Не только "Анастасия". Оператор Moby SPL уплывает в реки

08 Февраля 2022

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

В первые дни февраля на российском рынке речных круизных перевозок объявился новый игрок. Это петербургское ООО «МСПЛ», генеральный агент Moby SPL, владельца парома «Принцесса Анастасия». Компания напомнила о себе спустя почти два с половиной года бездействия. Теперь вместо Хельсинки и Стокгольма она намерена продавать туры в Карелию, города Волги, Валаам, Кижи, Соловецкие острова и даже в Москву.

По словам представителя «МСПЛ», уже заключены договоры с основными на рынке речных круизов судовладельцами и даже появились первые клиенты. В компании делают ставку на когда-то привыкших к ней любителей морских туров в исполнении «Принцессы Анастасии» и утверждают, что готовы удовлетворить любой объем спроса. Но делиться прогнозами на будущее нового направления в «МСПЛ» оказались не готовы: официальный представитель не ответил ни на один конкретный вопрос, в том числе по поводу планов освоения рынка речных круизов.

В ГКУ «Агентство внешнего транспорта» (структура комитета по транспорту Петербурга) автору статьи сообщили: «Пассажирские причалы Петербурга (Речной вокзал, Уткина заводь и Соляной причал) способны обеспечить в среднем около 1 тыс. судозаходов и обслужить около 500 тыс. пассажиров в год». Для сравнения, в 2018 году, который участники рынка вспоминают с ностальгической грустью, от петербургских причалов отправились 567 судов с 105,6 тыс. человек на борту. Вот максимальное достижение петербургского речного туризма за последние 6 лет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
!

По данным городского комитета по транспорту, в 2021 году в Петербурге зафиксировано 366 заходов речных круизных судов межрегионального сообщения. Это в 2,5 раза больше показателя 2020 года (146 судозаходов) и в 1,3 раза меньше, чем в 2019-м (477 судозаходов). Пассажиропоток речных судов в Петербурге составил в прошлом году около 60 тыс. человек — в 2,5 раза больше, чем в 2020-м (22 тыс.) и почти в полтора раза меньше, чем в 2019-м (95 тыс.).

Простой арифметический расчет показывает: текущее свободное пространство на рынке межрегиональных речных круизов в Петербурге можно оценить примерно в 650 судозаходов и почти в 450 тыс. пассажиров в год. Это почти в 2 раза больше по судазоходам и почти в 7 раз больше по пассажиропотоку, чем было в последнюю навигацию. Сложно представить, что «МСПЛ» не хватит места на этом рынке, тем более компания выбрала удачное время, чтобы открыть дверь в новое для себя бизнес-пространство.

С одной стороны, пандемия создала там определенную пустоту: многие туристические компании ушли с рынка, не выдержав локдауна и финансовых потерь, связанных с возвратом денег за ранее забронированные поездки старым клиентам. Неслучайно «МСПЛ» так долго сидела без работы. По словам представителя компании, она недавно лишь вернула все деньги клиентам, купившим до пандемии туры на «Принцессу Анастасию» (паром в ноябре 2019 года выполнил последний международный рейс и с тех пор работает плавучей гостиницей в Баренцевом море в Мурманской области). О какой сумме идет речь, в компании сообщить отказались, но, надо полагать, это было непросто. Про её сложности писали газеты: в конце 2020 года объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» отказало «МСПЛ» в возврате денег для перечисления пассажирам за отмененные из-за пандемии круизы. Постановление правительства РФ №1073 позволило туроператорам рассчитаться с клиентами до конца 2021 года, а в начале 2022-го «МСПЛ» начала осваивать новый сектор бизнеса.

С другой стороны, не далее как 7 февраля российское правительство утвердило Концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года. Она предполагает, в частности, развитие речных и озерных круизных маршрутов и меры государственной поддержки туроператоров, которые такие маршруты будут осваивать. Речь идет о налоговых и неналоговых льготах, субсидиях, субвенциях, грантах, льготном кредитовании, лизинге, финансировании профильных учебных заведений и судостроения. Дорожная карта концепции должна быть сформирована до конца 2022 года, так что, выход «МСПЛ» на рынок речных круизов в апреле выглядит очень своевременным с точки зрения получения поддержки от государства. При этом, по словам генерального директора ООО «Нева-Балт Рива» Елены Мезиновой, попасть на рынок речных круизов с нуля очень сложно. Кажется, будто туроператоров стало меньше, но и возможности сократились, они ограничены государственной границей. Достаточно посмотреть, какие в навигацию 2021 года были очереди на Валаам или Соловецкие острова.

Генеральный директор ООО «Нева-Балт Рива» Елена Мезинова:

—  Безусловно, сюда стоит приходить со своими клиентами. У «МСПЛ» есть то, чего нет ни у одного другого нового участника рынка речных круизов — огромная клиентская база. Да, это клиенты, привыкшие к Хельсинки и Стокгольму, но сейчас и в ближайшем будущем туда всё равно не попасть. Думаю, они смогут переориентировать хотя бы часть своих клиентов на внутренний туризм, а значит, вполне благополучно займут нишу этого бизнеса.

По данным «Коммерсанта», по рекам России путешествуют примерно 400-500 тыс. человек в год. Основная масса круизов приходится на бассейны Волги, Камы и на северные водоемы (Ладожское озеро, Карелия и др.). Последние 2-3 года, если не брать пандемию, этот рынок ежегодно прирастал на 10-15%. Объем внутреннего российского рынка речных круизов по итогам летнего сезона 2021 года составил 4,45 млрд рублей, что на 4,5% больше аналогичного периода допандемийного 2019 года.

Таким образом, на Петербург в 2021 году пришлось около 1/8 всех речных туристов России, что соответствует 1 млрд рублей оборота за всю навигацию. Обозначенная Агентством внешнего транспорта свободная ниша в 450 тыс. человек в год соответствует примерно 1 млрд рублей. К концу года мы узнаем, какой кусок этого пирога достанется «МСПЛ».

Впрочем, в нашем городе есть свои особенности. Мы узнали о них от президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимира Родионова. «В водном туризме в границах Петербурга в 2021 году появилась новая тенденция — сокращение групповых туров в пользу индивидуальных. Я имею в виду семейный отдых группами по 5-6 человек, 10 максимум. Очень вырос спрос на маломерные суда, прежде всего моторные прогулочные яхты, хотя раньше в Петербурге в тренде были пассажирские суда вместимостью в 20-30, до 50 человек», — говорит эксперт.

Туры на маломерных судах «МСПЛ» пока не предлагает, но авторитетных сведений об их востребованности за пределами Петербурга пока тоже нет. Впрочем, в компании просят не забывать: пандемия рано или поздно закончится, и отношения с Moby SPL возобновятся.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

По данным СПАРК, ООО «МСПЛ» зарегистрировано в ноябре 2016 года. У компании единственный владелец — петербуржец Константин Соловьев, которого СПАРК видит также 20%-ным совладельцем зарегистрированного в Карелии строительного кооператива «Теплотехник». Выручка «МСПЛ» от продаж за 2020 год составила 19,1 млн рублей.

Актуально сегодня