Подводная часть судостроения. "Айсберг" взыскал с Балтийского завода почти 0,3 млрд
Новый проспект
Статьи

Подводная часть судостроения. "Айсберг" взыскал с Балтийского завода почти 0,3 млрд

Прочитано: 2882

Ледокол «Арктика». Фото: ЦКБ «Айсберг»

Проектировщик крупнейших в мире атомных ледоколов заставил их строителя расплатиться за проектное сопровождение. Дочка «Роснефти» выиграла девять судебных споров у дочки Объединенной судостроительной корпорации.

Петербургское АО «Центральное конструкторское бюро «Айсберг» выиграло самую масштабную за последние годы судебную кампанию, в которой ему приходилось участвовать. Оппонент — Балтийский завод, строящий серию из семи атомных ледоколов проекта 22220 по заказу ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом»). 15 мая арбитраж опубликовал решение по последнему из девяти споров, в которых «Айсберг» взыскал с Балтийского завода более 270 млн рублей за проектное сопровождение строительства головного и первого серийного атомоходов «Арктика» и «Сибирь». Общая сумма спорных контрактов приближается к миллиарду.

справка нового проспекта

ЦКБ «Айсберг» — один из символов российского судостроения и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956 года, когда по проекту «Айсберга» заложили первый в мире атомный ледокол «Ленин». АО «ЦКБ «Айсберг» зарегистрировано в августе 1993 года. По данным СПАРК с актуализацией на конец II квартала 2021 года, 90,42% акций принадлежат АО «Современные технологии судостроения», чей основной бенефициар «Роснефть». Выручка «Айсберга» за 2021 год составила 1,9 млрд рублей.

Спорные договоры между «Айсбергом» и Балтийским заводом подписаны в 2021 году, один из них, на 130 млн рублей, касается проектного сопровождения строительства «Арктики», остальные — «Сибири». Фактически речь идет о многочисленных текущих инженерных доработках, которые неизбежны при сборке столь грандиозных сооружений, тем более если это происходит впервые. С «Арктики» и «Сибири», напомним, начиналась серия ледоколов проекта 22220, и именно при их строительстве возникали наиболее серьезные технические проблемы. Из наиболее известных — поломка одного из гребных электродвигателей «Арктики». Недостатки, выявленные у «Арктики», работникам Балтийского завода приходилось исправлять в процессе строительства «Сибири», чтобы они там не повторились. Проектным сопровождением этих проблем как раз и занимались специалисты «Айсберга».

На данный момент на портале «Электронное правосудие» опубликованы документы по восьми из девяти арбитражных споров, из них видно, что суммарная стоимость контрактов, по которым Балтийский завод не расплатился с «Айсбергом», превышает 750 млн рублей. С учетом последнего спора можно предположить, что общая сумма спора примерно 1 млрд рублей. Остроту ситуации добавляет структура собственности участников судебной баталии. Хозяин «Айсберга» — «Роснефть», Балтийский завод принадлежит Объединенной судостроительной корпорации. Фактически это два основных судостроительных холдинга России, только они и могут друг с другом конкурировать.

В опубликованном 15 мая решении речь идет о разработке эксплуатационной и приемо-сдаточной документации для ледокола «Сибирь», общая сумма контракта — 112,5 млн рублей, позже она была снижена до 101,5 млн, из которых почти 68 млн Балтийский завод остался должен. «По договору подряда на выполнение проектных <…> работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ», — констатировал суд при вынесении решения.

К моменту публикации «Айсберг» выиграл все девять споров, и, в соответствии с вынесенными Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области решениями, Балтийский завод должен ему выплатить около 271 млн рублей. Но сумма не окончательная, потому что в нескольких решениях размер неустойки зависит от срока ее погашения: каждый день добавляет 0,05% от суммы основной задолженности.

«Балтийский завод не оспаривает задолженности и будет выполнять обязательства. Оспаривается только размер неустойки — наши юристы работают над его уменьшением», — заявил представитель Балтийского завода. В «Айсберге» на редакционный запрос к моменту публикации не отреагировали. Вступивших в законную силу судебных решений пока шесть из девяти на общую сумму около 180 млн рублей.

Проектное сопровождение в судостроении — чрезвычайно важная опция, недостаточно серьезное отношение к которой недопустимо. Об этом рассказал руководитель департамента судостроения производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Александр Сафонов. По его словам, выпуск в эксплуатацию любого ледокола проекта 22220 контролируют Российский морской регистр и Росатомфлот, которые проверяют их на всех стадиях строительства.

«Учитывая масштабность проекта атомного ледокола, особенно такой мощности как «Арктика», для исполнения некоторых групп простых чертежей привлекаются в том числе практиканты, выпускники вузов. Они вполне могут допустить ошибки, которые не заметят проверяющие из-за малой значимости этих чертежей в сравнении с остальными. Но итоговая прошедшая все согласования документация окажется из-за этих недочетов не совсем пригодной для строительства судна. Подобных мелких ошибок может набраться по несколько тысяч штук на один ледокол. Потому и необходимо проектное сопровождение строительства, когда опытные инженеры в режиме реального времени исправляют подобные недочеты», — говорит эксперт.

Генеральный директор и владелец петербургского ООО «Морские комплексные системы» Павел Зубков считает несвоевременное финансирование проектного сопровождения недопустимым.

«Проблема сегодняшнего судостроения в России в том, что довольно часто мы проектируем и строим суда практически одновременно, особенно это касается новых масштабных проектов. Это ведет к большим переделкам вплоть до вырезов корпусов судов. Понятно, что из-за этого возрастает стоимость — неслучайно российские верфи сегодня работают почти в убыток. Я бы сравнил проектное сопровождение строительства судов со скорой помощью, которая лечит неожиданно обострившиеся старые болячки. Пока есть такие болячки, без скорой помощи никак, поэтому не финансировать ее работу — почти преступление», — говорит бизнесмен.

справка нового проспекта

Атомные ледоколы серии 22220 считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире. Преимуществом серии является возможность судов менять осадку, что позволяет им работать как в открытом море, так и на мелководье. Заказчиком всей серии выступает «Атомфлот», исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество «Балтийский завод». По данным СПАРК, на 98,28% АО принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути.

До недавнего времени между Балтийским заводом и «Атомфлотом» было заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220:

  • головной «Арктики» стоимостью 37 млрд рублей;
  • «Сибири» и «Урала» стоимостью 84,4 млрд рублей;
  • «Якутии» и «Чукотки» стоимостью 100 млрд рублей без НДС.

«Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже осваивают Северный морской путь, сдача «Якутии» и «Чукотки» назначена на 2024 и 2025 годы соответственно. В начале февраля «Атомфлот» и Балтзавод заключили контракт на строительство пятого и шестого серийных атомных ледоколов проекта 22220.

суд судостроение ледокол Балтийский завод
Другие статьи автора Читайте также по теме
Пользователей соцсетей, блогов или иных интернет-ресурсов, разместивших много лет назад безобидные сообщения, могут привлечь к административной или даже уголовной ответственности. Возможность штрафов за публикацию информации, объявленной впоследствии запрещенной, подтвердил Конституционный суд России.
Производители мясных изделий Петербурга и Ленобласти испытывают серьезные финансовые сложности. Для увеличения продаж им стоит активней работать с региональными торговыми сетями и общепитом, говорят аналитики.
Неисполнение указаний оперативных штабов будет караться многотысячными штрафами. Такая ответственность уже вводится в Ленинградской и Курской областях. Нарушением, в частности, могут признать публикацию любой информации о мостах, заводах, портах, электростанциях и других стратегических объектах.

В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки