«Таксовичкоф» приедет без водителя. В Петербурге тестируют беспилотный транспорт
Новый проспект
Статьи

«Таксовичкоф» приедет без водителя. В Петербурге тестируют беспилотный транспорт

Прочитано: 1045
«Таксовичкоф» приедет без водителя. В Петербурге тестируют беспилотный транспорт
В Петербурге к 2023 году может появиться беспилотное такси. Компании «СтарЛайн» и Ralient объявили о том, что приступили к разработке беспилотных технологий для сервиса «Таксовичкоф». В перспективах применения инновации разбирался «Новый проспект».

По сообщению компаний, первые тестовые испытания уже прошли в Санкт-Петербурге. Задача беспилотного авто заключалась в распознавании припаркованного автомобиля, определении расстояния до него, его размеров, а также в демонстрации маневра объезда. 

Разработчики утверждают, что применяемые в проекте технологии позволяют автомобилю детектировать (определять) объекты, их размеры и расстояния с помощью одной камеры, без использования других датчиков (лидаров и радаров). За эту часть проекта отвечает разработка Ralient Sol SDS — искусственный интеллект для беспилотных автомобилей. НПО «СтарЛайн» обеспечивает  программно-аппаратный комплекс, интегрированный в автомобиль-платформу.

На первых этапах компания «Таксовичков» планирует использовать беспилотники на легковых перевозках такси, после чего внедрять технологию и в других классах авто (минивэн и пр.) Всего в планах «Таксовичкоф» к 2023 году запустить в коммерческую эксплуатацию до 1 тыс. легковых беспилотных автомобилей.

Максимальная скорость легкового беспилотного автомобиля составит 110 км/ч. «Первой площадкой, скорее всего, будет Петербург, и далее — другие крупные регионы нашего присутствия и заграница», — сообщила пресс-служба сервиса. По подсчетам «Таксовичкоф», беспилотный подход в транспортной индустрии позволит сократить расходы на перевозки в 2,5 раза. Объем инвестиций в проект компания не раскрыла.

Ты помнишь, как всё начиналось

Первое в мире беспилотное такси начало работать в 2016 году в Сингапуре. К 2020–2022 году страна планировала внедрить беспилотные автобусы, однако, судя по всему, коронавирус скорректировал эти планы. В России проекты по созданию беспилотных автомобилей есть у крупных автопроизводителей (КАМАЗ, ГАЗ), IT-компаний («Яндекс», «СтарЛайн»), Сбербанка (SberAutoTech), специализированных научно-исследовательских институтов (ФГУП «НАМИ»). 

Первые прототипы в 2017 году начал испытывать «Яндекс». В компании говорят, что сегодня по дорогам общего пользования в России, США и Израиле курсирует 130 тестовых беспилотных машин. В автономном режиме они преодолели уже более 7 млн км. Например, беспилотное такси есть у компании в наукограде Иннополис (Татарстан). Недавно «Яндекс» выделил направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию — Yandex Self-Driving Group. О создании компании по развитию беспилотных автомобилей в сентябре объявил «Сбер».

«Интерес крупнейших российских IT-экосистем к этому рынку понятен: это одно из довольно больших направлений, где они могут найти драйверы роста, — рассуждает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. — По прогнозам, объем  глобального рынка беспилотных автомобилей составит $365 млрд к 2035 году. При этом сегодня объём мирового авторынка — около $2 трлн, ведь за год продаётся около 95 млн автомобилей».

По мнению аналитиков компании J’son & Partners Consulting, до массового потребителя технологии высоких уровней автоматизации дойдут не ранее 2030 года. «Основная проблема связана со слабой готовностью систем автоматизированного вождения к работе в реальных условиях городской среды, где всегда присутствует фактор неожиданности, который невозможно запрограммировать заранее, — поясняют эксперты. — По статистике компаний-разработчиков, именно на последний 1% неучтенных рисков приходится большинство ошибок и сбоев, которые в результате приводят к ДТП».

