С ветерком по воде. Круизы на катерах и яхтах выходят из тени
Новый проспект
Статьи

С ветерком по воде. Круизы на катерах и яхтах выходят из тени

Прочитано: 834

Фото: Станислав Тихомиров / Коммерсантъ

На фоне пандемии в Петербурге набирает обороты новый вид бизнеса — круизы на маломерных судах, катерах и яхтах длиной не более 20 м и вместимостью до 12 человек. До 120 тыс. клиентов и за полмиллиарда рублей в год — таков приблизительный объем этого рынка, не считая теневой его части.

Список тех, кто приобрел плавсредства для коммерческого использования, содержится в Государственном судовом реестре Большого порта Санкт-Петербург. По словам капитана порта Александра Волкова, там 1124 маломерных судна. Но действующее законодательство требует от всех компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, наличия лицензий Ространснадзора. Плавсредства не исключение, причем, с точки зрения лицензирующего органа, нет разницы между крупным круизным теплоходом и маломерным катером, поэтому реестр участников рынка, катающих пассажиров по нашим рекам, озерам и Финскому заливу ведёт Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Ространснадзора (УГМРН).

По данным УГМРН, в Петербурге 92 юридических лица имеют такие лицензии. Все они вместе при подаче документов на лицензирование заявили о наличии 160 маломерных судов, предназначенных для пассажирских перевозок.

справка нового проспекта

Основные владельцы маломерных судов петербургского рынка круизов:

  • ООО «Смольнинское пароходство» — 8 катеров;
  • ИП Кукуричкин — 7 катеров;
  • ООО «Нева тревел» — 5 катеров;
  • ООО «Аквапитер» — 5 катеров;
  • ИП Будаев — 4 катера.

Итого по водным артериям Петербурга и окрестностей циркулируют 1124 катера и яхты, владельцы которых заявили об их коммерческом использовании, но обладатели лишь 160 плавсредств имеют лицензии на пассажирские перевозки.

обратите внимание!

160 маломерных судов имеют право катать туристов по рекам и каналам Петербурга и в Финском заливе.

Логичен вопрос: каким образом используются в коммерческих целях оставшиеся 964 судна, у которых нет лицензий на перевозку пассажиров?

Владимир Филиппов, генеральный директор ООО «Аква-Экскурс»:

— Я не знаю другого способа коммерческого использования маломерного катера, кроме перевозки пассажиров. Думаю, никто не знает. Скорее всего, 964 плавсредства частично просто где-то стоят, а частично используются для круизов по-черному. Обозначить соотношение одних к другим не готов, но знаю точно: в центре Петербурга никто без лицензий не работает. Видимо, эти услуги предоставляют через интернет.

Остальные опрошенные автором статьи участники рынка говорят то же самое, но просят на себя не ссылаться — боятся оказаться в роли спускового крючка, от которого выстреливает очередная проверка.

Но вывод очевиден: 964 катера очень похожи на плавсредства теневых игроков, и это скромный прогноз — никто не знает, сколько из зарегистрированных в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу под видом некоммерческих 46 472 катеров и яхт катает пассажиров за деньги.

На вопрос о пассажиропотоке круизов на маломерных судах в комитете по транспорту Петербурга ответить не смогли — там не располагают такой статистикой, измеряя обороты большими теплоходами. У участников рынка точных цифр тоже нет, но они предполагают, что любителей круизов на маломерных судах вряд ли больше 120 тыс. человек за навигацию.

Георгий Кожуховский, генеральный директор ООО «Энишипс»:

— Думаю, объем этого рынка — где-то 80-120 тыс. человек за сезон. В Петербурге спрос на такую услугу традиционно зависит от погоды и последние две навигации — от пандемии. В моем понимании пандемия сильно подкосила рынок, потому что лишила его иностранцев и гостей, посещавших город в рамках делового туризма — всевозможных выставок и конгрессов, куда приезжают жители других регионов. Это серьезный удар, ведь гости города составляли примерно 50-60% клиентов круизов на катерах и яхтах, из них где-то 30% — иностранцы. Пик сезона — Международный экономический форум, особенно если он совпадает с хорошей погодой. Приезжают состоятельные москвичи, зарубежные делегации, им нравится осматривать город с воды.

Генеральный директор ООО «Аква-Экскурс» (компания специализируется на круизах на теплоходах, но эксплуатирует и пять катеров) Владимир Филиппов, наоборот, полагает, что пандемия повысила спрос на маломерные суда в качестве круизного транспорта. Он оценивает спрос на услугу несколько ниже.

Владимир Филиппов:

— В моем понимании, в Петербурге работает около 40 прогулочных катеров. Я имею в виду тех, кто в навигацию каждый день выходит на работу. Отследить оказывающих услуги через интернет невозможно. Как правило, речь идет о полуторачасовых круизах по Мойке, Фонтанке и каналу Грибоедова. Каждый катер может сделать до пяти рейсов в день, в один рейс идут в среднем четыре человека. Итого, с учетом 100 располагающих к водным прогулкам дней в навигацию, можно предположить, что такими услугами пользуются примерно 80 тыс. человек за сезон.

Большой скачок спроса на аренду круизных катеров случился с начала пандемии. В моей компании число рейсов выросло вдвое в 2020 году и еще вдвое оно выросло в 2021-м. Количество катеров в городе, думаю, с 2020 года тоже выросло вдвое. Видимо, дело в том, что состоятельные клиенты, которые могут позволить себе арендовать катер за 10 тыс. рублей в час, из-за пандемии оказались в Петербурге, а не, например, в Италии или Германии. Боюсь, когда границы откроются, спрос редко сократится.

