Свято место. Почему уход иностранных компаний — это так плохо, что даже хорошо
Новый проспект
Статьи

Свято место. Почему уход иностранных компаний — это так плохо, что даже хорошо

Прочитано: 1556

Перераспределение рынка ретейла, как констатируют эксперты, можно считать завершенным: все товары ушедших брендов разошлись по разным сегментам и каналам продаж. При этом речь идет не только о торговом рынке, но и о рынке технологий. Уход иностранных компаний многие эксперты считают позитивной историей, поскольку отечественные технологии получили возможность развернуться в полную силу. Как чувствует себя сегодня ретейл, разбирался «Новый проспект».

Многие иностранные торговые сети после начала СВО заявляли о намерении покинуть российский рынок. Но сделала это, по сути, только IKEA. Остальные, например сеть «Леруа Мерлен», остаются в России, хотя и снизили маркетинговую активность почти до нуля.

«Спрос в результате распределился по большим федеральным игрокам, мебельным сетям и сетям товаров для дома, а также по маркетплейсам», — рассказывает Максим Генке, управляющий директор компании Hoff.

Кстати, уходом IKEA воспользовался не только «Яндекс», который купил остатки ее товаров и активно их продвигает. Небольшие предприниматели, начав очень быстро делать товары, похожие на товары IKEA, также выставили их на маркетплейсах, и активно там продавали, и продолжают продавать.

«Словом, нельзя сказать, что всё досталось кому-то одному. Замещение произошло очень быстро. И в отношении мелких товаров быстро сработали маркетплейсы: в этой нише они особенно хороши. В крупных товарах, таких как, например, гардеробные или кухонная мебель, распределение пошло не на маркетплейсы, а на больших розничных игроков, где требуются наличие складов, проверка качества товара, консультации продавцов и прочее — всё то, что в одну коробку не засунешь», — говорит Максим Генке.

С другой стороны, Евгений Щепелин, независимый эксперт, глава наблюдательного совета маркетплейса WEE (non-food-маркетплейс быстрой доставки) в ОАЭ, обратил внимание, что просто создать замещающий товар и выйти с ним на маркетплейс — мало для успеха. «Как раз потому, что замещать ушедшие бренды ринулись очень многие ретейлеры, далеко не каждый из них оказывается успешным: если вдруг все начинают производить памперсы, может оказаться, что они просто никому не нужны», — говорит он.

Из песочницы маркетплейса

По данным NielsenIQ, в первом полугодии 2023 года количество активных продавцов на крупнейших маркетплейсах в России возросло на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Маркетплейсы, помимо того, что давали низкий порог входа для ретейлеров, дали в целом низкий порог входа для небольших предпринимателей, создающих свои маленькие бренды», — объясняет Евгений Щепелин.

«Люди выходят на маркетплейсы, чтобы оттестировать свой бренд, после чего начать открывать офлайн-точки, и для узнаваемости модели. Часто это всего лишь один монобренд, но его разработчики выстроили успешную маркетинговую стратегию и продают свой товар на сотни миллионов рублей», — рассказывает Сергей Молчанов, генеральный директор компании Sellematics, платформы мониторинга и аналитики на крупнейших маркетплейсах.

Евгений Щепелин называет это тенденцией, которая наблюдалась как в США, так и в Европе: сначала появлялись маленькие бренды, которые изготавливали небольшие предприниматели, потом их скупали крупные.

«У нас пока нет венчуров, которые бы скупали таких «малышей» в самом начале роста, и самая большая сложность — определить, где эта волна начинает расти, и купить бренд в самом начале, чтобы создавать свою СТМ», — считает он, объясняя, что если такого венчура нет, а бренд сильно нравится покупателю, то его следующий этап — расширение каналов продаж, включая собственную розницу. А она, в свою очередь, требует двигаться дальше — начинать собственное производство.

«Сегодня, если у бренда есть только маркетинг, то создать карточку товара на маркетплейсе ничего не стоит. А вот чтобы рассматривать этот бренд как бизнес, то после отстройки канала продаж ему нужно капитализировать себя через производство», — убежден Сергей Молчанов. Но, подчеркивает эксперт, из «песочницы маркетплейса» выберутся, конечно, не все.

«И на самом деле большинство крупных ребят, которые перешагнули за 500 млн рублей, за 1 млрд рублей в прошлом году, уже задумываются о собственном производстве», — утверждает Сергей Молчанов, объясняя, что это нужно и с точки зрения качества товара, и с точки зрения времени производства продукции.

«Потому что маркетплейсы довольно чувствительны к тому, насколько ты быстро пополняешь товар, чтобы всегда оставаться в топе!» — говорит он.

обратите внимание!

Как в России растет онлайн-рынок товаров повседневного спроса и какие регионы впереди по товарообороту, можно узнать в колонке Александра Шуркаева, руководителя группы по работе с федеральными ретейлерами NielsenIQ, «У нас один из лучших e-grocery в мире»

Тенденции рынка

Из основных трендов, касающихся маркетплейсов, эксперты назвали два. Михаил Бурмистров, генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика», вспоминает о запуске «Озоном» телевизоров под собственным брендом: эти телевизоры будут эксклюзивно продаваться на маркетплейсе.

«Мне кажется, что маркетплейсы поставят подобные истории в тираж, и возможности для маленьких брендов в какой-то степени скоро будут заканчиваться, потому что маркетплейсы понимают, что зарабатывать на своих брендах проще, чем на чужих», — говорит он.

Вторую яркую тенденцию обозначил Сергей Молчанов — это ресейл, или продажи уцененных и подержанных товаров.

«Миллениалы подросли, общество потребления потихоньку меняет свою парадигму, и сегодня растут компании, которые торгуют именно такими товарами», — отмечает он.

обратите внимание!

О том, что такое ресейл, для чего он может быть нужен ретейлу, как с ним работать и могут ли сумки стать инвестициями, можно узнать из статьи «Ресейл в ретейле. Как продать дважды одну и ту же вещь»

Идем вперед опережающими темпами

С российского рынка ушли не только многие товарные бренды, но и технологии. Например, о выходе объявил SAP — один из ведущих мировых производителей программных решений для управления бизнес-процессами. И сейчас перед российскими компаниями стоит задача, как подчеркивают эксперты, идти вперед опережающими темпами.

«При этом уход иностранных компаний для нашего рынка является как раз позитивной историей. Это приводит к тому, что у нас освобождаются технологические ниши, и сейчас наступило идеальное время, чтобы создать лучший в мире технологический ретейл», — уверен Григорий Акулов, директор направления розничной торговли российской консалтинговой технологической компании Axenix.

Он называет основные современные технологические тенденции России и мира: ретейл становится платформой, где каждый от начала и до конца видит, что происходит; соответственно, под это подстраиваются все системы, и прежде всего развивается мобильная разработка. «При этом у российского мобильного ретейла есть все шансы стать лучшим в мире!» — подчеркивает эксперт.

Среди других тенденций он называет использование в ретейле видеоаналитики, smart-технологий (умные полки, умное использование электроэнергии, автоматический сбор информации с транспорта и прочее), low-code-решений, когда минимально прибегают к программированию «вручную», а также программных и физических роботов. «В отношении роботов пока этап промежуточный, потому что физические роботы есть не везде, но программные уже используются в полный рост», — добавляет Григорий Акулов.

«Всё это базируется переходом в «облака». При этом в России часто задавался вопрос, в какие же именно в «облака» переходить, если всё заграничное? На что я отвечал: «Поздравляю, заграничных «облаков» не осталось, зато есть российские: МТС, «Яндекс», «Билайн» и другие», — улыбается эксперт.

Мы привносим свое

Уже в обозримом будущем, как объясняет Григорий Акулов, в ретейле мы увидим интеллектуальное планирование полочного пространства и ассортимента, а также оптимизацию последней мили: скоростная доставка будет продолжаться. Плюс начинают возвращаться технологии дополненной реальности.

«Нас ждут облачные платформы: ретейл станет полностью интегрирован, перейдет в «облака», доступные всем. Поэтому мы ждем более легкого процесса входа в ретейл, ценообразования в реальном времени и прослеживаемости всего», — констатирует Григорий Акулов, подчеркивая, что всё это является общемировыми трендами.

При этом, объясняет он, используя всё лучшее, что есть в мире, мы привносим свое. Российскими особенностями он называет то, что сегодня происходит крайне агрессивная локализация, потому что компании не просто уходят, а иногда при этом хлопнув дверью. Отсюда переход на open-source-решения, то есть открытое ПО, доступное для просмотра и изменения, что позволяет его дорабатывать, и опора на свои российские IT-разработки. Как об отдельной особенности он говорит о безопасности данных, объясняя, что количество на сервисы возросло в разы.

«У нас многие уехали, но еще больше остались и готовы, хотят и могут сделать для ретейла всё, что ему необходимо», — заключает эксперт.

По материалам New Retail Forum 2023, организованного East-West Digital News

торговля онлайн-продажи маркетплейс ретейл импортозамещение аналитика
Другие статьи автора Читайте также по теме
«Новый проспект» узнал, хотят ли жители России быть многодетными, как государство готово поддержать тех, кто будет создавать большие семьи, и где в нашей стране меры поддержки уже применяют на практике.
Глава Минпромторга признал, что повышение ключевой ставки ЦБ негативно сказывается на инвестиционной активности промышленных предприятий страны. Власть обещает помочь в преодолении кризиса, но не всем и не сразу. Пока предприятия запускают новые производства сами.
Свинина резко набирает популярность у потребителей на фоне подорожания мяса птицы. Спрос поддерживают рост объемов производства свинины и повышение доходов бюджетников.

Финляндия обнаружила на таможне канал поставок дронов в Россию
05.12.2023
Setl Group приступил к строительству 4-й очереди ЖК "Дворцовый фасад"
05.12.2023
В России заметно выросло количество работников с зарплатой от миллиона и выше
05.12.2023
Петербургский автозавод Hyundai продлил режим простоя еще на месяц
05.12.2023
Бренды с обозначением "№1" признали недопустимыми
05.12.2023
Lada сокращает долю на российском авторынке в пользу китайских брендов
05.12.2023
Доверительным управляющим компании "Конкорд" стал Павел Пригожин
04.12.2023
В Петербурге запустили горячую линию по качеству детских товаров к Новому году
04.12.2023
В Петербурге разворачивают дополнительные койки для больных COVID-19
04.12.2023
Петербург занял 23-ю строчку в рейтинге свободных от вредных привычек регионов
04.12.2023
За минувшую неделю с улиц Петербурга вывезли 220 тыс. м3 снега
04.12.2023
Путин заявил, что четверть населения России занимается волонтерством
04.12.2023
Валентина Матвиенко: "Государство точно не пойдет по пути запрета абортов"
04.12.2023
Петербургская компания Melon Fashion Group отсудил товарный знак у бренда Zolla
04.12.2023
Ученики петербургского лицея получили четыре медали в Китайской национальной олимпиаде по математике
04.12.2023
Владимир Машков сменил Александра Калягина на посту главы Союза театральных деятелей РФ
04.12.2023
"Адмиралтейские верфи" отправили в простой часть персонала до конца декабря
04.12.2023
В Ленобласти новая уполномоченная по правам ребенка - Татьяна Толстова
04.12.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки