С ветерком по воде. Круизы на катерах и яхтах выходят из тени
Фото: Станислав Тихомиров / Коммерсантъ
На фоне пандемии в Петербурге набирает обороты новый вид бизнеса — круизы на маломерных судах, катерах и яхтах длиной не более 20 м и вместимостью до 12 человек. До 120 тыс. клиентов и за полмиллиарда рублей в год — таков приблизительный объем этого рынка, не считая теневой его части.
Список тех, кто приобрел плавсредства для коммерческого использования, содержится в Государственном судовом реестре Большого порта Санкт-Петербург. По словам капитана порта Александра Волкова, там 1124 маломерных судна. Но действующее законодательство требует от всех компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, наличия лицензий Ространснадзора. Плавсредства не исключение, причем, с точки зрения лицензирующего органа, нет разницы между крупным круизным теплоходом и маломерным катером, поэтому реестр участников рынка, катающих пассажиров по нашим рекам, озерам и Финскому заливу ведёт Северо-Западное управление государственного морского и речного надзора Ространснадзора (УГМРН).
По данным УГМРН, в Петербурге 92 юридических лица имеют такие лицензии. Все они вместе при подаче документов на лицензирование заявили о наличии 160 маломерных судов, предназначенных для пассажирских перевозок.
Основные владельцы маломерных судов петербургского рынка круизов:
- ООО «Смольнинское пароходство» — 8 катеров;
- ИП Кукуричкин — 7 катеров;
- ООО «Нева тревел» — 5 катеров;
- ООО «Аквапитер» — 5 катеров;
- ИП Будаев — 4 катера.
Итого по водным артериям Петербурга и окрестностей циркулируют 1124 катера и яхты, владельцы которых заявили об их коммерческом использовании, но обладатели лишь 160 плавсредств имеют лицензии на пассажирские перевозки.
160 маломерных судов имеют право катать туристов по рекам и каналам Петербурга и в Финском заливе.
Логичен вопрос: каким образом используются в коммерческих целях оставшиеся 964 судна, у которых нет лицензий на перевозку пассажиров?
Владимир Филиппов, генеральный директор ООО «Аква-Экскурс»:
— Я не знаю другого способа коммерческого использования маломерного катера, кроме перевозки пассажиров. Думаю, никто не знает. Скорее всего, 964 плавсредства частично просто где-то стоят, а частично используются для круизов по-черному. Обозначить соотношение одних к другим не готов, но знаю точно: в центре Петербурга никто без лицензий не работает. Видимо, эти услуги предоставляют через интернет.
Остальные опрошенные автором статьи участники рынка говорят то же самое, но просят на себя не ссылаться — боятся оказаться в роли спускового крючка, от которого выстреливает очередная проверка.
Но вывод очевиден: 964 катера очень похожи на плавсредства теневых игроков, и это скромный прогноз — никто не знает, сколько из зарегистрированных в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу под видом некоммерческих 46 472 катеров и яхт катает пассажиров за деньги.
На вопрос о пассажиропотоке круизов на маломерных судах в комитете по транспорту Петербурга ответить не смогли — там не располагают такой статистикой, измеряя обороты большими теплоходами. У участников рынка точных цифр тоже нет, но они предполагают, что любителей круизов на маломерных судах вряд ли больше 120 тыс. человек за навигацию.
Георгий Кожуховский, генеральный директор ООО «Энишипс»:
— Думаю, объем этого рынка — где-то 80-120 тыс. человек за сезон. В Петербурге спрос на такую услугу традиционно зависит от погоды и последние две навигации — от пандемии. В моем понимании пандемия сильно подкосила рынок, потому что лишила его иностранцев и гостей, посещавших город в рамках делового туризма — всевозможных выставок и конгрессов, куда приезжают жители других регионов. Это серьезный удар, ведь гости города составляли примерно 50-60% клиентов круизов на катерах и яхтах, из них где-то 30% — иностранцы. Пик сезона — Международный экономический форум, особенно если он совпадает с хорошей погодой. Приезжают состоятельные москвичи, зарубежные делегации, им нравится осматривать город с воды.
Генеральный директор ООО «Аква-Экскурс» (компания специализируется на круизах на теплоходах, но эксплуатирует и пять катеров) Владимир Филиппов, наоборот, полагает, что пандемия повысила спрос на маломерные суда в качестве круизного транспорта. Он оценивает спрос на услугу несколько ниже.
