Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку
Новый проспект
Статьи

Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку

Прочитано: 1122
Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку

Карантин — время возможностей для EdTech-бизнеса завоевать новую аудиторию. «Новый проспект» проанализировал, как работает рынок дистанционного образования в условиях неожиданно свалившегося «счастья» в виде повсеместной удаленки.

В режиме спасения бизнес-процессов компаниям любого уровня не остается ничего другого, как учить сотрудников работать в удаленном режиме, планировать свое время и задачи. Рынок онлайн-образования уже откликнулся: появилось много курсов по приобретению новых навыков и профессий для работы в интернет-пространстве.

Масштабы рынка

В 2018 году объем рынка дистанционного образования в России составил около 28,9 млрд рублей, в 2019 году увеличился до 35 млрд рублей (по данным исследовательской компании NeoAnalytics). В среднем в 2014–2019 годах прирост рынка составлял 14,1%. Расчетный показатель его объема, по оценке исследовательской группы Edmarket.Digital, составил 36,4 млрд рублей. «Интерфакс-Академия» дает цифры выше: российский рынок онлайн-образования достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году.

«Режим самоизоляции является на сегодняшний день сильнейшим драйвером прироста российского рынка, и однозначно это скажется на динамике по итогам года», — говорит генеральный директор NeoAnalytics Ольга Луцева-Эр. По «докоронавирусному» прогнозу, на протяжении 2019–2021 годов рынок должен был расти приблизительно на 17–20% в год. С учетом новой реальности, по итогам 2020 года прирост прогнозируется уже как минимум на уровне 20–23%.

При этом российский рынок растет быстрее, чем мировая отрасль EdTech: сказывается эффект низкой базы. Доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России составляет всего 1,1%, тогда как в США и Японии — уже 20–30%.

Российский EdTech

Половину всего EdTech-рынка в России занимает дополнительное образование для взрослых. По данным компании «Атол», в сегменте B2C чаще всего востребовано бизнес-образование (оно приносит 38% от общего объема), а также программирование (14%). Далее идут финансы (4%), медицина (3,8%), управление (2,6%) и иностранные языки (1,9%).

Тройкой лидеров среди платформ, обучающих профессиям, являются проекты Skillbox (6,5% рынка), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3%). Среди языковых онлайн-школ, по данным «Интерфакс Академии», лидирует Skyeng, занимая 19–21% сегмента. На доли Lingualeo и PuzzleEnglish приходится около 4,3–5% и 3% соответственно. В нише программ, создающих ПО и платформы для корпоративного обучения, первые роли играют такие игроки, как «Мираполис» (с долей около 7,2%), а также eQueo и iSpring с долями по 5,3%. В целом рынок крайне конкурентен: 30% всей выручки заработали 35 крупнейших компаний. Отдельные крупные игроки показывают темпы роста — 40–300% ежегодно, по данным экспертов TAdviser.

Открывающиеся возможности не обещают легких денег для новых игроков. «Новым игрокам будет тяжело бороться за клиента с существующими в силу того, что сейчас многие большие компании проявляют социальную ответственность и открывают доступ к курсам для пользователей бесплатно», — говорит основатель и генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Мягков.

Генеральный директор, основатель и архитектор платформы «Эквио» Алексей Вагин тоже считает, что в этот рынок зайти непросто, но по другой причине. «Нужны высокий уровень профессионализма, который непросто получить за короткое время, а если это технологический стартап, то потребуется несколько лет на разработку платформы и подбор команды с определенным и довольно редким уровнем компетенции», — поясняет Алексей Вагин.

Смена парадигмы

Тем не менее коронавирус уже внес коррективы в структуру рынка. «У компаний из B2B сегмента, ориентировавшихся на мелкий бизнес, произошел резкий отток клиентов, а у те, кто делал ставку на сферу обслуживания и ресторанный бизнес, и вовсе близки к закрытию, — комментирует изменения на рынке Алексей Вагин. — В то же время, компании, ориентированные на средний и крупный бизнес, получили приток новых интересующихся клиентов, которые ранее или игнорировали онлайн-обучение вовсе, или довольствовались старыми платформами, которые не работают при интенсивном использовании и в новых условиях».

Приток пользователей фиксируют платформы для создания онлайн-курсов. «Число таких запросов у нас выросло, — подтверждает представитель Teachbase Ольга Нерода. — К нам обращаются образовательные учреждения: школы, кружки, университеты. Сегодня, например, к нам обратилась футбольная школа с запросом на уровне «помогите!». Бизнес-тренеры активно переводят свое обучение из очного в онлайн. Есть запросы от крупных компаний на запуск обучения с различными видами геймификации, чтобы держать сотрудников в тонусе во время изоляции».

«На рынке сейчас появилось очень много курсов, которые учат работать в удаленном режиме, планировать свое время, задачи. Для конечных потребителей это, конечно, бизнес-образование и приобретение новых навыков и профессий для работы в интернет-пространстве», — отмечают в компании «Эквио».