Финансовую ёмкость этого рынка не готов оценить никто: слишком уж такие услуги подвержены климатическим и ситуативным колебаниям и слишком уж значительная их часть остается в тени, отчего недоступна статистике.

Если предположить, что в удачный сезон услугами круизов на катерах и яхтах пользуется 120 тыс. человек и каждый из них платит в среднем по 5 тыс. рублей за прогулку, то получается 0,6 млрд рублей в год. Но это по очень смелым оценкам.

Георгий Кожуховский:

— Круизы на маломерных судах, в отличие от традиционных теплоходов, работают не по расписанию, а стартуют по желанию заказчика. Есть варианты прогулок по круговому маршруту с осмотром достопримечательностей, а есть вариант добраться из пункта, А в пункт Б, как на такси. Стандартная цена последнего сезона — от 6 тыс. рублей в час за маленький катер и до 100 тыс. за моторную яхту. Маленькие катера иногда есть возможность взять на полчаса за 3 тыс. Но наступает Международный экономический форум, и час обычного катера на шесть человек вырастает с 6 тыс. рублей до 15 тыс., а минимальный срок аренды — с 1 часа до 3. Яхты побольше вместо 25 тыс. рублей за час начинают стоить 60 тыс., а сдавать их будут минимум на сутки.

Кроме того, по словам бизнесмена, из-за нехватки яхт-клубов цены на стоянки маломерных судов в последнюю навигацию выросли в несколько раз. Георгий Кожуховский рассказал, что раньше свой 7-метровый катер он ставил за 10 тыс. рублей в месяц, а в прошлом году с трудом нашел место за 40 тыс., и то оно ушло до того, как он успел забронировать. Пришлось поставить катер на прицеп. Теперь спускает его на воду, когда хочет покататься.

Отсутствие инфраструктуры — главная головная боль владельцев маломерных судов.

Председатель совета Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александр Камелин:

— Сейчас модно рассуждать про развитие водного речного туризма, но посмотрите, что происходит на самом деле. Владельцу приличного катера или яхты проще вообще не заходить в Петербург. Тут элементарно невозможно найти место, чтобы безопасно оставить судно, их почти нет. В Хельсинки, Таллине тысячи таких мест, потому там и водный туризм развит. В Петербурге же на местах бывших яхт-клубов торгово-развлекательные комплексы построили. А ещё путешествие по нашим рекам предполагает исключительно любование природой. Это отлично, но этого мало. Должны быть заправки, причалы, кафе, полиция. В конце концов, на наших реках же и мобильная связь не везде работает. Откуда возьмется речной туризм в такой ситуации?

справка нового проспекта

В Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу зарегистрировано 46 472 маломерных судна, из них 43 644 принадлежат физическим лицам и 2828 — юридическим.

Сюда не входят суда со снаряженной массой до 200 кг и подвесными двигателями, чья мощность не превышает 10 лс. Они не подлежат государственной регистрации, а управление ими не требует документа. Количество таких плавсредств невозможно оценить, и ничто не мешает им оказывать туристические услуги, не попадающие ни в какую статистику. Стандартная вместимость такого плавсредства — четыре человека, стоимость аренды — до 5 тыс. рублей в час. Мы никогда не узнаем, сколько их работают на рынке круизных услуг, впрочем, погоду на нём они не делают, оставаясь в рамках статистической погрешности.

Мы говорим об остальных — они образуют рынок круизных перевозок. Владельцы 46 472 маломерных судов из реестра питерской ГИМС, по идее, тоже не должны возить пассажиров за деньги. Тут катера и яхты, чьи владельцы не планируют их использование в коммерческих целях или не хотят официально сообщать об этом. Трудно сказать, кто из них всё равно промышляет круизами. Пока ничто не мешает им оставаться в тени.

перевозки туристический рынок
Другие статьи автора Читайте также по теме
Президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) России Игорь Бухаров обозначил ключевые проблемы современного туристического бизнеса, объяснил, почему важно для региона гостеприимство на уровне местных жителей и почему под лежачий камень не течет коньяк.
Премьера Михаила Мишустина просят воздержаться от ответных мер РФ по ограничению въезда в страну большегрузного транспорта из Евросоюза.
18.04.2022
Генеральный директор экспортного агентства Weconn Наталья Проказова рассказала «Новому проспекту», как в ближайшее время могут измениться транспортные потоки из Европы и других стран в Россию и о текущей ситуации на рынке перевозок.

Новое общественное пространство появилось на юго-западе Петербурга
13.06.2024
Молодые музыканты из Петербурга поборются за приз фестиваля Kustendorf CLASSIC в Сербии
13.06.2024
Банки Киргизии остановили работу с российскими платежными системами
13.06.2024
В Новой Голландии открылась выставка-путешествие «Эволюция»
13.06.2024
Под санкции США попали более трех десятков компаний из Петербурга
13.06.2024
Завершено строительство жилья в ЖК "Солнечный город. Резиденции"
13.06.2024
Минэкономразвития добивается упрощения визового режима со стороны РФ
13.06.2024
В Ораниенбауме полностью восстановили Китайский дворец
13.06.2024
Setl Group намерен купить территорию завода в Невском районе под застройку
13.06.2024
На Мосбирже прекращены торги долларом и евро
13.06.2024
На Суворовском проспекте в Петербурге открыли новый итальянский ресторан Flori
12.06.2024
Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ
12.06.2024
Минтранс сообщил о росте пассажиропотока на международных линиях на 24%
12.06.2024
Боливия предложила России начать экспорт вяленого мяса ламы
12.06.2024
Путин утвердил смягчение уголовной ответственности за нарушение авторских прав
12.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки