Рунет может спасти только электронная коммерция
Вклад экономики Рунета в ВВП России достиг 9,5 трлн рублей в 2021 году. 2021 год стал для интернет-бизнеса практически золотым. Рост составил 42%, однако прогнозы на 2022 год совсем неутешительны.
В 2021 году после ослабления коронавирусных ограничений в Рунете росло буквально всё. Сегмент маркетинга и рекламы вырос на 24%, до 432,5 млрд рублей. Электронная коммерция взлетела еще выше, до 8 652,4 млрд рублей (плюс 44%). Сегмент цифрового контента составил 153,4 млрд рублей (плюс 24% к показателям 2020 года).
Однако из-за геополитического кризиса 2022 год станет, пожалуй, одним из самых провальных для отрасли. Эксперты отмечают, что за свою историю существования Рунет уже сталкивался с крупными кризисами, например демонстрировал двукратное снижение темпов роста вследствие общеэкономического кризиса 2014-2015 годов. Ряд интернет-рынков падал и в 2020 году, в период пандемии COVID-19. Но прогнозы глубины падения по итогам 2022 года впечатляют.
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), падение сегмента онлайн-рекламы по итогам 2022 года составит 50% по сравнению с 2021 годом. В Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) смотрят на ситуацию еще более пессимистично, анонсируя падение рынка до 70%, до примерно 150 млрд рублей.
Негативными факторами, которые уже сейчас сильно влияют на этот сегмент, являются и отказ от рекламных размещений или перенос маркетинговых кампаний на более поздний срок российскими рекламодателями, и уход с рынка или прекращение маркетинговых активностей ряда зарубежных компаний. Так, по оценкам AdIndex, от проведения рекламных кампаний в России отказалась треть крупнейших зарубежных рекламодателей. Остановка продажи рекламы от Google, запрет на работу Facebook и Instagram, чья деятельность в России признана экстремистской и запрещена, ограничение работы TikTok, уход Criteo — всё это серьезно сократило количество топовых рекламных площадок.
По итогам 2022 года на 60% упадет и сегмент цифрового контента. Причина, опять же, уход таких зарубежных игроков, как Netflix, Megogo, Spotify, Deezer, Wargaming и др. Не создают предпосылок для роста и сложности с оплатой покупок и подписок на зарубежных платформах, таких как GooglePlay, AppStore, Steam и др.
Отказ крупнейших киноиндустрий от показа премьер в России также повлиял на сокращение объемов контента. В результате в начале марта 2022 года трафик торрент-трекеров увеличился на 21%.
При этом самый перспективный сегмент Рунета, электронная коммерция, хотя и замедлится, но не уйдет в минус. Планируется, что по итогам 2022 года он покажет рост на 15%. При этом на электронную коммерцию будут давить уход с российского рынка зарубежных поставщиков, сокращение экспорта товаров и услуг за рубеж и, наконец, снижение доходов населения. По оценкам FourKites, приведенным РСПП, каждую неделю, начиная с 23 февраля и до конца марта, импорт потребительских товаров в РФ каждый день терял более 20% объема поставок. Всего за месяц, начиная с 23 февраля, сокращение составило 56%.
На этом фоне участники рынка интернет-рекламы просят минимум на полгода отложить вступление в силу новых требований закона «О рекламе». «Новый проспект» писал, что речь идет о передаче всей информации о размещенной в интернете рекламе Роскомнадзору. Эксперты считают, что в случае вступления норм в силу с 1 сентября 2022 года и так слабеющий рынок может впасть в коллапс.
«Для российской интернет-отрасли кризисы стали своего рода прививками, которые раз за разом укрепляют ее иммунитет к дальнейшим вызовам», — тем не менее оптимистичен директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в I квартале 2022 года рекламный рынок удержался на плаву. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения составил 128-130 млрд рублей, что на 5% больше, чем в соответствующем квартале предыдущего года. «В январе-феврале этого года отечественный рекламный рынок показывал уверенный рост, но в марте в силу понятных причин он ушел в отрицательную зону», — говорят в АКАР, отмечая, что, пожалуй, впервые за свою историю рынок столкнулся с одновременным сокращением как спроса, так и предложения. Основные надежды на то, чтобы Рунет не ушел в минус, аналитики возлагают на онлайн-коммерцию. В РАЭК отмечают, что к концу года на этот сегмент будет приходиться почти 10 трлн рублей, то есть 95% всего Рунета. О том, какие компании станут локомотивом развития отрасли, читайте в материале «Битва маркетплейсов. Ozon и Wildberries стремятся стать лидерами рынка».