«Таксовичкоф» приедет без водителя. В Петербурге тестируют беспилотный транспорт
В Петербурге к 2023 году может появиться беспилотное такси. Компании «СтарЛайн» и Ralient объявили о том, что приступили к разработке беспилотных технологий для сервиса «Таксовичкоф». В перспективах применения инновации разбирался «Новый проспект».
По сообщению компаний, первые тестовые испытания уже прошли в Санкт-Петербурге. Задача беспилотного авто заключалась в распознавании припаркованного автомобиля, определении расстояния до него, его размеров, а также в демонстрации маневра объезда.
Разработчики утверждают, что применяемые в проекте технологии позволяют автомобилю детектировать (определять) объекты, их размеры и расстояния с помощью одной камеры, без использования других датчиков (лидаров и радаров). За эту часть проекта отвечает разработка Ralient Sol SDS — искусственный интеллект для беспилотных автомобилей. НПО «СтарЛайн» обеспечивает программно-аппаратный комплекс, интегрированный в автомобиль-платформу.
На первых этапах компания «Таксовичков» планирует использовать беспилотники на легковых перевозках такси, после чего внедрять технологию и в других классах авто (минивэн и пр.) Всего в планах «Таксовичкоф» к 2023 году запустить в коммерческую эксплуатацию до 1 тыс. легковых беспилотных автомобилей.
Максимальная скорость легкового беспилотного автомобиля составит 110 км/ч. «Первой площадкой, скорее всего, будет Петербург, и далее — другие крупные регионы нашего присутствия и заграница», — сообщила пресс-служба сервиса. По подсчетам «Таксовичкоф», беспилотный подход в транспортной индустрии позволит сократить расходы на перевозки в 2,5 раза. Объем инвестиций в проект компания не раскрыла.
Ты помнишь, как всё начиналось
Первое в мире беспилотное такси начало работать в 2016 году в Сингапуре. К 2020–2022 году страна планировала внедрить беспилотные автобусы, однако, судя по всему, коронавирус скорректировал эти планы. В России проекты по созданию беспилотных автомобилей есть у крупных автопроизводителей (КАМАЗ, ГАЗ), IT-компаний («Яндекс», «СтарЛайн»), Сбербанка (SberAutoTech), специализированных научно-исследовательских институтов (ФГУП «НАМИ»).
Первые прототипы в 2017 году начал испытывать «Яндекс». В компании говорят, что сегодня по дорогам общего пользования в России, США и Израиле курсирует 130 тестовых беспилотных машин. В автономном режиме они преодолели уже более 7 млн км. Например, беспилотное такси есть у компании в наукограде Иннополис (Татарстан). Недавно «Яндекс» выделил направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию — Yandex Self-Driving Group. О создании компании по развитию беспилотных автомобилей в сентябре объявил «Сбер».
«Интерес крупнейших российских IT-экосистем к этому рынку понятен: это одно из довольно больших направлений, где они могут найти драйверы роста, — рассуждает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — По прогнозам, объем глобального рынка беспилотных автомобилей составит $365 млрд к 2035 году. При этом сегодня объём мирового авторынка — около $2 трлн, ведь за год продаётся около 95 млн автомобилей».
По мнению аналитиков компании J’son & Partners Consulting, до массового потребителя технологии высоких уровней автоматизации дойдут не ранее 2030 года. «Основная проблема связана со слабой готовностью систем автоматизированного вождения к работе в реальных условиях городской среды, где всегда присутствует фактор неожиданности, который невозможно запрограммировать заранее, — поясняют эксперты. — По статистике компаний-разработчиков, именно на последний 1% неучтенных рисков приходится большинство ошибок и сбоев, которые в результате приводят к ДТП».
На существование этической проблемы внедрения беспилотников, которая пока не решена ни одним из производителей, в интервью «НП» указывал и глава автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян: «В какие-то моменты времени автопилот должен принять решение, кого убить — того, кто на дороге, того, кто в другом автомобиле, или своего пассажира. И если возникает на дороге какая-то ситуация, где математически авария неизбежна (они редки, но бывают), автопилот должен принять такое решение. Как запрограммировать алгоритм в таких ситуациях?»
«Подавляющее большинство проектов находятся в стадии тестирования, в лучшем случае — в предкоммерческой эксплуатации. Впереди те страны (например, США и Китай), где в той или иной степени законодательно разрешено запускать на дороги общего пользования беспилотные автомобили без обязательного водителя, который может вмешаться в случае непредвиденных обстоятельств. Например, компания Waymo запустила в нескольких пригородах США коммерческий сервис беспилотных такси еще в конце 2018 года», — говорит Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting.