«До 2020 года наибольший спрос приходился на корпоративное обучение, соответственно, начиная с апреля 2020 года структура спроса будет меняться, — прогнозирует NeoAnalytics. — Ожидается, что значительно увеличится доля некорпоративного, личного обучения. При этом останутся востребованы темы бизнес-образования и развития дополнительных компетенций».

Дело техники

Игроки рынка отмечают высокую нагрузку на платформы из-за наплыва пользователей. «У нас, например, интенсивность использования выросла почти в 2 раза. Тут уже зависит от того, кто как был к этому готов — наличие резервных площадок и надежных партнеров для нас было в приоритете всегда», — говорят в «Эквио». Помимо естественного роста нагрузок сервисы дистанционного обучения в феврале-марте 2020 года подверглись агрессивным атакам со стороны киберпреступников. По данным Qrator Labs, число атак на этот сектор увеличилась в 4 раза.

Прирост новых клиентов идет в основном за счет рынка B2С и это дает падение в среднем чеке. В сегменте B2B, не смотря на повышение интереса корпоративных клиентов к дистанционному обучению, прироста выручки пока не ощущается. «Вопрос бюджета как никогда актуален. Компании дольше принимают решения, поэтому в конкретные сделки этот интерес еще не вылился», — говорит Алексей Вагин. 

Зато, считают в компании MAXIMUM Education, игроки рынка онлайн-образования получили большой задел на будущее в лице огромной базы новых преподавателей и учащихся ( прежде всего за счет учителей, школьников и их родителей). «В условиях пандемии и карантина почти все компании открывают бесплатный доступ к своим сервисам. В моменте говорить о сверхприбылях смысла нет. Однако карантин — это время, когда можно завоевать новую аудиторию, показать качество образовательного продукта и его эффективность. Причем, не только частным, но и государственным пользователям. А дальше, когда карантин закончится, надо не упустить время и лояльных клиентов превратить в покупателей», — расписал план действий Михаил Мягков.

В общем и целом, эксперты от Edtech признают, что будущее, вне зависимости от продолжительности карантина, за смешанным обучением, разумной комбинацией между онлайн- и офлайн-обучением. Следующая задача бизнеса — выйти после пандемии с востребованным продуктом, чтобы забрать себе часть «офлайна» даже в условиях отсутствия ограничений на передвижение граждан.


дистанционное обучение коронавирус Бизнес эпидемия
Обсудить
Другие статьи автора Читайте также по теме
В состав парламентов Петербурга и Ленобласти прошли несколько бизнесменов. «Новый проспект» повнимательней присмотрелся к новым лицам в законодательной власти региона.
Приспосабливаясь к изменившемуся рынку, отельеры надеются, что 2022 год улучшит эпидемиологическую ситуацию в мире, и рассчитывают привлечь новых гостей - небольших интернет-предпринимателей.
Интернет сходит с ума по боям на голых кулаках. «Новый проспект» рассказывает, как увлечение одного регбиста стало любимым зрелищем миллионов.

С 16 октября Тунис отменяет карантин для туристов
15.10.2021
ЦДС построит 77 тыс. м2 жилья в Мурино
15.10.2021
У представителей бизнеса спрос на отели в Петербурге почти вернулся на уровень 2019 года
15.10.2021
В реестре иноагентов Минюста появились юрлица-издатели Росбалта* и Репаблик*
15.10.2021
Италия может признать российскую вакцину от ковида
15.10.2021
IKEA предупредила о дефиците продукции
15.10.2021
Где в Москве арендовать самое дешевое жилье
15.10.2021
Патриот-реконструктор Бараненко арестован: ему грозит до шести лет лишения свободы
15.10.2021
Герой «Фото недели» Александра Петросяна камерунец Зомо пропал на белорусско-польской границе
15.10.2021
В Петербурге добровольцы получили первую дозу новой вакцины от коронавируса "Бетувакс"
15.10.2021
Яндекс начал маркировать сообщения СМИ, признанных иностранными агентами
15.10.2021
Федеральные компании заняли свою нишу на машиностроительном рынке Татарстана
15.10.2021
Табачный гигант "Филип Моррис" закрывает фабрику в Краснодаре
15.10.2021
Биткойн-биржа Coinbase создает NFT-маркетплейс
15.10.2021
Члены СПЧ предлагают изменения в закон об иностранных агентах
15.10.2021
В Петербурге отменили культурный форум
15.10.2021
Консорциум «ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС» подписал соглашение о партнерстве с АО «Центр технологий судостроения и судоремонта»
15.10.2021
Две трети россиян считают, что у людей нетрадиционной ориентации должно быть меньше прав
15.10.2021
Курс биткоина резко пошел вверх
15.10.2021
В России установлен антирекорд по смертности от ковида
15.10.2021
Ивану Сафронову запретили переписку в СИЗО
15.10.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки