Рынок EdTech превратился в лакомый кусок
В начале пандемии «Новый проспект» прогнозировал, что локдаун даст мощный стимул развитию рынка онлайн-образования в России, и не ошибся. Действительно, карантин оказался идеальным временем возможностей для EdTech-бизнеса. Рынок сделал рывок, теперь вопрос в том, что будет с ним дальше.
Урожайная пандемия
По итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 компаний российского рынка EdTech, по данным Smart Ranking, выросла более чем на 113%, до почти 34 млрд рублей. Общий объем этого рынка в России в первом пандемийном году составил 53–54 млрд рублей. Для сравнения, годом ранее, в 2019 году, этот показатель, по данным NeoAnalytics, не превышал 35 млрд рублей. Годовой прирост рынка в 2014–2019 годах в среднем был равен 14,1%. В 2020 году многие компании продемонстрировали двух- и трехкратный рост.
Выручка лидера сегмента B2C, компании Skyeng, которая изначально специализировалась на иностранных языках, позже добавив к ним обучение цифровым профессиям, составила 4,1 млрд рублей по итогам 2020 года с ростом 141,18% (1,7 млрд рублей по итогам 2019 года), по данным Smart Ranking. Еще сильнее выросла платформа Skillbox, которая фокусируется на новых профессиях: динамика роста компании составила 254,55%, в деньгах это 3,9 млрд рублей за 2020 год против 1,1 млрд рублей в 2019 году. Тройку лидеров замыкает школьная платформа «Учи.ру», выросшая с 1 млрд рублей в 2019 году до 2,5 млрд рублей в 2020-м.
«Наша выручка за 2020 год выросла в 1,8 раза по сравнению с 2019-м», — рассказала директор по развитию сервиса «ИнтернетУрок» Ольга Хасякова. В рублях этот показатель составил 522 млн рублей, по оценке Smart Ranking. В компании не уверены, что рост стоит связывать исключительно с пандемией, однако сильный всплеск интереса наблюдался именно весной 2020, когда сайт посещали до 700 тыс. уникальных пользователей в сутки, ранее это количество составляло 3 млн в месяц, или 100 тыс. в день. В марте 2020 года в домашней школе «ИнтернетУрок» было 12 тыс. учеников, в апреле это число поднялось до 14 тыс., а на сегодняшний день составляет более 17,5 тыс. учеников. Количество зарегистрированных пользователей в конце 2019 года составляло 1,6 млн, а на данный момент достигает 2,5 млн.
«Мы получили большой прирост новых клиентов во время пандемии: около 1 млн человек», — говорит основатель и генеральный директор «Викиум» Сергей Белан. Онлайн-платформа для развития мышления, памяти, внимания находится в середине рейтинга крупнейших образовательных компаний, за 2020 год ее выручка составила 171 млн рублей с ростом в 15,54%. «Самыми популярными сегментами, вне зависимости от года, остаются когнитивные онлайн-тренажёры, — отметил Сергей Белан. — Структура компании осталась прежней, но мы планируем расширить своё присутствие за счёт новых программ, которые помогут пользователям бороться со стрессом и улучшить ментальное здоровье».
Точка входа
По данным агентства AK&M, в 2020 году выросла и активность на рынке M&A в сегменте EdTech. Отдельную цифру по сегменту аналитики не называют, но в целом в 2020 году суммарная стоимость сделок на российском рынке M&A увеличилась в 2,2 раза по сравнению с январем-февралем 2020 года, составив $5,51 млрд против $2,54 млрд годом ранее.
Однако фактом является то, что в 2020 году на рынке EdTech активно стали работать «мастодонты» российского IT и телекома.
«Яндекс» весной 2020-го объявил о строительстве платформы для полноценного дистанционного обучения, с интерактивными видеотрансляциями занятий, общением класса с учителем, а также видеоуроками. На первом этапе компания инвестировала в создание платформы более 200 млн рублей. Кроме того, у «Яндекса» работает «Яндекс.Практикум» — сервис онлайн-образования, который, как позиционируют в компании, «готовит с нуля аналитиков данных, веб-разработчиков, инженеров по тестированию, Python-разработчиков и специалистов по Data Science». За год работы проекта сервисом воспользовались более 300 тыс. человек.
Сбербанк в нише EdTech запустил цифровую платформу для школьников «СберКласс». Платформа представлена более чем в 65 регионах, а 45 тыс. учителей прошли обучение на ней, — говорит директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Марина Ракова.
В конце 2020 года Mail.ru Group получила 25% в сервисе «Учи.ру». В компании говорят, что им пользуется половина российских школьников (8 млн). Сооснователь «Учи.ру» Иван Коломоец отмечал, что в 2020 году услуги сервиса выросли и в России, и за рубежом в разы. В Mail.ru Group оценивают потенциал роста актива не менее чем на 30% в год в 2020–2023 годах с плановой маржинальностью более 30%. В портфеле Mail.ru Group также находятся проекты GeekBrains (2,2 млрд рублей выручки в 2020 году), Skillbox (3,9 млрд рублей) и SkillFactory (638 млн рублей).
Что учим дальше
Из простого процесса обучения «здесь и сейчас» услуги этого сегмента всё больше погружаются в современные IT-технологии, добавляя к живым учителям искусственный интеллект, подключая анализ больших данных и т.д.
«Рынок EdTech обязательно будет развиваться, но скорее мы ожидаем линейный рост. Прошлый год показал нам, что пользователи готовы к онлайн-образованию. Уверен, мы увидим новые направления, которые не были охвачены в прошлом году», — ждет Сергей Белан.
«Глядя на опыт западных коллег-гигантов, в России рынку EdTech еще есть куда расти, — уверена Ольга Хасякова. — При этом нельзя не отметить, что хайп вокруг EdTech не утихает уже больше года. Проходят бесконечные мероприятия: форумы, конференции, круглые столы, дискуссии, вебинары; создаются всё новые и новые кластеры, ассоциации, объединения; появляется множество маркетплейсов и навигаторов. Наряду с тем, что на рынок пришло много стартапов и инвесторов, всё это говорит о том, что рынок EdTech сейчас является лакомым пирогом, кусочек от которого хочется откусить очень многим».
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