Битва маркетплейсов. Ozon и Wildberries стремятся стать лидерами рынка
Новый проспект
Статьи

Битва маркетплейсов. Ozon и Wildberries стремятся стать лидерами рынка

Прочитано: 4200

С начала военной спецоперации в России закрылось около 8% интернет-магазинов, но рынок e-commerce всё равно растет за счет двух крупнейших маркетплейсов — Ozon и Wildberries, а также за счет сервисов по доставке еды. Эксперты предрекают в этом году битву двух гигантов за лидерство, появление новых брендов и рост рынка за счет инфляции.

По оценке Data Insight, за три месяца (март-май) в России закрылось около 8% интернет-магазинов. Это около 400 площадок из 5 тыс. наиболее посещаемых. В статистику попали ушедшие из России западные бренды, компании, решившие перевести онлайн-продажи исключительно на маркетплейсы, и закрывшиеся бизнесы.

Борис Овчинников, партнёр Data Insight, прогнозирует, что процесс закрытия категорийных интернет-магазинов (без учета маркетплейсов, продуктов питания и аптечных товаров) продолжится. А Александр Старостин, CEO First Data, поясняет, что затраты на привлечение и удержание клиента на маркетплейсах всегда ниже, чем в собственных интернет-магазинах.

Россияне установили рекорд в онлайне

Рынок e-commerce третий год показывает стремительный рост. В 2021 году россияне оформили рекордное число онлайн-заказов — 1,7 млрд штук. Это в 2 раза больше, чем в 2020 пандемийном году.

«Удвоение заказов — это не только рекорд для России, но и для всего мира. Если бы меня несколько лет назад спросили, может ли рынок вырасти в 2 раза, я бы сказал, что нет. Но оказалось, что может!» — говорит Борис Овчинников. Объем российского рынка в деньгах вырос на 52%, до 4,1 трлн рублей.

При этом основной рост онлайн-заказов обеспечили два лидера — Ozon и Wildberries. Из 900 млн онлайн-заказов, на которые прирос рынок, 86% сделаны на этих двух площадках, а также на сервисах e-grocery (доставка продуктов питания). Категорийные интернет-магазины приросли лишь на 35 млн онлайн-заказов.

Но рост объема рынка в деньгах (+1,4 трлн рублей по сравнению с 2020 годом) распределился более равномерно. Лидеры рынка Ozon и Wildberries из этих денег получили 45%. Продажи категорийных интернет-магазинов росли в основном за счет инфляции.

Переток покупателей из офлайна в онлайн сегодня настолько мощный, что позволяет e-commerce сохранять положительную динамику рынка даже при глубоком спаде розничной торговли. Но бенефициарами этого продолжающегося роста станут лишь несколько площадок, уверяют эксперты.

Время больших денег

В 2021 году инвесторы совершили 39 сделок на $ 262 млн (без учета инвестиций Ozon), что довольно много для России. (Для сравнения, в 2019 году было совершено 37 сделок на общую сумму $ 235 млн.) По словам Влада Широбокова, эксперта розничной торговли, продюсера Upgrade и New Retail Forum, рынок e-commerce — один из немногих, который продолжает привлекать инвестиции даже в новых условиях.

Больше всех денег в прошлом году привлек российский стартап ACCEL Club (выкупает бренды на Amazon и помогает им расти) — $ 170 млн. Проект в феврале 2021 года запустили cооснователь сервиса доставки еды Foodfox Максим Фирсов и бывший управляющий директор маркетплейса автобусных билетов Busfor Николай Тузенко.

На втором месте с большим отрывом идет курьерский сервис Borzo (бывший Dostavista), он привлек $ 50 млн. «Инвестиционный прогноз на этот год не очень радостный, но все мы ожидаем, что объем сделок достигнет $ 30-40 млн», — отметил Влад Широбоков.

Маркетплейсы как точка роста

В последний год борьба за долю в e-commerce разворачивается среди пяти крупнейших маркетплейсов: Ozon, Wildberries, AliExpress, «СберМегаМаркет» и «Яндекс.Маркет». Акционеры этих компаний выделяют огромные инвестиции на развитие. Например, капитальные затраты Ozon в 2021 году составили почти 20 млрд рублей. А Wildberries в январе заявляла, что всю полученную прибыль в 2021 году в размере 18 млрд рублей направит в дальнейшее развитие компании: строительство новых логистических комплексов, повышение качества сервиса, расширение ассортимента.

Участники рынка e-commerce на различных отраслевых конференциях неоднократно говорили, что крупнейшие маркетплейсы имеют многомиллиардные бюджеты на развитие, и конкурировать с ними невозможно ни по цене, ни по доставке.

Например, Алексей Федоров, управляющий партнер сети «220 вольт» и председатель совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по развитию электронной торговли, в январе на одной из конференций по розничной торговле заявлял, что у всех пяти маркетплейсов неограниченный бюджет на логистику. При этом цель для каждого из топ-5 игроков, поставленная акционерами, — стать лидером. Рынок с интересом наблюдает, за кем будет победа.

«И всё же основная битва развернется между Ozon и Wildberries», — считает Борис Овчинников. По его данным, в I квартале 2022 года наблюдается замедление интернет-заказов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Например, в марте их количество выросло на 88%, в апреле — на 68%. «Но если из общих данных вычесть Ozon, Wildberries и сегмент e-grocery, то динамика будет нулевая. И это печальный сигнал, потому что за пределами маркетплейсов нет роста. Рынок может перестать расти навсегда», — считает Борис Овчинников.

По словам Дмитрия Солопова, основателя коммуникационной группы Progress, маркетплейсы наряду с банками — одни из наиболее активных рекламодателей по итогам 2021 года. У них довольно агрессивная рекламная кампания и на ТВ, и в digital. Тот факт, что Ozon и Wildberries впервые вошли в топ-10 рекламодателей в России по итогам прошлого года, говорит о значительном увеличении финансирования рекламного продвижения. При этом годом ранее они не попали даже в топ-30. В 2022 году маркетплейсы не сбавляют темп и продолжают вкладывать огромные средства в различные рекламные, коммуникационные и маркетинговые кампании.

В центре захватывающей истории

Среди тенденций на ближайшие 12 месяцев участники рынка называет сокращение маркетинговых бюджетов. В результате значимость бренда выйдет на первый план.

Переток покупателей из офлайновых магазинов будет происходить еще быстрее. «Офлайновый ретейл и так угасал, а сейчас этот процесс ускорится. Ушли многие сильные сети, покупательский трафик сокращается. Денег на поддержание хорошего ассортимента у ретейлеров нет. Плюс проблемы с доставкой в Россию. И этот фактор подстегнет покупателей чаще делать покупки в онлайне», — прогнозируют в Data Insight.

Кроме того, сейчас будет формироваться новый пул импортеров и дистрибьюторов для вывода на рынок новых брендов взамен ушедших западных. «Очевидно, что новые марки будут определяться маркетплейсами, и мы с вами окажемся в центре захватывающей истории», — прогнозирует Борис Овчинников.

По прогнозу Data Insight, число онлайн-заказов по итогам 2022 года вырастет на 63% и составит 2,8 млрд единиц, а в рублях — на 40%, до 5,8 млрд рублей. Расти рынок будет преимущественно за счет инфляции.

Материал подготовлен на основе выступлений на форуме «Upgrade Retail Лето 2022».

торговля маркетплейс ретейл e-commerce
Другие статьи автора Читайте также по теме
Совладелица и операционный директор российского производства женской одежды Pompa Елена Юрасова рассказала «Новому проспекту», как рождается мода, кто носит оверсайзы, как за последние годы изменилось поведение покупателей и что будет модно весной-2024.
На прошлой неделе почти 300 петербуржцев отравились едой, которую приготовила компания "Грин Бокс", а доставил сервис "Самокат". В связи с этим возобновилась дискуссия о том, должны ли агрегаторы, маркетплейсы и службы доставки отвечать за ошибки производителей. Судебная практика по таким делам очень неоднородна.
Что такое нишевый маркетплейс, за счет чего он может успешно конкурировать с крупной универсальной торговой площадкой, кому стоит задуматься о его запуске и сколько это может стоить, узнал «Новый проспект».

В 2023 году объем делового туристического рынка России достиг 810 млрд рублей
23.09.2023
Строительство моста через Черную речку завершат в 2024 году
23.09.2023
На железнодорожных вокзалах Петербурга заработал сервис по выдаче справок
23.09.2023
Германия предоставила убежище почти 100 отказникам из России
23.09.2023
Лизинговый актив уходящей из России Mitsubishi может получить бизнесмен Игорь Ким
23.09.2023
Рынок коворкингов Москвы и Петербурга возвращается к росту
23.09.2023
В Петербурге открылась фермерская ярмарка "Натуральное путешествие"
23.09.2023
На Пулковском шоссе построят малоэтажный жилой комплекс
23.09.2023
В Петербурге ищут режиссера БДТ Александра Никанорова. Он пропал два дня назад
23.09.2023
В магазинах Петербурга обнаружили мясную продукцию с африканской чумой свиней
23.09.2023
В Петербурге волонтеры проведут мониторинг 100 деревянных памятников зодчества
23.09.2023
Комздрав Петербурга нашел поставщика на импортные "скорые" за 643 млн рублей
23.09.2023
Олимпийский комитет России проконсультируется с юристами по решению WADA
23.09.2023
Умерла актриса Алагез Салахова
23.09.2023
В октябре Петербург и Абу-Даби соединит прямыми рейсами авиакомпания из ОАЭ
23.09.2023
Россия представит резолюцию по ИКТ в комитете Генассамблеи ООН
23.09.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки