Старый друг лучше новых двух. Дилеры взялись за рынок подержанных машин
Петербургские автодилеры один за другим выходят на рынок автомобилей с пробегом. Рынок новых машин практически не растет (по итогам 2020 года он составит 1,5 млн автомобилей, прогнозирует АЕБ) и предпосылок для этого в связи с пандемией нет. Маржинальность продаж новых машин близка к нулю, а импортеры (например, Hyundai) уже начали продавать автомобили онлайн, создавая конкуренцию дилерским предприятиям. Между тем рынок автомобилей с пробегом - это около 5,5 млн автомобилей в год. И 20-25% этого рынка приходится на официальных дилеров. Они видят здесь огромный потенциал, а также возможность не зависеть от импорта и нестабильной экономической ситуации.
Автохолдинг ОАК-РРТ, подконтрольный Олегу Барабанову и его партнерам, открывает в регионах центры по продаже автомобилей с пробегом под брендом «РРТ-Автомаркет». Первоначальный объем инвестиций в проект составит, по оценкам экспертов, от 250 млн рублей — это стоимость аренды автоцентров, оборудования и выкуп автомобилей.
«Рынок Петербурга перенасыщен, поэтому здесь мы особого развития не видим. На сегодняшний день мы открыли четыре центра в Пскове, Великом Новгороде, Белгороде и Брянске. Это отдельно стоящие арендованные автоцентры по продаже автомобилей с пробегом. В первый год мы планируем ежегодно продавать в каждом автоцентре около 1200 автомобилей. В планах открыть автоцентры по продаже автомобилей с пробегом еще в нескольких регионах. Сроки окупаемости проекта составят около 1,5 лет», — рассказывает управляющий ОАК-РРТ Сергей Новосельский.
По его словам, решение создавать площадки для продажи автомобилей с пробегом в регионах связано с тем, что там выше доходность, а рынок пока не так сильно занят официальными дилерами. «Мы соблюдаем все стандарты официальных дилерских предприятий. Качественные автомобили, прошедшие обследование и с гарантией от официального дилера, имеют огромный потенциал для продажи», — говорит Сергей Новосельский.
ОАК-РРТ работает в Петербурге, Архангельске, Вологде, Воронеже, Казани, Мурманске, Петрозаводске, Ярославле. В портфель брендов входят Nissan, Datsun, Kia, Subaru. По итогам 2019 года выручка ОАК-РРТ составила 15,4 млрд рублей, было продано 8 757 новых автомобилей и 7 749 автомобилей с пробегом.
В Петербурге автодилеры уже несколько лет активно развивают площадки для машин с пробегом. В октябре 2019 года автоцентр в Мурино открыл автохолдинг «Максимум» Вадима Арустамяна («НП» подробно писал об этом). В проект уже инвестировано около 700 млн рублей и планируется вложить еще 200 млн рублей. «Сейчас на нашей площадке находится около 1,3 тыс. машин с пробегом. Это и автомобили, сданные по программе trade-in, и выкупленные у частных лиц», — говорит Вадим Арустамян. По его словам, в декабре планируется продать 1,2 тыс. машин, а в течение 1–1,5 лет выйти на продажи 25 тыс. автомобилей в год. Сроки окупаемости проекта он оценивает в 4 года.
«Думаю, наша площадка займет не менее 15% рынка автомобилей с пробегом в Петербурге. Это огромный рынок, который пока не освоили официальные дилеры. Хотя последние годы мы видим, что они интересуются этим сегментом всё больше и больше, поскольку он значительно прибыльнее, чем рынок новых автомобилей», — поясняет Вадим Арустамян. Он говорит, что одна из главных задач — уйти от зависимости от импортеров и создать новую бизнес-модель, которую затем можно будет распространить на другие регионы по франшизе.
Еще один проект по продаже автомобилей с пробегом в 2018 году запустила ГК «Аксель». Всего у компании пять площадок: по одной в Мурманске, Архангельске и три в Петербурге, в том числе отдельный проект в Буграх. Как рассказал «НП» Игорь Седов, директор по развитию компании, по итогам года «Аксель» продаст около 7,5 тыс. машин с пробегом, из них треть — на отдельной площадке в Буграх. В следующем году там планируют продавать до 5 тыс. машин в год.
Как отмечает ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов, рынок автомобилей с пробегом примерно в 4 раза крупнее нового, а доля дилеров там еще мала, им есть куда расширять бизнес. «Кроме этого на «вторичке» машины дешевле. Предложений и выбора значительно больше. Да, подержанный автомобиль — не новый, но в нынешнее время — неплохая альтернатива», — говорит он. По оценкам эксперта, в целом по стране официальные дилеры продают почти 26% автомобилей с пробегом в сегменте до 10 лет, и он является наиболее востребованным.
Аналитики «Автостата» отмечают, что в 2021 году рынок машин с пробегом останется на уровне 5,5 млн автомобилей. А дилеры наблюдают рост спроса на них на 5–10%, что связано с дефицитом и подорожанием новых машин. Между тем прогнозы по продажам новых автомобилей не столь оптимистичны: игроки говорят, что в связи с пандемией и падением покупательной способности этот рынок может потерять в будущем году до 10%.
«Если рынок новых машин — это уже бордовый океан, который практически исчерпал свой ресурс для развития, то на рынке б/у автомобилей пока всем места хватит, — рассуждает директор автоцентра Mercedes-Benz ГК «Вагнер» Евгений Пекарский. — Продажи авто с пробегом — это самостоятельный проект, не обремененный дилерскими стандартами и ограничениями. Здесь вложения и расходы существенно меньше. Маржинальность бизнеса в 5 раз выше и практически нет конкуренции, поскольку новые авто у всех одинаковые, а каждый подержанный автомобиль уникален. На 2021 год большинство игроков рынка поставили чрезмерно амбициозные планы по продажам новых машин, что вернет всех в унылую реальность 2019-го (если повезёт). Поэтому тот, кто уже сделал ставку на подержанные машины, молодец».