. «Мы готовимся провести в этих странах туристские презентации, рассматриваем возможность проведения мероприятий, собираемся поднять побратимские связи», — говорит он.
Что касается зарубежных туристов, то, по словам эксперта, с 2000-х годов количество европейских гостей в городе было стабильным, «а росли все остальные страны, и прежде всего Китай».
Во время пандемии было установлено авиасообщение со странами Ближнего Востока: Арабскими Эмиратами, Катаром, Бахрейном. Сейчас обсуждается возможность такого сообщения с Саудовской Аравией. По данным Сергея Корнеева, до пандемии был огромный интерес к Петербургу у Вьетнама и Индии.
«Количество зарубежных гостей с Востока в Петербурге все годы до пандемии росло на 10% в год, то есть этот потенциал до конца был не раскрыт», — подчеркивает эксперт, добавляя, что с данными странами необходимо работать: обсуждать варианты организации визового режима и варианты авиасообщения сразу же, как только это станет возможно.
«Мы видим, что у нас есть надежда сформировать въездной туристический поток, опираясь на Москву и Петербург как на два хаба», — заключила Майя Ломидзе. Сегодня, по ее словам, обсуждение этого направления приостановлено, но не закрыто.
22 марта АТОР сообщила о возобновлении с 1 апреля Turkish Airlines летней полетной программы из Санкт-Петербурга в Анталью. Рейсы будут ежедневными.
Отдых рядом с домом
Ярким трендом нашего времени эксперты называют тот факт, что туристы не хотят ехать далеко, выбирают отдых неподалеку от дома.
«После 24 февраля мы отметили спад продаж на 60%. С возобновлением программы кешбэка они восстановились, но туристы начали выбирать отели, которые находятся, условно говоря, в шаговой доступности от дома — там, куда можно добраться на машине либо на поезде за 2-3 часа, чтобы, если что, легко вернуться домой», — говорит Алексей Высоканов, президент группы компаний Atelika Hotel Group. Поэтому загородные отели, по его словам, никаких проблем с загрузкой не ощущают.
«Мы видим, что сегодня бронирования в Крым упали, но сохранилось количество бронирований в загородные отели», — подтверждает Маргарита Назарова, заместитель генерального директора туроператора «Мультитур».
Еще одной тенденцией эксперты называют снижение доли самостоятельных путешественников и соответствующий рост массовых групповых поездок.
Путешествия продолжаются
Важным событием для туристического рынка накануне нового сезона стал уход зарубежных систем бронирования. Валентин Микляев, генеральный директор и основатель компании по разработке программного обеспечения Bnovo, рассказал, что 75% гостиниц малого номерного фонда в России до сих пор использовали лишь Booking или Airbnb.
«То есть огромное количество объектов размещения не имели других каналов брони и жили с этим потоком много лет. Конечно, когда данные каналы закрыли, отели растерялись, и буквально за один день мы получили годовой объем обращений от них. Все пытаются найти альтернативные варианты», — улыбается эксперт.
Он рассказывает, что его компания разрабатывала систему и для Booking, и для Airbnb, и для «Яндекса», работает с «Островком» и «Броневиком», и вал обращений отельеров воспринимает как вызов времени. «Сегодня сметается просто всё: все каналы, какие есть, без разбора», — говорит он, подчеркивая, что для рынка это может иметь негативные последствия: отельеры не выбирают, что лучше именно для них, не выбирают лучшие цены. «Специалисты уже сейчас видят рост цен, который отразится на туристах и отрицательно скажется в перспективе. Но важно то, что у тех 25% гостиниц, кто был подготовлен, с уходом Booking не произошло ровным счетом ничего: они просто перераспределили поток по другим каналам, с которыми уже работали», — говорит эксперт.
Об отношении к уходу Booking отельеров можно прочитать в статье «Был Booking — стал «Броневик». Какие сервисы бронирования выбирают туристы»
«Если говорить про агентский авиационный рынок, то у нас есть такой инструмент бронирования как «Сирена» («СИстема РЕзервирования На Авиалиниях»), и она изначально обеспечивала больше половины бронирований по всей России. С уходом иностранных систем бронирований все агенты могут продолжать пользоваться «Сиреной», потому что весь контент этих авиакомпаний в ней сохранен. В целом на структуру продаж уход зарубежных операторов не повлияет», — считает Оксана Данилова, руководитель коммерческого отдела АО «ТКП» — исполнительного органа управления в системе взаиморасчетов на воздушном транспорте.
Сервис бронирования экскурсий Tripster также работает в полную силу. «Во время пандемии у нас был месяц с нулевым количеством заказов, а сейчас люди продолжают путешествовать!» — говорит Анна Козловская, руководитель отдела по работе с партнерами.
«Сегодня повышается в цене качественный сервис. Бум цифровизации и зумификации, который развился в пандемию, привел к тому, что люди стали больше ценить человеческое общение», — заключает Оксана Данилова.