«Светлана» без «Спутника». Завод второй раз за год поменял структуру управления
В ПАО «Светлана» в результате допэмиссии произошла смена акционеров. Вместо юридических лиц, аффилированных с известным девелопером Андреем Березиным, в списке владельцев появился ЗПИФ «Пятый элемент», который, возможно, подконтролен тем же лицам. ПИФы обычно используют для налоговой оптимизации, говорят эксперты.
Новым мажоритарным акционером ПАО «Светлана» с долей 77,5% с февраля 2020 года является ООО «Управляющая компания «Фондовый ДОМ», доверительный управляющий комбинированного ЗПИФа «Пятый элемент». Эта компания — не новичок на «Светлане», до недавнего времени она владела 4,7% акций предприятия. Также с февраля в списке крупных акционеров ПАО оказались Дмитрий Чуриков и Светлана Пантелюшина, которые увеличили свои доли в капитале «Светланы» с 0,59% до 9,65% каждый.
По данным ресурса «Картотека.ру», полный тезка Дмитрия Чурикова является учредителем и гендиректором ООО «Землеустройство и кадастр», которое работает в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставляет технические консультации в данных областях. В прошлом Дмитрий Чуриков был главой ряда фирм, работавших в сфере недвижимости и права. Про Светлану Пантелюшину никаких сведений в открытых базах данных нет.
СТРАТЕГИЯ НЕ ИЗМЕНИТСЯ
В пресс-службе «Светланы» появление новых мажоритарных акционеров объяснили результатами размещения допэмиссии на 2,5 млрд рублей, о которой предприятие объявило в ноябре 2020 года /news/articles/bogatyy-sputnik-dlya-svetlany-dopemissiyu-predpriyatiya-vykupit-novyy-aktsioner/. «Выпуск ценных бумаг состоялся. Их приобрело ООО «Управляющая компания «Фондовый ДОМ». В результате доля УК в капитале ПАО «Светлана» возросла с 4,76% до 77,57%», — добавили в пресс-службе предприятия. Там также уточнили, что корпоративное управление и стратегические цели, установленные действующим советом директоров, остаются неизменными.
В ноябре прошлого года дополнительные акции предполагалось распределить по закрытой подписке между мажоритарными на то время акционерами «Светланы»: ООО «Крона», ООО «АудитЭксперт» и УК «Спутник», связанной со структурами банка «Открытие».
По итогам допэмиссии доли ООО «Крона» и ООО «АудитЭксперт» в акционерном капитале «Светланы» размылись до 0,23% и 0,35% соответственно. Также значительно, с 0,2% до 0,002%, сократилась доля члена совета директоров ПАО Ирины Чесноковой, которая является гендиректором ООО «Инвестиционная компания «ВЕК» (владеет 20% ООО «Компания «АудитЭксперт» и 20% в ООО «Крона»). УК «Спутник» среди новых совладельцев «Светланы» не значится.
«В решении о размещении дополнительных акций было указано, что закрытая подписка проводится между ООО «Крона», ООО «Компания «АудитЭксперт» и АО «УК «Спутник». Первые две компании в результате допэмиссии не приобрели акции, поэтому их пакеты после сделки существенно уменьшились», — констатирует юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнеры» Антон Лалак.
По данным СПАРК, пайщиками комбинированного ЗПИФ «Пятый элемент» выступают 17 юридических и физических лиц. Среди них ООО «УК «Фондовый ДОМ» и его руководитель Екатерина Гусева, ООО «Светлана Эстейт» и его генеральный директор Лилия Богданова, ООО «Светлана-ОСР» и его директор Владимир Ерохин, ООО «Гравитон Инвестментс» и его глава Виктор Антонов, ООО «Орион Инвест» и его руководитель Игорь Цвирко.
ПРОДАЖА СВОИМ
Передача активов в фонд выглядит как смена структуры владения, а не продажа на сторону, говорят эксперты. «ЗПИФы недвижимости довольно часто используются для налоговой оптимизации, потому что собственникам выгоднее держать землю и целые девелоперские проекты внутри фонда, а не владеть ими напрямую», — считает Валерий Емельянов.
Косвенным подтверждением такой схемы можно считать то, что УК «Фондовый ДОМ» является одним из учредителей ООО «Светлана ОСР» и ООО «Светлана-Эстейт», которые находятся на территории завода и номинально управляют частью активов предприятия.
По мнению независимого аналитика Дмитрия Маркова, «Светлана» привлекла в качестве нового акционера не УК «Спутник», а ЗПИФ «Пятый элемент», поскольку последний мог предложить более выгодные условия для управления пакетом акций, в частности более низкие цены за свои услуги.
По словам начальника УК ЛМС Дмитрия Кумановского, переупаковка имущественного комплекса «Светланы» в ЗПИФ также облегчает последующую продажу активов предприятия и консолидацию доходов от управления имуществом.
«До сих пор не ясны планы собственников «Светланы» по оставшейся территории завода. Будут ли они менять Генплан, планируют ли сами развивать территорию (у них теперь есть девелоперская компания полного цикла) или продадут землю другой компании», — рассуждает партнер East Real Сергей Федоров.
«Паевой фонд не является юрлицом, его имуществом управляет управляющая компания», — отмечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Нередко, по его словам, такой способ хранения акций используется для того, чтобы обезопасить активы, скрыть истинного владельца, например в преддверии корпоративного конфликта или раздела имущества.
«ЗПИФы как раз зачастую и используются именно для того, чтобы сделать владельцев бизнеса анонимными», — подтверждает старший юрист Maxima Legal Сергей Бакешин.
Потенциальным следствием формирования подобной системы управления ПАО «Светлана» может стать корпоративный спор, не исключают юристы. «Спор возможен, в том числе в части законности решения об увеличении УК за счет допэмисии», — говорит Антон Лалак. Он уверен, что такой спор будет решаться в судебном порядке в арбитражном суде.
Вместе с тем участники рынка неавторизованно отмечают, что ПИФы отличаются высокой степенью защищенности для участников. «Контроль Центробанка и четкие правила работы на рынке определены, нет возможности их изменить. Сам проект может быть более или менее рисковым, приносить большую или меньшую доходность, но сам инструмент управления, ПИФ, дает гарантии по оформлению участия и защите интересов каждого инвестора, независимо от размера его вклада», — неавторизованно поясняет один из экспертов.
СПРАВКА «НОВОГО ПРОСПЕКТА»:
По данным годовой бухгалтерской отчетности ПАО, выручка компании в 2019 году составила 550,1 млн рублей, что на 59% меньше аналогичного показателя 2018 года, чистая прибыль — 14,2 млн рублей, что в 41 раз меньше, чем в 2018 году.
Читайте на эту тему:
Богатый «Спутник» для «Светланы». Часть допэмиссии предприятия выкупит новый акционер