Для рынка такси беспилотники в любом случае будут самой перспективной нишей. «Как только предприниматели смогут приобретать беспилотники с «роботами», обладающими водительскими правами, они откажутся от услуг обычных водителей в пользу роботизированных решений, — уверен Леонид Делицын. — Более того, возможно, именно владельцы таксопарков, а не физлица, станут первыми бенефициарами новой технологии. В конце концов, многие из нас и по сей день любят кататься на лошадях, но транспортные компании их давно уже не используют».
Ожидается, что к 2030 году каждая 10-я поездка на автомобиле по требованию (такси, каршеринг и пр.) будет совершаться без водителя за рулем.
Жесткие тесты
«В России беспилотные автомобили тестируются в жестких погодных условиях, что значительно усложняет процесс их разработки», — рассказал руководитель отдела «Телематика» и руководитель open source проекта StarLine OSCAR по созданию беспилотного автомобиля Александр Никифоров. Именно факт суровости русского бытия, по мнению Александра Никифорова, позволяет российским беспилотным технологиям «в чем-то» превосходить американские, европейские и азиатские аналоги. Однако пока, по данным консалтинговой компании KPMG, Россия находится на 26-м месте из 30 стран, которые готовятся к внедрению технологий автономного вождения. Первые три места занимают Сингапур, Нидерланды и Норвегия.
Всего в 2019 году, по оценкам Gartner, в мире насчитывалось 332 932 единиц беспилотных транспортных средств. По данным аналитиков, к 2023 году количество самоуправляемых машин достигнет 745 705 единиц. Основной прирост техники эксперты ждут в Северной Америке, Западной Европе и Китае, так как страны этих регионов активно работают над правилами беспилотного вождения.
В России ведется разработка нормативно-правовых актов как в области регулирования движения беспилотных транспортных средств, так и в области их сертификации. Пока беспилотный транспорт лишь тестируется в рамках постановления правительства РФ №1415 «О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств».
В дорожной карте по внедрению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования указано, что к октябрю 2020 года в России должны были узаконить коммерческую эксплуатацию беспилотников со страхующим водителем-испытателем. Однако пока этого не произошло. Более того, по данным ассоциации «Автонет», испытания беспилотных автомобилей в полностью автономном режиме, без подстраховки инженера-водителя, пройдут только в I–II кварталах 2021 года, тогда как ранее такие испытания планировалось начать уже этой осенью.
Справка «Нового проспекта»:
«Таксовичкоф» — сервис заказа такси, основан в 2014 году. Автопарк ежегодно пополняется за счет таксопарков-партнеров и лизинговых программ. Сервис заказа такси насчитывает около 20 тыс. привлеченных водителей. За 5 лет сервис масштабировался в Санкт-Петербурге, Москве и Казахстане (официальное такси города Нур-Султан). В последние полгода компания начала работу в Туле, Твери, Сосновом Бору, Гатчине, Омске, Ульяновске и в ближайшее время выйдет в городах Кирове, Чистополе, Ростове-на-Дону, Красноярске, Новосибирске, Самаре, Ачинске, Норильске, Новокуйбышевске. Объем рынка такси в Санкт-Петербурге оценивается по итогам 2018 года в 32 млрд рублей. Бренд «Таксовичкоф» занимает на нем 11%. Пик роста сервиса «Таксовичкоф» пришелся на 2016 год, когда удалось создать существенный поток заказов — почти 10 млн единиц. Среднегодовой темп роста (CAGR) составил за 4 года 105%.
Ralient — компания занимается разработкой искусственного интеллекта Sol SDS для беспилотного автомобиля с августа 2018 года. Сообщается, что Sol SDS сможет управлять автомобилем, используя только штатные датчики без использования лидаров, в плохих погодных условиях и при отсутствии разметки.
НПО «СтарЛайн» — один из лидеров рынка автобезопасности с компетенциями в областях автоматизации, роботизации, телематики и активный участник научного сообщества в области беспилотного вождения. НПО «СтарЛайн» занимает 4-ю строчку в топ-15 крупных высокотехнологичных российских компаний, по версии национального рейтинга «ТехУспех». В рамках собственного научно-исследовательского проекта компания создает универсальную платформу, которая позволит интегрировать элементы беспилотного вождения в различные виды наземного транспорта.