Владимир Филиппов:
— В моем понимании, в Петербурге работает около 40 прогулочных катеров. Я имею в виду тех, кто в навигацию каждый день выходит на работу. Отследить оказывающих услуги через интернет невозможно. Как правило, речь идет о полуторачасовых круизах по Мойке, Фонтанке и каналу Грибоедова. Каждый катер может сделать до пяти рейсов в день, в один рейс идут в среднем четыре человека. Итого, с учетом 100 располагающих к водным прогулкам дней в навигацию, можно предположить, что такими услугами пользуются примерно 80 тыс. человек за сезон.
Большой скачок спроса на аренду круизных катеров случился с начала пандемии. В моей компании число рейсов выросло вдвое в 2020 году и еще вдвое оно выросло в 2021-м. Количество катеров в городе, думаю, с 2020 года тоже выросло вдвое. Видимо, дело в том, что состоятельные клиенты, которые могут позволить себе арендовать катер за 10 тыс. рублей в час, из-за пандемии оказались в Петербурге, а не, например, в Италии или Германии. Боюсь, когда границы откроются, спрос редко сократится.
Финансовую ёмкость этого рынка не готов оценить никто: слишком уж такие услуги подвержены климатическим и ситуативным колебаниям и слишком уж значительная их часть остается в тени, отчего недоступна статистике.
Если предположить, что в удачный сезон услугами круизов на катерах и яхтах пользуется 120 тыс. человек и каждый из них платит в среднем по 5 тыс. рублей за прогулку, то получается 0,6 млрд рублей в год. Но это по очень смелым оценкам.
Георгий Кожуховский:
— Круизы на маломерных судах, в отличие от традиционных теплоходов, работают не по расписанию, а стартуют по желанию заказчика. Есть варианты прогулок по круговому маршруту с осмотром достопримечательностей, а есть вариант добраться из пункта, А в пункт Б, как на такси. Стандартная цена последнего сезона — от 6 тыс. рублей в час за маленький катер и до 100 тыс. за моторную яхту. Маленькие катера иногда есть возможность взять на полчаса за 3 тыс. Но наступает Международный экономический форум, и час обычного катера на шесть человек вырастает с 6 тыс. рублей до 15 тыс., а минимальный срок аренды — с 1 часа до 3. Яхты побольше вместо 25 тыс. рублей за час начинают стоить 60 тыс., а сдавать их будут минимум на сутки.
Кроме того, по словам бизнесмена, из-за нехватки яхт-клубов цены на стоянки маломерных судов в последнюю навигацию выросли в несколько раз. Георгий Кожуховский рассказал, что раньше свой 7-метровый катер он ставил за 10 тыс. рублей в месяц, а в прошлом году с трудом нашел место за 40 тыс., и то оно ушло до того, как он успел забронировать. Пришлось поставить катер на прицеп. Теперь спускает его на воду, когда хочет покататься.
Отсутствие инфраструктуры — главная головная боль владельцев маломерных судов.
Председатель совета Ассоциации владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга Александр Камелин:
— Сейчас модно рассуждать про развитие водного речного туризма, но посмотрите, что происходит на самом деле. Владельцу приличного катера или яхты проще вообще не заходить в Петербург. Тут элементарно невозможно найти место, чтобы безопасно оставить судно, их почти нет. В Хельсинки, Таллине тысячи таких мест, потому там и водный туризм развит. В Петербурге же на местах бывших яхт-клубов торгово-развлекательные комплексы построили. А ещё путешествие по нашим рекам предполагает исключительно любование природой. Это отлично, но этого мало. Должны быть заправки, причалы, кафе, полиция. В конце концов, на наших реках же и мобильная связь не везде работает. Откуда возьмется речной туризм в такой ситуации?
В Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу зарегистрировано 46 472 маломерных судна, из них 43 644 принадлежат физическим лицам и 2828 — юридическим.
Сюда не входят суда со снаряженной массой до 200 кг и подвесными двигателями, чья мощность не превышает 10 лс. Они не подлежат государственной регистрации, а управление ими не требует документа. Количество таких плавсредств невозможно оценить, и ничто не мешает им оказывать туристические услуги, не попадающие ни в какую статистику. Стандартная вместимость такого плавсредства — четыре человека, стоимость аренды — до 5 тыс. рублей в час. Мы никогда не узнаем, сколько их работают на рынке круизных услуг, впрочем, погоду на нём они не делают, оставаясь в рамках статистической погрешности.
Мы говорим об остальных — они образуют рынок круизных перевозок. Владельцы 46 472 маломерных судов из реестра питерской ГИМС, по идее, тоже не должны возить пассажиров за деньги. Тут катера и яхты, чьи владельцы не планируют их использование в коммерческих целях или не хотят официально сообщать об этом. Трудно сказать, кто из них всё равно промышляет круизами. Пока ничто не мешает им оставаться в тени.