На существование этической проблемы внедрения беспилотников, которая пока не решена ни одним из производителей, в интервью «НП» указывал и глава автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян: «В какие-то моменты времени автопилот должен принять решение, кого убить — того, кто на дороге, того, кто в другом автомобиле, или своего пассажира. И если возникает на дороге какая-то ситуация, где математически авария неизбежна (они редки, но бывают), автопилот должен принять такое решение. Как запрограммировать алгоритм в таких ситуациях?»

«Подавляющее большинство проектов находятся в стадии тестирования, в лучшем случае — в предкоммерческой эксплуатации. Впереди те страны (например, США и Китай), где в той или иной степени законодательно разрешено запускать на дороги общего пользования беспилотные автомобили без обязательного водителя, который может вмешаться в случае непредвиденных обстоятельств. Например, компания Waymo запустила в нескольких пригородах США коммерческий сервис беспилотных такси еще в конце 2018 года», — говорит Виталий Солонин, руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting.

Для рынка такси беспилотники в любом случае будут самой перспективной нишей. «Как только предприниматели смогут приобретать беспилотники с «роботами», обладающими водительскими правами, они откажутся от услуг обычных водителей в пользу роботизированных решений, — уверен Леонид Делицын. — Более того, возможно, именно владельцы таксопарков, а не физлица, станут первыми бенефициарами новой технологии. В конце концов, многие из нас и по сей день любят кататься на лошадях, но транспортные компании их давно уже не используют». 

Ожидается, что к 2030 году каждая 10-я поездка на автомобиле по требованию (такси, каршеринг и пр.) будет совершаться без водителя за рулем. 

Жесткие тесты

«В России беспилотные автомобили тестируются в жестких погодных условиях, что значительно усложняет процесс их разработки», — рассказал руководитель отдела «Телематика» и руководитель open source проекта StarLine OSCAR по созданию беспилотного автомобиля Александр Никифоров. Именно факт суровости русского бытия, по мнению Александра Никифорова, позволяет российским беспилотным технологиям «в чем-то» превосходить американские, европейские и азиатские аналоги. Однако пока, по данным консалтинговой компании KPMG, Россия находится на 26-м месте из 30 стран, которые готовятся к внедрению технологий автономного вождения. Первые три места занимают Сингапур, Нидерланды и Норвегия.

Всего в 2019 году, по оценкам Gartner, в мире насчитывалось  332 932 единиц беспилотных транспортных средств. По данным аналитиков, к 2023 году количество самоуправляемых машин достигнет 745 705 единиц. Основной прирост техники эксперты ждут в Северной Америке, Западной Европе и Китае, так как страны этих регионов активно работают над правилами беспилотного вождения.

В России ведется разработка нормативно-правовых актов как в области регулирования движения беспилотных транспортных средств, так и в области их сертификации. Пока беспилотный транспорт лишь тестируется в рамках постановления правительства РФ №1415 «О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств». 

В дорожной карте по внедрению беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования указано, что к октябрю 2020 года в России должны были узаконить коммерческую эксплуатацию беспилотников со страхующим водителем-испытателем. Однако пока этого не произошло. Более того, по данным ассоциации «Автонет», испытания беспилотных автомобилей в полностью автономном режиме, без подстраховки инженера-водителя, пройдут только в I–II кварталах 2021 года, тогда как ранее такие испытания планировалось начать уже этой осенью.

Справка «Нового проспекта»: 

«Таксовичкоф» — сервис заказа такси, основан в 2014 году. Автопарк ежегодно пополняется за счет таксопарков-партнеров и лизинговых программ. Сервис заказа такси насчитывает около 20 тыс. привлеченных водителей. За 5 лет сервис масштабировался в Санкт-Петербурге, Москве и Казахстане (официальное такси города Нур-Султан). В последние полгода компания начала работу в Туле, Твери, Сосновом Бору, Гатчине, Омске, Ульяновске и в ближайшее время выйдет в городах Кирове, Чистополе, Ростове-на-Дону, Красноярске, Новосибирске, Самаре, Ачинске, Норильске, Новокуйбышевске. Объем рынка такси в Санкт-Петербурге оценивается по итогам 2018 года в 32 млрд рублей. Бренд «Таксовичкоф» занимает на нем 11%. Пик роста сервиса «Таксовичкоф» пришелся на 2016 год, когда удалось создать существенный поток заказов — почти 10 млн единиц. Среднегодовой темп роста (CAGR) составил за 4 года 105%.

  Ralient — компания занимается разработкой искусственного интеллекта Sol SDS для беспилотного автомобиля с августа 2018 года. Сообщается, что Sol SDS сможет управлять автомобилем, используя только штатные датчики без использования лидаров, в плохих погодных условиях и при отсутствии разметки.

  НПО «СтарЛайн» — один из лидеров рынка автобезопасности с компетенциями в областях автоматизации, роботизации, телематики и активный участник научного сообщества в области беспилотного вождения. НПО «СтарЛайн» занимает 4-ю строчку в топ-15 крупных высокотехнологичных российских компаний, по версии национального рейтинга «ТехУспех». В рамках собственного научно-исследовательского проекта компания создает универсальную платформу, которая позволит интегрировать элементы беспилотного вождения в различные виды наземного транспорта.
инновации такси беспилотник
Обсудить
Другие статьи автора Читайте также по теме
После перерыва на пандемию в 2020 году Петербургский международный экономический форум наконец вернулся. Его ждали с нетерпением не только бизнесмены, но прежде всего все, кто обеспечивает инфраструктуру и логистику мероприятия: организаторы, рестораторы, отельеры и, конечно же, перевозчики. Подробнее о том, как себя чувствуют перевозчики класса люкс в жаркую пору ПМЭФ-2021, в обзоре «Нового проспекта».
Квантовые сети опутывают отечество. Государство и бизнес здесь заодно: все хотят считать быстрее, чтобы зарабатывать больше. В России начала реализовываться государственная программа по развитию квантовых сетей передачи данных. Это мировой тренд, призванный заменить существующие суперкомпьютеры, которые считались прорывной технологией еще пару лет назад, на квантовые аналоги.
Каршеринг пока остается более дешевой и комфортной альтернативой такси, но изменение менталитета пользователей, растущий спрос и повышение цен на топливо неизбежно приведут к увеличению тарифов. О настоящем и будущем отрасли рассуждает кандидат социологических наук Дарья Щербакова.

С 16 октября Тунис отменяет карантин для туристов
15.10.2021
ЦДС построит 77 тыс. м2 жилья в Мурино
15.10.2021
У представителей бизнеса спрос на отели в Петербурге почти вернулся на уровень 2019 года
15.10.2021
В реестре иноагентов Минюста появились юрлица-издатели Росбалта* и Репаблик*
15.10.2021
Италия может признать российскую вакцину от ковида
15.10.2021
IKEA предупредила о дефиците продукции
15.10.2021
Где в Москве арендовать самое дешевое жилье
15.10.2021
Патриот-реконструктор Бараненко арестован: ему грозит до шести лет лишения свободы
15.10.2021
Герой «Фото недели» Александра Петросяна камерунец Зомо пропал на белорусско-польской границе
15.10.2021
В Петербурге добровольцы получили первую дозу новой вакцины от коронавируса "Бетувакс"
15.10.2021
Яндекс начал маркировать сообщения СМИ, признанных иностранными агентами
15.10.2021
Федеральные компании заняли свою нишу на машиностроительном рынке Татарстана
15.10.2021
Табачный гигант "Филип Моррис" закрывает фабрику в Краснодаре
15.10.2021
Биткойн-биржа Coinbase создает NFT-маркетплейс
15.10.2021
Члены СПЧ предлагают изменения в закон об иностранных агентах
15.10.2021
В Петербурге отменили культурный форум
15.10.2021
Консорциум «ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС» подписал соглашение о партнерстве с АО «Центр технологий судостроения и судоремонта»
15.10.2021
Две трети россиян считают, что у людей нетрадиционной ориентации должно быть меньше прав
15.10.2021
Курс биткоина резко пошел вверх
15.10.2021
В России установлен антирекорд по смертности от ковида
15.10.2021
Ивану Сафронову запретили переписку в СИЗО
15.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки