Рунет может спасти только электронная коммерция
Новый проспект
Статьи

Рунет может спасти только электронная коммерция

Прочитано: 94

Вклад экономики Рунета в ВВП России достиг 9,5 трлн рублей в 2021 году. 2021 год стал для интернет-бизнеса практически золотым. Рост составил 42%, однако прогнозы на 2022 год совсем неутешительны.

В 2021 году после ослабления коронавирусных ограничений в Рунете росло буквально всё. Сегмент маркетинга и рекламы вырос на 24%, до 432,5 млрд рублей. Электронная коммерция взлетела еще выше, до 8 652,4 млрд рублей (плюс 44%). Сегмент цифрового контента составил 153,4 млрд рублей (плюс 24% к показателям 2020 года).

Однако из-за геополитического кризиса 2022 год станет, пожалуй, одним из самых провальных для отрасли. Эксперты отмечают, что за свою историю существования Рунет уже сталкивался с крупными кризисами, например демонстрировал двукратное снижение темпов роста вследствие общеэкономического кризиса 2014-2015 годов. Ряд интернет-рынков падал и в 2020 году, в период пандемии COVID-19. Но прогнозы глубины падения по итогам 2022 года впечатляют.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), падение сегмента онлайн-рекламы по итогам 2022 года составит 50% по сравнению с 2021 годом. В Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) смотрят на ситуацию еще более пессимистично, анонсируя падение рынка до 70%, до примерно 150 млрд рублей.

Негативными факторами, которые уже сейчас сильно влияют на этот сегмент, являются и отказ от рекламных размещений или перенос маркетинговых кампаний на более поздний срок российскими рекламодателями, и уход с рынка или прекращение маркетинговых активностей ряда зарубежных компаний. Так, по оценкам AdIndex, от проведения рекламных кампаний в России отказалась треть крупнейших зарубежных рекламодателей. Остановка продажи рекламы от Google, запрет на работу Facebook и Instagram, чья деятельность в России признана экстремистской и запрещена, ограничение работы TikTok, уход Criteo — всё это серьезно сократило количество топовых рекламных площадок.

По итогам 2022 года на 60% упадет и сегмент цифрового контента. Причина, опять же, уход таких зарубежных игроков, как Netflix, Megogo, Spotify, Deezer, Wargaming и др. Не создают предпосылок для роста и сложности с оплатой покупок и подписок на зарубежных платформах, таких как GooglePlay, AppStore, Steam и др.

Отказ крупнейших киноиндустрий от показа премьер в России также повлиял на сокращение объемов контента. В результате в начале марта 2022 года трафик торрент-трекеров увеличился на 21%.

При этом самый перспективный сегмент Рунета, электронная коммерция, хотя и замедлится, но не уйдет в минус. Планируется, что по итогам 2022 года он покажет рост на 15%. При этом на электронную коммерцию будут давить уход с российского рынка зарубежных поставщиков, сокращение экспорта товаров и услуг за рубеж и, наконец, снижение доходов населения. По оценкам FourKites, приведенным РСПП, каждую неделю, начиная с 23 февраля и до конца марта, импорт потребительских товаров в РФ каждый день терял более 20% объема поставок. Всего за месяц, начиная с 23 февраля, сокращение составило 56%.

На этом фоне участники рынка интернет-рекламы просят минимум на полгода отложить вступление в силу новых требований закона «О рекламе». «Новый проспект» писал, что речь идет о передаче всей информации о размещенной в интернете рекламе Роскомнадзору. Эксперты считают, что в случае вступления норм в силу с 1 сентября 2022 года и так слабеющий рынок может впасть в коллапс.

«Для российской интернет-отрасли кризисы стали своего рода прививками, которые раз за разом укрепляют ее иммунитет к дальнейшим вызовам», — тем не менее оптимистичен директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в I квартале 2022 года рекламный рынок удержался на плаву. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения составил 128-130 млрд рублей, что на 5% больше, чем в соответствующем квартале предыдущего года. «В январе-феврале этого года отечественный рекламный рынок показывал уверенный рост, но в марте в силу понятных причин он ушел в отрицательную зону», — говорят в АКАР, отмечая, что, пожалуй, впервые за свою историю рынок столкнулся с одновременным сокращением как спроса, так и предложения. Основные надежды на то, чтобы Рунет не ушел в минус, аналитики возлагают на онлайн-коммерцию. В РАЭК отмечают, что к концу года на этот сегмент будет приходиться почти 10 трлн рублей, то есть 95% всего Рунета. О том, какие компании станут локомотивом развития отрасли, читайте в материале «Битва маркетплейсов. Ozon и Wildberries стремятся стать лидерами рынка».

e-commerce интернет-торговля Интернет
Другие статьи автора Читайте также по теме
За последние три месяца в России закрылось около 400 интернет-магазинов, но рынок e-commerce растет. Происходит это за счет двух крупнейших маркетплейсов — Ozon и Wildberries. И битва двух гигантов за рынок только началась.
Региональное развитие, собственная IT-инфраструктура, индивидуальный подход к покупателям — какие стратегии развития выбирают лидирующие игроки рынка онлайн-доставки в новых условиях, разбирался «Новый проспект».
Иван Федяков, генеральный директор INFOLine, рассказал «Новому проспекту» о динамике развития рынка онлайн-продаж товаров повседневного спроса, назвал лидеров этого сегмента и объяснил, как кризисы последних лет способствовали его консолидации.

Правительство отменило НДС для туристических объектов на пять лет
02.07.2022
Газ в Европе дорожает третью неделю подряд
02.07.2022
В Италии готовятся к тяжелой зиме при остановке поставок газа из РФ
02.07.2022
PostEurop приостановила членство "Почты России" и "Белпочты"
02.07.2022
В Россию разрешили вернуться 47 тысячам граждан Киргизии, совершившим правонарушения
02.07.2022
Bloomberg: цены на нефть могут достичь $380 за баррель
02.07.2022
Стало известно, какие российские товары не попали под повышенные пошлины США
02.07.2022
Умер создатель образа Чебурашки, Леонид Шварцман. Мультипликатору был 101 год
02.07.2022
ВОЗ предупредила о возможном росте заболеваемости COVID-19 в России летом
02.07.2022
Президент Кипра: санкции против РФ нанесли удар по туризму
02.07.2022
Президент Болгарии выступил против закрытия посольства РФ
02.07.2022
Более 70% американцев высказались против нового президентского срока Байдена
02.07.2022
В Петербурге открыли памятную табличку погибшему главе МЧС России Евгению Зиничеву
02.07.2022
В Петербурге заработала новая смотровая площадка в центре города
02.07.2022
В "Петергофе" после реставрации открыли павильон Катальной горки
02.07.2022
Запуск первого арктического маршрута в Петербурге приурочили к 350-летию Петра I
02.07.2022
Пожарно-спасательный гарнизон Петербурга получил18 новых машин
02.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки