«Свид Мобиль» уходит с рынка

Компания «Свид-Мобиль» продает свой автоцентр на Приморском пр., 52, гласило объявление, размещенное 23 мая на сайте «Авито». Позже объявление было удалено, однако в агентстве, которое выставило объект на продажу, пояснили, что он все еще продается, но в закрытом режиме.

Фото: Яндекс.Карты

Пятиэтажное здание площадью 3960 м2, построенное в 2006 году по проекту бывшего главного архитектора города Юрия Митюрева, и участок земли площадью 0,33 га оцениваются в 400 млн рублей.

Генеральный директор ООО «Свид-Мобиль» Евгений Котляр подтвердил продажу актива, однако от комментариев отказался.

Здание продается как коммерческий объект, то есть без франшизы Volvo. Участники рынка сообщили «НП», что на минувшей неделе Volvo Car направил «Свид-Мобилю» письмо об отзыве дилерства. В Volvo Car комментарии получить не удалось. На сайте импортера «Свид-Мобиль» все еще указан как официальный дилер.

Участники рынка предполагают, что ситуация связана с непростым финансовым положением игрока. Это косвенно подтверждают и данные картотеки арбитражного суда. С марта 2019 года к компании контрагенты предъявляют финансовые претензии через суд, чего раньше не наблюдалось. Сейчас в картотеке арбитражного суда 10 исков на сумму почти 13 млн рублей.

Кроме того, подать на банкротство дилера намереваются сразу два контрагента: ЗАО «КРОК инкорпорейтед» и ООО «Интерлизинг», которое через суд сейчас пытается получить 4,2 млн рублей, а также наложить арест на имущество ООО «Свид-Мобиль» в пределах суммы долга.

Помимо контрагентов возврата денег ждут от дилера и несколько десятков покупателей, которые многие месяцы не могут получить свои машины. Они активно обсуждают это на форумах автовладельцев.

Один из покупателей, который ожидает автомобиль с декабря 2019 года, рассказал «НП», что уже обратился в ОБЭП, прокуратуру и суд Приморского района. По его словам, сначала задержки объясняли путаницей в документах, затем он узнал, что его машина перепродана другому покупателю. Он отмечает, что компания не отказывается от своих обязательств, даже выдала подменный автомобиль, однако пока ему удалось взыскать в рамках досудебного соглашения лишь небольшую сумму.

Интересно, что еще полтора года назад «Свид Мобиль» был крупнейшим дилером марки в Петербурге с тремя автоцентрами. Однако затем бизнес был разделен. В конце 2018 года компания продала два своих автоцентра Volvo на пр. Энергетиков и пр. Маршала Жукова сыну Александра Плитмана Даниилу Плитману, возглавлявшему тогда «Свид Мобиль», и его партнерам («НП» подробно писал об этом). Даниил Плитман ушел из компании и вместе с партнерами создал новую — Volvo Car Family, теперь он продает в этих автоцентрах не только шведскую марку, но и китайскую Geely.

В итоге за «Свид Мобилем» остался только автоцентр на Приморском шоссе. Как поясняли участники рынка, основатели «Свид Мобиля» — пожилые люди, которые не слишком хорошо адаптируются к современным реалиям рынка, к тому же последние кризисы резко ударили по экономике предприятия. Тогда игроки говорили, что центр на Приморском шоссе — это стабильный актив, но, по всей видимости, пандемия коронавируса и последовавший за этим кризис окончательно сподвигли их выйти из бизнеса.

ООО «Свид Мобиль» была основана в 1991 году, сначала работала как станция техобслуживания, а с 1996 года стала первым дилером марки в Петербурге, открыв автоцентр на пр. Энергетиков. В 2006 году компания построила автоцентр на Приморском пр., а в 2012 году — на пр. Маршала Жукова.

Владельцы компании, по данным «КоммерсантЪ Картотеки»: Федор Фенстер (29,9%), Евгений Котляр (17,6%), Александр Смирнов (17,6%), Александр Плитман (17,6%). В 2016 году ушел из жизни пятый партнер Александр Альтфельд, и его доля в 29,9% перешла Наталье Каверкиной. После этих событий, говорят на рынке, начались проблемы.

По данным участников рынка, доля «Свид Мобиля» в продажах Volvo в 2019 году составила около 20%. В 2019 году в Петербурге во всех шести автоцентрах марки было продано 1685 автомобилей марки, что на 18% больше, чем годом ранее.

Помимо «Свид Мобиля» Volvo в Петербурге продают в двух автоцентрах Volvo Car Family, по одному автоцентру у ГК «Автополе», ГК «Евросиб», а также у дилера «Volvo Car Суздальский», ранее принадлежавшего обанкротившемуся Алексею Пирогову.

Последние годы ООО «Свид Мобиль» вообще приходится трудно: в 2018 году его выручка составила 2,8 млрд рублей, прибыль — 40 млн рублей, в 2017 году выручка составила 3,2 млрд рублей, убыток — 64 млн рублей, в 2016 году выручка — 2,3 млрд рублей, убыток — 46 млн рублей, по данным «КоммерсантЪ Картотеки».

Продажа здания автоцентра позволит компании уйти с рынка без долгов. Однако дилеры сомневаются в том, что на авторынке им заинтересуются: во-первых, оно продается без франшизы, во-вторых, после кризиса свободные деньги мало у кого остались.

«Под автобизнес этот центр вряд ли приобретут, потому как в Приморском районе представлены практически все бренды. Но местоположение неплохое, здание само по себе хорошее, и есть парковочные места, так что, скорее всего, его выгоднее продать под бизнес-центр. Правда цена несколько завышена, думаю, если она составит 300–350 млн рублей, покупатель найдется гораздо быстрее», — считает председатель совета директоров автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян.

«Цена сформирована скорее исходя из площади текущего здания и в текущих условиях выглядит несколько завышенной, — говорит Алексей Лазутин, руководитель отдела представления интересов инвесторов IPG, — хотя локация для бизнес-центра хорошая: рядом стоит успешный проект класса «А», а Приморский район привлекателен для коммерческой недвижимости. Такой объект может купить как конечный пользователь, который ищет бизнес-центр для себя (подобные покупки нередки среди IT-компаний, дочерних компаний крупных естественных монополистов, банков), так и инвестор для строительства объекта с целью дальнейшей сдачи в аренду».

Председатель совета директоров ГК «Стратегия Рост» Сергей Моренков, говоря о причинах сложившейся в «Свид Мобиле» ситуации, отмечает, что автомобильный бизнес становится всё менее маржинальным и вместе с тем всё более технологичным. «Отраслевые показатели становятся более точными и жесткими. Соответствовать им и успешно конкурировать на этом рынке одиночному дилеру крайне тяжело, потому что технологичность требует инвестиций, компетенций, специалистов. Одиночный дилер не может себе этого позволить и начинает отставать от более крупных коллег по рынку», — говорит Сергей Моренков.

Он добавляет также, что «Свид Мобиль» совершил серьезный просчет, создавая этот автоцентр: небольшой участок, многоэтажное здание и маленькая парковка — это то, что снижает эффективность ведения автобизнеса и повышает издержки. «Например, у нас в «Автополе» клиентская парковка и парковка для сотрудников рассчитаны на 500 автомобилей, парковка для товарного запаса — на 1 тыс. автомобилей, для сервисных машин — ещё на 300 мест. Это позволяет эффективно работать в пиковые сезоны», — поясняет Сергей Моренков.

По словам игроков, в нынешней ситуации импортер Volvo Car вряд ли будет искать другого дилера на замену. Это означает, что количество дилерских предприятий шведской марки в Петербурге сократится до пяти. Для текущей емкости рынка этого более чем достаточно.

Эксперты отмечают, что в связи со скачком курса валют весной, последовавшей за этим пандемией, которая фактически на 2,5 месяца парализовала работу автобизнеса, а также снижением покупательной способности авторынок по итогам 2020 года рухнет в лучшем случае на 30%, а в худшем — на 50%. Так, в апреле (первый месяц, когда в связи с пандемией были закрыты автоцентры), петербургский авторынок достиг исторического минимума. Как посчитали в «Auto-Dealer-СПб», продажи автомобилей сократились на 72%, было реализовано 3208 новых машин. До этого самым худшим результатом был показатель января 2010 года, когда петербургские дилеры продали 5055 новых автомобилей (на 49% меньше, чем в январе 2009 года).

Читайте на эту тему:

Авторынок никогда не будет прежним. Дилеры о последствиях эпидемии

Запрет на работу добивает автодилеров

Вадим Арустамян приобрел пустующий автоцентр в Мурино

 

 


Актуально сегодня