Столкнулись два "Айсберга". Гиганты судостроения делят атомные миллиарды

01 Августа 2023

У центрального конструкторского бюро «Айсберг» корпорации «Роснефть» через 4 месяца истекает срок действия лицензии на проектирование и конструирование судовых ядерных установок. У одноименного бюро Объединенной судостроительной корпорации такая лицензия есть и срок ее действия ещё более 4 лет, но финансовое состояние бюро близко к краху. Тем не менее кто-то должен сопровождать строительство самых мощных в мире атомных ледоколов проекта 22220 стоимостью в миллиарды рублей.

На фоне плохих новостей про суперледоколы «Лидер», для строительства которых в начале 2022 года «Роснефть» добилась контроля над АО «ЦКБ «Айсберг», в судостроительной отрасли поползли слухи о конкуренции за атомные миллиарды ледоколов проекта 22220.

Источники на рынке утверждают, что генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов распорядился передать проектное сопровождение всех ледоколов, которые строит или будет строить Балтийский завод, «ОСК-Айсбергу». И на то же самое претендует «Айсберг» «Роснефти». Причем цены и количество судов проекта 22220 растут.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

АО «ЦКБ «Айсберг» — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956-го, когда по проекту «Айсберга» заложили первый в мире атомный ледокол «Ленин». В Петербурге с 2012 года два «Айсберга», второй — АО «ЦКБ «ОСК-Айсберг» (основной пакет акций принадлежит Балтийскому заводу, который входит в ОСК) располагается в том же доме на Большом проспекте Васильевского острова. Это символично: «Роснефть» и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) делят друг с другом отечественное судостроение. В 2021 году контролируемое «Роснефтью» АО «Современные технологии судостроения» увеличило пакет акций в ЦКБ «Айсберг» до 90,42%, в 2022-м управлять этим «Айсбергом» стало контролируемое «Роснефтью» АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта».

Что-то пошло не так

В реестре лицензий Ростехнадзора видно, что у обоих «Айсбергов» имеются лицензии на проектирование и конструирование ядерных установок на судах и иных плавсредствах с ядерными реакторами. Такая лицензия позволяет компании осуществлять полноценное проектное сопровождение строительства атомных ледоколов. Из реестра следует, что срок действия лицензии у «ОСК-Айсберга» истекает в ноябре 2027 года, а у «Айсберга» «Роснефти» — в ноябре 2023 года. У этого «Айсберга» есть еще одна лицензия — на проектирование и конструирование ядерных установок на судах атомно-технологического обслуживания, но срок её действия истекает даже раньше — в сентябре этого года.

Это не было бы проблемой при развитии событий так, как о них еще год назад писали газеты: Балтийский завод в Петербурге строит ледоколы проекта 22220, а «Современные технологии судостроения» строят суперледоколы проекта 10510 «Лидер» в Большом Камне. Но что-то пошло не так.

«Лидер» под вопросом

В середине июня глава Минпромторга Денис Мантуров впервые публично заявил о возможном пересмотре условий текущего контракта на строительство головного атомохода проекта 10510 «Россия». Речь шла об уточнении цены и сроков его строительства. А в апреле на форуме «Арктика-регионы» руководитель проекта АО «Атомэнергомаш» Алексей Добродеев и вовсе усомнился в эффективности суперледоколов «Лидер» при проводке крупнотоннажных судов. Логичен вопрос: проектным сопровождением чего будет заниматься «Айсберг» «Роснефти», если проект 10510 заглохнет или отодвинется, как теперь модно говорить, далеко вправо?

Такие разные ледяные глыбы

СПАРК показывает весьма скромные финансовые показатели «ОСК-Айсберга» за последние годы. Его выручка от продаж в 2022 году чуть превысила 25 млн рублей, а в 2021 году и вовсе составила 6 млн рублей, хотя в предыдущие годы превышала 300 млн рублей. «ОСК-Айсберг» последние годы занимается авторским надзором эксплуатации плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», который базируется в Певеке и предназначен для обеспечения энергией крупных промышленных предприятий и населенных пунктов в районе Крайнего Севера и Чукотки. К ледоколам это никакого отношения не имеет.

У «Айсберга» «Роснефти» совсем другая картина: выручка за 2021 год близка к 2 млрд рублей и около 1,5 млрд рублей — в предыдущие годы.

Вишенкой на торте выглядит обстоятельство, которое предпочитают не афишировать: ледоколы проекта 22220 спроектировал «Айсберг», который сегодня принадлежит «Роснефти», а вовсе не тот, что контролирует через Балтийский завод ОСК (его тогда и не было). Именно «Айсберг» «Роснефти» занимается всё это время проектным сопровождением строительства «Арктики» и ее младших «сестер и братьев». И именно он потеряет такую возможность в сентябре, когда истечет срок его лицензии.

Кто пойдет дальше?

Ни в одном из «Айсбергов», равно как на Балтийском заводе и в ОСК, оказались не готовы официально объяснить, кто будет осуществлять проектное сопровождение проекта 22220 с конца этого года. Вопрос более чем актуален, ведь дела обстоят ровно противоположным образом, нежели у «Лидера»: Балтийский завод достраивает четвертый атомоход, в планах еще три, причем поговаривают, что на семи судах проект 22220 не завершится. А это огромные деньги, которые, конечно же, никто официально тоже не озвучивает, но определенное представление можно составить по данным СПАРК (он показывает обороты «Айсберга» «Роснефти» в 1,5-2 млрд рублей в год) и портала «Электронное правосудие». Только ставшие предметом судебных споров контракты на проектное сопровождение «Арктики» и «Сибири» между «Айсбергом» «Роснефти» и Балтийским заводом оцениваются почти в 1 млрд рублей.

Вместе прорубаем окно в Арктику

Владелец производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (одно из основных направлений — судостроение) Михаил Даниленко уверен, что «Айсберг» «Роснефти» найдет выход из сложившейся ситуации и продолжит работу. «Действующее крупное конструкторское бюро — в первую очередь серьезный технологический актив России. Соседствующий с ним «ОСК-Айсберг» пока ничем похвастаться не может. Противоборства и пересечения сфер влияния, безусловно, допускать нельзя. Менять актуальность того или иного проекта ледоколов, наверное, недопустимо. К тому же необходимо сохранить конкурентную среду. Думаю, выбор в пользу проекта 22220 складывается из уже сформировавшейся окончательной стоимости на серийных образцах, в отличие от головного судна «Россия» проекта 10510, где цена, возможно, стала некомфортной или плывет вверх», — говорит бизнесмен.

Владелец и генеральный директор петербургского ООО «Морские комплексные системы» Павел Зубков полагает, что сегодня в российском судостроении как раз такое время, когда работы хватит всем, особенно если речь идет о столь крупных проектных компаниях, как оба «Айсберга».

«Думаю, постановка вопроса о том, кому достанутся контракты на проектное сопровождение строительства ледоколов, принципиально неправильная. Российское судостроение фактически прорубает окно в Арктику, в каком-то смысле заново открывает ее. Тут бесконечно много работы для всех, а вы пишете про компании, которые годами специализируются на морских арктических проектах», — говорит он. Эксперт заявил, что не представляет себе ситуации, когда один «Айсберг» займется проектным сопровождением ледоколов проекта 22220 или, наоборот, 10510, а другой останется не у дел. «Это не та сфера, где мало места, поверьте. Довольно скоро конфронтация уляжется, и каждый из «Айсбергов» займется своим делом», — полагает бизнесмен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня