Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку
Новый проспект
Статьи

Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку

Прочитано: 1273
Удаленные перспективы. Рынок дистанционного обучения готовится к рывку

Карантин — время возможностей для EdTech-бизнеса завоевать новую аудиторию. «Новый проспект» проанализировал, как работает рынок дистанционного образования в условиях неожиданно свалившегося «счастья» в виде повсеместной удаленки.

В режиме спасения бизнес-процессов компаниям любого уровня не остается ничего другого, как учить сотрудников работать в удаленном режиме, планировать свое время и задачи. Рынок онлайн-образования уже откликнулся: появилось много курсов по приобретению новых навыков и профессий для работы в интернет-пространстве.

Масштабы рынка

В 2018 году объем рынка дистанционного образования в России составил около 28,9 млрд рублей, в 2019 году увеличился до 35 млрд рублей (по данным исследовательской компании NeoAnalytics). В среднем в 2014–2019 годах прирост рынка составлял 14,1%. Расчетный показатель его объема, по оценке исследовательской группы Edmarket.Digital, составил 36,4 млрд рублей. «Интерфакс-Академия» дает цифры выше: российский рынок онлайн-образования достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году.

«Режим самоизоляции является на сегодняшний день сильнейшим драйвером прироста российского рынка, и однозначно это скажется на динамике по итогам года», — говорит генеральный директор NeoAnalytics Ольга Луцева-Эр. По «докоронавирусному» прогнозу, на протяжении 2019–2021 годов рынок должен был расти приблизительно на 17–20% в год. С учетом новой реальности, по итогам 2020 года прирост прогнозируется уже как минимум на уровне 20–23%.

При этом российский рынок растет быстрее, чем мировая отрасль EdTech: сказывается эффект низкой базы. Доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России составляет всего 1,1%, тогда как в США и Японии — уже 20–30%.

Российский EdTech

Половину всего EdTech-рынка в России занимает дополнительное образование для взрослых. По данным компании «Атол», в сегменте B2C чаще всего востребовано бизнес-образование (оно приносит 38% от общего объема), а также программирование (14%). Далее идут финансы (4%), медицина (3,8%), управление (2,6%) и иностранные языки (1,9%).

Тройкой лидеров среди платформ, обучающих профессиям, являются проекты Skillbox (6,5% рынка), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3%). Среди языковых онлайн-школ, по данным «Интерфакс Академии», лидирует Skyeng, занимая 19–21% сегмента. На доли Lingualeo и PuzzleEnglish приходится около 4,3–5% и 3% соответственно. В нише программ, создающих ПО и платформы для корпоративного обучения, первые роли играют такие игроки, как «Мираполис» (с долей около 7,2%), а также eQueo и iSpring с долями по 5,3%. В целом рынок крайне конкурентен: 30% всей выручки заработали 35 крупнейших компаний. Отдельные крупные игроки показывают темпы роста — 40–300% ежегодно, по данным экспертов TAdviser.

Открывающиеся возможности не обещают легких денег для новых игроков. «Новым игрокам будет тяжело бороться за клиента с существующими в силу того, что сейчас многие большие компании проявляют социальную ответственность и открывают доступ к курсам для пользователей бесплатно», — говорит основатель и генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Мягков.

Генеральный директор, основатель и архитектор платформы «Эквио» Алексей Вагин тоже считает, что в этот рынок зайти непросто, но по другой причине. «Нужны высокий уровень профессионализма, который непросто получить за короткое время, а если это технологический стартап, то потребуется несколько лет на разработку платформы и подбор команды с определенным и довольно редким уровнем компетенции», — поясняет Алексей Вагин.

Смена парадигмы

Тем не менее коронавирус уже внес коррективы в структуру рынка. «У компаний из B2B сегмента, ориентировавшихся на мелкий бизнес, произошел резкий отток клиентов, а у те, кто делал ставку на сферу обслуживания и ресторанный бизнес, и вовсе близки к закрытию, — комментирует изменения на рынке Алексей Вагин. — В то же время, компании, ориентированные на средний и крупный бизнес, получили приток новых интересующихся клиентов, которые ранее или игнорировали онлайн-обучение вовсе, или довольствовались старыми платформами, которые не работают при интенсивном использовании и в новых условиях».

Приток пользователей фиксируют платформы для создания онлайн-курсов. «Число таких запросов у нас выросло, — подтверждает представитель Teachbase Ольга Нерода. — К нам обращаются образовательные учреждения: школы, кружки, университеты. Сегодня, например, к нам обратилась футбольная школа с запросом на уровне «помогите!». Бизнес-тренеры активно переводят свое обучение из очного в онлайн. Есть запросы от крупных компаний на запуск обучения с различными видами геймификации, чтобы держать сотрудников в тонусе во время изоляции».

«На рынке сейчас появилось очень много курсов, которые учат работать в удаленном режиме, планировать свое время, задачи. Для конечных потребителей это, конечно, бизнес-образование и приобретение новых навыков и профессий для работы в интернет-пространстве», — отмечают в компании «Эквио».

«До 2020 года наибольший спрос приходился на корпоративное обучение, соответственно, начиная с апреля 2020 года структура спроса будет меняться, — прогнозирует NeoAnalytics. — Ожидается, что значительно увеличится доля некорпоративного, личного обучения. При этом останутся востребованы темы бизнес-образования и развития дополнительных компетенций».

Дело техники

Игроки рынка отмечают высокую нагрузку на платформы из-за наплыва пользователей. «У нас, например, интенсивность использования выросла почти в 2 раза. Тут уже зависит от того, кто как был к этому готов — наличие резервных площадок и надежных партнеров для нас было в приоритете всегда», — говорят в «Эквио». Помимо естественного роста нагрузок сервисы дистанционного обучения в феврале-марте 2020 года подверглись агрессивным атакам со стороны киберпреступников. По данным Qrator Labs, число атак на этот сектор увеличилась в 4 раза.

Прирост новых клиентов идет в основном за счет рынка B2С и это дает падение в среднем чеке. В сегменте B2B, не смотря на повышение интереса корпоративных клиентов к дистанционному обучению, прироста выручки пока не ощущается. «Вопрос бюджета как никогда актуален. Компании дольше принимают решения, поэтому в конкретные сделки этот интерес еще не вылился», — говорит Алексей Вагин. 

Зато, считают в компании MAXIMUM Education, игроки рынка онлайн-образования получили большой задел на будущее в лице огромной базы новых преподавателей и учащихся ( прежде всего за счет учителей, школьников и их родителей). «В условиях пандемии и карантина почти все компании открывают бесплатный доступ к своим сервисам. В моменте говорить о сверхприбылях смысла нет. Однако карантин — это время, когда можно завоевать новую аудиторию, показать качество образовательного продукта и его эффективность. Причем, не только частным, но и государственным пользователям. А дальше, когда карантин закончится, надо не упустить время и лояльных клиентов превратить в покупателей», — расписал план действий Михаил Мягков.

В общем и целом, эксперты от Edtech признают, что будущее, вне зависимости от продолжительности карантина, за смешанным обучением, разумной комбинацией между онлайн- и офлайн-обучением. Следующая задача бизнеса — выйти после пандемии с востребованным продуктом, чтобы забрать себе часть «офлайна» даже в условиях отсутствия ограничений на передвижение граждан.


дистанционное обучение коронавирус Бизнес эпидемия
Другие статьи автора Читайте также по теме
ЛОТПП организует деловую поездку для бизнесменов Ленобласти с партнерами из Республики Беларусь. Участники бизнес-миссии посетят агропромышленную выставку "Белагро 2023" и примут участие в многоотраслевых переговорах, которую организуют для них ЛОТПП вместе с белорусскими коллегами.
22.05.2023
Для популярных российских блогеров, похоже, наступают непростые времена. В марте обвинение в неуплате налогов предъявили Валерии Чекалиной, она же Lerchek, вместе с мужем, затем "взяли" Александру Митрошину. А на днях инфополе взорвалось: задержали Елену Блиновскую, организатора популярного проекта "Марафон желаний".
Дмитрий Макаров, управляющий партнер курортного отеля Riviera Wellness Resort 5* в Белгородской области, рассказал "Новому проспекту", как создать качественный отель в неизвестном для гостей месте, чтобы они стремились туда приехать не один раз.

Опрос: больше половины работодателей в этом году собираются увеличить зарплаты персоналу
31.05.2023
Пассажирам внутренних авиарейсов до 30 июня будут наливать duty free алкоголь
31.05.2023
В течение двух лет на бывшем заводе Nissan в Петербурге начнется выпуск трех моделей автомобиля Lada
31.05.2023
Налоги с уехавших из страны россиян, даже с нерезидентов, будут взыматься по стандартным ставкам 13-15%
31.05.2023
Из Смольного после финансовых проверок уволены 23 чиновника и 97 получили выговоры
31.05.2023
Все машины такси в Петербурге, кроме элитных, станут белыми с желтой полоской
31.05.2023
Новый президент Латвии избрался под лозунгом "Вопреки Кремлю..."
31.05.2023
Самым богарым наследником России Forbes назвал сына Вагита Алекперова. Его состояние - $20,5 млрд
31.05.2023
Новым главой бюджетно-финансового комитета ЗАКСа стал Денис Четырбок, а Михаил Барышников - новый представитель парламента в Смольном
31.05.2023
Disney Music Group собирается продать права на песни группы Queen за $1 млрд
31.05.2023
Российский аукционный дом продаст участок под спорткомплекс в Новой Охте
31.05.2023
Молдавия собирается вступить в ЕС 2030 году. Вместе с Приднестровьем
31.05.2023
Деревня Колтуши под Петербургом получила статус города
31.05.2023
В Петербурге ликвидируют единственное бюро кредитных историй
31.05.2023
Компания Biocad получила разрешение на клинические испытания нового лекарства от гемофилии
31.05.2023
Умер "Дали парикмахерского искусства" Луис Лонгерас
31.05.2023
На "Титанике" нашли ожерелье из зуба мегалодона
31.05.2023
В Госдуму РФ внесен закон о запрете смены пола в России
31.05.2023
МАГАТЭ будет следить, есть ли вооружение на Запорожской АЭС и откуда ведется огонь
31.05.2023
Ученые Петербурга подтвердили изменение климата на Чукотке по костям динозавра
30.05.2023
Петербург признали лучшим городским брендом России
30.05.2023
Все пляжи Курортного района Петербурга благоустроят к 2025 году
30.05.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки