
В начале пандемии «Новый проспект» прогнозировал, что локдаун даст мощный стимул развитию рынка онлайн-образования в России, и не ошибся. Действительно, карантин оказался идеальным временем возможностей для EdTech-бизнеса. Рынок сделал рывок, теперь вопрос в том, что будет с ним дальше.
Урожайная пандемия
По итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 компаний российского рынка EdTech, по данным Smart Ranking, выросла более чем на 113%, до почти 34 млрд рублей. Общий объем этого рынка в России в первом пандемийном году составил 53–54 млрд рублей. Для сравнения, годом ранее, в 2019 году, этот показатель, по данным NeoAnalytics, не превышал 35 млрд рублей. Годовой прирост рынка в 2014–2019 годах в среднем был равен 14,1%. В 2020 году многие компании продемонстрировали двух- и трехкратный рост.Выручка лидера сегмента B2C, компании Skyeng, которая изначально специализировалась на иностранных языках, позже добавив к ним обучение цифровым профессиям, составила 4,1 млрд рублей по итогам 2020 года с ростом 141,18% (1,7 млрд рублей по итогам 2019 года), по данным Smart Ranking. Еще сильнее выросла платформа Skillbox, которая фокусируется на новых профессиях: динамика роста компании составила 254,55%, в деньгах это 3,9 млрд рублей за 2020 год против 1,1 млрд рублей в 2019 году. Тройку лидеров замыкает школьная платформа «Учи.ру», выросшая с 1 млрд рублей в 2019 году до 2,5 млрд рублей в 2020-м.
«Наша выручка за 2020 год выросла в 1,8 раза по сравнению с 2019-м», — рассказала директор по развитию сервиса «ИнтернетУрок» Ольга Хасякова. В рублях этот показатель составил 522 млн рублей, по оценке Smart Ranking. В компании не уверены, что рост стоит связывать исключительно с пандемией, однако сильный всплеск интереса наблюдался именно весной 2020, когда сайт посещали до 700 тыс. уникальных пользователей в сутки, ранее это количество составляло 3 млн в месяц, или 100 тыс. в день. В марте 2020 года в домашней школе «ИнтернетУрок» было 12 тыс. учеников, в апреле это число поднялось до 14 тыс., а на сегодняшний день составляет более 17,5 тыс. учеников. Количество зарегистрированных пользователей в конце 2019 года составляло 1,6 млн, а на данный момент достигает 2,5 млн.
«Мы получили большой прирост новых клиентов во время пандемии: около 1 млн человек», — говорит основатель и генеральный директор «Викиум» Сергей Белан. Онлайн-платформа для развития мышления, памяти, внимания находится в середине рейтинга крупнейших образовательных компаний, за 2020 год ее выручка составила 171 млн рублей с ростом в 15,54%. «Самыми популярными сегментами, вне зависимости от года, остаются когнитивные онлайн-тренажёры, — отметил Сергей Белан. — Структура компании осталась прежней, но мы планируем расширить своё присутствие за счёт новых программ, которые помогут пользователям бороться со стрессом и улучшить ментальное здоровье».
Точка входа
По данным агентства AK&M, в 2020 году выросла и активность на рынке M&A в сегменте EdTech. Отдельную цифру по сегменту аналитики не называют, но в целом в 2020 году суммарная стоимость сделок на российском рынке M&A увеличилась в 2,2 раза по сравнению с январем-февралем 2020 года, составив $5,51 млрд против $2,54 млрд годом ранее.Однако фактом является то, что в 2020 году на рынке EdTech активно стали работать «мастодонты» российского IT и телекома.
«Яндекс» весной 2020-го объявил о строительстве платформы для полноценного дистанционного обучения, с интерактивными видеотрансляциями занятий, общением класса с учителем, а также видеоуроками. На первом этапе компания инвестировала в создание платформы более 200 млн рублей. Кроме того, у «Яндекса» работает «Яндекс.Практикум» — сервис онлайн-образования, который, как позиционируют в компании, «готовит с нуля аналитиков данных, веб-разработчиков, инженеров по тестированию, Python-разработчиков и специалистов по Data Science». За год работы проекта сервисом воспользовались более 300 тыс. человек.
Сбербанк в нише EdTech запустил цифровую платформу для школьников «СберКласс». Платформа представлена более чем в 65 регионах, а 45 тыс. учителей прошли обучение на ней, — говорит директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Марина Ракова.
В конце 2020 года Mail.ru Group получила 25% в сервисе «Учи.ру». В компании говорят, что им пользуется половина российских школьников (8 млн). Сооснователь «Учи.ру» Иван Коломоец отмечал, что в 2020 году услуги сервиса выросли и в России, и за рубежом в разы. В Mail.ru Group оценивают потенциал роста актива не менее чем на 30% в год в 2020–2023 годах с плановой маржинальностью более 30%. В портфеле Mail.ru Group также находятся проекты GeekBrains (2,2 млрд рублей выручки в 2020 году), Skillbox (3,9 млрд рублей) и SkillFactory (638 млн рублей).
Что учим дальше
Из простого процесса обучения «здесь и сейчас» услуги этого сегмента всё больше погружаются в современные IT-технологии, добавляя к живым учителям искусственный интеллект, подключая анализ больших данных и т.д.«Рынок EdTech обязательно будет развиваться, но скорее мы ожидаем линейный рост. Прошлый год показал нам, что пользователи готовы к онлайн-образованию. Уверен, мы увидим новые направления, которые не были охвачены в прошлом году», — ждет Сергей Белан.
«Глядя на опыт западных коллег-гигантов, в России рынку EdTech еще есть куда расти, — уверена Ольга Хасякова. — При этом нельзя не отметить, что хайп вокруг EdTech не утихает уже больше года. Проходят бесконечные мероприятия: форумы, конференции, круглые столы, дискуссии, вебинары; создаются всё новые и новые кластеры, ассоциации, объединения; появляется множество маркетплейсов и навигаторов. Наряду с тем, что на рынок пришло много стартапов и инвесторов, всё это говорит о том, что рынок EdTech сейчас является лакомым пирогом, кусочек от которого хочется откусить очень многим».
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Российский рынок IT падает. Импортозамещение не помогает
Подробнее
Рунет может спасти только электронная коммерция
Подробнее
Нет контакта. Наличка возвращается, но ненадолго
Подробнее
Россия выходит из Болонского процесса. Российские вузы больше не будут готовить бакалавров и магистров. Историк Лев Лурье объяснил «Новому проспекту», почему не стоит сильно переживать из-за этого политического решения и как это повлияет на принятую в России систему ЕГЭ.
Лев Лурье
30.06.2022
Ярослав Соковнин, основатель петербургского Делового клуба «Эталон», который объединяет более 200 собственников бизнеса, рассказал «Новому проспекту» почему многие российские предприниматели выбирают для переезда Турцию и за сколько шагов можно открыть свое дело в этой стране.
Ярослав Соковнин
30.06.2022
Оптимистичный сценарий развития российского IT-рынка в этом году — это его падение на 10%. При негативном развитии событий провал может превысить 20%. Перспективы отрасли в условиях санкций и геополитики выглядят туманными. А предлагаемые властями меры стабилизации удивляют разработчиков.
Маргарита Моржакова
29.06.2022