Рунет может спасти только электронная коммерция
Новый проспект
Статьи

Рунет может спасти только электронная коммерция

Прочитано: 533

Вклад экономики Рунета в ВВП России достиг 9,5 трлн рублей в 2021 году. 2021 год стал для интернет-бизнеса практически золотым. Рост составил 42%, однако прогнозы на 2022 год совсем неутешительны.

В 2021 году после ослабления коронавирусных ограничений в Рунете росло буквально всё. Сегмент маркетинга и рекламы вырос на 24%, до 432,5 млрд рублей. Электронная коммерция взлетела еще выше, до 8 652,4 млрд рублей (плюс 44%). Сегмент цифрового контента составил 153,4 млрд рублей (плюс 24% к показателям 2020 года).

Однако из-за геополитического кризиса 2022 год станет, пожалуй, одним из самых провальных для отрасли. Эксперты отмечают, что за свою историю существования Рунет уже сталкивался с крупными кризисами, например демонстрировал двукратное снижение темпов роста вследствие общеэкономического кризиса 2014-2015 годов. Ряд интернет-рынков падал и в 2020 году, в период пандемии COVID-19. Но прогнозы глубины падения по итогам 2022 года впечатляют.

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), падение сегмента онлайн-рекламы по итогам 2022 года составит 50% по сравнению с 2021 годом. В Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) смотрят на ситуацию еще более пессимистично, анонсируя падение рынка до 70%, до примерно 150 млрд рублей.

Негативными факторами, которые уже сейчас сильно влияют на этот сегмент, являются и отказ от рекламных размещений или перенос маркетинговых кампаний на более поздний срок российскими рекламодателями, и уход с рынка или прекращение маркетинговых активностей ряда зарубежных компаний. Так, по оценкам AdIndex, от проведения рекламных кампаний в России отказалась треть крупнейших зарубежных рекламодателей. Остановка продажи рекламы от Google, запрет на работу Facebook и Instagram, чья деятельность в России признана экстремистской и запрещена, ограничение работы TikTok, уход Criteo — всё это серьезно сократило количество топовых рекламных площадок.

По итогам 2022 года на 60% упадет и сегмент цифрового контента. Причина, опять же, уход таких зарубежных игроков, как Netflix, Megogo, Spotify, Deezer, Wargaming и др. Не создают предпосылок для роста и сложности с оплатой покупок и подписок на зарубежных платформах, таких как GooglePlay, AppStore, Steam и др.

Отказ крупнейших киноиндустрий от показа премьер в России также повлиял на сокращение объемов контента. В результате в начале марта 2022 года трафик торрент-трекеров увеличился на 21%.

При этом самый перспективный сегмент Рунета, электронная коммерция, хотя и замедлится, но не уйдет в минус. Планируется, что по итогам 2022 года он покажет рост на 15%. При этом на электронную коммерцию будут давить уход с российского рынка зарубежных поставщиков, сокращение экспорта товаров и услуг за рубеж и, наконец, снижение доходов населения. По оценкам FourKites, приведенным РСПП, каждую неделю, начиная с 23 февраля и до конца марта, импорт потребительских товаров в РФ каждый день терял более 20% объема поставок. Всего за месяц, начиная с 23 февраля, сокращение составило 56%.

На этом фоне участники рынка интернет-рекламы просят минимум на полгода отложить вступление в силу новых требований закона «О рекламе». «Новый проспект» писал, что речь идет о передаче всей информации о размещенной в интернете рекламе Роскомнадзору. Эксперты считают, что в случае вступления норм в силу с 1 сентября 2022 года и так слабеющий рынок может впасть в коллапс.

«Для российской интернет-отрасли кризисы стали своего рода прививками, которые раз за разом укрепляют ее иммунитет к дальнейшим вызовам», — тем не менее оптимистичен директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в I квартале 2022 года рекламный рынок удержался на плаву. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения составил 128-130 млрд рублей, что на 5% больше, чем в соответствующем квартале предыдущего года. «В январе-феврале этого года отечественный рекламный рынок показывал уверенный рост, но в марте в силу понятных причин он ушел в отрицательную зону», — говорят в АКАР, отмечая, что, пожалуй, впервые за свою историю рынок столкнулся с одновременным сокращением как спроса, так и предложения. Основные надежды на то, чтобы Рунет не ушел в минус, аналитики возлагают на онлайн-коммерцию. В РАЭК отмечают, что к концу года на этот сегмент будет приходиться почти 10 трлн рублей, то есть 95% всего Рунета. О том, какие компании станут локомотивом развития отрасли, читайте в материале «Битва маркетплейсов. Ozon и Wildberries стремятся стать лидерами рынка».

e-commerce интернет-торговля Интернет
Другие статьи автора Читайте также по теме
Российские маркетплейсы решили зарегулировать окончательно. В Госдуму внесен законопроект, запрещающий площадкам типа Wildberries, Ozon или «Яндекс Маркет» брать деньги за возврат товаров. И это еще не всё: «единорогов» рынка урежут в правах сильнее прочих.
Юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина рассказала, какие проблемы могут возникнуть у покупателей и продавцов на маркетплейсах и как юристы помогают разрешать такие споры.

Рыночную долю лидеров интернет-торговли Wildberries и Ozon Федеральная антимонопольная служба оценила в 80%. Принятое решение призвано защитить как права потребителей, так и зависимых от интернет-агрегаторов поставщиков и пунктов выдачи заказов. Но реализовать его как минимум до конца года вряд ли удастся.


Идея строительства 10 плавучих домов в Галерной гавани Петербурга вызвала интерес прокуратуры
25.04.2024
Путин: безработица в России держится ниже 3%
25.04.2024
Петербургский завод «Биокад» создал первый в истории препарат для лечения болезни Бехтерева
25.04.2024
Российский бизнес Hugo Boss купит сеть гипермаркетов «Стокманн»
25.04.2024
Компания «Абсолют Строй Сервис» вложит 10 млрд рублей в новый проект в Ленобласти
25.04.2024
Новым президентом девелоперской группы «Эталон» стал Михаил Бузулуцкий
25.04.2024
Девелопер Setl Group собрал 270 кг гуманитарной помощи для жертв наводнения в Оренбуржье
25.04.2024
Торговая сеть «Лента» открывает в Петербурге и Ленобласти магазины нового формата «Вингараж»
25.04.2024
Будущий судебный квартал в Петербурге получил градплан
25.04.2024
В «Левашовском хлебозаводе» откроется выставка в честь классика авангардной фотографии Александра Родченко
25.04.2024
Летом в Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса
25.04.2024
Девелопер LEGENDA дебютировал на рынке «зеленого» проектного финансирования
25.04.2024
Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки